«А ВДРУГ ВАМ ДАДУТ НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ?»

Игорь Чапурин не очень-то похож на дизайнера одежды — в его облике нет ничего устало-пафосного (историк моды Александр Васильев) или изобретательно-гламурного (дизайнер Вячеслав Зайцев). Джинсы, джемпер, модная четырехдневная небритость — и это все. Таким он предстал перед слушательницами его мастер-класса в конференц-зале одного из казанских отелей. Открытый, общительный, остроумный и легкий. Сплошной позитив.

Жизнь его в принципе проходит довольно-таки гладко. В свое время Чапурин победил на конкурсе имени Нины Риччи, где в жюри были и Соня Ракель, и Пьер Карден. Его пригласили работать в Max Mara, но он отказался и предпочел вернуться из Парижа в Москву. А в Первопрестольной начал делать туалеты для участниц конкурсов красоты. Потом были успешные коллекции, известность в Европе и Америке, бутики в топовых местах, в том числе и на Кузнецком мосту — культовом месте российской фэшн-индустрии. Один из его показов прошел, например, в зале «Метрополя» — уровень притязаний понятен. Чапурин работал над гардеробами Людмилы Путиной и Светланы Медведевой. Среди своих муз он называет актрису Аллу Демидову. Сотрудничает с такими эстетами, как Олег Меньшиков и Рустам Хамдамов. Вообще же, как он сам говорит, подавляющее большинство его клиенток — дамы после 30, весьма состоятельные, способные постичь интеллектуальный шик этого кутюрье. А кредо Чапурина — это простота, гармония и совершенство. В его активе два «Золотых манекена» — высшие награды для дизайнеров одежды в России, награда журнала «Харпер базар» и многое другое. Он учился в Витебске, и после его успеха в Париже французские журналисты называли его второй витебской звездой после Марка Шагала. Конечно, это было преувеличением, но такое сравнение надо было заслужить.

«Наш гардероб, наша одежда — это тот месседж, что мы посылаем обществу», — начал свой мастер-класс Чапурин. И с этим было невозможно не согласиться. Почему так важен дресс-код? Потому что нормальный человек должен соответствовать тому мероприятию, на которое он идет. И в этом проявляется наше уважение друг к другу. Начал Чапурин свои рекомендации с пафосных мероприятий. Например, прием у королевы. Тут уж без фрака мужчинам и без платья в пол, перчаток и чулок женщинам не обойтись. «Но фрак всегда может пригодиться даже тому, кто живет в провинции. А вдруг вам дадут Нобелевскую премию? На ее вручение без фрака приехать нельзя», — полушутя сказал дизайнер.

ГАЛСТУК ИЛИ «БАБОЧКА»?

А вот на прием к президенту можно одеться попроще. Здесь для дам достаточно платья в пол, перчатки необязательны, но у мужчин непременно должен быть смокинг. Впрочем, для представителей сильного пола есть некоторые послабления — галстук можно заменить «бабочкой», причем необязательно черного цвета, и даже шейным платком. Где, помимо президентского приема, нужен такой дресс-код? На кинофестивале, свадьбе, юбилее, дне рождения, если он отмечается в пафосном месте.

Присутствие на коктейле требует от мужчин всего лишь хорошо сидящего костюма, а от женщин — платья, но не в пол. Платье, кстати, может быть очень коротким, если ноги позволяют. Длинное платье надевать не следует, и если очень хочется выделиться, можно это сделать с помощью аксессуаров. Тут главное не переборщить и не удариться в пафос.

Один из сложных дресс-кодов — smart casual. Здесь надо чувствовать городской стиль, соединять цвета и фактуры, делать это с некой иронией. «Должно быть ощущение сегодняшнего дня, звонкая элегантность», — полагает Чапурин. И советует попробовать вариант из кардигана, шелковой майки и кожаных брюк с соответствующей обувью. Куда так можно пойти? На вечеринку к друзьям, на праздник к детям, если вы для них не «мамаша», а модная подружка.

Не менее сложный дресс-код и creative. Здесь надо выдерживать баланс между экстравагантностью и элегантностью. В этом случае Чапурин советует носить вещи дизайнерские. Выбрать своего дизайнера и миксовать его вещи.

Стиль business отнюдь не скучен. Дресс-код позволяет здесь разнообразить look, например, яркими клатчами, комбинировать цвета, быть виртуозными в деталях. Ну, а черно-белая классика в этом дресс-коде всегда беспроигрышна.

«Если один из моих сотрудников — это хипстер в смешной вязаной шапке, а другая сотрудница приходит на работу в простых черных брюках и белой водолазке, двигать по службе я буду именно ее. Мне милее «чистая история», — пояснил Чапурин свою позицию, напомнив, что встречают все-таки «по одежке». Психологические моменты не стоит отбрасывать, от них зависит наша карьера, а значит наше и наших близких благополучие.

ОТКАЗАЛ НАОМИ

Среди моделей, с которыми доводилось работать Чапурину, — Наоми Кэмпбелл. Причем поначалу, когда ему предложили пригласить ее для участия в показе коллекции, Чапурин отказался. Как он пояснил, Наоми тогда уже было под 40, а век моделей короток. Но потом все-таки Наоми была приглашена, и Чапурин даже переделал под нее коллекцию, которая в итоге с успехом была презентована.

ELG_6639.jpg

У Чапурина одеваются многие «звезды», среди них была, например, Уитни Хьюстон. Он говорит, что советовать «звездам» — дело бесперспективное, они все равно все решают сами. Но тут же добавляет, что у него «нет проблем ни с кем, даже с женой Путина». Надо понимать, что речь идет теперь уже о бывшей жене президента РФ. «Надо чувствовать, куда эти люди движутся, но не терять себя», — поясняет дизайнер. Единственная «звезда», с которой Чапурин не хочет работать, это Алла Пугачева. «Зайцев придумал ей балахон, потом она ушла к Юдашкину. Она все уже сама для себя решила. Ну, что я могу ей предложить?» — говорит Чапурин. Трудно что-либо возразить.

Кстати, его одежда до 2012 года продавалась в Казани, но бутик, который ее представлял, закрылся. Тем не менее Чапурин надеется, что рано или поздно его вещи можно будет купить в столице РТ. А пока он назвал свой мейл и предложил молодым казанским дизайнерам присылать ему свои работы, пообещав консультацию. И, судя по всему, слово свое он сдержит.

Естественно, мастер-класс не мог обойтись без вопросов о трендах этой осени. Чапурин ответил, что это асиметрия, анималистические принты, объемные пальто, меховые жилеты вместо шуб.

«Одежда — это ваш способ коммуницирования», — напомнил он на прощание.