КРАСОТА САМОБЫТНОСТИ

Каждый человек хочет остаться самим собой, нести в себе этнический и культурный код своих предков, сохранить их социальный опыт и опознавательные знаки – графические, звуковые. Это нормальный человеческий инстинкт. Правда, бывают отклонения, когда под воздействием внешней среды или добровольно кто-то теряет историческую и этническую память. Но такие аномалии не хочется обсуждать, поскольку они неестественны и уродливы.

Вполне естественно и гармонично выглядит африканец в своем экзотичном для нас одеянии, исландский рыбак, финский лесоруб или француженка, обладающая парижским шармом. В детстве я видел чувашек, приезжавших на базар в национальном платье с серебряными монетами. И сейчас в Башкирии девушки из марийских деревень по праздникам надевают одежду, оставшуюся от своих бабушек. Такие же одеяния и украшения сохранились в сундуках башкирок и татарок. Это не костюмы для художественной самодеятельности в доме культуры.

А в Баварии, где немцы гордятся своим этническим (баварским) происхождением, почти каждому мальчику покупают кожаные шортики, сшитые по старинной традиции. На октоберфест (осенний пивной праздник) мужчины приходят в шляпе с перышком, а женщины в платьях с национальным узором. Такое встречается и у прибалтов. Впрочем, и у русских, и у украинцев этнические атрибуты одежды в почете, но лишь в отдельных кругах.

Не скрываю, такое естественное проявление национальных чувств я уважаю и радуюсь, когда вижу в Москве или за границей татарку в вышитых арских сапожках или, что встречается реже, в калфаке.

В Саудовской Аравии праздничное платье женщин передает этнические и региональные особенности областей и племен, которые они представляют.

Иногда внешние атрибуты или музыкальные инструменты выполняют функции конструирования этноса и служат символом государства. Пример тому – игра на курае или лисья шапка башкирских джигитов, сарафаны и прически девушек из русского фольклорного ансамбля. Проявление этничности – позитивное явление, которое будет цениться еще выше по мере агрессивного наезда глобализации. Кстати, в Баварии национальная одежда продается всюду, и она стоит дороже обычной.

О ПЕРЕХЛЕСТАХ

Давно замечено: чем меньше этническое сообщество по численности, чем быстрее оно уменьшается, тем радикальнее ведут себя его этнические ньюсмейкеры, а порой и реальные лидеры. Бывает, что и до экстремизма недалеко. Иногда сокращение численности этноса вызывает повышение рождаемости. В связи с незначительностью числа и удельного веса маленького этноса большие народы не придают особого значения истеричным и экстремистским вскрикам «нацменов». Мелкие перехлесты и ворчание «младших братьев» сходит с рук.

Не всегда адекватная, не очень взвешенная реакция на проблемы своего народа наблюдается иногда и у русских. Если государствообразующие этносы заболевают национализмом «малых» народов, это тоже нестандартная ситуация. Надо понять причины этого явления. Часто это бывает от низкой культуры, дурного воспитания, «косого» образования и несбалансированной политики. Влияет и поведение окружающих. Оскорбительное давление системы и «титульного» населения тоже порождает обиду, перехлесты в словах и поступках. За это могут отомстить или потащить в «кутузку».

Многие известные национальные деятели татар, башкир, русских эту «шулпу» уже не раз хлебнули. Другие в публицистическом и ораторском пылу (а также в необузданном интернет-шабаше) могут брякнут все что угодно, вплоть до глупостей и бытового оскорбления. Ни защищать, ни судить их не берусь. На маразм, творческий экстаз на грани психопатства псевдовождей обижаться не стоит. И раздувать их деяния, делая им рекламу, не следует. Конечно, есть суд, статьи УК об ответственности за оскорбление, клевету. Но все равно общественное осуждение, моральная оценка в этой сфере важнее. Бывает так, что отсидка в тюрьме, штраф превращают обычного придурка в страдальца и даже политического лидера.

Это касается и скинхедов, и некоторых моих соплеменников в тюбетейках. 99 процентов носителей тюбетеек могут быть респектабельными, терпимыми, толковыми трудягами, благотворителями и мыслителями. А один дурачок способен дискредитировать всех остальных. Любые перехлесты «национал-патриотов» любых народов приносят вред своим соплеменникам и их национальным организациям.

О ПОДВИГЕ НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ И ПОХОДАХ НА ИЕРУСАЛИМ И КОНСТАНТИНОПОЛЬ

Со времен перестройки немногочисленные народы и небольшие республики бывшего Советского Союза стали поднимать голос, обращая внимание на свои страдания, угнетение, насильственное переселение. Национальные организации выходили на пикеты, митинги, которые сейчас воспринимались бы безобидными собраниями. Сейчас же в Москве и в регионах термин «националисты» обозначает людей, представляющих самый большой и главный в России народ. Оказывается, они тоже угнетены! Те, кто поменьше, удивляются: кто же их дискриминировал? Ну да, классовые бои, сталинские репрессии, голод и войну пережили все вместе. Счеты выставляются большевикам, а также, внимание, неким «черным силам» и «саранче», прилетающей с юга. Если намек на гастарбайтеров из стран СНГ, то причем тут татары, башкиры, другие народы Поволжья, их тюркское происхождение и принадлежность к мусульманской религии? Разоблачение «ига» 600-летней давности остается в комплекте пропагандистских штампов, когда надо на кого-то валить нынешние недостатки, имеющиеся в многонациональной стране с единым правлением. Возлагать ответственность за все хорошее и плохое на русских и нерусских не стану!

Обращаю внимание на пагубность заболевания великого по количеству и территории расселения народа болезнью относительно миниатюрных наций. Полковник ГРУ, покушавшийся на Чубайса, другие офицеры, осужденные недавно за попытку вооруженного мятежа, позиционируются как герои русского народа и патриоты России. Такая роль им нравится, она подходит и для давления на общественность и суд, наверняка, используется для консолидации сторонников для совершения новых «подвигов». Ветеран российской армии, полковник, орденоносец не так давно слушал приговор по делу екатеринбургских «мятежников» в клетке подсудимых, стоя с поднятой рукой, в вышитой рубашке с зелеными узорами. Перед телекамерами он кричал патриотические лозунги.

Такая политтехнология как нельзя подходит для раскола российского общества, вплоть до силовых столкновений и развала страны. Мудрецы в госаппарате, допускающие такие представления в прямом эфире перед народом, могли бы хоть иногда формулировать свои предпочтения, а также как-то объяснять народу государственную политику в этнической сфере, советовать официальным лидерам, выходящим к народу, пропагандировать национальное согласие и уважение друг к другу.

Не сомневаюсь в том, что совершать «геройство», кричать оскорбительные и вызывающие слова о других народах, будучи в национальной рубашке или головном уборе, – сознательная провокация.

Еще хуже и опаснее использовать общепризнанные бренды и символы для призыва к реваншу и наступлению на другие страны. Культовая певица прошлых лет Жанна Бичевская спела песню про Куликово поле, что само по себе не ново. Но видеоряд с приметами «врагов» в виде тюркских и мусульманских символов, с православными флагами создает картину моделирования новых битв. И таких агрессивных клипов в исполнении этой известной певицы в интернете очень много! Если же в youtube заглянуть на другие клипы радикальных групп русских патриотов, нетрудно догадаться, что таким образом ведется политпропаганда с призывом к войне внутренней и внешней. Наверное, это нужно для поднятия русского духа. Но есть же закон и статья Уголовного кодекса за разжигание национальной ненависти!

Авторам текста песни и клипа стоило бы заглянуть в учебник истории, посоветоваться с объективными учеными. Сколько публикаций и споров было о том, что в Куликовом поле сражались не татары с русскими, а самозванец Мамай с законным ханом Золотой Орды Токтамышем! Не говорю уж о весьма сомнительном итоге битвы на Куликовом поле. Исторические факты свидетельствуют о том, что за ней последовало сожжение, а великий князь в это время спасался в Серпухове. Что ж, обо всем этом песни петь?

Известно, что с обеих сторон воевавших было достаточно как русских, так и татар, и генуэзцев. Кстати, почему-то исследователи до сих пор не могут найти на Куликовом поле в Тульской области следов сражения, фрагментов оружия, останков воинов. Но рука художника рисует лицо «врага», легко узнаваемого на улицах современной России.

Как же мы дожили до такого, братцы?

Стонет Русь под гнетом саранчи.

Значит снова русским за оружие браться,

Значит снова русским доставать мечи.

Возвратит Россия русский Севастополь,

Станет снова русским полуостров Крым,

Наш Босфор державный, наш Константинополь,

И святыня мира - Иерусалим!

Призыв захватить земли суверенных государств – это же призыв к войне? Убить всех врагов России, не брать их даже в плен – откуда столь знакомые мысли? И этим занимаются не анонимщики, а вполне реальные, известные личности.

В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ МНОГО ОПАСНОЙ ПРОПАГАНДЫ И НЕПРАВДЫ

Когда у меня об этом спрашивают молодые пользователи интернета, не знаю, что сказать. Свобода творчества? Политический плюрализм? Тогда почему за подобный «плюрализм» одних судят по закону, а другие выступают на сцене, на каналах TV? Известные деятели татарского национального движения, привлекавшиеся к ответственности за свои не столь глобальные высказывания, изумляются, почему не возбуждается уголовное дело по данному, вполне реальному факту разжигания национальной розни. Они пытаются напомнить, что Россия – многонациональная страна.

Как минимум нужно хотя бы разъяснить людям, что в глобальной сети много опасной пропаганды и неправды. А на уроках истории объяснить, что клич русской армии – «Ура!» (об этом поет Бичевская в одном из клипов) – унаследован из того самого ордынского войска, как и система управления войсками и система административного устройства государства Улуса Джучи (земель Джучи – старшего сына Чингисхана), что еще с древних веков русские, татары и другие народы жили в общих государственных образованиях, и современная Россия является правопреемником древних государств, но с другими столицами.

Нельзя оставлять юные умы и души беззащитными. Делают же в школе прививку от массовых и возрастных болезней! Такая же «прививка» нужна в сфере идей и мировоззрений. Стоило бы готовить молодых к возможной информационной и идеологической заразе, которая их поджидает на экстремистских и «ультрапатриотических» сайтах и клипах в выразительной обертке патриотизма, в вышитых рубашках, якобы символизирующих народность. Бывает и так, что этническими узорами прикрывают хулиганские или воинственные намерения. Настоящие войны сначала рождаются в головах и в неокрепших душах.

Римзиль Валеев