По данным CNN, Россия нарастила флот для перевозки нефти до 600 танкеров. Часть кораблей была продана в Европе, другие — из Венесуэлы и Ирана. Эти суда движутся с отключенными транспондерами автоматической системы идентификации, переливая нефть покупателям из Китая, Индии и Африки в открытом море. О том, как в условиях санкций и потолка цен на нефть Россия продает черное золото, кому выгодны засекреченные сделки и сколько денег теряет бюджет, рассуждает экономист Александр Виноградов в своем блоге для читателей «БИЗНЕС Online».
«CNN сообщает, что Россия ежемесячно приобретает от 25 до 35 крупных танкеров, чтобы увеличить число судов для перевозки нефти в обход санкций. Кроме того, изменилась и география поставок: помимо Китая и Индии, важным покупателем российской нефти стала Африка»
В бюджете 8 трлн нефтегазовых доходов, сейчас выходит максимум 6 триллионов
Вскоре исполняется месяц с того момента, как традиционные потребители ввели эмбарго и потолок на российские нефтепродукты, и три месяца — с введения тех же мер в отношении нефти. Срок достаточный, чтобы начать подводить итоги. Проблема в том, что данная история в настоящий момент не является цельной в силу сложившихся обстоятельств, в первую очередь разнообразной секретности там, сям и чуть менее чем везде. Собирать картинку происходящего в нефтяной отрасли страны и мира приходится как пазл, да только частицы его отнюдь не из одной коробки.
Сначала официальное. Как сообщил минфин РФ, средняя цена на нефть марки Urals в январе – феврале 2023 года сложилась в размере $49,52 за баррель, в январе – феврале 2022-го — $88,89 за баррель. Конкретно в феврале ситуация аналогичная: здесь средняя цена барреля составляет $49,56, что в 1,86 раза ниже, чем в феврале 2022 года, когда она составляла $92,15 за баррель. Бюджет верстался, напомним, исходя из $70,1 за баррель и 68,3 рубля за доллар, т. е. по 4,8 тыс. рублей за бочку нефти. Цифры эти, очевидно, не были достигнуты в первые два месяца этого года: тот же минфин радостно сообщил, что нефтегазовые доходы в феврале выросли на 23% относительно января. Но проблема в том, что оба этих показателя куда ниже того, что было год назад. За эти два месяца они составили 947 млрд рублей, что на 46% (т. е. почти вдвое!) ниже тех доходов, что были в январе – феврале 2022 года. Локально, впрочем, выросли доходы именно что с газа, но связано это с тем, что в бюджет начал поступать НДПИ от «Газпрома», это долго не продлится.
Разумеется, идет компенсация. Министр финансов Антон Силуанов гордо заявил, что за январь – февраль в бюджет России поступило более 5 трлн рублей доходов от налогов, что больше, чем в прошлом году. ЦБ продает золото, правительство продает валюту из ФНБ, включая виртуальную продажу долларов, установлен объем отдельного дополнительного взноса с крупных компаний, а курс доллара на 10% выше, чем прописан в законе о бюджете, т. е. на каждый полученный доллар рублей в системе оказывается на 10% больше. Увы, основы это не меняет: в бюджете на год прописано 8 трлн нефтегазовых доходов, в текущей ситуации выходит максимум 6 триллионов. При этом бюджетные расходы продолжают бить рекорды — к последним дням февраля накопленный дефицит составил почти 4 трлн рублей при годовом плане в 2,9 трлн рублей. Минфин, впрочем, утверждает, что еще не все полученные налоги распределены и учтены как доходы, но уже сейчас можно сказать, что объяснения месячной давности (об авансировании госконтрактов заранее) выглядят, скажем так, недостаточно достоверными.
Почему это важно? Доля энергетического экспорта (нефть, нефтепродукты, газ и уголь) России приблизилась к историческому максимуму в 70% в структуре совокупного экспорта, повторяя пики 2007-го и 2013-го; год назад он составлял около 60%. При положительном торговом балансе из этих показателей прямо проистекает острая зависимость наполнения бюджета от возможности продавать на рынке все это энергетическое сырье с учетом всех этих различных санкций. И процесс продолжается, но общая закрытость информации, судя по всему, отражается и на конечной ситуации с доходами бюджета.
С одной стороны, есть вышеприведенные данные минфина о $49,52 за баррель. С другой стороны, были сообщения о поставках российской нефти по $38 за баррель, что уже даже ниже точки операционной безубыточности. С третьей стороны, несколько дней назад вышло исследование международной группы экономистов (Таня Бабина, Бенджамин Хильгенсток, Олег Ицхоки, Максим Миронов и Элина Рыбакова), в котором они, опираясь на данные ФТС, делают вывод о том, что Китай берет нефть из российских тихоокеанских портов по $84. Туда идет сорт ESPO, а не Urals, и он дороже, но, выходит, никаких дисконтов нет, Китай не выкручивает продавцу руки, монопсонии отнюдь нет, а нефть продается вполне себе по рыночной цене. Была также информация, что Индия в конечном итоге берет российскую нефть по $70–75 за баррель, хотя из порта она уходит куда дешевле. В общем, картина становится весьма интересной.
«Государство недополучает доход, а маржа распыляется по стае посредников»
Стоит также отметить, что даже на более или менее официально считаемый дисконт повлияло российское решение снизить объемы добычи на 500 тыс. баррелей в сутки начиная с марта, хотя рынок в целом на это не отреагировал никак. Как сообщает Reuters, цена партий с отгрузкой из портов Балтийского моря в начале марта составляет около $55 за баррель, хотя в январе она падала до тех самых уровней ниже $40. Reuters также отмечает, что за истекшие два месяца заметно выросло число желающих возить российскую нефть, что и снизило дисконты: к полуофициальному «теневому флоту» экспортеров добавились китайские и греческие покупатели. Что ж, контрабанда есть привычная деятельность для греков, а Китай, видимо, тоже решил не упустить свое
С «теневым флотом» все вообще довольно весело — в классическом таком свободном морском смысле. Официальный экспорт во многом накрылся, но продавать и получать деньги как-то надо, поэтому в ход и пошли откровенно контрабандные схемы. Так, CNN сообщает, что Россия ежемесячно приобретает от 25 до 35 крупных танкеров, чтобы увеличить число судов для перевозки нефти в обход санкций. Итог, по данным CNN, впечатляет: размер флота уже достигает 600 танкеров, что составляет порядка 10% от мирового количества таких судов. Часть кораблей была продана в Европе, иная часть имеет происхождение из Венесуэлы и Ирана. Разумеется, в ход пошло переливание нефти в открытом море и движение с отключенными транспондерами автоматической системы идентификации. Кроме того, изменилась и география поставок: помимо Китая и Индии, важным покупателем российской нефти стала Африка.
Неудивительно, что для таких объемов поставок потребовался значительный флот. В лучшие времена Россия была ответственна за 10–15% мирового экспорта нефти, но он в массе своей шел по трубопроводам. Сейчас такой вариант нежизнеспособен. Соответственно, расширение флота выглядит как решение, хотя и не факт, что 10% от всех танкеров хватит, чтобы сохранить масштабы экспорта. Возможно, отсюда и проистекает анонсированное сокращение добычи.
Наконец, свое исследование выпустило агентство Bloomberg. На основе анализа таможенных документов там пришли к выводу, что средняя экспортная цена российской нефти в целом, с учетом роста в экспорте доли дорогих сортов, вышла на уровень $74 за баррель. Это почти на четверть превышает установленный потолок и в некотором смысле показывает определенную бессмысленность попыток запереть нефть РФ внутри РФ: рынок порешал ситуацию сообразно балансу спроса и предложения. Но это верно лишь отчасти.
Проблема в том, что акторов на этом рынке стало чересчур много. Российская нефть не ушла с мирового рынка, соответственно, на нем не возникло шока неудовлетворенного спроса при просевшем предложении, не произошло хоть какого-нибудь роста цен. Но общее помутнение товарно-денежных потоков приводит к тому, что Российское государство (и страна в целом) получает лишь некоторую часть (примерно 50–70%) денег от тех объемов, какие были бы, если бы не ввели санкции. Остальное распределяется по куче контрабандистов XXI века в тех или иных пропорциях.
Не исключено, что закрытость этой истории провоцирует самих российских экспортеров занижать те суммы, что показываются минфину, больше выручки оставляя себе. Возможно, именно это и стало причиной введения вмененной цены на нефть, когда считается, что трейдер продал нефть с дисконтом к Brent, но дисконт этот не более чем некоторый уровень, который к тому же уменьшается со временем. Этот механизм вступит в силу в апреле, дисконт тогда составит $34 за баррель и снизится до $31 за баррель в мае, $28 за баррель в июне и $25 за баррель в июле.
Что в итоге? Мировому рынку — ничего, нефть на месте, все спокойно. Государство недополучает доход, хотя и пытается это скомпенсировать. А маржа распыляется по стае посредников, от акул до последней макрели. Такое вот «слезание с нефтяной иглы».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.