Экономический кризис вызвал настоящий программный сбой у некоторых родителей в Татарстане. Столкнувшись с потерей работы и падением доходов, они не нашли ничего лучше, чем сдать своих детей в республиканский дом ребенка, мотивируя невозможностью их прокормить. Причем счет желающим решить свои материальные проблемы таким способом идет уже на десятки. Такую возможность предоставляют им власти республики – они выделили для этих целей места в госучреждении "Республиканский дом ребенка". Причем, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», это только начало…

СИРОТЫ ПРИ ЖИВЫХ РОДИТЕЛЯХ

Началось все с недавнего приказа министра здравоохранения РТ "Об организации групп восстановительного лечения для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базе ГУЗ "Республиканский дом ребенка". Этот документ подразумевал создание группы круглосуточного пребывания на 50 коек для детей до 4-х лет. В двух зданиях Дома ребенка в Казани (на ул. Ямашева, 88А и ул. Фучика, 73) создано по 10 коек, в набережночелнинском филиале – 30. Уже набраны первые группы. Причем часть родителей объясняет свое решение временно оставить своих детей в Доме ребенка тем, что их попросту нечем кормить.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в набережночелнинском филиале Дома ребенка и побеседовал с его руководителем Натальей Сараевой. По ее словам, этого приказа они ждали давно. А дело вот в чем.

  "Наше учреждение специализируется на лечении детей с психоневрологической патологией, – рассказала Сараева. – Слава богу, имеем неплохое оборудование, например, сенсорную комнату, а также высококвалифицированных специалистов, прошедших стажировку в нескольких странах. Естественно, лечим мы не только сирот, но и детей из нормальных семей, которых на лечение приводят родители. Поскольку мы не можем оказывать платные услуги, делали все это на благотворительной основе".

Наталья Сараева пояснила, что когда появились законы, стимулирующие граждан брать в свои семьи приемных детей, количество воспитанников Дома ребенка значительно сократилось. Но разразился кризис, и появилась угроза того, что количество сирот снова увеличится. Поэтому Минздрав РТ и ускорил принятие вышеназванного приказа.

К НАМ МОЖЕТ ПОПАСТЬ КАЖДЫЙ

"Приказ вышел 15 мая, однако свою квоту, то есть 30 коек, мы полностью набрали недавно, – говорит Наталья Сараева. – Чтобы ребенок оказался у нас, родители должны обратиться в детскую поликлинику по месту жительства, пройти обследование, после чего врачебная комиссия принимает решение о направлении к нам. Но, поскольку неврологические заболевания наблюдаются почти у 100% детей, в наше учреждение может попасть каждый".

Квота определена следующим образом: по две путевки на каждую из шести челнинских детских поликлиник и плюс 18 коек – для детей из близлежащих районов. Сегодня в набережночелнинском филиале Дома ребенка воспитываются и проходят реабилитацию дети из Нижнекамска, Елабуги, Агрыза, Бугульмы, Мензелинска, Менделеевска и Лениногорска.

"Понятно, что благополучные семьи своих детей к нам не приводят, – объясняет Сараева. – Обращаются из неблагополучных и неполных семей. Например, одна из молодых мам, устроивших к нам своего ребенка, работает на трех работах, потому что муж оболтус, никогда ни дня не работал и даже не собирается устраиваться куда-то. Я думаю, нововведение Минздрава – это один из выходов в теперешней кризисной ситуации для таких мам.

А некоторые прямо заявляют, что кормить детей нечем. Причем, среди таковых есть как городские, так и деревенские, хотя, казалось бы, в деревне уж можно себя прокормить, если немножко шевелиться. Там тебе и огород, и корова, и куры. Но вот есть такие родители, которые не хотят возиться с огородом, им легче сдать ребенка на два месяца в Дом ребенка. А есть и те, кто, воспользовавшись приказом Минздрава, хотят оставить своих детей в Доме ребенка навсегда. На сегодня у нас вырисовываются две такие семьи. О них мы уже сообщили в отдел опеки", – пояснила Наталья Анатольевна.

ВОСПИТАТЕЛЬНИЦ ЗОВУТ МАМАМИ

Путевка в Дом ребенка выдается на два месяца. За это время с детьми работают опытные высококвалифицированные специалисты: педагоги, логопеды, психологи и другие. Большинство детей за два месяца наверстывают свое отставание в развитии от сверстников. Но поскольку они еще очень маленькие и не понимают, почему вдруг стали жить вне семьи, многие начинают звать воспитательниц мамами. У тех на глаза наворачиваются слезы…

Челнинские родители могут посещать своих чад ежедневно, но только в специально отведенное для этого время. Родители из других городов и районов приезжают по мере возможности, в основном в "родительский день" – субботу.

Второй набор в группу восстановительного лечения начнется 13 июля.

ТАКОГО НЕ БЫЛО ДАЖЕ В ВОЙНУ

Ситуация вызывает массу вопросов, главный из которых – как могут родители отправлять своих детей в дом ребенка, вместо того, чтобы самим приложить все усилия для решения проблем. Газета «БИЗНЕС Online» попросила высказать свою точку зрения по данному поводу известных челнинцев.

Владимир Иванов, директор торгового центра "Апельсин":

– Я эту новость услышал от вас, не знаком детально с содержанием приказа Минздрава РТ и причинами его появления, но всё же мне не совсем понятно, почему сегодня государство должно брать на себя воспитание и содержание детей, чьи родители имеют проблемы в связи с кризисом. Социальная нагрузка на бюджет и так огромная, его дефицит составляет 20 млрд. рублей и, по-моему, наоборот надо сокращать государственные соцобязательства, чтобы была возможность уменьшать налоги.

Меня больше всего волнует не столько экономическая, сколько нравственная сторона вопроса. Даже в войну люди детей никуда не сдавали. Почему нельзя обеспечить работой эти 50 человек? Полно же работы! В конце концов, эти же средства можно было бы направить на создание рабочих мест. Чем брать на воспитание их детей, нужно этих родителей заставить работать, чтобы они сами кормили своих детей. Чем больше детдомов, чем больше бюджетных средств направляется на них, тем больше будет коррупции в среде чиновников.

Елена Машкова, кандидат экономических наук, директор Камского центра социальных технологий "Развитие":

– Я думаю, что это очень правильная и своевременная мера, поддерживаю ее от всей души и двумя руками. Я давно занимаюсь исследованиями вопросов бедности. В 2004 году, когда еще наблюдался рост благосостояния населения, мы провели исследование "Бедность в монородительских семьях". Примерно в третьей части челнинских семей детей воспитывает одна мама. В таких семьях доход в 4,8 раз ниже, чем в полной семье. Самая первая проблема для них – это питание. Мы повторяли исследования и в 2006-м году и в прошлом, она таковой и остается. В тех семьях, где одна мама воспитывает двоих-троих детей, они реально голодают. У них никогда в жизни не было… ну, например, коньков. И не будет.

Вторая проблема – они не могут получить медицинское обслуживание. Хоть у нас официально медицинское обслуживание и бесплатное, но каждый знает, что уже в гардеробе детской поликлиники нужно заплатить деньги. И третья проблема – невозможность оплачивать услуги ЖКХ. Таким образом, огромное количество детей реально голодает, они физически слабые, нездоровые и являются первыми кандидатами на выселения из жилья.

Из мам-одиночек порядка 45% это вдовы, порядка 40% – разведенные. Среди последних только половина получает алименты, которые покрывают меньше 40% потребности ребенка в питании. В течение нескольких лет пособие на ребенка у нас составляло 72 рубля. Такого нет ни в одной, даже самой захудалой стране мира. Пособие для мамы, ухаживающей за ребенком-инвалидом, с 1991 по 2007 год ни разу не индексировалось и составляло 120 рублей. А ведь она от него даже отойти не может! Пособие для матери-одиночки составляет 6% прожиточного минимума ребенка. Государство, декларируя важность демографической составляющей, говоря, что дети – это будущее нашей родины и так далее, опустило такие семьи до неимоверно низкого уровня жизни. И этих людей надо хоть как-то поддержать. Я считаю, что 50 мест – это еще мало!

Сергей Майоров, председатель Совета директоров ООО "Магнолия-С":

– С одной стороны это, конечно, большая беда, раз мы дошли того, что часть челнинцев не могут прокормить собственных детей. И очень хорошо, что Дом ребенка решил им помочь и начал проводить такую акцию. С другой стороны, мне не совсем понятно, почему они не могут этого делать. Если человек безработный, то Центр занятости выплачивает пособие до 4900 рублей в месяц. Но главное – надо работать! Сегодня в городе немыслимо много объявлений с приглашением на работу. Я думаю, тут дело в том, что люди просто не прилагают должных усилий для поиска подходящей им работы. Я удивился, когда Центр занятости города был пуст во время последней ярмарки вакансий. Вроде бы 16 тысяч безработных в городе, а искать работу никто не пришел!

Равиль САБИРОВ,
фото автора