Игорь Сивов
Игорь Сивов поделился впечатлениями об уровне подготовки и организации футбольного мундиаля в Бразилии

В ОДНОМ ИЗ ГОРОДОВ ДО СИХ ПОР НЕ СДАН АЭРОПОРТ!

— Игорь Вениаминович, каков был ваш маршрут по Бразилии?

— Мы были там, где была сборная России, в Куябе и Рио-де-Жанейро. Встречались с представителями городов, непосредственно с оргкомитетом, службами безопасности, осмотрели медиа-центр.

— Кто участвовал в поездке? Какие основные впечатления?

— Участвовали представители всех городов, которые примут у себя матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Мы смотрели на все, что нам показывали, опираясь на опыт Универсиады и Олимпиады. Встречались мы с руководителями городов и губернаторами. Они не скрывали, что у них были проблемы в части транспорта, готовности ряда объектов и по питанию. Они решают часть вопросов прямо по ходу чемпионата. Если сравнивать с Универсиадой, то скажу, что уровень подготовки у нас был выше. Все-таки мы принимали мероприятия в одном городе. В Бразилии одна из самых главных проблем связана с устройством самой страны. У них, как в США, федеративное деление, по принципу штатов, и потому в каждом городе разный уровень готовности. Понятно, что есть федеральное правительство, но единой структуры нет. Они даже сами говорят, что города между собой зачастую просто не общаются, и нет единообразия. И мы для себя отметили: чтобы не повторить многих ошибок Бразилии, важно вести одну линию. Например, в Куябе построили много отелей, но они сейчас пустуют, потому что спроса не оказалось. В одном городе есть выделенная полоса, а в другом — нет.

Что касается стадионов и непосредственно футбола, конечно, все сделано на пятерку с плюсом. На мой взгляд, ФИФА в первую очередь обращает внимание на картинку, работу со спонсорами и условия проживания команд. Это три кита, на которые ФИФА даже не дает дунуть. При всех сложностях, атмосфера в городах грандиозная, настоящий праздник.

— Как оргкомитетом построена система управления чемпионатом?

— Вся власть — у дирекций на местах. Главная дирекция перевела городам деньги и все. Четкости исполнения не так много, от этого, полагаю, порой и возникают проблемы. На местах оргкомитеты говорят центру, что они все успеют и до самого последнего момента вселяют уверенность, а на деле в одном из городов, например, до сих пор не сдан аэропорт! Чемпионат уже идет, а в аэропорту стройка. Или мы приехали в Куябу, а там огромная центральная дорога недоделанная. Бразильцы сами об этом говорят, что у них одна из главных проблем — это разрозненное управление и нет централизации. То есть каждый город сам по себе.

— В Бразилии команды разъезжают по городам, в России расстояния больше. Как будет построена игровая логиста в 2018 году?

— Команды будут ездить меньше, но у нас есть другая особенность — поездки болельщиков: они смогут передвигаться не только в городах, но и — наземным транспортом — по всей стране бесплатно, если у них будет на руках билет на матч. У бразильцев был шок, когда мы им рассказали о том, что у нас так будет. У них даже внутри города билет не везде дает права бесплатного проезда, хотя это заявлено — мы везде платили за проезд. Оргкомитет «Россия-2018» сейчас ведет переговоры с РЖД, которые должны будут выдержать наибольший поток болельщиков, — понятно, что как-то надо будет компенсировать затраты. Что касается соревновательной логистики, то оргкомитет и ФИФА примут окончательное решение только после чемпионата в Бразилии. К примеру, там тренировочные площадки в городах зачастую пустуют: команды приезжают в город непосредственно за сутки до матча, отдыхают и тренировки проводят на игровом поле.

Стадион Маракана в Рио
Стадион «Маракана» в Рио

В РИО В ДНИ МАТЧЕЙ ПРОБКИ, ГОРОД СТОИТ

— Как построена транспортная система?

— Такой, как у нас, выделенной полосы для транспорта по олимпийской системе в Бразилии нет. Только в Рио есть сделанная специально к чемпионату полоса для скоростного автобуса, который в основном курсирует из аэропорта до города. Мы были удивлены: думаю, такая полоса дала множество плюсов Универсиаде и Олимпиаде. В Рио в дни матчей пробки, город стоит, люди идут пешком.

— Как оцените работу волонтеров?

— Я не увидел волонтеров в городе. Например, волонтерских будок и помощи в передвижении по городу в Бразилии нет. Волонтеры сосредоточены у стадионов и в фан-зонах, много волонтеров следует за командами, но вот обычному болельщику внимания непосредственно в городе недостаточно, тем более в Бразилии городская навигация — это искусство, и важные вопросы безопасности.

— Что, учитывая увиденное, предстоит сделать в Казани?

— Программа для зрителей перед матчем, конечно, сделана на высоком уровне. На тех матчах, что мы были, спортивные презентации были очень интересными. Огромная активность перед матчем, задолго идет разогрев публики. Есть большие фан-зоны. Нам показалось, что на безопасность обращают недостаточно внимания: огромное количество людей, но досмотр весьма условный. В Бразилии, например, не принято оставлять вещи в камере хранения, которые есть у пропускных пунктов. Понятно, что в России, к сожалению, есть горький опыт, и вопросы безопасности на массовых площадках для нас будут играть важнейшую роль.

— Как построены базы сборных команд?

— В оргкомитете ФИФА говорят: несмотря на то, что Бразилия — одна из самых футбольных стран мира, и там играют в футбол на каждом свободном клочке земли, состояние полей и баз не самое лучшее. Огромное количество замечаний. Больших усилий стоило убедить оргкомитеты в городах привести поля и базы в надлежащее состояние. Мы взяли себе на заметку, чтобы все тренировочные поля соответствовали требованиям ФИФА.

— Уже подвели итоги поездки?

— Поездка позволила сравнить силы и посмотреть, правильно ли у нас составлена программа. Оценили собственные возможности. Понятно, что чемпионат мира по футболу — большое мероприятие международного уровня, но сверхъестественного чего-то или глобального, что мы не проходили, я не увидел. С нашей подготовкой, с нашим руководством, думаю, у нас проблем не будет. Главное — выполнить максимальное количество технических требований ФИФА задолго до чемпионата и проблем вообще не будет. Наш опыт играет на нас. Мы со многими городами говорили и они видят, что наш опыт им поможет.