- Как вы считаете, чего не хватает Казани в плане внешнего вида? Может быть, зеленых насаждений или набережной Волги? Как вам вообще наш город? (Гульнара)

- У Казани все очень хорошо! Прежде всего хорошо с историей и с отношением к ней. Все очень хорошо и с дорогами. Я уж не знаю, все это было сделано только к Универсиаде или нет, но в любом случае желаю, чтобы вся эта инфраструктура оставалась на долгие годы, чтобы она развивалась. И чтобы та чистота, которая есть сегодня в городе, была всегда. И я верю, что Казань останется такой, как сейчас.

- Что является залогом вашей уверенности?

- И ваше руководство, и отношение казанцев к своему городу и республике.  Думаю, все это вкупе является залогом дальнейшего развития Казани.

- Президент России Владимир Путин в своем выступлении на открытии Универсиады сказал, что Казань – город европейского уровня. Вы разделяете эту оценку?

- Я не могу сказать, что Казань уже стала европейским или мировым городом, но становится таковой. Считаю, в ближайшее время ваш город будет вызывать всплеск популярности и в плане туризма, и в плане общего интереса. Все составляющие для этого есть: и Волга, и богатая история, и спортивные соревнования, которые транслировали на весь мир.

- На какое место в стране вы бы поставили Казань?

- Я поставил бы Казань на третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.

- А в чем мы уступаем Питеру?

- Питер сам по себе – мировая столица. Он и Москву затмит, если учесть, что все питерцы работают в столице.

«СВЕЧЕНИЕ – ЭТО ОТ БОЖЕНЬКИ…»

- Композитору хочется, чтобы его сочинения звучали в концертных залах для публики, пришедшей слушать только музыку. Постановщики шоу используют, по сути, ту же музыку, как шумовой фон к основному действию. Как вам в одном лице удается сочетать такое разное отношение к музыке? (Садреев А.З.)

- Если бы эта музыка была разового исполнения, то это, может быть, в чем-то и было обидно. Но эта музыка будет звучать и дальше, она будет в репертуаре каждого из этих певцов, которые ее исполнили здесь. Она будет звучать и в моих концертах. Здесь моя музыка в чем-то помогала шоу, а в чем-то постановочные номера помогали воспринимать музыку. Здесь был взаимный интерес музыки и постановки шоу. 

- Вас часто можно видеть в составе жюри различных конкурсов и телешоу. Что для вас является основным критерием оценки таланта артиста? Как вы определяете – этот явно подает надежды? (Анастасия Веселова)

- Действительно, я сижу в жюри, но не во многих конкурсах. Главным образом на «Новой волне» в Юрмале, потому что я продюсер этого конкурса. Что касается оценки таланта, то есть какие-то вещи, которые невозможно уловить… Когда-то мы с Игорем Николаевым пришли на концерт Лары Фабиан. До этого я слышал ее диск, и мне понравился голос. На ее концерте в Доме музыки не было никакого аншлага. Но вот вышла певица, начала петь, и у нее отовсюду пошло свечение – от головы, рук, шеи…

- Свечение – это вы образно выражаетесь?

- Я видел свечение! Причем, и Игорь Николаев его увидел. И когда, сидя в жюри даже детских конкурсов, я вижу малейший намек на свечение, это цепляет. И я начинаю с ними работать. Потому что это свечение – это от Боженьки. В лучшие времена Алла Пугачева выходила и «убивала» всех не силой голоса и не шоу, а своим энергетическим посылом. Ей можно было тихонечко спеть «Не отрекаются… любя…», и вся страна была в шоке. И этот дар или есть, или его нет. Научить этому крайне сложно.

- Дина Гарипова из этой плеяды?

- Не знаю. Сказать однозначно да пока не могу, я не увидел какого-то свечения. Но вместе с тем в ней что-то есть: ее провинциальная неиспорченность и чистота, которая привлекает и подкупает. А дальше все будет зависеть от субъективных вещей: кто продюсер, кто с ней будет заниматься, от репертуара. Она способная девочка, но еще надо, чтобы звезды на небе правильно сложились…

«А ВОТ МАГОМАЕВ УШЕЛ ОДИН РАЗ И НАВСЕГДА»

- Наверное, еще есть запрос на новые лица. Вам не кажется, что одна тусовка захватила эстраду и держит ее 30 - 50 лет? Почему нет других?

- Потому что нет культуры. Например, когда на Западе популярность «большого» певца падает, он уходит в сторону и ждет своего часа, когда придет вторая волна интереса к нему. Здесь я не беру уровень Элтона Джона или Пола Маккартни – они стоят особняком, над схваткой, их популярность с годами только растет. А вот тот же Том Джонс со своей «Секс бомб», когда спала его популярность, он ушел с телевидения и со стадионов, работал концерты на 2 - 3 - тысячниках. Но прошло какое-то время, народ по нему соскучился, продюсеры решили, что настал момент его второго взлета, и опять он «разорвал» весь мир.

У нас такого нет, чтобы уйти в тень, а потом возродиться с новым репертуаром. У нас до последней секунды будут цепляться за малейшую возможность… Понятно, какие взаимоотношения складываются за эти годы с телевизионными редакторами. И прорваться молодому исполнителю крайне сложно. Потому что все радиостанции играют какую-то свою корпоративность. А на федеральных каналах артисты нужны, но в другом качестве – чтобы они дрались на ринге, прыгали в бассейн, танцевали на коньках…

Певцы стали неинтересны песнями, и они сами во многом довели до этой ситуации. И желтая пресса приложила к этому руку. А в мое время, например, Муслим Магомаев – это был какой-то небожитель.

- Он и вел себя достойно, в бассейн с вышки не прыгал…

- Он и в жизни был такой. Мы дружили с ним, я бывал у них дома. И эта его исключительность, эксклюзивность, его гордыня, его особое отношение ко всему… Он особняком стоял ото всех. Поэтому, может быть, он ушел со сцены раньше времени. Все уходят, чтобы вернуться и гонорар стал больше. И уходят некрасиво, недостойно своего кульминационного пика популярности. Уходить надо достойно и вовремя, но все пропускают этот момент. А вот Магомаев ушел один раз и навсегда.

IMG_0739.jpg
 

«МНЕ ЗА МОЮ «ФАБРИКУ 4» НЕ СТЫДНО»

- «Фабрика звезд» была запущена для хоть какой-то ротации звезд?

- Нет, это был чисто бизнес-проект, который давал телеканалу хорошие рейтинги во время первых «фабрик». Но мне за мою «Фабрику 4» не стыдно, потому что она дала много артистов – это Ирина Дубцова, Стас Пьеха, Доминик Джокер. В конце концов, Тимати, который потянул целое направление хип-хоп.

- Вы вывели еще одну татарскую звезду? 

- Скорее, татаро-еврейскую. Когда Тимати пришел на кастинг, в его глазах было столько «возьмите!»… Я посмотрел – петь он не может, но в глазах столько обаяния, столько желания, что не взять его было просто нереально. А потом было три с половиной месяца «Фабрики»… Кстати, не только я их, но и они меня учили! Тимати, к примеру, притянул целое направление хип-хоп. Я недавно был на его концерте – он держит зал просто смертельно! Он сегодня уже такой «крутой», что позволяет себе воевать с Киркоровым. Филипп звонит мне и просит утихомирить его…

- Вы продюсируете Тимати?

- Нет, но все мои «фабриканты» все равно ко мне жмутся. 

- А как вы относитесь к таким телешоу, как «Две звезды», «Один в один», «Универсальный артист»? Там певцы поют…

- Мне кажется, что все это неплохо, тем более если это дает рейтинги. Вот, например, Алексей Чумаков – прекрасный парень и талантливый певец, а такой популярности не имел до шоу «Один в один». А теперь у него аншлаги. Да, он «раскрутился» как пародист, а на самом деле он замечательный певец. Он ввел в свои концерты 15-минутный сегмент пародийности, а остальное время работает как певец, и его программы хорошо воспринимаются.

- Кстати, а участники этих шоу получают гонорары?

- Нет, платят только членам жюри. Но они скрывают это, выдают себя за бессребреников (смеется). Вообще российская модель шоу-бизнеса всегда была искаженной. Весь Запад работал концерты и туры, чтобы промоутировать свои альбомы, и они раскупались, давали возможность зарабатывать певцу через рекорд-компании. А у нас все продажи забирали «пираты», и альбомы записывались, чтобы работать туры. Но сейчас Запад пришел к нашей модели, потому что интернет съел рекорд-бизнес, и все деньги оказались в концертной деятельности. Мы сегодня опережаем западный шоу-бизнес по бизнес-модели… (смеется).

IMG_0788.jpg
 

«ПОБЕДИТЕЛИ ХИТ-ПАРАДОВ ПОЛНЫЕ ЗАЛЫ НЕ СОБИРАЮТ»

- Много сегодня у нас артистов, которые собирают полные залы?

- Таких максимум 15.

- А кто это?

- Стас Михайлов, Елена Ваенга, Филипп Киркоров, Ирина Аллегрова, Валерий Леонтьев… Все та же «старая гвардия». Победители хит-парадов полные залы не собирают, они зарабатывают только в клубах. А «старая гвардия», которая считается «неформатом» для радио, работает турами, и народ их любит.

- Среди этих 15 есть те, кого вы продюсируете?

- Я сегодня никого не продюсирую.

- Случалось ли такое: к вам на прослушивание приводили исполнителя, но вы понимали, что ничего интересного с ним не получится. Вам сложно сказать о его бесперспективности этому исполнителю? Были случаи, когда вы ошибались? (Анастасия)

- Да, я ошибался. Была у меня кассета Стаса Михайлова в то время, когда он был неизвестным, но я не обратил на него внимания. А время показало обратное.

«РАЗВЕДЕНКИ, КО МНЕ!..»

- В чем феномен Стаса Михайлова?

- Поверьте мне, успех просто так не приходит!

- Наверное, он удачно попал в женскую тематику?

- Попал! Сегодня многие нетрадиционной ориентации, а он на этом фоне мужик… Он выходит на сцену и говорит: «Разведенки, ко мне!..» И весь зал готов выбежать на сцену…

- Далеко не все так к нему относятся!

- Победителей не судят. Он был самим собой все годы, и это привело к результату – он востребован.

Я ошибался и в творчестве Валерия Меладзе. Когда я его впервые услышал, подумал, что это ненадолго и что он не пробьет нашу страну. А сейчас каждая исполненная им песня воспринимается как хит, она попадает на все радиостанции, во все чарты.

- Наверное, большую роль играет брат Константин Меладзе, который пишет для него песни?

- Репертуарно, да. Когда Валера стал работать с рок-группой «Диалог», он был на «разогреве». Но даже при том, что публика приходила соответствующая, его выступления принимались овациям. И каждое выступление Ваенги в Питере сопровождалось овациями, даже когда она была неизвестной. Просто так это не бывает! Нужно было только одно – чтобы ее услышали все…

- К творчеству Ваенги  тоже не все относятся однозначно… Вот, например, у Аллы Пугачевой каждая песня была со смыслом.

- Алла к репертуару относилась по-особенному. В ее репертуаре были песни на стихи Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама. Когда я ей приносил песню, она в первую очередь смотрела текст. Для нее смысл текста был первичен, она некоторые песни даже не слушала, если ей не нравился текст... 

Но новые времена – новые песни! Сейчас другое время, когда, может быть, не нужна философия и поэзия, когда все поэтическое сводится к минимуму. Это то, что радиостанции ввели в моду и навязали слушателям.

IMG_0778.jpg
 

«Я МОГУ НАЗВАТЬ ЭТО КРИЗИСОМ ЖАНРА»

- Как вы оцениваете наше время? Это время упадка или упрощения?

- Я могу назвать это кризисом жанра. И этот кризис везде: и у нас, и на Западе нет больших артистов, «больших» песен. Может быть, это где-то на генетическом уровне – такое поколение выросло. И в спорте нет больших достижений, и в театральном искусстве. Где Леоновы, где Смоктуновские? Их нет! Остался один Олег Табаков. Не появляются Элтоны Джоны… За последние годы появилась одна Леди Гага, если мы говорим о каком-то масштабе.

- Давно этот кризис?

- Лет пять–семь. Вспыхивают маленькие звезды, зарабатывают, уходят, на их месте появляются новые… Все эти молодежные телевизионные форматы дают вспышку: пришли, поработали, заработали какие-то деньги и ушли. Или ждут своего нового часа, или уходят вообще. Сейчас время маленьких артистов на короткий период.

- А кого из певцов вы вырастили, кем гордитесь?

- И Тимати, и Ирина Аллегрова, отчасти и Александр Серов, с которым мы начинали, и Леонид Агутин, и «Дискотека Авария»… Много ребят, и я всеми ими горжусь. Каждый из них – личность, каждый сказал свое слово, с каждым из них были успешные альбомы. В конце концов, нашу страну я в большей мере познакомил с Ларой Фабиан. У нее сейчас успешно проходят туры, мы делаем второй альбом, и, думаю, он будет не менее успешным, чем первый. И Хворостовского в нашей совместной программе «Дежавю» представил с другого ракурса.

К СВОЕМУ 60-ЛЕТИЮ ПРИДУМАЛ ТРИ ШОУ

- Вам так понравилась Казань, а вы планируете приехать сюда со своим концертом?

- В будущем году мне исполнится 60 лет, и надо эту дату отметить концертами. Я придумал три шоу. Одно из них пройдет15 - 16 ноября 2014 года в Кремле с участием Дмитрия Хворостовского, Лары Фабиан, Суми Джо и, возможно, вашей Аиды Гарифуллиной. Возможно, будет дирижер из Голливуда Уильям Росс, с которым я работаю сейчас, и оркестр и хор Виктора Попова. Эта программа будет решена примерно в таком стиле, как было открытие Универсиады. Через неделю после этого в Олимпийском состоится второе шоу, где все эстрадные звезды будут петь мои хиты. Третья программа – это моя инструментальная музыка. Возможно, мы с Ильей Авербухом поставим представление с участием фигуристов.

- А тур по России с заездом в Казань будет?

- Нет, тура не будет. А привозить сюда одну из этих программ очень дорого. Хотя, если местные власти пойдут навстречу… А вот с Америкой договоренность уже есть – в конце января в 18-тысячном зале покажем свою программу.

«СЕРЕДНЯЧКОМ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ»

- Ваши дети унаследовали ваш талант? Чем они занимаются? (Алина)

- Отдохнула ли природа на моих детях? Мне сложно сказать… У меня трое детей, младшей дочери в июле исполнилось 10 лет. Пока я не вижу в ней ярко выраженного таланта. Мне и не хочется, чтобы музыка стала делом ее жизни. Мне хочется, чтобы она выросла хорошим человеком, получила твердую профессию. Все-таки в профессии музыканта и певца надо быть или в числе первых, или не заниматься этим. Середнячком нельзя быть. Иначе – жизнь не удалась, будешь смотреть на более талантливых коллег и завидовать им. И будешь жить с этим неудовлетворением.

Старшая дочь поет, но сказать, что она покорит мир, не могу. А сын музыкально способный. Мы с его матерью разошлись, когда он был маленьким, и я не оказывал на него какого-то влияния.

IMG_0785.jpg
 

«Я БОЛЕЮ ЗА ДОНЕЦКИЙ «ШАХТЕР»

- Вы поставили шоу для спортивного праздника, а сами спортом увлекаетесь? (Ленар Хайруллин)

- Спорт я люблю, особенно футбол.

- За какую команду болеете?

- Я болею за донецкий «Шахтер». Когда эту команду возглавил мой самый близкий друг Ринат Ахметов, кстати, ваш соотечественник, я написал гимн этой команды, и уже лет 15 каждый матч начинается с моего гимна. Все люди на стадионе встают и поют мой гимн. А если учесть, что стадион – 53-тысячник, то, наверное, это самое мое успешное произведение… (смеется).

- А болельщиков там много бывает?

- Там всегда аншлаг! На Донбассе работа с болельщиками выстроена так, что «Шахтер» – это религия. Для них это не просто команда, не просто спорт, а нечто большее.

- В чем феномен Ахметова как менеджера? Денег много?

- С большими же деньгами не рождаются. У него была довольно тяжелая жизнь. И деньги просто так не приходят. Он невероятными темпами нарастил свои какие-то пробелы в образовании. И, может быть, это еще дороже, чем когда человек к успеху идет постепенно. Но он не забыл, как начинал, и все люди, с которыми он начинал и идет по жизни, все в поле его зрения. Он очень системный человек. К нему с огромным уважением относятся и Шаймиев, и Минниханов.

- А в чем его секрет успеха на футбольном поле?

- Секрет в его системной работе с фан-клубом, в его щедрости относительно приобретения игроков. Если ему нужен игрок, он купит его за любую цену, для него нет слова «нет».

НА 45-ТЫСЯЧНИКЕ НАДО ИГРАТЬ ПО-ДРУГОМУ

- За российским футболом следите? Как оцениваете «Рубин»?

- «Рубин» – хорошая команда. «Барселоне» устроила «вырванные» годы! Не многие команды могут похвастаться этим. А ваш новый 45-тысячник предполагает, что на нем надо играть по-другому. Команда должна соответствовать такому стадион и такому городу.

Эта волна посещений спортивных мероприятий продолжится, и это коснется соревнований не только уровня Универсиады, но и матчей внутреннего чемпионата и всех других соревнований, которые будут проводиться в Казани. А они будут проводиться, потому что сейчас самые современнейшие спортивные объекты находятся в Казани. И чемпионат мира по водным видам спорта, и матчи чемпионата мира по футболу. Казань превращается в элитный спортивный город. И можно сказать, что во время Универсиады Казань была спортивной столицей мира. Гордитесь!

- У вас есть жизненное кредо?

- Все это есть в Библии, зачем придумывать что-то свое? Я не хожу в церковь, хотя и крещенный, но заповеди «не укради», «не убий» – это должно быть впитано с молоком матери. И должно выполняться.

- Игорь Яковлевич, спасибо за то, что в день проведения церемонии закрытия Универсиады нашли время и ответили на вопросы наших читателей. Успехов вам!

Читайте также:

Игорь Крутой: «Когда мы не смогли войти 1 марта на стадион «Казань-Арена», как это планировалось, было тревожно…». Часть 1-я