Сегодня на совместной коллегии двух ведомств – минэкономики и министерства промышленности и торговли – во главу угла был поставлен больной для нашей страны вопрос: как повысить производительность труда. Как сообщил в своем докладе глава минпромторга Равиль Зарипов, согласно экспертным оценкам, производительность труда в промышлености в РТ в два раза ниже, чем в Европе (44 тыс. евро на одного работающего татарстанца против 80 тыс. евро на одного европейца). И пока одни довольствуются тем, что имеют, другие ломают голову, как преломить ситуацию, третьи, как выяснилось, семимильными шагами устремляются к светлому будущему.

Одним из таких предприятий является «Нижнекамскнефтехим», во всяком случае, такой вывод можно было сделать из довольно оптимистичного выступления генерального директора НКНХ Владимира Бусыгина.

Предварив свой отчет по итогам года ремаркой о том, что компания постоянно совершенствует систему управления и производства, Бусыгин озвучил базовые цифры за 2012 год. «В 2012 году наша компания перевыполнила план производства. Выручка от производства и реализации составила 125 миллиардов рублей, что на 2,5 миллиарда больше предыдущего года (на самом деле с учетом инфляции в 6 - 7% НКНХ получил падение выручкиред.). Прибыль на налогообложение, полученная по итогам за год, достигла 21 миллиарда рублей, чистая прибыль – 17 миллиардов рублей, – перечислял успехи завода его гендиректор. – В два раза снижена кредитная нагрузка предприятия, в результате уровень задолженности по кредитам снизился с 10 до 5 миллиардов рублей».

Помимо этого Бусыгин сообщил, что фонд заработной платы коллектива превысил 7 млрд. рублей (численность работников - 17,5 тыс.), а средняя заработная плата составила 34 тыс. рублей. Динамику роста производительности труда докладчик просчитал с 1999 года – она выросла в 17 раз, причем цена товарной продукции возросла всего лишь в 7 раз.

4.jpg
Владимир Бусыгин: «В 2012 году «Нижнекамскнефтехим» перевыполнил план производства. Выручка от производства и реализации составила 125 миллиардов рублей, чистая прибыль – 17 миллиардов рублей»

«ТАМОЖЕННЫЕ ЭКСПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ НА ГАЗОВОЕ СЫРЬЕ НЕОБХОДИМО ПРИРАВНЯТЬ К ПОШЛИНЕ НА СВЕТЛЫЕ НЕФТЕПРОДУКТЫ»

Перейдя к планам, глава «Нижнекамскнефтехима» отметил, что в текущем году предприятию предстоит продолжить реализацию проекта модернизации производства, а также завершить строительство четвертой очереди производство полистирола мощностью 50 тыс. т в год.

Говоря о предстоящих задачах, Бусыгин отметил, что успешность реализации инвестиционных проектов и дальнейшего развития компании в первую очередь зависит от решения сырьевого обеспечения. «Необходимо решить вопрос таможенных экспортных пошлин на газовое сырье, приравняв ее к пошлине на светлые нефтепродукты», – обратился глава НКНХ к президиуму в лице замминистра промышленности торговли РФ Глеба Никитина и замминистра экономразвития Олега Савельева.

Кроме того, Бусыгин полагает, что также необходимо ввести вывозную пошлину и на чистые углеводородные фракции (пропан, бутан, изобутан). Таможенные пошлины на этот товар практически равняются нулю, что в перспективе чревато созданием дефицита чистых углеводородов на внутреннем рынке. «Это позволит стабильно эффективно наращивать производство, конкурировать с импортом и обеспечить выполнение планового развития газонефтехимии до 2030 года», - заключил Бусыгин.

«ЕСЛИ БУДУТ ГАРАНТИИ ПОСТАВКИ СЫРЬЯ, МЫ В ДВА РАЗА СМОЖЕМ УВЕЛИЧИТЬ ВЫПУСК НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ»

Докладчик напомнил еще одну стратегическую проблему, которую требуется решить – логистическую составляющую сырьевого обеспечения нефтехимического комплекса. Здесь Бусыгин напомнил о том, что в мае прошлого года в Уфе между Татарстаном, Башкирией и Ямало-Ненецким округом был подписан протокол о намерениях по строительству магистрального продуктопровода «Ямал - Поволжье».

«Это позволит обеспечить Поволжский кластер недорогим и стабильным газовым сырьем», - напомнил обоснование проекта Бусыгин.

Рустам Минниханов, благосклонно внимавший выступающему, отметил, что «это пример, как надо модернизировать и надо работать». Угроза нестабильности поставки сырья из-за низких вывозных пошлин беспокоит и президента. «Если будут гарантии поставки сырья, мы в два раза сможем увеличить выпуск нефтехимической продукции. Поэтому я бы просил услышать наш голос, – обратился к заместителю главы российского минпромторга Минниханов.

3.jpg
Раузил Хазиев: «За последние два десятка лет в энергетике, особенно в генерации, введено лишь 50 миллионов мощностей, а это – менее одного процента всей установленной республиканской мощности. В результаты 70 процентов оборудования имеет износ»

ЗА СЧЕТ ДПМ НЕ ПОЛУЧИЛИ НИ КОПЕЙКИ

От лица другой отрасли – электроэнергетической – на коллегии выступил генеральный директор «Генерирующей компании» Раузил Хазиев. В отличие от предыдущего оратора, доклад Хазиева звучал тревожно.

Свое выступление глава Генкомпании начал с глобального – с обзора перспектив роста потребления электроэнергии, как со стороны промышленности, так и населения. В частности, Хазиев напомнил, что ежегодно в республике сдается порядка 2,5 млн. кв. метров жилья, плюс к этому многочисленные объекты соцкультбыта. «По сути, республика строит каждые четыре года новые Набережные Челны, там как раз 9 миллионов квадратных метров жилья, значит, по населению также ожидается рост потребления», - заявил в преамбуле своего доклада Хазиев.

Но на горизонте маячит уже и третий крупный потребитель – электромобили. «По данным экспертов, за пять лет 30 процентов автомобилей перейдут на электротягу. Вот у нас 1,1 миллиона автомобилей, где-то 830 тысяч – легковые, представьте, если из них 30 процентов...», - договорить Хазиев не успел, поскольку вмешался президент.

«Они переходить не будут, существующие на электротягу не переведешь», - высказал свою точку зрения Минниханов.

«Я просто обозначаю растущее потребление в республике», - пояснил Хазиев. И перешел к главному: «За последние два десятка лет в энергетике, особенно в генерации, введено лишь 50 миллионов мощностей, а это – менее одного процента всей установленной республиканской мощности. В результаты 70 процентов оборудования имеет износ».

Особенно удручает главу Генкомпании тот факт, что генерирующие компании республики не вошли в программу новых объектов генерации по программе ДПМ (всего до 2030 года планируется ввести 42 ГВТ новых мощностей или 20% установленной мощности всей страны). Причем за счет ДПМ республиканские генераторы не получили ни копейки (ДПМ – договоры о предоставлении мощности, в соответствии с которыми поставщик обязуется построить и ввести в эксплуатацию, а покупатель – принять и оплатить договорной объем мощности. При этом цена на мощность по ДПМ обеспечивает возврат не только эксплуатационных затрат, но и большей части капитальных затрат с учетом доходности по рыночной процентной ставке. Перечень объектов, вводимых по ДПМ, является закрытым и утверждается правительством РФ). Мало того, «наши компании потихоньку выдавливаются из рынка», - заявил Хазиев. Речь шла о двух казанских ТЭЦ – 1 и 2, которые вышли на режим вынужденной генерации. Чем это грозит потребителю?

Хазиев обрисовал весьма мрачные прогнозы: «Это несет существенную угрозу потребителю, особенно в Казанском энергорайоне. Сегодня нет возможности подключать потребителей в Казани, ситуация может стать патовой, и даже существующие потребители не смогут получать электроэнергию и мощность в необходимых объемах и качестве. Республика жила за счет прошлых запасов, которые нам оставили энергетики предыдущего поколения. Но вы же понимаете, что выработка электроэнергии всегда должна превышать потребление».

2.jpg

По мнению выступающего, необходимы срочные инвестиции в большую энергетику. К примеру, Заинской ГРЭС требуется инвестор, способный вложить в нее порядка 100 млрд. рублей. «Это абсолютно выгодное вложение, - заверил Хазиев. – И инвесторы есть, но мы бы хотели видеть республиканских инвесторов, которые бы одновременно являлись и потребителями».

В свою очередь, Минниханов тревогу энергетиков не разделил: «Не надо сгущать краски, у нас незагруженных мощностей еще достаточно, возможно, что они неэффективны, а люди могут подумать, что у нас гиговатта не хватает...»

– Но с учетом вывода мощностей…, - попытался отстоять свою точку зрения Хазиев.

– Ничего не будем выводить! Для чего вы там работаете? И потом, мы платим ДПМ, и из этих средств ни копейки не получаем! Если нам не платят, зачем нам тогда нужен этот оптовый рынок? Если оптовый рынок нам не выгоден, значит, мы могли с него уйти, конечно, юридически это оформив.

Напоследок президент перевел стрелки на канувшее в Лету минэнерго Ильшата Фардиева, которое «серьезно этим вопросом не занималось».