Много шума вокруг «Иннополиса» - но внятного описания проекта, его целей и задач, доступного обывателю и не только, не имеется. Поскольку декларируется, что сей проект инновационный, во главе инициативы должна бы стоять научная общественность. Однако,  по сей день нет отношения научного сообщества  к проекту. Чиновники из правительства республики нам рисуют перспективы в духе «Нью Васюки», однако, эти люди авторитетами в области инноваций не являются,  достижений в этой области за ними не прослеживается. В итоге, много восторженных возгласов, но нет разумных обоснований, а также критического анализа, который в больших начинаниях важен. Еще не начавшись, проект «Инннополис» стал «священной коровой», и при таком отношении к проекту,  есть сомнения, что он пополнит ряды «Нанотех», «Сколково» и пр., т.е. проект, предполагающий  освоение бюджетных средств без какой-нибудь реальной отдачи.

     Из сайта «Иннополис» :  ОАО «ОЭЗ «Иннополис» создано 22 февраля 2013 года, его учредителями выступили ОАО «Особые экономические зоны» (75 % минус 1 акция) и Республика Татарстан (25 % плюс одна акция).

      В настоящее время ОАО «ОЭЗ «Иннополис» разрабатывает проект планировки зоны, который в ближайшее время будет представлен на утверждение в МЭР РФ.

           1 ноября 2012 года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление  «О создании на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис». Площадь территории ОЭЗ в Верхнеуслонском районе составляет 192,71 га, в Лаишевском – 101,3 га.

     Согласно Постановлению Правительства РФ, до 2015 года МЭР  РФ и МФ РФ при формировании бюджета должны предусмотреть бюджетные ассигнования в размере до 15 млрд руб. Данные средства будут выделены в качестве взноса в уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны», которое впоследствии внесет их в уставный капитал ОАО «ОЭЗ «Иннополис»».  Татарстан планирует выделить из собственных источников финансирование в размере не менее половины средств, предоставляемых федеральным центром.

     Специализация ОЭЗ – инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем.

     Резидентам ОЭЗ «Иннополис» будут предоставлены земельные участки на условиях долгосрочной льготной аренды. Для них будут предусмотрены специальные налоговые ставки, в том числе по единому социальному налогу – 14 процентов (вместо 30-34), налогу на прибыль - 13,5 процента (вместо 20). Также резидентов планируется освободить от налога на имущество на 10 лет. ОЭЗ будет включать свободную таможенную зону, планируется создать систему предоставления государственных услуг по принципу «единого окна».

      «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа Иннополис – это часть масштабного проекта по созданию нового города, территориально-обособленного инновационного центра в сфере высоких технологий «Иннополис», - говорит заместитель Премьер-министра, министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов. – Она является одним из важных драйверов роста  проекта. Мы для себя определили два так называемых «магнита», которые будут притягивать ИТ-компании в Иннополис – это ОЭЗ, предоставляющая компаниям существенные налоговые преференции, и ИТ-Университет международного уровня, который будет готовить высококвалифицированные кадры в области IT».

Университет Иннополис - это первый в России вуз, специализирующийся исключительно на современных информационных технологиях. Основная цель его создания состоит в подготовке высококвалифицированных кадров для выведения отечественной инновационной индустрии на качественно новый уровень. На первом этапе развития Университет занимается подбором и обучением своих будущих преподавателей и научных сотрудников. В 2013 году партнером по запуску проекта выбран Carnegie Mellon University, один из ведущих вузов в области Computer Science в США. Согласно условиям Меморандума о взаимопонимании, подписанного в 2012 году, CMU оказывает экспертную  поддержку в разработке и реализации учебных и исследовательских программ, а также в подготовке профессорско-преподавательского состава Университета Иннополис.

   Ознакомившись с материалами сайта, возникает вопрос,  почему «Инннополис» создается на «пустом месте», на пустыре? Как территориально, так и в смысле научного управления проектом?  Республика Татарстан, г. Казань имеют признанные в мире университеты, научные школы,  в республике имеется около 30 тысяч научных и научно-педагогических кадров, да и инновационные предприятия  в IT отрасли, например, ICL – КПО ВС, и не только.

    Начинать формировать огромную инновационную площадку, с нуля, на пустом месте – это значит  запрограммировать проект на провал. Следовало бы начинать такую деятельность с обозначения разумных целей,  разработки стратегии, для чего привлечь лучшие научные и технологические кадры.  В любом научном и инновационном проекте главную роль играют не здания и даже не научное и технологическое оборудование – а мозги, идеи.

     В надежде найти информацию о научном руководстве проекта, открываю сайт «Иннополис». Сайт напоминает больше страничку деволоперской компании,  чем инновационного проекта. Пытаюсь там найти графу «Научный совет». Но такой графы там нет, поскольку  нет научного совета «Иннополиса». Зато открывается вид красивого поселка, напоминающего казино с прилегающими увеселительными заведениями.    

       А ведь первый шаг  для инновационного проекта  – определиться на какой научной и  техно-логической  платформе будет организована инновационная площадка  «Иннополис» . Если на  базе КГ(Ф)У, КНИТУ, отраслевых институтов и инновационных компаний  — есть надежда на успех. Если на базе смычки чиновников с международными аферистами, к чему клонится «Иннополис» - то провал неминуем.

         Пока единственный результат, который прогнозируется - создание объектов  недви-жимости и 10 тысяч «рабочих мест IT-специалиста». Последнее звучит особенно комично, тут проглядывается параллель с сельским хозяйством: видно, что инициаторы из области сельскохозяйственного производства,  и путают рабочее место  IT- специалиста со ското-местом на ферме. Любой здравомыслящий человек понимает, что собирать в одной деревне 10 тысяч (в «перспективе»  60 тыс. ! ) IT специалистов нет необходимости, сейчас имеются средства связи, интер-нет наконец-то, и расстояния для плодотворного общения не помеха. Да и не соберутся высококлассные специалисты в Верхнеуслонской деревне. А посредственность, что 10 тысяч, что 100 тысяч, не создадут ничего ценного.

       Далее, высококлассные специалисты десятками тысяч не считаются,  например, в Республике Татарстан на сегодня имеются около 30 тысяч научных и научно-педагогичес-ких кадров, и это достигнуто  за более чем два столетия развития наук на территории республики! 

    Необходимо также отметить, что «Иннополис» - не первый  технопарк в республике, тем более в России. Несмотря на вложенные миллиарды, уже существующие технопарки не функционируют должным образом, и  непонятно, как в «Иннополисе» удастся избежать тех же проблем.  Надо бы нашему руководству поработать над тем, чтобы уже созданный IT- парк в Казани действительно стал бы инновационным центром, а не площадкой для дешевой аренды в центре города и внутренним оффшором.

   Что касается создания научных и/или инновационных центров с нуля,  имеется большой опыт Советского Союза. В послевоенные годы и в шестидесятые годы 20 –го столетия создавались десятки научных центров, учебных заведений в Подмосковье, Сибири, на Дальнем Востоке и т.д. Эти центры создавались в иное историческое время, под иные, чем сейчас  цели. Организаторами этих центров были  выдающиеся ученые с мировыми именами. Результатом явилось то, что за короткое время СССР вышел на передние рубежи в науке и технологиях . Ныне покойный С.Капица считал, что создателям инноградов надо изучить, например, опыт создания Новосибирского Академгородка, чем ездить по заграницам.

    Успешный опыт создания инноградов есть и в настоящее время: белорусы в 2005 году начали разрабатывать нормативно-правовую базу, в 2006 году Минский парк высоких технологий начал  получать доход. Минский парк высоких технологий за годы существования экспортировал IT продукции на 1 миллиард долларов, Белоруссия  вышла на третье место по доходам от экспорта IT-услуг на душу населения, уступив лишь Индии и Чехии. При этом на создание иннопарка были выделены совсем незначи-тельные суммы. Это является для нас ярким примером, каких результатов может дать проект, когда упор делается не на архитектуру и здания, а на правильную организацию и раскрытие человеческих способностей.

     Имеется также и отрицательный опыт : малазийский «город будущего» Киберджайя , открытый  в конце 1990-х , где на площади около 3 тысяч гектаров  должен был возникнуть  город  новейших информационных технологий. По сей день Киберджайя все ещё город-призрак: надежды на то, что туда соберутся высокотехнологические компании и производства, не сбылись

      Что касается  разрекламированного  IT – университета, который якобы произведет переворот в образовании, на мой взгляд, не имеется  реальных оснований на успех.  Целесообразность его создания туманна, преподносится, как будто это первый ВУЗ  в России, специализирующийся  исключительно на информационных технологиях. Необходимо отметить, что  IT образованию в Казани как минимум пол века, имеются несколько институтов и кафедр в К(П)ФУ, КНИТУ (КАИ), КНИТУ (КХТИ) и в других ВУЗ ах РТ. Непонятно, каким образом университет в Верхнем Услоне будет успешнее их.    Какая –нибудь значительная роль имеющихся в республике профильных ВУЗ ов  в создании «Иннополиса» и IT –университета незаметна, авторитетные ученые республики к работе над проектом не привлекаются. Непонятно, как сотрудничество с заштатным американским университетом Карнеги Меллон выведет наше IT - образование на качественно новые рубежи.  В  России множество университетов с большей репутацией.  Обращаясь в такие университеты, мы принижаем свои, например, Казанский университет, который  является признанным в мире учебным и научным центром, непонятно,  почему инициаторы проекта решили обратиться заокеанскому университету Карнеги Меллон. Такие же вопросы возникают и к заказчикам деволоперского проекта «Иннополиса», отдавшего проект мастер-плана зарубежным архитекторам.  Единственное объяснение к этому я вижу в дорогостоящих заграничных командировках чиновников и функционеров.  

      Также непонятна позиция руководства республики в поисках поддержки проекта со стороны научного сообщества: не найдя соответсвующую поддержку, идет заигрывание с зарубежными научными авторитетами, далеко за пенсионным возрастом.

      При всей неопределенности в целях и задачах  «Иннополиса»,  результат проекта  имеется :  в Бюджете РФ и РТ предусмотрена громадная сумма под 1 миллиард дол-ларов на инновационное развитие республики, хотя пока не понятно, каким путем оно пойдет.  Государство дает большие  деньги и рассчитывает, что экономика, социальная сфера должны что-то получить — технологии должны появиться, развиваться на-ука. Задача татарстанцев, чтобы эти средства использовались максимально эффективно. На мой взгляд, выделенные из бюджета миллиарды, при неправильном их исполь-зовании,  могут принести   вместо  пользы  большой вред, разрушив сложивщуюся систему  IT образования в Республике, не создав вместо нее альтернативную. Вдобавок к пос. Камские Поляны на карте республики может появиться еще один город-призрак.   Также строительство «Иннополиса» и Смарт-сити  не согласуются с планами городского развития, размывая город как пространственно, так и архитектурно.

    Для этого, не откладывая на долгий ящик, необходимо начать работу над стратегией развития  IT – технологий в республике, определить приоритетные направления развития.    В Республике, увлекающейся разными целевыми программами развития на период до 2020 года, нет республиканской целевой программы развития информационных технологий !  При этом, необходимо опираться на имеющиеся достижения в республике.

     По моему мнению, для разработки идеологии, стратегии  развития, или даже Республи-канской целевой программы развития  IT технологий и IT образования в Татарстане, в т.ч.  «Иннополиса»,  должна быть создана рабочая группа  из числа ведущих ученых  и промышленников, в т.ч.  IT отрасли, общественности . Что касается создания учебного заведения, такие учебные заведения в Татарстане имеются давно, например :

    в КГУ – Институт вычислительной математики и информационных технологий;

            - Высшая школа информационных технологий и информационных систем;

           - IT – лицей.

   в КНИТУ (КАИ) - Институт технической кибернетики и информатики;

                           - Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций;

                           - Институт автоматики и электронного приборостроения.

   в КНИТУ (КХТИ)  - Институт управления, автоматизации и информационных технологий.

     Из стен этих  ВУЗ ов вышли выдающиеся специалисты, к обучению студентов привлечены квалифицированные научные и педагогические кадры. Если  миллиарды, предусмотренные для «Иннополис»  направить на развитие  имеющихся в республике научных и учебных центров, то мы бы получили гарантированный инновационный результат.

     Возможно, вместо создания на пустом месте IT университета, создать в составе «Иннополиса»  научный совет из числа ученых, промышленников, который бы выполнял функцию прогнозирования приоритетных направлений развития инновационных  отраслей, разрабатывал концепцию, идеологию инновационного развития  РТ, в том числе  IT – производств и IT - образования. В дальнейшем, если опыт покажет, на необходимость создания самостоятельного университета,  вполне вероятно, проект вырастет до самостоятельного IT- университета на базе имеющихся институтов.

      А задача сегодняшнего дня для инициаторов проекта :   вернуть проект «Иннополис»  из Верхне Услоновского пустыря на городскую реальность.  Выход из ситуации я вижу в следующем : необходимо расширить территорию ОЭЗ, включив туда часть Высокогорского района, куда выводить промышленные предприятия  города, построив обходную железную дорогу севернее автотрассы М – 7  ( Материал « В обход Казани необходимо построить железную  дорогу» – в блогах Бизнес он Лайн от 14.04.2013), и основные инвестиции направлять именно туда.

      Тогда бюджетные миллиарды «Иннополиса» будут  использованы на  реальные цели, что сделает проект устойчивым,  беспроигрышным, даст весомый и яркий результат.  

     Тахир Давлетшин

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции