19.jpg

«ВЫХОД ОДИН – СТАВИТЬ ЗАГОРОДКУ»

Геннадий Пронин – директор музея и ближайший друг Константина Васильева, подаривший городу практически все работы своего друга, долго отнекивался, не хотел говорить на эту тему, но потом все-таки рассказал.

Оказывается, за два с небольшим месяца работы нового музея сложилась некая странная традиция: часть экзальтированной публики приходит в залы специально, чтобы подойти к портрету Федора Достоевского работы Васильева. И интересует их не сам точный психологический портрет классика, а… свеча. Люди протягивают руки к рисованному огоньку, утверждая, что это действо подзаряжает их энергией.

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Представьте, во что превратится полотно, к которому прикасаются тысячи раз! Ведь даже туфли святого Петра в одноименном соборе Ватикана стали потертыми из-за ежедневных касаний туристов, а они все-таки из металла.

- Это люди не совсем адекватные, мы их прогоняем от картины, но все равно приходят. Выход один – ставить загородку, – рассказал корреспонденту издания Пронин.

А вообще в плане посещения музей Васильева входит в число самых благополучных музеев Казани, если не сказать, что является самым благополучным. В месяц его посещают более 2 тыс. человек, и это не предел, будет еще больше. Эта цифра в 7 раз превышает ту, что была в то время, когда в Казани работала галерея художника, расположенная на Гвардейской. Ажиотаж понятен – в Казани сейчас собрана самая большая часть картин Васильева в мире. Их в залах выставлено 160. Плюс еще те небольшие работы, что нашли место в витринах.

В музее во время Универсиады, например, побывали семьи Аркадия Дворковича и Сергея Нарышкина, а книги отзывов замучались обновлять – они все исписаны словами благодарности.

Активно посещают музей казанские школьники, им там всегда рады – экскурсии, викторины, возможность копировать работы, набивая руку. Кстати, вчера музей посетил мэр Казани Ильсур Метшин, благодаря которому картины Васильева и получили постоянную прописку. Пронин рассказал мэру об активной работе со школами и предложил учредить премию лучшему педагогу, работающему с детьми на ниве изящных искусств. Предложение было принято с ходу. Мэр в ответ предложил проводить награждение этой премией ежегодно в день рождения художника – 3 сентября.

03.jpg

«ПОЧЕМУ БЫ НЕ НАЗВАТЬ ЕГО ИМЕНЕМ ХОТЯ БЫ ОСТАНОВКУ?»

А празднование дня рождения – друзья художника свято чтут этот день – началось вечером, и приглашены на него были все желающие. Собравшиеся в зале, со стен которого смотрели на пришедших герои известных полотен, говорили о том, каким же человеком был Васильев.

- Костя был добрым. Однажды моего мужа, художника Геннадия Архиреева, очень обидел на выстовкоме один известный художник. Гена вышел и заплакал. Тогда к нему подошел Костя и сказал: «Ну что ты плачешь, тебя-то хоть ругали, а меня и вовсе не замечают, как будто меня просто нет», – рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» искусствовед Светлана Колина, много писавшая о Васильеве.

Директор музея Пронин поздравил присутствующих с днем рождения художника.

- В прошлом году был юбилей у Кости, и мы отмечали его в НКЦ «Казань». Сегодня празднуем чуточку скромнее, зато у нас есть свое здание, где стало можно разделить картины по периодам. Недавно о Константине снимали фильм и меня спросили, что он писал: прошлое или будущее? Я ответил: «Какое прошлое, какое будущее? Васильев писал вечность!» – эмоционально произнес Геннадий Васильевич.

Еще один из друзей художника, композитор Лоренс Блинов, предложил: «А почему бы остановку «Сады», где раньше помещалась галерея Васильева, не назвать иначе – «Сады Васильева»? Кстати, не такое уж фантастическое предложение, возможно, улицу или сквер в Казани стоит назвать именем художника, ведь все-таки многие знают о Казани только потому, что она связана с именем Константина Алексеевича.

- Наши души сегодня ликуют, потому что картины нашего друга наконец-то обрели достойное пристанище. Мы давно думали о таком музее, и Геннадий Пронин мечтал о нем еще при жизни Кости, – поделился с присутствующими друг художника Олег Шорников.

04.jpg

«ЭТО МАФИЯ?»

Это печально, но Васильев не был принят при жизни очень многими собратьями по цеху. Но вот парадокс: многие из его гонителей давно уже забыты, а интерес к творчеству Васильева не просто не проходит, а возрастает.

- Я как-то услышал, что Васильев давно уже был бы забыт, если бы не его друзья, эта «мафия», которая раздула интерес к нему. Да, знаю я эту «мафию», многие из них жизнь положили на то, чтобы сохранить наследие Васильева, жертвуя ради этого многим. Низкий поклон этой «мафии»! Если бы не друзья, память о Васильеве могла бы исчезнуть, и это страшно, – сказал приехавший из Канады бывший казанец Геннадий Калинин – большой поклонник творчества Васильева.

Жаль, но один из друзей Васильева, бугульминец Юрий Михалкин совсем немного не дожил до открытия музея. Но вчера он словно был с друзьями – в музее презентовали его книгу о Васильеве, которую он писал еще с начала 70-х годов прошлого века. Вместе с ним над книгой работал художник Фарид Газизуллин, чья небольшая выставка также вчера открылась в музее Васильева.

Пожалуй, самым трогательным моментом вчерашнего вечера был показ двух коротеньких фильмов. Первый из них снимал Пронин, он идет всего минуту. Он снимал юного Костю Васильева – светловолосый двадцатилетний юноша улыбается, машет рукой, пытается разрубить топором толстое бревно, он весел, он явно дурачится. Он талантлив, у него есть ради чего жить на свете, а впереди – целая жизнь.

Второй фильм, трехминутный, снял кинооператор Валерий Севастьянов. Он снимал его на выставке Васильева в клубе Льнокомбината. Васильеву в это время уже 34 года, он статен и красив какой-то затаенной, неброской красотой. Он повзрослел, но у него такие же веселые глаза и светлая юношеская улыбка.

Увы, это единственные кадры, на которых запечатлен художник.