ГОЛОСУЙ — НЕ ГОЛОСУЙ...

Выборы президента, которые точнее было бы назвать «выборы Сиси», были восприняты большинством египтян как чисто формальное действо. Этим объясняется и низкая явка избирателей — в сумме она не достигла 50%. И это после дополнительных довольно смешных ухищрений, вроде обещания оштрафовать всех, кто не придет к урне (как, интересно, это воплотить в многомиллионном Египте?) и продлением периода голосования на один день. Сельским работягам, подвязавшимся на заработках в Каире и других крупных городах, даже обещали бесплатный проезд до дома, чтобы там они могли посетить избирательный участок. Но и это не сильно помогло.

Устали, очень устали египтяне за три года (с революции-2011). Чего только не было за это время — митинги, демонстрации, выборы в парламент, избрание президента, референдум за принятие конституции... Все это было очень интересно, захватывающе, после 25-то лет полнейшего политического застоя, то бишь эры Мубарака, где также присутствовали формально-театральные выборы, но отсутствовали гласность и малейшая общественная альтернатива. Конечно, народ активно окунулся в политику. Помню свой первый блог в «БИЗНЕС Online», написанный почти 1,5 года назад, озаглавленный так: «Египтяне переживают российский «синдром 90-х». На свой лад». Тогда египтяне еще действительно напоминали россиян последнего десятилетия прошлого века. Днем и ночью на телевидении проходили жаркие дебаты, участники которых (совсем необязательно профессора политилогии, это мог быть кто угодно, хоть бы и популярные актеры) осваивали новые для себя понятия «демократия», «политическая платформа», «избирательный процесс». О судьбах Египта говорили на улицах, обсуждали в семейном кругу за столом. Мужья разводились с женами из-за разных политических предпочтений. О политике судачили все, вплоть до погонщиков ослиных упряжек.

Мне показалось, что это очень похоже на российские 90-е. Тогда я была ребенком, но атмосферу помню очень хорошо, как и разговоры родителей на кухне. Страна в хаосе, кризис власти, непонятно что будет дальше, альтеранатив множество. Собственный выбор кажется очень важным. Это потом приходит понимание, что политическим процессом и судьбой страны в целом управляют несколько иные силы, нежели совокупность избирателей. Парадигма «голосуй или проиграешь» сменяется более жизненным «голосуй, не голосуй — победит тот, кто надо».

ВЫБОРЫ СИСИ

На парламентских выборах в 2012 году мой муж-египтянин простоял 4 часа в очереди к урне. На «выборы Сиси» он уже не ходил. В общественном сознании жителей страны пирамид произошла большая перемена. Никакого политического оптимизма и заинтересованности нет и в помине. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что явку на этот раз еле-еле натянули голосами чиновников и военных, их родственников и друзей, дисциплинированно пришедших на участки. Большая часть обывателей плевать хотела на избирательный процесс. К тому же сейчас в Египте стоит адская жара.

1,5 года назад я перевела содержание своего первого блога египтянам. Я предположила, что очень скоро ажитация, охватившая обывателей, закончится, что политическая активность им надоест, сменится апатией и равнодушием. На вопрос «почему ты так думаешь?» отвечала «потому что именно так произошло в моей стране». А чтобы никого не обидеть, оставляла при себе измышления, что амплуа умного, последовательного избирателя египтянам не свойственно. Как и моим дорогим соотечественникам. Только мрачно предрекала, что рано или поздно у них появится какая-нибудь «твердая рука», которая сначала прекратит беспорядки, а потом легитимизируется во власти в результате безальтернативных выборов. Совсем как в России в 2000 году. Ну, как безальтернативных... У египтян тоже есть свой Зюганов — социалист Хамдин Саббахи, который получил свой скромный процент голосов. У них, жителей страны пирамид, совсем как у россиян, тоже «больше просто не за кого». На берегах Нила начинают потихоньку тосковать по застойным временам Мубарака (читай: Советскому Союзу) и мечтают о возвращении госпожи Стабильности. Знакомо, не так ли? Думаю, новый лидер нации генерал ас-Сиси обеспечит ее своему народу на последующие 25 лет.