460.jpg
Томаш Навратил: «Аудит мы проводили с одобрения президента и с нашими рекомендациями он ознакомлен. Я уверен, они прекрасно поймут наши выводы, тем более доклад достаточно прозрачный и понятный»

«ГЛАВА АН РТ И САМ НЕ ЗНАЛ, ЧТО 41 ПРОЦЕНТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ!»

Напомним, что Томаша Навратила пригласили провести аудит и посчитать эффективность работы почти во всех главных ведомствах и министерствах Татарстана – по личному приглашению президента РТ Рустама Минниханова. Команда чеха, к примеру, подсчитывает время работы даже в аппарате самого президента.

Команда Навратила несколько месяцев проводила кадровый аудит в академии наук Татарстана, вызвав тем самым немалый резонанс. Непосредственную полевую работу вела команда из компании ACM (Accounting Controlling Management), где сам Навратил занимает должность директора по стратегии и развитию.

В конце апреля, когда аудит был еще в полном разгаре, сам Навратил в интервью газете «БИЗНЕС Online» рассказал о том, что закончиться работы должны не раньше мая, и уже тогда заявлял, что «потери рабочего времени большие, очень много зон для улучшений». И приводил примеры: «У нас уже есть фотографии, где люди просто спят прямо на рабочем столе. Может быть, конечно, они думают во время сна, но мы не уверены, что это эффективно для академии наук».

И вот работа завершилась. По информации газеты «БИЗНЕС Online», 12 июня с докладом об итогах аудита и с рекомендациями по оптимизации персонала и увеличению эффективности работы АН РТ Навратил выступал перед Миннихановым и главой АН РТ Ахметом Мазгаровым. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», как приняли его доклад, Навратил вчера отказался отвечать, сославшись на необходимость «официального одобрения» аппаратом президента РТ и АН РТ. Однако заметил:

- Они сами вам все скажут. Но я вам могу сказать, что глава АН РТ сам не знал, что 41 процент рабочего времени в академии не используется! – рассказал Навратил газете «БИЗНЕС Online». – Аудит мы проводили с одобрения президента (РТавт.), и с нашими рекомендациями он ознакомлен. Я уверен, они прекрасно поймут наши выводы, тем более доклад достаточно прозрачный и понятный.

ГДЕ ЭЛЕКТРОННАЯ ПРОХОДНАЯ, «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ» РАБОЧИХ МЕСТ И КОРПОРАТИВНАЯ СЕТЬ?

Каковы же основные рекомендации Навратила?

Во-первых, чех предлагает пересмотреть численность вспомогательного и обслуживающего персонала. Во-вторых, рассмотреть возможность передачи части специалистов в КФУ, КГТУ, КНЦ РАН, ЦЭСИ и министерствам «по направлениям». В-третьих, разместить всех сотрудников АН РТ в одном здании «путем организации мобильных офисов с учетом индивидуальных графиков работы».

1.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Есть еще любопытные предложения: команда Навратила также предлагает обеспечить выполнение стратегической цели по повышению внебюджетного финансирования через ориентацию на конкретный заказ. Кроме того, консультанты предлагают исключить внешнее совместительство через переход «на договорные консультационные и исследовательские работы».

Впрочем, большая часть рекомендаций носит административно-технический характер. В числе предложений: внедрение электронной проходной и автоматизированных форм отчетности; пересмотр (читай – ограничение?) перечня лиц, имеющих доступ к научным архивам и библиотекам; внедрение корпоративной электронной сети и исключение дополнительных почтовых серверов; «визуализация» рабочих мест и регламентов сотрудников.

Какие основные проблемы выявили внешние консультанты в академии наук? Самая главная – отсутствие лояльности и приверженности персонала! Команда Навратила также полагает, что в АН РТ нет корректного учета времени, нет эффективного планирования и отчетности, нет трансфера между подведомственными учреждениями, нет единых баз данных и обмена опытом.

Интересно, что, судя по представленным в докладе графикам, лучше всего с эффективностью и рабочим временем обстоит дело в аппарате АН РТ – там, по оценкам Навратила и команды, загружено до 70% персонала. Неплохо с загрузкой обстоят дела в ИЯЛИ, ИПЭН, ГБУ ЦИИ. Хуже всего – в хакимовском Институте истории…

Главный итог: средний процент потерь рабочего времени в академии наук составляет 41%! При среднесписочной численности в 657 человек – Навратил рекомендует уволить 269 человек. То есть сократить штат почти вдвое!

2.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

ТАК, МОЖЕТ, АППАРАТ И БУДЕТ ПИСАТЬ ИСТОРИЮ ТАТАР?

Разумеется, что далеко не все встретили рекомендации восторженно. В АН РТ рекомендациям, мягко говоря, удивились. Доклад действительно «прозрачен и понятен», считают там, намекает на то, что аппарат самой академии работает лучше… чем Институт истории. Что вдвойне подозрительно, если вспомнить, как именно глава Института истории стал одним из самых ярых критиков деятельности Навратила в Татарстане. Вице-президент академии Рафаэль Хакимов, главный критик кадрового аудита в АН РТ, в частности, представил газете «БИЗНЕС Online» развернутую критику выводов чешского консультанта.

- Институт истории весь год живет между двумя крайностями: шумными успехами и полной неопределенностью дальнейшей судьбы. И в прежние годы шли перманентные проверки, но они заканчивались через пару нервных недель, а сейчас идет ежедневная нервотрепка в течение всего круглого года. В результате мы уже с этого месяца перестали существовать как юридическое лицо (об отказе трех ведущих научных учреждений АН РТ терять самостоятельность газета «БИЗНЕС Online» писала в декабре прошлого годаприм. ред.), от нас отделяют археологов – делим имущество, при этом теряем 43 процента штатных единиц, с сентября прекращает работу совет по защите докторских диссертаций – единственный по татарской средневековой истории и археологии. Теперь проверка Навратила требует сократить Институт истории еще на 65 процентов. Смерти подобно! – прокомментировал ознакомившийся с рекомендациями чеха Хакимов.

Какой смысл в проверках, не сопоставляющих затраченное время с качеством продукции, он не понимает и предлагает написать историю татар за один год «силами бизнесменов и заменить академию на ЧП. «Среди журналистов гуляет любимая байка о том, как бросили в раскоп чешскую монетку Х века и доказали 1000-летие Казани. Мне она тоже нравится, и я в ответ задаю вопрос: «Где достали монетку? Она же уникальная, ее нет даже в Чехии». Если бы все было так просто… Тогда не надо было бы проходить через президиум РАН, где изначально относились скептически к нашим изысканиям, к тому же Казань становилась старше Москвы, что вызывало там изжогу. Впрочем это дела давно минувших дней...» – комментирует отношения скептиков к Институту истории его руководитель.

- Проверка группы Томаша Навратила установила, что количество административного персонала АН РТ составляет 15 человек. На этом основании выводится ее эффективность – 70 процентов. Интересно, куда делись остальные 63 человека аппарата? Одних вице-президентов, советников с ученым секретарем – 18 человек. А сколько отделов! Все эти данные есть на официальном сайте, – удивляется подсчетам консультантов Хакимов. – Они доступны любому. Получилось, что самая эффективная структура в АН РТ – аппарат, а самый неэффективный – Институт истории – 35 процентов. Так, может, аппарат АН РТ и будет писать историю татар?

В РЕЗУЛЬТАТЕ СОКРАЩЕНИЯ МЫ ПОТЕРЯЕМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО МОЛОДЕЖЬ

Основная претензия к институту – избыток административно-хозяйственного персонала – 17 человек. Не учитывается, отмечает Хакимов, что располагается институт в трех зданиях, где есть два отдельных хранилища археологических находок (более 500 тыс. единиц хранения), своя база в Болгаре и три водителя для экспедиций археологов, этнографов и историков. При этом хозяйственный персонал состоит в основном из уборщиц и вахтеров, которые получают 2 (!) тыс. рублей в месяц. «Большую экономию получит республика от их сокращения!» – саркастически замечает академик. Он предупреждает, что в результате сокращения институт потеряет прежде всего молодежь, поскольку по закону при прочих равных условиях подлежат сокращению менее квалифицированные работники, то есть молодые сотрудники. Молодежь и без того не затащишь в гуманитарную науку, а тут подоспели «замечательные рекомендации».

Хакимов обращает внимание на то, что Институт выполняет госзаказ по 14 направлениям (12 фундаментальным и 2 прикладным). Существуют принципиально важные направления, которые никто больше не ведет в республике: (1) средневековая и новейшая история татар; (2) археология; (3) этнография и этносоциология; (4) исламоведение; (5) история и теория национальной педагогики; (6) история и культура кряшен; (7) музееведение; (8) обеспечение работы международного центра болгарский цивилизации; (9) содержание музея археологии с хранилищами и четырьмя лабораториями в Кремле; (10) издание единственных в мире журналов "Поволжская археология" и "Золотоордынское обозрение".

22156.jpg
Рафаэль Хакимов: «Оптимизация нужна, но не топорная»

Кроме того, институтом заключены десятки соглашений с ведущими научными учреждениями, включая профильные институты РАН, Болгарии, Казахстана, Украины, с Эрмитажем, Кембриджским университетом и др.

- Не ясно, что именно сокращать из тех направлений, которыми мы занимаемся? Вычтем археологов, допустим, мы сумеем сохранить 40 человек. Они не смогут вести столько направлений, ведь темой Золотой Орды сегодня занимаются три человека, в центре кряшен – четыре человека. Нечего сокращать. А еще нужно сохранить информационно-издательский центр, поскольку без интернета, своего сайта и книжного интернет-магазина мы не выживем. "Педагогов" надо сохранить, они кроме прочего пишут учебные пособия и работают на европейском уровне с ведущими международными организациями, исламоведы востребованы как никогда – их как экспертов разрывают на части различные госслужбы. Этносоциологи занимаются мониторингом межнациональных отношений. Историки дописывают 7-томную историю татар и продолжают изучать историю районов и сел, что ждут с нетерпением в РТ и за пределами. У нас просят разрабатывать туристические маршруты, мы занимаемся сводом памятников для их последующей охраны, при институте находится геральдический совет во главе с президентом РТ и так далее. Всего не перечесть, и все это невозможно переложить на коммерческую основу или провести аутсорсинг. Оптимизация нужна, но не топорная, – замечает академик.

ВИДИМО, МЫ СЛИШКОМ ДОЛГО ПИШЕМ «ИСТОРИЮ ТАТАР»?!

В рекомендациях группы Навратила есть пункты, невнятно изложенные, полагает Хакимов. Например, рекомендуется "пересмотреть процедуры и перечень лиц для беспрепятственного доступа к научным архивам и библиотекам". О каких архивах и библиотеках идет речь? Библиотеки все открыты, тем более в основном сегодня пользуются интернетом. Государственные архивы открыты по всей стране. Существует ограниченный доступ к архиву ФСБ. С Госархивом РТ у АН РТ есть соглашение. Для работы с археологическими материалами создан в Кремле специальный фонд, где могут работать ученые и студенты, проходящие магистратуру. Отчеты по археологическим раскопкам академики, в соответствии с ФЗ, отправляют в Москву, и любой с ними может ознакомиться не только в Казани, но и Москве.

Другая рекомендация: "Исключить переработку (излишнюю обработку) государственного заказа".

- Видимо, мы слишком долго пишем "Историю татар"? Но этот труд уже стал модельным для ученых Казахстана и Туркменистана и внимательно изучается в РАН. Нам предлагают снизить качество работы? Это недопустимо. Нельзя, чтобы историю татар подвергли критике, и без того о татарах понаписано немереное количество вранья, – заключает Хакимов.

ПОСТАВИТЬ СТЕКЛЯННЫЕ ПЕРЕГОРОДКИ ВМЕСТО СТЕН XVIII ВЕКА?

Еще одна невнятная рекомендация, считает Хакимов, следующая: "Обеспечить клиентоориентированность через визуализацию рабочих мест и рабочих регламентов сотрудников".

- Что это за чепуха? – не скрывает эмоций директор института. – Что нам теперь, поставить стеклянные перегородки вместо стен XVIII века? Или проверяльщики не видели нашего здания, которое является охраняемым ЮНЕСКО памятником? И о каких клиентах идет речь? Мы же не в автосервисе работаем. Рекомендация случайно попала не из того отчета. Есть замечания к нам, так сказать, пригодные на все случаи жизни: "Отсутствие лояльности и приверженность персонала". Это взято из учебника по менеджменту. Я сам читаю такие лекции в Казанском университете, – саркастически комментирует ученый выводы бизнес-консультанта.

Консультанты рекомендуют при сокращении раскидать специалистов в КФУ, КГТУ, КНЦ РАН, ЦЭСИ и министерства по направлениям. Это Хакимова удивляет… Учитывая, что «там как раз идут тотальные сокращения»: особенно привлекательно смотрится КНЦ РАН, ведь химикам и физикам как воздух нужны историки, археологи и исламоведы.

- Нас упрекают в отсутствии эффективного документооборота, но лучше "Электронного правительства", которым мы активно пользуемся, пока что ничего не придумали. У нас заметили отсутствие эффективного планирования и отчетности. Однако проверка Счетной палаты РТ и аудит ЦЭСИ это не подтверждают. Вообще, в нашем деле отчитаться – самое простое, трудно сделать научное открытие. Кто бы этому научил, – резюмирует Хакимов.

«НАВРАТИЛ – НЕПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, НО…»

Выводы, сделанные Навратилом, прокомментировали эксперты газеты «БИЗНЕС Online».

Азат Ахунов – доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ:

- Я считаю, всегда и везде есть люди, которые выполняют основную работу и на которых лежит большая часть нагрузки. Это связано и с характером, и с целеустремленностью, с желанием делать новое. Они работают по призванию, величина зарплаты для них не первична. Соответственно, есть и группа людей, которая на работе просто проводит время. Однако решать проблему неэффективной загрузки рабочего времени так, как это делает Томаш Навратил, я бы не стал. Все-таки основные критерии его работы для научных учреждений не подходят. Понимаете, многие ученые работают и ночами, и никто работать ночами их при этом не заставляет. Можно ли считать это неэффективным расходом рабочего времени? Подход бизнес-консультантов в АН в корне неверный. Надо искать другой путь.

К примеру, попытаться выяснить, какова отдача от труда того или иного ученого? Каков результат труда? Этого я в выводах Навратила не вижу. И верить его рекомендациям, не говоря уже о практическом воплощении их в жизнь, я бы не стал. Я знаю, что в АН РТ есть как эффективные, так и малоэффективные сотрудники. А есть и те, от которых неплохо было бы избавиться. Но избавляться от них, следуя рекомендациям Томаша Навратила, неправильно. Да, проблема эффективности назрела. Да, представленные выводы консультанта – пища для раздумий. Но подумайте о том, кто будет сокращать персонал АН РТ? Все будет на усмотрение руководства академии. А мы прекрасно знаем, что эффективные и нужные сотрудники зачастую не боятся критиковать руководство, они «неудобные». Я боюсь, уволят в результате именно их. Боюсь, что выплеснут с водой и ребенка. Аудит должен быть все-таки другим, основанным на продуктивности того или иного сотрудника, а не на подсчете рабочих часов. Иначе по рекомендации консультантов АН может просто избавиться от неугодных, быть может, но зато эффективных людей.

Ильяс Илалдинов – кандидат химических наук, предприниматель:

- Я думаю, что на самом деле работа Томаша Навратила в академии наук – скорее, лишь повод для сокращения персонала. В любой организации много рабочего времени тратится не по назначению, в академии наук, наверное, это еще более распространено. Но задача, скорее, была поставлена таким образом, чтобы более-менее культурно сократить штаты. Безусловно, что и состояние дел там может соответствовать выводам Навратила.

В конце концов, труд ученого, академика определяется не сидением на рабочем месте. Для одних случаев такой метод подходит, он используется давно. Но использовать такую методику для оценки труда ученого вряд ли целесообразно. Есть целый ряд других методик – тот же индекс цитируемости, например, или другие методики именно для оценок эффективности научных работников.

Шамиль Агеев – председатель Торгово-промышленной палаты РТ:

- Бывает, у нас приглашают экспертов со стороны. Но следует помнить, что никто со стороны за нас работать не будет. Консультант приходит и уходит, а мы живем с теми людьми, которые есть. Поэтому я очень скептически отношусь к тому, чтобы до буквы следовать советам. Примеров в нашей истории хватает. Одни эксперты анализировали советскую промышленность – она кончилась... Другие консультанты давали советы по поводу авиационной промышленности – она тоже кончилась... Была приватизация по Чубайсу – кончилось профтехобразование... Поэтому к этому я отношусь очень сдержанно. То, что срабатывает в одних условиях, не годится для других. То, что хорошо в Эстонии, не подходит Якутии, а что годится для Грузии, не проходит в Татарстане!

Я лично хорошо знаю Навратила – неплохой человек, и то, что у нас люди не напряженно работают по сравнению с Западом, – это точно. В некоторых областях устаревшие технологии, устаревшие подходы – оспаривать это нельзя. Но в то же время я бы не спешил буквально исполнять рекомендации, которые к нам поступают от экспертов со стороны.