№1

МИННИХАНОВ ОБЕЩАЕТ СПРАВИТЬСЯ С УКРАИНСКИМ САМОЛЕТОМ

9 июня в рамках рабочей поездки в Казань премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что производство военно-транспортного самолета украинской разработки Ан-70 будет развернуто на базе ОАО «КАПО им. Горбунова». Это решение стало неожиданным для многих – ранее на финальную сборку «Анна» претендовали самарский «Авиакор», ульяновский «Авиастар» и воронежское ВАСО. Президент РТ Рустам Минниханов, которого называют главным лоббистом проекта, отметил: «Задача это непростая, но мы справимся». По предварительным данным, объем вложений в строительство нового завода - 19 млрд. рублей. До 2020 года должно быть выпущено 60 транспортников. Стоимость каждого - примерно в 1,8 млрд. рублей. Доля Казани в общем цикле производства Ан-70 – 40%: части фюзеляжа, окончательная сборка, покраска, летные испытания. Правда, срок начала серийного производства постоянно сдвигается: если поначалу говорилось о 2015 годе, то сегодня минпромторг РФ говорит о 2017-м.

№2
К КОНЦУ ГОДА КАПО ПООБЕЩАЛИ ДЕНЕГ

Под конец года КАПО обнадежили относительно солидными денежными вливаниями и заказами. Можно выделить три момента.

Первый. Правительство РФ постановило выделить из бюджета 8,85 млрд. рублей на проектирование и строительство трех самолетов Ту-214СР. 787,6 млн. рублей будут перечислены в 2012 году, 1,77 млрд. – в 2013-м, 1,9 млрд. - в 2014-м и 4,3 млрд. рублей - в 2015 году.

Второй. КАПО должно было получить 1,95 млрд. рублей на увеличение уставного капитала.

И третий момент. Правительство РФ постановило выделить из бюджета 4,46 млрд. рублей на строительство двух самолетов Ту-214СУС. Любопытно, что речь идет об уже сданных и оплаченных (3,575 млрд. рублей) бортах. Видимо, власти прислушались к просьбам руководства предприятия о пересмотре стоимости ряда прежних контрактов. Дело в том, что в процессе строительства самолета (а это несколько лет) растут цены на материалы, комплектующие, энергоресурсы и услуги. Кроме того, на несколько (один-два-три) выпускаемых в год бортов падают все накладные расходы предприятия.

№3
ВОЕННЫЕ ВЫБИРАЮТ КАЗАНСКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ

Разведывательные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Элерон-3СВ» и «Элерон-10СВ» разработки и производства ЗАО «ЭНИКС» победили (вместе с БПЛА петербургского ООО «Специальный технологический центр») на государственных испытаниях в интересах сухопутных войск.

Кроме того «ЭНИКС» планово заменил беспилотники, которые ученые станций «Северный полюс» три года использовали для метеорологических исследований и ледовой разведки. Предполагается, что в ближайший год «группировка» казанских беспилотников на Северном полюсе существенно увеличится.

Есть для «ЭНИКС» и еще одна приятная новость – БПЛА казанской фирмы вошли в тройку отраслевых лидеров, при помощи которых «Рособоронэкспорт» надеется к 2022 году завоевать 5% мирового рынка беспилотников.

№4
КМПО ВОЗВРАЩАЕТСЯ В АВИАЦИЮ

ОАО «КМПО» заключило контракт с петербургским ОАО «Климов» на производство узлов двигателей ВК-2500. В ближайшей перспективе их будут устанавливать на большинство типов российских вертолетов (Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ка-32, Ка-50, Ка-52). Пока задача КМПО - изготавливать примерно 30% двигателя, в планах – выйти на 50%, а затем – и на финальную сборку ВК-2500. Таким образом, КМПО вновь становится авиационным заводом: масштабы производства по программе ВК-2500 сопоставимы с объемами выпуска нынешней основной продукции завода – газоперекачивающих агрегатов. Напомним, последний авиационный двигатель был изготовлен на КМПО в середине 90-х, а ремонт авиадвигателей прекратился в 2009 году. Первые опытные образцы узлов для ВК-2500 КМПО изготовит к началу второго квартала 2013 года.

ВК-2500 разработан ОАО «Климов» и украинским «Мотор Сич» и должен заменить двигатель ТВ3-117, который выпускается в Украине и устанавливается на вышеперечисленные вертолеты. То есть российское вертолетостроение жизненно зависит от сопредельного государства, отношения с которым нельзя назвать гладкими. Руководство ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) уже давно заявляло о том, что рано или поздно производство вертолетных двигателей будет освоено в России.

№5
КВЗ УПРОСТИЛ «АНСАТ»

15 мая на ОАО «КВЗ» впервые поднялся в воздух «Ансат» (в переводе с татарского – «простой») с гидромеханической системой управления. Речь идет, по сути, о переформатировании одного из главных татарстанских технических ноу-хау. Напомним, изюминкой «Ансата» называлась электродистанционная система управления (ЭДСУ). Она, по сравнению с гидромеханической, существенно облегчает управление вертолетом. Но она же стала препятствием к продвижению машины на гражданский рынок. Дело в том, что «Ансат» стал первым в мире вертолетом с ЭДСУ, и, как утверждает руководство КВЗ, именно потому его трудно сертифицировать. Тем не менее маркетинговые исследования показывают, что «Ансат» востребован на рынке. Поэтому, чтобы не терять время, было решено поставить на вертолет механическую систему и сертифицировать этот вертолет. Изготовлены два образца для наземных и летных испытаний. До конца года планируется закончить сертификацию. Вместе с тем, на КВЗ продолжается работа над «Ансатом» с ЭДСУ.

№6
ЗЕЛЕНОДОЛЬСК ПОСТРОИТ СУДНО ДЛЯ АКВАНАВТОВ

1 декабря на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» заложили плавучий док проекта 22570 (разработка – петербургское «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»). Док предназначен «для обеспечения транспортировки кораблей и судов, а также обеспечения проведения их доковых осмотров и ремонтов средствами судоремонтного предприятия». Заказ любопытен не только тем, что таких судов в России не строили с 1991 года, но и тем, что заказчиком выступило одно из самых загадочных подразделений министерства обороны, главное управление глубоководных исследований (ГУГИ). Оно занимается подготовкой специалистов-глубоководников (их также называют «акванавтами» или «гидронавтами»); проведением медицинских исследований физиологии подводного плавания и другими научными исследованиями; мониторингом мирового океана; поиском и спасением затонувших объектов; испытаниями аварийно-спасательного оборудования.

Впрочем, док – не первый в этом году особенный заказ зеленодольского предприятия. 30 мая был заложен пограничный сторожевой корабль проекта 22100 «Океан». Таких боевых единиц до сих пор не строили не только в Зеленодольске, но в СССР - России. «Океан» - первый в истории корабль первого ранга, строящийся специально для пограничников. Кстати, спроектирован сторожевик тоже на «Алмазе».

№7
ЗАВОД ИМ. ГОРЬКОГО ОТПРАВИЛ НА СЕВЕР МОРСКИЕ ТЕПЛОХОДЫ

Зеленодольский завод им. Горького нашел покупателя на два скоростных морских теплохода проекта А145 (автор проекта – петербургское «Агат Дизайн Бюро»). Головное судно было спущено на воду 18 августа 2011 года, первый серийный - 26 мая 2012 года. Изначально судьбу этих двух теплоходов зеленодольские судостроители связывали с Черным морем - предполагалось, что их приобретет Краснодарский край. Но 8 октября был подписан контракт с другим заказчиком - «Северречфлот» будет перевозить на А145 пассажиров в Ямало-Ненецком автономном округе. Стоимость одного судна – 318 млн. рублей. Строительство А145 финансировало ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (владеет 74,99% акций завода им. Горького). Отметим, что морских пассажирских теплоходов в РТ до сих пор не строили.

№8
КЕМБРИДЖСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИХ КОНСТРУКТОРОВ

ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ) подписало контракт о покупке расширенного пакета лицензий технологии проектирования судов AVEVA Marine. При помощи нее в мире проектируется львиная доля кораблей. AVEVA Group Plc. - основоположник системы автоматизированного трехмерного проектирования. Фирма была создана в 1967 в году в Кембридже. Сегодня ее офисы находятся в Австралии, Канаде, Китае, ОАЭ, Франции, Германии, Гонконге, Индии, Италии, Японии, Норвегии, Испании, Швейцарии, Швеции, Южной Корее, США.

Стоимость контракта – почти 100 млн. рублей. По словам специалистов, сделка по единовременному приобретению на столь крупную сумму беспрецедентна для российского сегмента рынка таких технологий. Отметим, что приобретение нового программного продукта вместе с переоснащением ЗПКБ выводит зеленодольское предприятие в число самых технически развитых оборонных предприятий РТ.

№9
«ПОЗИС» ОБРАТИЛСЯ К ПУТИНУ. ОБЕЩАЮТ ПОМОЧЬ

Трудовой коллектив ПОЗиСа направил Путину обращение почти панического содержания («Доколе?!») по поводу обеспечения предприятия государственным оборонным заказом. Речь идет о производстве боеприпасов и пиропатронов для авиационных спасательных систем. Военные мощности занимают на "ПОЗиСе" более 70% площадей, но доля этой продукции в общем объеме предприятия стремительно уменьшается - в 2011 году она составила менее 15%. Путину указали на то, что если так пойдет и дальше, на улице окажутся 700 человек, занятых на спецпроизводстве. В условиях моногорода это приведет к росту социальной напряженности, а "ПОЗиС" больше не сможет производить боеприпасы.

«Согласитесь, что ситуация, когда заводские «оборонщики» работают в полную силу только три месяца в году, а все остальное время «сидят на шее» у всего коллектива завода, ненормальна. А так продолжается уже третий год», - сообщалось в письме Путину… Большие надежды на предприятии связывают с позицией «оборонного» вице-премьера Дмитрия Рогозина. А новый глава минтпромторга РФ Денис Мантуров, будучи в Казани, пообещал, что в новой программе реформирования боеприпасной отрасли проблемы "ПОЗиСа" будут учтены.

№10
МИННИХАНОВ ПОТРЕБОВАЛ ВОЗРОДИТЬ ДЕТСКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ КРУЖКИ

Разгромная критика прозвучала в адрес вузов РТ на совещании по проблемам подготовки инженерных кадров для республиканских предприятий.

Среди прочего, внимание было акцентировано на возрождении почти полностью разгромленных детских технических кружков. «Мы республика высокотехнологичная, - напомнил Минниханов, - и нам важно создать условия для развития технических кружков. Они сегодня очень востребованы - республика, которая производит самолеты, вертолеты, автомобили, будет остро нуждаться в этих специалистах». Минниханов потребовал «изменить отношение к кружкам и их преподавателям». Министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов призвал поддержать кружки научно-технического творчества, предусмотреть гранты для поощрения преподавателей и учеников и даже создать в РТ соответствующий научно-технический парк (наверное, что-то вроде дворцов пионеров).

Президент поручил в трехмесячный срок обобщить озвученную на совещании информацию и представить четкие предложения.