IMG_1575.jpg
Артем Николаев: «Есть еще право на обжалование, которым мы воспользуемся»

ЕСТЬ ПРИЗНАНИЯ, ИЗЪЯТО ОРУЖИЕ… ВЕРДИКТ НЕЛОГИЧНЫЙ

«Вчера коллегия присяжных вынесла оправдательный вердикт, что вызвало если не шок, то определенное удивление у многих, кто следит за ситуацией и в республике, и в криминальном мире Казани, - заявил Николаев. - После изучения вынесенного приговора и протоколов судебного следствия, нами будет внесено апелляционное представление, это однозначно».

Он напомнил, что три фигуранта - Фирдинант Юсупов, Валентин Лукоянов и признававший свою вину Сергей Сардаев - обвинялись в организации банды, в организации убийств, покушений на убийства, а также в незаконном обороте огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Прокуратура требовала для каждого из них более 10 лет лишения свободы.

«Вердикт явно нелогичный. Когда один из фигурантов дела признает вину, другой показывает на него же. Есть целый ряд свидетелей, хотя и зашифрованных, но в этом нет ничего противозаконного, которые также дают показания. Были осмотрены и вещественные доказательства, изъято оружие…» - рассказал Николаев.

Он не исключил, что эти люди после вынесения вердикта присяжных могут скрыться. При этом они могут и не явиться на вынесение приговора, поскольку он известен – судья обязан вынести оправдательный приговор, раз вердикт есть.

«Но он не вступает в законную силу, есть еще право на обжалование, которым мы воспользуемся. В розыск подавать не будем, если фигуранты не явятся на вынесение приговора. Но в дальнейшем, если будет принято решение об отмене этого приговора, тогда будет решаться вопрос о мере пресечения».

ЗАЩИТА АКТИВНО АТАКОВАЛА – ЧЕРЕЗ СМИ, МИТИНГИ И… «ДАЛЬНИЙ»

На вопрос газеты «БИЗНЕС Online», о доказательной базе, о том, не слишком ли она была слаба, зампрокурора ответил, что по любому уголовному делу возникает вопросы по доказательной базе, некие сомнения. Однако в данном случае вопросы все-таки не к ней, а к присяжным. При этом Николаев отметил выбранную активную стратегию защиты: создать общественный резонанс на фоне событий в «Дальнем» через митинги, свой сайт, комментарии в СМИ.

«Мы не имеем права комментировать само уголовное дело и вмешиваться, когда идет сам процесс, отмалчиваемся. Но сторона защиты позволяет себе давать оценочные комментарии», - отметил газете «БИЗНЕС Online» Николаев.

Не исключено, что на вердикт присяжных повлияли призывы родственников к главе следственного комитета России Александру Бастрыкину о том, что следователи по данному делу прибегают к незаконным методам. Однако проверка показала, что каких-либо нарушений со стороны следствия не было, отметил зампрокурора.

«Сыграла совокупность всех факторов. Ко всему прочему, решение не было единогласным. Но почему-то очень, скажем так, сгруппированным. По большинству вопросов 9 человек высказались в отношении подсудимых за оправдание, а треть – против. Обычно бывает больший разнобой».

«Будем проверять все в комплексе», - ответил Николаев на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о дальнейшей проверке заинтересованности присяжных. Например, подлежит проверке то, что один из присяжных был участником митинга в защиту Юсупова.

==video1332==

При этом Николаев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не стал связывать уход Асгата Сафарова с поста главы МВД РТ и данное решение как факт свидетельствующий о том, что хватка силовиков в отношении оргпреступности ослабла.

«Не совсем это правильно. Оперативное сопровождение в ходе всего следствия и рассмотрения дела продолжалось. Связывать это… Если один человек уходит и все разваливается, значит, система и раньше не работала», - отметил он.

Если прокуратуре удастся обжаловать приговор, то процесс начнется заново. Уже по третьему кругу.

СУД ПРИСЯЖНЫХ – ЭТО ИГРА В РУССКУЮ РУЛЕТКУ

Свое мнение по поводу вынесенного решения и реакции прокуратуры на него высказали эксперты «БИЗНЕС Online».

Рафис Хасаншин - адвокат:

- Оценивать вердикт присяжных я не имею права, но могу сказать, что раз он оправдательный, значит, для этого были причины: либо недостаточная доказательная база, либо выявление новых обстоятельств дела, которые оправдали подсудимых. Они не профессионалы, они представляют общество. Если они видят, что обвинение некачественно добыло доказательства, чувствуют заложенный в них порок, они выносят соответствующий приговор. Их не в чем упрекать, и если вердикт с чьей-то точки зрения неверен, то это вопрос к следствию. Прокурор может подать апелляцию, что, вероятно, и произойдет.

Лаврентий Сичинава - адвокат:

- Нравится кому-то этот оправдательный вердикт или не нравится, есть закон. Люди, которые были привлечены к суду, решили, чтобы их судил суд присяжных. Дело в том, что суд присяжных - это игра в русскую рулетку. Но если суд присяжных выносит обвинительный вердикт, то оспорить его будет очень сложно. Это было их право, они этим правом воспользовались.

Эрик Валеев - управляющий партнер адвокатского бюро «Валеев и партнёры»:

- Приговор обжалуется в Верховном суде РФ и, думаю, что у прокуратуры в описанном случае минимальные шансы. Ведь правильность вердикта определяет также судья. Затем он вступает в законную силу.

Основанием для обжалования приговора является присутствие родственника или заинтересованного лица среди присяжных. Вердикт не будет рассматриваться, если нет процессуальных нарушений.