Минсвязи можно назвать, наверное, одним из самых любимых министерств президента РТ Рустама Минниханова, известного своими симпатиями не только к модным «яблочным» гаджетам, но и внедрению айти-ноу-хау. И первым делом президента сегодня повели на выставку достижений народного IТ-хозяйства. Сопровождали его посланец Татарстана в правительстве Дмитрия Медведева – глава минсвязи РФ Николай Никифоров и его приемник на прежнем посту Роман Шайхутдинов.

В холле казанского стеклянного IТ-парка был стенд с изображением Иннополиса и будущего IТ-университета. И Никифоров, и Минниханов особо не задержались у стенда, поскольку кому, как не им, знать все секреты будущего мега-проекта следующего 10-летия. Впрочем, Шайхутдинов все же напомнил, что официальный запуск первых объектов Иннополиса состоится в августе 2014 года. В число первых объектов для запуска войдут технопарк, жилье, IТ-университет. В этом же году предстоит зарегистрировать управляющую компанию «ОЭЗ Иннополис», завершить оформление согласующей и разрешительной документации и начать строительство первого пускового комплекса проекта. Необходимый объем вложений в инженерную инфраструктуру и первые объекты строительства Иннополиса, по словам министра, составляют 30,8 млрд. рублей.

Видимо, проникнувшись атмосферой мега-проектов, Никифоров новыми глазами посмотрел и на казанский IТ-парк, заявив: «Думаю, не ошибусь, если скажу, что можно было его построить в четыре-пять раз больше».

Дальше гостям представили белые терминалы, которые с легкостью можно было принять за новую версию приевшихся инфоматов - еще одного детища «Электронного Татарстана». Ан нет, то были терминалы аккредитации и покупки билетов на Универсиаду-2013 компании «Информатика». Некие решения в информатизации образования представлял опорный ГУП будущей «айтизации» Татарстана - «Центра информационных технологий». Из коммерчески успешных представленных проектов можно назвать портал Gruzobzor.ru, который с натяжкой можно было назвать татарстанским. Основатели оnline-сервиса оптимизации грузоперевозок Gruzobzor.ru сами из Уфы, но в прошлом году «прописались» в бизнес-инкубаторе челнинского IТ-парка. Сегодня появилась информация, что в проект вложился инвестфонд создателя Parallels Сергей Белоусов, как известно, еще один давний друг Татарстана.

4.jpg

СОТОВИКИ И ПРОГРАММИСТЫ ДАЮТ ОТРАСЛИ БОЛЕЕ 70% ДОХОДОВ

Обойдя выставку, высокие гости направились на итоговую коллегию татарстанского минсвязи.

Шайхутдинов свое выступление начал со стандартных показателей отрасли, кто сколько заработал. По его словам, в 2012 году отраслью информатизации и связи РТ получен валовой доход в размере 44 млрд. рублей. «Это на 10 процентов превышает показатель прошлого года», - подчеркнул министр и пообещал, что в 2013 году цифра еще увеличится до 46,2 млрд. Львиную долю этого показателя в 2012 году дали сегмент информационных технологий (40,7%) и сотовая связь (34,6%). Далее идут проводная телефонная связь (14,8%), почтовая связь (6,3%) и телерадиовещание (3,6%).

Правда, доля отрасли информатизации и связи в ВРП республики небольшая - 3,15%. Это пока очень далеко от мечты предыдущего министра – до трети валового регионального продукта…

Следующей была поднята модная тема электронных госуслуг. Прорывом в этой отрасли Шайхутдинов назвал разработку мобильных приложений для iOS и пользоватей смартфонов на платформе Android. «Социально-экономический эффект от внедрения госуслуг составил 2 млрд. рублей. Количество услуг для населения и бизнеса выросло с 86 до 138. Более 250 тыс. пользователей создали личные кабинеты», - перечислил министр достижения. При этом он сообщил, что возросло количество платежей через инфоматы и портал, а 65% платежей – безналичные.

Минниханов вспомнил о другом сервисе – «Народный контроль», дающем возможность пожаловаться власти на разные проблемы через интернет. «В прошлом году был запущен проект «Народный контроль». На полную катушку нас многие критикуют, но некоторые мнения предвзяты», - посетовал он.

1.jpg

УМЕР, НЕ УСПЕВ РОДИТЬСЯ

Не обошлось и без упоминания универсальных электронных карт (УЭК), выдача которых стартовала по всей России с января этого года. «Пока это всего лишь банковская карта с транспортным приложением. Перспективы остаются неясными», - заметил Шайхутдинов. При этом себестоимость карты достаточно высока – 300 рублей.

Присутствовавший глава российского минсвязи Никифоров, по сути, поддержал коллегу в вопросе УЭК.

«Это идентификатор для гражданина, и сегодня карта больше похожа на банковскую. Сейчас мы идем к плановой замене обычного паспорта на пластиковый, с электронным чипом. Это переформатирует предоставляемые услуги», - сообщил он. По его словам, внедрение УЭК оказалось действительно затратным проектом. Так, по подсчетам Никифорова, если выдавать УЭК всем подряд, то Татарстану это обойдется примерно в 725 млн. рублей. В связи с этим, по словам Никифорова, в ФЗ №210 будут внесены изменения, согласно которым статья об обязательной выдаче УЭК с 1 января 2014 года будет отменена. Напомним, что именно Никифоров был одним из активных сторонников идеи создания региональной, татарстанской УЭК, и теперь проект сворачивается, не успев начаться. Как говорится, опыт – сын ошибок трудных…

3.jpg

ВПЕРЕДИ МАСШТАБНЫЕ ТЕНДЕРЫ…

Отдельно коснулся Шайхутдинов будущих мега-проектов в образовании и здравоохранении. По его словам, не хватает учебников, однако это решается применением электронного фонда книг. Из новшеств – в 2013 году в Татарстане планируется внедрение электронной зачетки. Впереди аудит и обновление парка компьютерной техники в школах, а также учреждениях дополнительного и профессионального образования, то есть новые тендеры и закупки. Накануне масштабного обновления федеральные «Известия» написали о попытках лоббизма компанией Apple.

Что касается здравоохранения, то для отрасли уже закуплено свыше 12 тыс. единиц компьютерной и 6 тыс. единиц оргтехники, 325 терминалов электронной очереди. В 2013 году минсвязи попытается в очередной раз взять вершину, которую не удавалось покорить предшественникам, - ведение медицинской карты пациентов в электронном виде во всех учреждениях здравоохранения республики.

НЕПОБЕДИМАЯ ЛАПША

«Уровень проникновения услуг ШПД в интернет в Татарстане достиг 70 процентов. Это знаковая цифра. Всего в республике – 2,6 миллиона пользователей интернет. Количество абонентов сотовой связи выросло до 6,3 миллиона, уровень проникновения составил 168 процентов», - сообщил Шайхутдинов. По его словам, активно внедряется технология сети 4G: в Татарстане общее количество пользователей уже составило 8 тыс. человек. «С большими сложностями, но мы все же запустили. Все должно быть прозрачно и доступно. То, что могли сделать давно, из-за бюрократических вещей не смогли сделать несколько лет назад», посетовал Минниханов.

Напомнил министр и о запуске первыми в России вещания цифрового ТV в формате DVB-T2.

Отдельно зашла речь о такой больной теме, как перевод проводных линий связи в подземные кабельные коммуникации в городах Татарстана. Еще в бытность Никифорова шефом татарстанского минсвязи стартовала масштабная кампания по борьбе с «лапшей», подвесами линий связи. Ставилась мега-задача – спрятать к Универсиаде все подвесы под землю. Но задача оказалась нерешаемая и натолкнулась на сопротивление операторов связи, которые подключили ФАС. Антимонопольное ведомство признало данное принуждение незаконным. В итоге, чтобы не потерять лицо, властям пришлось с операторами договариваться.

В 2011 - 2012 годах в Татарстане было ликвидировано 705 км подвесных линий связи. Как отрапортовал Шайхутдинов, общая протяженность подвесных линий в городах РТ на начало работы (1.07.2011) составляла 3 559,6 километров. Протяженность линий на 16 января 2013 года составляет 2 851,9 километров. То есть по итогам кампании под землю удалось перенести 20% от всех подвесов. К слову, операторы инвестировали в перенос коммуникаций более 600 млн. рублей в 2012 году.

Никифоров сообщил, что Татарстан будет первой пилотной площадкой по переносимости номера – так называемой отмене «мобильного рабства». Помнится, что еще во времена руководства отраслью связи Татарстана он прочил республику в пилоты по переносимости номера. И вот - попытка номер два...

В рамках коллегии о подготовке к Универсиаде-2013 рассказал директор компании "МегаФон" в Татарстане Максим Нечеухин. Партнер Игр готовит особое техническое решение для строящегося стадиона, рассчитанного на 45 тыс. зрителей. "МегаФон" провел масштабные работы по строительству кабельной канализации в Казани и стал четвертым по ее протяженности после крупнейших проводных операторов. Это позволило расширить емкость сети в 3 тыс. раз, а значит обеспечить большее количество жителей надежной связью и доступом в интернет. Уже второй год на базе контакт-центра "МегаФона" работает информационная линия Универсиады, где информация предоставляется на русском, татарском и английском языках. Количество желающих узнать об играх с каждым днем растет, так, среднемесячный показатель 2012 года превысил 1,5 тыс. человек.

460.jpg

НИКИФОРОВ: «ПОЧТЕ - УВЕЛИЧИТЬ ВЫРУЧКУ ВДВОЕ»

Последним слово предоставили дорогому гостю - Никифорову. Он напомнил, что согласно указу, подписанному президентом РФ Владимиром Путиным, к 2018 году 70% жителей страны должны пользоваться услугами в электронном виде. Второй важный закон, по его словам, - запрет на требования в учреждениях и ведомствах у населения дополнительных справок.

«Уровень проникновения интернета в республике в 70% - это уже потолок насыщения (Шайхутдинов пообещал, что в 2013 году степень проникновения все же вырастит 75% - ред.). Теперь надо понять перечень деревень, где есть проблемы с сотовой связью, интернетом, местами, где даже нет возможности подключения фиксированной связи», - дал совет коллегам он.

Никифоров упомянул две важные инициативы: это возможность с 1 декабря этого года смены оператора без потери номера и отмена национального роуминга. Последняя законодательная инициатива находится в стадии обсуждения, добавил он.

По-прежнему тревогу вызывает состояние почтовой отрасли в стране. «Сегодня она часто находится в зоне критики. В стране 42 тыс. отделений. Есть проблема низкой оплаты труда. Чтобы повысить зарплату на 1 тыс. рублей каждому сотруднику, в пределах страны на это нужны 4,5 миллиарда рублей», - подсчитал Никифоров. По его словам, необходимо добиться того, чтобы между городами доставка почты занимала три дня, между населенными пунктами – 7 дней. Целью он назвал повышение объема услуг и выручки отрасли почти в два раза. Отметим, что российская почта находится в зоне критики с момента перехода Никифорова в Москву.

Минниханов включился в тему почты, уточнив, что «она должна быть современной». По его словам, это проблема по всей стране. «Если не будет инфраструктуры, то как почта за 7 дней будет перемещаться? Это не только тема министерства, это общая задача. К почтовой связи, особенно в селах, должны относиться по-особенному. Отличие от других отраслей в том, что она остается на откуп самой отрасли», - считает Минниханов.

«ПОТЕНЦИАЛ ОNLINE-ПЛАТЕЖЕЙ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ»

Газета «БИЗНЕС Online» спросила у экспертов, необходимо ли выделять бюджетные средства на создание мобильных приложений, и насколько реальны цифры по оплате услуг в Татарстане безналичным способом.

Дмитрий Еремеев - президент ГК Fix:

- Приложения для мобильных, безусловно, нужно создавать. Число пользователей мобильных ОС постоянно растет, в Facebook даже количество заходов с мобильных устройств обогнало количество заходов со стационарных компьютеров, и это очевидный тренд. Все больше пользователей переходят на планшетные компьютеры, телефоны стремительно умнеют и ими становится удобнее пользоваться для серфинга и коммуникации в интернете. iOS и Android - это лидирующие ОС, поэтому логично, что начали именно с них. Пользователю должно быть максимально удобно пользоваться сервисом. Честно говоря, я сам еще не являюсь пользователем наших госуслуг и недостаточно глубоко оценивал функционал. Однако одну из ключевых функций, на которую, я считаю, нужно обратить внимание, это рассылка push-уведомлений, например, об успеваемости в школе, о штрафах и т.д. Она бесплатна для отправителя и получателя, в отличие от sms более надежна. Также это возможность получить клиентскую базу, ведь установив приложение однажды, оно может регулярно обновляться, предоставляя все новую функциональность, напоминать о себе.

Оценить стоимость разработки мне достаточно тяжело, в целом из-за того, что я им не успел воспользоваться. Но, думаю, не ошибусь, предположив, что над ним вполне могут трудиться два-три профильных специалиста на полный рабочий день.

Что касается процента безналичных платежей, субъективно, это вполне вероятно. Основные платежи – это штрафы ГИБДД, комиссия по ним существенно ниже, если платить через сайт. Граждане ранее были приучены платить их через инфоматы госуслуг, установленные в зданиях ГИБДД. Однако, в общем виде, потенциал еще не раскрыт полностью. Процент платежей за ЖКХ через интернет, который хоть и не является государственным платежом, но является крайне важным, еще очень низкий, и здесь в ближайшее время возможны существенные точки роста.

По поводу комиссии на сайте (2,5 - 3%), могу сказать, что уже после вашей публикации в правительстве состоялся целый ряд совещаний, на которых мое мнение было услышано и проанализировано. Идет активное подключение банков по usonus, они дают более выгодные комиссии по своим картам, и в этом наши мысли с ЦИТом по направлению работы совпадают. Есть целый ряд аргументов в сторону повышения и уменьшения комиссий, кто и в каком виде будет их платить, стоит ли уменьшать комиссионное отчисление банков и ЦИТа. Обсуждение идет очень интенсивно и продуктивно, и я уверен, что решение будет найдено.

Руслан Якупов - руководитель направления развития web-сервисов ЗАО «ТаксНет-Сервис»:

- Создание мобильных приложений для госуслуг, конечно, нужно, поскольку это сделает получение государственных услуг в электронном виде еще более удобным и доступным. С мобильного телефона в любое удобное время можно пользоваться основными функциями портала. Жителям Татарстана предоставлена возможность оперативно сообщить о яме на дороге, несанкционированной свалке или другой проблеме благоустройства через мобильное приложение – отправить заявку в «Народный контроль» и сделать свой город комфортнее и чище.

Популяризация портала государственных и муниципальных услуг заметна, баннеры присутствуют во всех органах государственной власти и ведомствах, информация о возможности оплаты размещается на квитанциях, счетах.

Что касается 65 процентов платежей в Татарстане, осуществленных безналичным расчетом, то здесь, думаю, учтены только популярные услуги, такие как оплата штрафов, оплата госпошлины в ЗАГС, УФМС. Доля же оплат за коммунальные услуги все так же мала, поскольку большая часть жителей привыкла оплачивать через банк, Почту России. Считаю, что министерством уже проделана большая работа по переводу госуслуг в электронный вид и в каждом отчетном периоде данный показатель увеличивается.