1006161_585043074851618_1281313793_n.jpg

№1
ОГНИ ИГОРЯ КРУТОГО И ВАЛЕРИЯ ГЕРГИЕВА

Одно из главных культурных событий минувшего года, безусловно, шоу открытия Универсиады. Команда известного продюсера Игоря Крутого готовила это действо несколько лет. Праздник, за которым следили в прямом эфире в 100 странах мира. Подобной по масштабу промоакции у нас еще не было. Ажиотаж вокруг нее был невероятный — десятки тысяч туристов, гостей, спортсменов, волонтеров, журналистов на 45-тысячном стадионе наблюдали за эффектным зрелищем.

Вечер и ночь открытия Универсиады совпали с праздником Ивана Купалы, когда по традиции жгут купальские огни. Именно огонь стал главным героем шоу на стадионе «Казань-Арена». Тысячи артистов и спортсменов, страницы из истории Татарстана и, наконец, звезды первой величины, среди которых были Альбина Шагимураитова, Мария Максакова, Дмитрий Хворостовский, Александр Градский, Денис Мацуев, Константин Хабенский и другие. Шоу на стадионе было выверено до мельчайших нюансов, оно бы сделало честь любой Олимпиаде, а не только Универсиаде. В то время, когда на стадионе разворачивалось супермасштабное действие, на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля проходил международный фестиваль «Шаляпин. Нуриев. Казань». В его основу легли лучшие балетные и оперные спектакли казанского театра. Помимо них участие в фестивале, который в таком формате проводился в Казани впервые, приняли Мариинский театр и театр балета Бориса Эйфмана.

Культурная Универсиада завершилась триумфальным гала-концертом Мариинского театра, участие в котором приняли и артисты казанской оперы, а за дирижерским пультом друг друга сменяли два маэстро — Валерий Гергиев и Ренат Салаватов. В зале был аншлаг, и хотя действо задержали почти на 40 минут, но, по наблюдению корреспондента газеты «БИЗНЕС Online», никто из публики не ушел. Более 10 телекамер работали и в зале, и на сцене, а среди зрителей присутствовало немало VIP-персон. Идея пригласить на закрытие культурной Универсиады маэстро Гергиева родилась во время фестиваля им. Шаляпина позапрошлого года. Тогда в качестве площадки рассматривалась Ярмарочная площадь, но потом дело ограничилось залом театра оперы и балета им. Джалиля. И было решено показать программу «Шаляпин-гала: Петербург — Казань», премьера которой состоялась на сцене Мариинского театра буквально за пару недель до показа в столице РТ.

№2
КАЗАНСКАЯ ПРЕМЬЕРА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ОПЕРЫ

Впрочем, казанская публика могла оценить уровень Мариинского театра не только во время Универсиады, но и раньше. Труппа маэстро Гергиева триумфально завершила оперой «Дон Кихот» Жюля Массне ХХХI международный фестиваль оперного искусства им. Шаляпина, прошедший в феврале минувшего года. Музыкантам из культурной столицы России было отдано три фестивальных вечера.

Мариинский театр привез в Казань стильную постановку французского режиссера греческого происхождения Янниса Коккоса, который одновременно явился и сценографом спектакля. Трогательная история рыцаря печального образа не изобиловала сложными философскими ходами, хотя в изобретательности видеоряда надо отдать режиссеру должное. Это объяснимо, ведь Коккос по одной из своих профессий — сценограф. Образом спектакля стала раскрытая книга, можно предположить, что это том Сервантеса, и герои словно сходят со страниц романа.

Анна Кикнадзе в партии прекрасной Дульсинеи была в меру заразительна, шаловлива, с обольстительными нотками в голосе. Аскар Абдразаков — Дон Кихот — оказался трогательным и искренним. Но героиня твердо стояла на земле, а герой витал в горних высях. Прагма в очередной раз столкнулась с высокой романтикой. Последнюю сцену — уход из жизни Дон Кихота — Абдразаков провел отнюдь не трагически, а как-то, скорее, умиротворенно, словно выполнив возложенную на него миссию и уходя с миром... Занавес еще не успел закрыться, а зал уже сотрясался от аплодисментов.

IMG_00086.jpg

№3
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Минувший сентябрь даровал балетоманам событие, которого они ждали три года. На сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля прошла долгожданная премьера балета Резеды Ахияровой на либретто Рената Хариса «Золотая Орда». Авторские балеты сейчас — большая редкость, театры предпочитают не рисковать и довольствоваться старой доброй классикой. Но наш театр рискнул, и риск оправдался. Балет в хореографии одного из самых известных российских балетмейстеров Георгия Ковтуна получился и зрелищным, и психологичным, и, кажется, не очень погрешившим против исторической точности.

«Золотая Орда» — постановка монументальная. Такого объема работы в театре, кажется, еще не выполняли. И если декорации изготовили в Москве, то костюмы — а их около 800 — шились в цехах театра. Сценографом в этом балете выступил Андрей Злобин, художник по костюмам — Анна Ипатьева. Оба они хорошо знакомы казанцам и не в первый раз сотрудничают с нашим оперным. Мощнейший видеоряд делает эту постановку сродни кинематографу — несется по заднику табун лошадей, кружат вороны над степью, языки пламени вырываются наружу... Джанике и Нурутдин мертвы, и только где-то там, в тонком мире, по-прежнему рядом мальчик и девочка, те, какими они были, когда встретились. Мечется дух хана Батыя, собирая в арбу вечности осколки империи. Так проходит земная слава.

Бюджет спектакля — 10 млн. рублей, такого масштабного проекта в истории нашего оперного еще не было. Если театр сейчас возьмется за продвижение созданного им продукта, возможно, на «Золотую Орду» прольется дождь наград.

4.jpg

№4
«БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ»
ПО-ТАТАРСКИ

Другая сенсация года — на сцене театра драмы и комедии им. Карима Тинчурина режиссер Рашид Загидуллин представил свою историю жизни и гибели черного принца. «Гамлет» ставился на татарском языке только один раз — в 1921 году. За основу была взята история «семейная» — семьи Полония, теплой и любящей, и семьи Гамлетов, раздираемой ненавистью и противоречиями. Молодые актеры играют «на разрыв аорты», что чувствует и на что отвечает зритель.

В основе пьесы — перевод Михаила Лозинского, более близкий к тому, что написал Шекспир, чем поэтический и несколько вольный перевод Бориса Пастернака, который в последние десятилетия чаще ставят режиссеры. Текст Лозинского в 70-е годы прошлого века перевел на татарский язык Наки Исанбет. Во время работы над спектаклем режиссеру читали английский вариант трагедии, естественно, ритмически очень отличающийся от татарского, но ведь от английского отличается и перевод на русский язык.

Тинчуринский «Гамлет» играется в большом фойе, где когда-то размещалась бальная зала. Зрителей будет всего 100 человек, и билеты по меркам казанских драматических театров будут недешевы — до 1,5 тыс. рублей. Почему в фойе? Одна из причин — потрясающая акустика: по уровню звуковосприятия она близка к акустике средневекового замка или даже храма. По словам режиссера, самый знаменитый монолог в истории театра — «Быть или не быть» — он выстраивает как некую проповедь под звучание живого органа. Вообще же, в спектакле звучит музыка Иоганна Баха.

№5
ПРОРВАВШАЯСЯ СКВОЗЬ ЗАПРЕТЫ

В рамках Казанского международного кинофестиваля мусульманского кино в сентябре был показан фильм «Хайтарма». Когда публика шла на фестивальный просмотр, все понимали, что фильм предстоит тяжелый, но не понимали, до какой степени дойдет эта тяжесть. Страшную картину о депортации крымских татар, боль от которой не проходит до сих пор, всколыхнула публику. Фильм мог бы, конечно, претендовать на призы Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Но увы. Ленту было запрещено ставить в конкурсный показ по «идеологическим соображениям», что не помешало ей стать главным фестивальным событием. Хотя отборочная комиссия признала: «Хайтарма» была в числе участников конкурсного показа.

Режиссер Ахтем Саиталбаев снял страшный фильм. «Хайтарма» — это танец крымских татар, танец, который танцуют все. Это радость, которая переполняет людей, и она воплощается в общем танце — нежном и страстном. В фильме этот танец танцует целая улица в честь возвращения на три дня Героя Советского Союза, летчика-аса Амет-хана Султана. Саиталбаев показал нам, что в его душе есть боль и есть тема. Улица танцует, поднимает бокалы в честь товарища Сталина, а через пару часов органы НКВД, органы, которые выполняют приказ товарища Сталина, врываются в дома и депортируют всех. Расстреливают стариков, запирают в домах младенцев в люльках, обрекая их на голодную смерть и смерть от жажды, унижают и уничтожают все вокруг. Сидя в зале, когда до предела сжимается сердце, готовое вот-вот разорваться, думаешь только об одном: «За что?» В фильме есть сцена, когда на станции депортированных крымских татар сажают в вагоны, чтобы увезти в места не столь отдаленные. Есть конвоиры, есть собаки, готовые броситься на любого. Чем эти кадры отличаются от тех, когда фашисты угоняют россиян в лагеря? Да ничем. Тоталитарный режим, он всегда одинаков...

Нельзя сказать, что фильм совершенен в художественном отношении, но то, что его искренность и режиссерская незашоренность пробивают, это несомненно. Так что парочку призов «Хайтарма» увезла бы. Ее внеконкурсный показ превратился в триумф, когда один зал не вместил всех желающих, пришлось вести демонстрацию на двух экранах, люди стояли в проходах, а когда в зале вспыхнул свет, устроили овацию съемочной группе. Кстати, уже после фестиваля «Хайтарму» показывали в течение недели в кинотеатре «Мир» при аншлагах. За 9 фестивальных лет ни один фильм не вызывал такой реакции и такого ажиотажа.

№6

ДОМ ДЛЯ «ДЕВУШКИ И СО СВЕЧОЙ»

Зато экспозиция полотен казанского художника Константина Васильева пользовалась высоким спросом всегда. И в минувшем году городские власти решили, наконец, подарить ей новое место обитания. В конце июля коллекция Васильева переехала на улицу Баумана, где заняла второй и третий этажи старинного особняка при поддержке и по инициативе мэра Казани Ильсура Метшина. Теперь Казань обладает самой большой коллекцией картин Васильева — более 160, а это живопись и не менее интересная графика. Часть работ приехала из Москвы, их передала в музей сестра художника Валентина, пока они не в собственности музея, но, похоже, что все идет к этому. Директор музея, друг и соратник художника Геннадий Пронин передал в дар городу большую часть своей коллекции. В музее есть и лекторий, и класс для занятий с детьми, сотрудники собираются активно заниматься издательской деятельностью. Городские власти уверены, что открытие музея одного из самых известных и в то же время загадочных российских художников в самом центре Казани повысит привлекательность города для туристов.

— Об интересе к Васильеву легко судить по интернету. Если вы попробуете набрать фамилии, скажем, Ильи Глазунова или Александра Шилова, то увидите, что там очень немного информации. А о Васильеве вы обнаружите такое количество ссылок, что вам недели не хватит, чтобы их прочитать. Причин интереса к нему много. Одна из главных — он своими картинами дает образец, как человек может реализовать себя. Большинству людей трудно определить место в жизни, кому-то трудно вписаться в общество, люди часто занимаются не тем, чем хотели бы. Возникает проблема самореализации. Васильев показывает реализованных людей, образцы настоящего героизма, смелости. Его герои многого добились в жизни. Причем добились не в бизнесе, не в карьере, а в проявлениях духовности. В этом смысле Васильев противостоит американскому идеалу человека успешного. Его герои — это люди, которые через многое прошли, но они умеют духовно трудиться, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» Пронин.

№7

САМЫЕ ГОЛОСИСТЫЕ

Немалых трудов стоил и постепенный творческий подъем двух татарстанских звезд на оперной и эстрадной сцене. Дина Гарипова, которая в канун 2013 года стала первой победительницей шоу «Голос» и принесла победу Татарстану, отправилась представлять Россию на главный песенный конкурс Старого света — «Евровидение». По этому случаю для нее шведскими музыкантами была написана специальная песня, а стилем девушки занялась сама Эвелина Хромченко. Финал шоу состоялся 19 мая ночью в шведском городе Мальме. 120 млн. зрителей по всему миру, 39 стран-участниц... Всю ночь страна жила в напряжении. Дина была искренней и простой, она не пряталась за перформанс. По уровню вокала Гариповой не было равных, но жюри решило по-своему. В итоге Дина — пятая.

Спустя два дня вокруг результатов голосования за татарстанскую певицу Гарипову на «Евровидении-2013» вспыхнул громкий международный скандал. Такого в истории российского участия в главном песенном конкурсе Европы еще не было: как выяснилось, часть голосов за представительницу нашей страны бесследно исчезла, не дойдя до общего зачета. Что это — сбой в компьютерной системе подсчета или спланированная диверсия в отношении представительницы России — к разбирательству пообещал подключиться лично глава МИД России Сергей Лавров. Он заявил на пресс-конференции, что кража голосов у России на «Евровидении» не останется без ответа. «Москву не радует, что у российской участницы украли голоса на «Евровидении», эта возмутительная акция без ответа не останется», — цитирует министра РИА «Новости». Пожалуй, впервые в истории дипломатии чиновник такого ранга вмешивается в дела шоу-бизнеса. Но гордость страны задета, это очевидно.

Тем временем казанская певица Аида Гарифуллина, которую несмотря на юный возраст уже называют не иначе как оперной дивой, в августе минувшего года добавила в свою творческую карьеру невероятно важную победу. Первая премия 20-го международного конкурса оперных певцов Operalia — это не только приз в $30 тыс., но и безоговорочный пропуск на сцены ведущих оперных театров мира. Приглашение на конкурс Гарифуллина получила от самого маэстро Пласидо Доминго летом после успешного выступления на фестивале Arena di Verona. Именно тогда великий тенор заметил редкий по красоте тембр голоса молодой певицы. Ежегодный международный конкурс оперных певцов Operalia, учрежденный Доминго ровно 20 лет назад, стал за эти годы мощным трамплином для оперных исполнителей всего мира. В жюри конкурса сидят интенданты и артистические директора ведущих оперных сцен. Глянулся жюри — считай, контракт в кармане. История конкурса знает примеры, когда на новый виток карьеры выходили лауреаты — полуфиналисты и финалисты. Что уж говорить о победителях! К слову, ими в разные годы становились ныне топовые оперные певцы: Роландо Виллазон, Эрвин Шротт, Хосе Кура, Анна Мария Мартинес.

Аида попала в число 40 счастливчиков, которые состязались уже на сцене театра Arena di Verona. Их выбирали из почти тысячи соискателей. 19 августа состоялось четвертьфинальное выступление, после которого к участию в полуфинале были допущены 20 человек, которых уже называют лауреатами конкурса. Публику на эти туры не допускают. А до финала дошли и вовсе лишь 12 счастливчиков. Победа Гарифуллиной — это путевка в «большую оперу». Предложение от Метрополитен-опера и других уже поступило.

IMG_0114.jpg

№8
ИМПРЕССИОНИСТЫ В КАЗАНСКОМ ЭРМИТАЖЕ

А в октябре порадовал публику уже центр «Эрмитаж-Казань», который привез выставку «Импрессионисты и их эпоха» — самую дорогую экспозицию в своей коллекции. Это событие стало нечаянной радостью, так как экспозиция была спланирована неожиданно. Публика может познакомиться с произведениями предтечей импрессионизма, понять, откуда «начало быть» это течение. Ну и, конечно, увидеть полотна Клода Моне, Анри Матисса, Поля Сезанна и их коллег из коллекций Ивана Морозова и Сергея Щукина, а также из собрания так называемых «перемещенных ценностей», то есть работ, привезенных в Россию из Германии после 1945 года, из коллекции Эрмитажа. За 8 лет работы эрмитажного центра в Казани сумма страховки этой выставки самая большая. Выступавший на вернисаже министр культуры РФ Владимир Мединский, специально приехавший на открытие выставки в Казань, назвал ее сумму «баснословной».

Выставка после открытия побила все рекорды по посещаемости — за выходные дни ее осматривают по 2000 - 2500 посетителей. Такого наплыва в центре «Эрмитаж-Казань» не было ни разу со времени его открытия. Часть публики не смогла попасть в зал во время церемонии открытия и стояла на лестнице. Интерес к экспозиции огромный, и этому есть объяснения. «Полотна импрессионистов выезжали из Эрмитажа всего два раза. В 1975 году была выставка в Москве, в 2012 году — в Амстердаме. Казань — это третий город, который принимает эту бесценную коллекцию», — рассказала директор заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева.

По сути, в Казань приехала почти что вся коллекция работ импрессионистов, которая есть в Эрмитаже. Она насчитывает там около 200 единиц хранения, а в Казань их приехало около 150. Это полотна из коллекции Щукина и Морозова, они впервые показываются в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, так называемые «перемещенные ценности» из Германии, которые попали в Россию после войны, кстати, они никогда не вывозились за границу. Есть работы из коллекции императора Александра III. Привезена в Казань и уникальная графика, в силу «хрупкости» бумаги ее можно показывать только раз в несколько лет, все остальное время эти работы должны «отдыхать» в запасниках при определенном температурном режиме.

№9

СЭР ЭЛТОН ДЖОН В КАЗАНИ

Еще одно событие мирового значения в Казани — декабрьский концерт сэра Элтона Джона, который в своем турне выступил в России лишь в двух городах — Казани и Москве. Столица Татарстана впервые принимала артиста такого уровня. По этому случаю в город была привезена самая лучшая аппаратура — и световая, и звуковая. А гостиная сэра Джона в «Татнефть-Арене» была превращена в зимний сад — ее заставили растениями в горшках.

На концерте был аншлаг, Казань побила рекорд по посещаемости. Концерт Элтона Джона, который шел три часа без антракта, останется в памяти еще и тем, что певец получил самый большой гонорар в истории концертирующих в Казани артистов — $1 миллион. Да и приезд такой звезды — это показатель того, что Казань уже доросла до определенного уровня проката шоу мировых знаменитостей. Справедливости ради надо сказать, что казанская публика понравилась Элтону Джону. И если сперва он был весьма сдержан, то под конец, когда зрители потянулись к сцене, он начал улыбаться все чаще, а выход на бис затянулся на добрых 40 минут. Музыканта можно понять, к примеру, английская публика реагирует на его выступления восторженно, но в силу менталитета скромнее. То, что происходило в «Татнефть-Арене» под конец выступления сэра Элтона, могло запросто напомнить ему необузданные концерты времен 70-х где-нибудь в английском Сохо, когда публика ни в чем себя не ограничивала и долго могла не отпускать артиста со сцены. Здесь речь уже не идет о некой камерности — люди начинали танцевать. Музыкант исполнил песни из легендарного мультфильма «Король Лев», которые днем ранее не стал исполнять для московской публики.

На визите звезды удалось заработать и мошенникам, которые умудрились организовать у входа сомнительную продажу «автографов» звезды. Охрана «Татнефть-Арены» через 15 минут заинтересовалась незатейливым бизнесом и попросила предоставить подтверждение подлинности автографов. Когда было вызвано подкрепление, парень незаметно куда-то ретировался, успев при этом продать около пяти «автографов».

№10
ТАНЦУЮТ ВСЕ!

Победа казанской команды в телевизионном проекте «Большие танцы» принесла Казани еще один титул — мы стали «Танцевальной столицей страны». Команда из почти что 100 участников, где самой старшей танцовщице было более 60 лет, шла к победе уверенно и побеждала один город за другим, словно играючи. Все туры прошли как по маслу, и у зрителей даже не было необходимости «спасать» казанцев, таким большим был разрыв между нашими и соперниками. Руководитель команды Алина Барилова показала себя изобретательным хореографом, и шеф проекта балетмейстер Пол Домейн все время ставил ее в пример другим командам.

Финал самого многочисленного в истории российского телевидения шоу начался пафосно — танцевали все участники проекта. Танцевали азартно и самозабвенно, поражая мощью и желанием победить. Увы, в этом случае победа была «не одна на всех», как поется в известной песне. Победитель в финале может быть всего лишь один. Но началось все с общего танца, в котором участвовали 800 человек. Затем было несколько волнительных туров, в которых каждая команда продемонстрировала не только высокий уровень танца, но и актерское мастерство. Хореограф казанской команды решила взять вечную тему — отношения мужчины и женщины. Алина — актриса по образованию, она ученица известных казанских актеров Юноны Каревой и Вадима Кешнера, и актерское образование ей помогло создать полноценный драматический образ. Номер получился философский. Пожалуй, такого глубоко танца в шоу еще не было. Он о любви, об одиночестве в толпе, о том, как мы пробиваемся друг к другу. О том, что иногда мы видим только себя, как в зеркале, и не видим партнера.

В битве за право принести своему родному городу звание танцевальной столицы России сошлись главные соперники: Казань, Ростов-на-Дону, вышедшие в финал, и спасенный зрителями Нижний Новгород. Жюри дает команде Казани 30 баллов, в итоге у нас их 60. Казань переживает триумф.

...Наступивший год объявлен в России Годом культуры, поэтому недостатка ярких событий, несомненно, ждать не приходится. Газета «БИЗНЕС Online» будет следить за культурной жизнью республики в 2014 году.