«НЕ МОГЛА ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЭТОГО ПРОЕКТА»

- Ольга, как вы попали в число участников фильма о Казанской чудотворной иконе «Заступница»?

- Я узнала о фильме около полугода назад. Но так получилось, что мой приезд все откладывался и откладывался, уже все артисты, чье участие было запланировано, отснялись. Но я очень просила, чтобы режиссер Алексей Барыкин дождался меня.

- Почему для вас было так принципиально сняться в этом фильме?

- Я бы не очень поняла людей, которые бы отказались сняться в таком проекте. Я могла бы оправдать их отказ только другим вероисповеданием. Но даже они могли бы сняться, потому что речь идет о величайшей святыне. Какая разница, к какой конфессии эта святыня принадлежит? Она помогает людям, это главное. Она совершает чудеса. Это всегда удивительно, потрясающе. Мне вообще было интересно узнать историю Казанской иконы. Я очень многих вещей не знала до прочтения сценария. Это как система Станиславского. Когда все знают вроде бы, что есть такая система, но что она собой представляет, об этом не знают. Не знают, из чего она состоит. То же и с Казанской иконой, этот образ всегда на слуху, все о нем знают, но его историю, конкретные чудеса, им творимые, это знают немногие. Я вот тоже не знала.

- Вы воцерковленный человек? Часто бываете в церкви?

- Я вообще не хожу в церковь.

- Но вы верующий человек?

- Все люди верующие в моем представлении, просто многие об этом не знают. Но верят в той или иной степени. Вера может быть в той или иной форме. Меня утомляют люди, которые кичатся своей верой. Это всегда раздражает, это навязчиво выглядит. Я человек православный, но я также интересуюсь и другими религиями, у меня дома есть и Коран, и Тора. Правда, пока я их не прочла – не доходят руки. Так, иногда почитываю. Все интересно.

«ТАМ СЕЙЧАС РАБОТАЮТ СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ»

- Как часто вы занимаетесь благотворительностью?

- Постоянно. У меня есть свой фонд помощи детям. Лет пять назад я узнала о проблемах социального сиротства и решила помогать детям, о которых не заботятся родители. Поначалу не думала о создании фонда, но потом поняла: чтобы тебе оказывали финансовую помощь, надо иметь свой расчетный счет, а он возможен только при наличии юридической структуры. Пришлось создавать фонд, причем первая команда меня обманула, через год все пришлось начинать заново. Сейчас всеми делами в фонде занимаюсь только я и принципиально не плачу зарплату своим сотрудникам. Сейчас отшумели новогодние праздники, когда мы проводили елки для детей, и сейчас моя самая большая боль – это положение детей в детском доме в Угличе. Я делала программу об этой проблеме с Михаилом Зеленским, прямой эфир был 26 декабря прошлого года. Сейчас в этом детском доме работают следственные органы, и я очень жду результатов этой работы.

- А что там произошло?

- На мой взгляд, там идет тотальное нарушение прав ребенка, тотальные махинации, халатность. Халатность там – это еще наименьшее зло.

- А как вы узнали об этой ситуации в Угличе?

- Когда я пришла туда год назад, я все это увидела своими глазами, но у меня не было доказательств. А сейчас они появились – бывшие сотрудники все-таки решили начать говорить и давать показания. Только почему-то эти показания у них никто не берет, и это продолжается уже на протяжении нескольких месяцев.

- Вам часто приходится сталкиваться с такими делами в работе фонда?

- Проблем в мире много – голодные кошки, собаки, которых отстреливают, замерзающие птицы, забытые старики. С одной стороны, тебя это тревожит, и ты этому сострадаешь. Но этого недостаточно, чтобы посвятить часть своей жизни решению этой проблемы. Отдать свои деньги, свое время. Но когда ты знакомишься с людьми, в данном случае с детьми, то это уже не какие-то абстрактные дети, они знакомые, они реальные. Увы, я не могу помогать всем, я не чиновник, не нефтяная вышка, у меня в сутках не 50 часов. Поэтому я сосредотачиваюсь на помощи тем, кого реально знаю. Забыть этих детей, по-моему, уже просто невозможно.

- Поскольку вы занимаетесь этой проблемой, хотелось бы узнать, как вы отнеситесь к «закону Димы Яковлева»?

- Как я могу к нему относиться? Год назад на встрече с интеллигенцией Павел Астахов озвучил эту тему. Он обратился с просьбой к тогдашнему премьер-министру отменить иностранное усыновление. Я не смогла сдержаться и сказала, что не согласна с Астаховым. Потому что даже если мы не будем изучать сильно эту проблему иностранного усыновления, ребенку понятно, что происходит в наших больницах. Для этого достаточно сходить туда один раз. К сожалению, современный российский медицинский уровень не предполагает излечение от всех заболеваний, которыми больны наши дети. Есть болезни, которые у нас в стране просто не лечат. Только из-за этого факта нельзя запрещать американское усыновление, потому что у этих детей мы забираем их последний шанс. Я понимаю, что надо развивать свою систему помощи социальному сиротству, нужно создавать центры семейного устройства, модернизировать систему детских домов. Но у нас очень большая страна, и мы понимаем, что даже за 10 лет изменить эту систему мы не сможем. Это невозможно. Невозможно!

Я еще пять лет назад выступала в Думе с идей создания общего колл-центра с прямым номером, с отслеживаемой системой информации, со специальными службами, которые получают нормальную зарплату и заинтересованы помогать детям. Этот колл-центр был создан московской мэрией, но я, честно говоря, не очень знаю результаты его работы – Россия большая. Я приветствую идею нашего президента улучшить ситуацию в стране, но я не очень понимаю, почему нельзя все делать параллельно? Пока мы улучшаем ситуацию, можно продолжать давать шансы нашим детям.

«НЕ ЗНАЮ, КАКИЕ ДЛЯ МЕНЯ БУДУТ ПОСЛЕДСТВИЯ»

- Но вы же не будете отрицать, что в американских семьях гибли дети.

- Не буду. Эти случаи ужасны, жестоки, это все понятно. Но если мы сейчас будем говорить в процентном соотношении, где дети гибнут больше, я думаю, что ответ очевиден. Я сейчас говорю вам очень откровенно и не знаю, какие для меня будут последствия.

- Сейчас об этом говорят громко и везде.

- Я сегодня говорила на эту тему с одним казанским священником, и он рекомендовал мне помолчать. Но уж коль вы меня в лоб спрашиваете, я вам прямо отвечаю.

- У вас никогда не было желания заняться политикой?

- Нет, зачем? Мне очень нравится моя профессия. Я хочу развиваться в ней, это мне интересно.

- Давайте поговорим о безопасном – о вашей работе. В каких проектах вы сейчас заняты?

- Перед новым годом я снялась на телеканале «Россия» в четырехсерийном фильме под рабочим названием «Эйнштейн. Теория любви». Это история любовных отношений Маргариты Коненковой, великого скульптора Сергея Коненкова и Эйнштейна. Это детективная мелодрама, действие происходит в Америке в 1946 году. Это история, которая могла быть, а могла и не быть, потому что это наши додумки, но они имеют под собой исторические факты. Чета Коненковых жила в Америке 20 лет, и Маргарита была посланницей Коминтерна. Известно, что после ее возвращения в Россию наша страна начала активно производить разработки атомной бомбы.

- Интересно…

- И есть версия, что Маргарита была не просто возлюбленной Альберта Эйнштейна, а это было задание НКВД. Только для того, чтобы через Эйнштейна выйти на Оппенгеймера и передать разработки в Россию. Этому есть доказательства. Например, когда Коненковы уезжали из Америки, за ними был прислан специальный пароход. За какие заслуги Сталин посылает за скульптором пароход? Когда они уже жили в России, Маргарита написала письмо Берии, в котором просила улучшить их жилищные условия. Там была строчка: «За мои заслуги перед Отечеством». Есть еще один факт: Эйнштейн подарил Маргарите часы, они сейчас перепроданы на аукционе «Кристи», а также известно последнее стихотворение ученого, это любовное стихотворение, оно посвящено Маргарите.

- Кто снимал проект?

- Режиссер Елена Николаева, она снимала фильм «Попса», сериал «Контригра». Альберта Эйнштейна сыграл Дмитрий Певцов, Сергея Коненкова – Александр Балуев. Очень надеюсь, что фильм понравится зрителю. Во всяком случае мы очень старались.

- А каковы ближайшие планы?

- Продолжение «Земского доктора», съемки начнутся в апреле. Дальше у меня музыкальные спектакли, в цикле «Сказки с оркестром» я читаю «Снежную королеву» в сопровождении большого филармонического оркестра московской филармонии. У меня будет концерт в зале имени Чайковского в Москве, я два года уже читаю эту сказку с оркестром. На очереди у меня премьера «Ромео и Джульетты» с оркестром из Нижнего Новгорода, спектакль пройдет 14 февраля.

Справка

Ольга Будина родилась в 1975 году в Подмосковье, закончила гуманитарный лицей и Щукинское училище. Сыграла множество ролей в кино, в том числе в фильмах «Таежный роман» и «Идиот». Лауреат Госпремии РФ. Создала фонд помощи детям-сиротам. Воспитывает сына Наума.