БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОК В СМИ

На программу «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ и других языков в РТ на 2014 - 2020 годы» за 7 лет будет направлено 1,08 млрд. рублей. Все средства — из республиканского бюджета. Об этом вчера на пресс-конференции в Госсовете РТ сообщил председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев. Он подчеркнул, что данная программа впервые получила столь серьезное финансирование — в 2004 - 2013 годах выделялось лишь 10 - 11 млн. рублей ежегодно. Теперь же только в 2014-м предполагается финансирование в 167 млн. рублей, в 2015-м — 184 млн. рублей (подробнее о финансировании по годам см. таблицу ниже).

Согласно новой программе, ожидается, что к 2020 году соотношение документов, «аудиовизуальной информации» в органах госвласти, сфере услуг, инфокоммуникационной сфере будет 50 на 50 — на русском и татарском языках (как госязыках). По данным Валеева, сегодня лишь 3% совещаний проходит на татарском языке. Доля охвата обучением и воспитанием татарских детей на родном языке в детсадах сохранится на уровне 64%, в школах — 43,6%. Программа подразумевает развитие не только русского, татарского, но и других языков. Например, доля СМИ на татарском языке должна достигнуть 25%, на языках представителей народов, проживающих в РТ, — 2% (подробнее об ожидаемых конечных результатах см. таблицу). Кроме того, среди проблем указаны большое количество орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок в СМИ, в повседневной жизни, а также перенасыщение речи молодежи неоправданными иностранными заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами... «Необходима выработка механизма защиты языков», — отмечено в программе.

Основными разработчиками документа, который готовился в течение 1,5 лет, стали академия наук РТ и Казанский федеральный университет. Ответственным за реализацию программы определен минобраз. Отметим, что это одна из трех программ, посвященных реализации государственной национальной политики (две другие: «Реализация государственной национальной политики в РТ на 2014 - 2016 годы» и «Сохранение национальной идентичности татарского народа на 2014 - 2016 годы»).

финансирование.jpg

Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» Валеев, основными получателями средств станут минобраз, минкульт и академия наук РТ. Подробнее, какое министерство и ведомство сколько получит средств, станет известно в феврале, когда будет утверждена подготовленная минобразом «дорожная карта».

— Каждое министерство и ведомство еще будут защищать свои позиции: что они будут делать, как и когда? Какие должны быть итоги и каким образом они должны будут достигаться? — добавил принимающий участие в пресс-конференции первый замминистра образования и науки РТ Данил Мустафин.

«МЫ ТАТАРСКИЙ ТОЛЬКО В 90-М ГОДУ ОБЪЯВИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ»

В программе много внимания уделено поддержке татарского языка в других регионах, в частности, речь идет о приобретении учебников для татарских школ. Организованы курсы для изучения делового татарского языка. Проведена татарская локализация операционных систем и программ, выделены средства на оперативное обновление сайтов госоранов на татарском языке. Для мигрантов организованы курсы по изучению русского языка. Выпущен единый каталог названий географических объектов РТ на обоих госязыках. Будет также введена языковая сертификация по татарскому и русскому языкам (оладатели сертификата могут получить преимущества при трудоустройстве). Как рассказал «БИЗНЕС Online» Валеев, в программе татарскому и русскому языкам уделяется примерно равное внимание. Но при этом русскому языку уделено внимание больше, чем в предыдущих программах. «У русских много проблем, например, в чистоте языка. У татар — в десятки раз больше, мы татарский только в 90-м году объявили государственным языком», — отметил Валеев.

Как было отмечено, в Татарстане и ранее пытались создать «единое образовательное и воспитательное пространство для сохранения и развития языков и культур», но, видимо, не очень удачно. «Нас всегда ругали, что мы принимаем программу, но не можем ее реализовать, — отметил Валеев. — А как без денег реализовать? Вот 164 миллиона рублей — это много или мало? Это 50 рублей на человека!» Он сообщил журналистам, что будет считать программу эффективной, если в обществе вырастет потребность в языке. Понять это можно будет по разного рода индикаторам, например, увеличению СМИ на татарском языке.

«Главная проблема в мотивации, народ сам должен тянуться к изучению языка, — уверен Валеев. — На втором месте совершенствование учебников. У нас слишком наукообразные учебники, мы их сейчас упрощаем. Должны быть разные варианты учебников: для тех, кто хорошо знает язык, для тех, кто слабее или не знает вообще».

460.jpg
(Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой)

«ЧТОБЫ НЕ ПРОИЗОШЕЛ ОБЫЧНЫЙ РАСПИЛ БЮДЖЕТА»

Опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» эксперты считают, что для сохранения нацкультуры в условиях глобализации и оговоренной в программе суммы мало.

Римзиль Валеев — известный татарский общественный деятель:

— Я примерно представляю, из каких пунктов состоит программа. Это относительно небольшие, но влиятельные мероприятия. Кроме того, есть ряд дополнительных мероприятий, которые активизируют работу по сохранению языков. Но, учитывая влияние глобализации, то и этих сумм и программ будет очень мало для нейтрализации ее негативных последствий. В европейских странах на эти нужды тратятся более существенных суммы. А что мы имеем здесь? В Татарстане всего одна студия, которая готовит программы на татарском языке, пропагандирующие нацкультуру. А в Баварии 22 года назад было 10 больших студий. Вот вся наша культура. Но думаю, новая программа все же более продуманна и подробна, подразумевает более тщательные пункты, которых раньше не было. Кроме того, стоит вспомнить две предыдущие госпрограммы. Особых изменений после них мы не почувствовали. Сейчас я смотрю на их содержание и могу сказать точно: и половины из перечисленного, не было реализовано. Самое главное, чтобы выделенные средства использовались по назначению, чтобы они давали эффект, чтобы пункты реализовывались, чтобы не произошел обычный распил бюджета.

Азат Ахунов — доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ:

— В целом программа создает впечатление вполне реальной и проработанной. Чувствуется резкий уход от «песен и плясок» (это «болезнь» многих предыдущих программ) к конкретике. Поставленные задачи в основном четко очерчены, хотя без общих, расплывчатых формулировок не обошлось. На мой взгляд, это связано с недостаточной информированностью широкой общественности, экспертов о проекте программы и с узкой заинтересованностью отдельных организаций и ведомств, которые готовили ее проект.

Если пройтись по конкретным пунктам, то можно увидеть, что здесь нашли отражение многолетние «болячки». Например, наконец, уделено внимание преподаванию татарского языка за пределами республики. Что еще бросается в глаза? Русский язык идет наравне с татарским. Мероприятий, направленных на сохранение и развитие русского языка и культуры в Татарстане, запланировано достаточно много. Для критики не остается ни одного аргумента.

По моим оценкам программа на 80 - 90 процентов реальная. Для полной оптимизации я бы, например, избавился от таких малоэффективных мероприятий, как создание сайта для координации воскресных школ, выпуск ежемесячной газеты при Доме дружбы. До сих пор актуальным остается создание единого государственного веб-портала, который на безвозмездной основе знакомил бы пользователей с татарской культурой (музыкой, книгами, спектаклями, музеями).

Думаю, задачи, поставленные в программе, вполне выполнимы. Конкретика, расписанная в ее пунктах, отрезает путь к нецелевому расходованию бюджетных средств, что, увы, не было редкостью для предыдущей версии программы. Если даже удастся реализовать программу процентов на 50 - 60, это будет большим шагом вперед.

Безимени-1.jpg
Безимени-2.jpg
Безимени-3.jpg
Безимени-4.jpg
Безимени-5.jpg
Безимени-6.jpg
Безимени-7.jpg