Гимадутдинов-Айрат_фото-Марии-Зверевой_11.03.09-(2).jpg

«МСФО ТРЕБУЮТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО,
И ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА»

- Со вступлением России в ВТО эксперты вновь заговорили о не столь отдаленных перспективах перехода российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности. Насколько вообще сегодня тема МСФО актуальна для российского бизнеса?

- В России необходимость перехода на МСФО на государственном уровне прозвучала впервые в 1997 году в послании президента РФ Федеральному собранию. С тех пор с каждым годом потребность в МСФО возрастает, поскольку продолжается глобализация экономики и интеграция нашей страны в международное экономическое сообщество. Дело не только в ВТО – многие российские предприятия, в том числе малый и средний бизнес, кредитуются в зарубежных банках, кто-то хочет привлечь зарубежные инвестиции.

Начиная с отчетности за 2012 год для некоторых организаций, например для страховых компаний, составление консолидированной отчетности по МСФО сделали обязательной. То есть фактически они теперь ведут параллельно два учета для составления отчетности – по российским стандартам и по международным. Правда, пока большинство из них осуществляет трансформацию российской отчетности в международную, что финансово значительно выгоднее. Но в целом тенденция такова, что для крупных предприятий, скорее всего, ведение учета по МСФО в обозримом будущем станет обязательным.

- На ваш взгляд, сколько времени займет этот переходный период?

- Думаю, лет пять.

- Это совсем скоро…

- Да, и проблема в том, что если российские стандарты учета и отчетности досконально прописаны в соответствующих положениях и методических рекомендациях, которым бухгалтер следует при отражении тех или иных хозяйственных операций, то МСФО требуют больше творческого и профессионального подхода, скажем так. Там очень важную роль играет профессиональное суждение бухгалтера при отражении практически любой хозяйственной операции, оценке ее последствий и влиянии в том или ином виде на показатели активов и обязательств, раскрываемых в отчетности.

Еще не все российские бухгалтеры готовы рассуждать таким образом. Многие привыкли работать как операторы бухгалтерских программ исключительно по документам, особо не задумываясь, какой же экономический смысл лежит за этими операциями.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

- То есть дело в менталитете и привычках российских бухгалтеров?

- Российские бухгалтеры в большинстве своем, а тем более на крупных предприятиях, имеют высокую квалификацию, умело пользуются нормативной базой. Проблема в том, что для них не составит труда составить российскую отчетность по всем правилам, но при этом реальная экономическая сущность той или иной хозяйственной операции может быть раскрыта некорректно. Ни для кого не секрет, что у нас иногда можно одну и ту же операцию с помощью договоров оформить так, что она будет выглядеть другой операцией. В этом принципиальное отличие МСФО от российского учета – международные стандарты основываются на оценке хозяйственных операций исходя не столько из документальной формы отношений, сколько из их экономической сути. Например, договор займа – в российском учете он проходит просто как заем, а по МСФО нужно смотреть, зачем мы эти деньги получили. Может быть, мы просто получили аванс, не хотим с него НДС платить и написали, что это заем?

Вообще, самая главная проблема перехода на международные стандарты – это обучение и нехватка специалистов. Чтобы освоить МСФО, необходимо определенное время. В настоящее время разрабатываются образовательные стандарты в области МСФО. Поэтому, я думаю, в ближайшие пару лет эти стандарты уже будут доступны. Долгое время очень актуальной оставалась задача перевода международных стандартов аудита на русский язык. И это задание было поручено два года назад комитетом по переводам Международной федерации бухгалтеров (IFAC) Российской коллегии аудиторов. Осенью этого года мы закончили перевод, IFAC принял его и отметил хорошую работу РКА по переводу МСФО на русский язык, который будет актуален не только для РФ, но и для других русскоговорящих стран СНГ.

- И все-таки каков срок освоения МСФО для бухгалтера-профессионала?

- Как правило, при интенсивном обучении и практической работе, чтобы стать хорошим специалистом по МСФО на российском уровне, нужно года два. Естественно, что за рубежом требования к практическому опыту и образованию выше.

«ВЕДЬ У ПРАВИТЕЛЬСТВ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ,
КАК ИМ ВЫГОДНО – ПОКАЗАТЬ ПОМЕНЬШЕ ДОЛГОВ…»

- В Кейптауне (ЮАР) прошла ежегодная конференция уже упомянутого вами совета Международной федерации бухгалтеров (IFAC), где вы и ваши коллеги представляли российскую делегацию аудиторов. Расскажите немного об этой организации, насколько она влиятельна в мире и в России?

- IFAC была создана в конце 1970-х годов. Россия в ней сегодня представлена двумя действительными (РКА и ИПБР) и двумя ассоциированными (АПР и ИПАР) членами - СРО бухгалтеров и аудиторов. Появление IFAC вызвано процессами глобализации в экономике и, как следствие, необходимостью стандартизации бухгалтерского учета и отчетности в мире. Происходит взаимное инвестирование бизнесов разных стран, и для того, чтобы было понимание отчетности международными инвесторами, была создана эта организация: стали разрабатываться международные стандарты учета и отчетности, а за ними и международные стандарты аудита. Таким образом, деятельность IFAC оказывает влияние на мировую экономику через отчетность мировых корпораций и участников фондового рынка.

- Какие вопросы обсуждались на конференции в Кейптауне?

- Самое главное - рассматривались требования общественности, требования бизнеса и государства к учету и отчетности в мире, поскольку учет и аудит призваны служить общественным интересам. Начали обсуждение вопросов с кризисных ситуаций, которые происходят в Европе – их не смогли предугадать, потому что отчетность государственных организаций была несовершенна. Там не было общих правил для госотчетности, поэтому у правительств была возможность сдавать отчетность в комитет ЕС так, как им выгодно, чтобы показать поменьше долгов, поменьше расходов. Таким образом, отчетность не отражала реальное положение дел в экономике государства, она практически не аудировалась. Поэтому, когда стали анализировать, каковы реальные долги государств Еврозоны, задолженности оказались намного больше.

IFAC признал, что не уделял должного внимания вопросам государственной отчетности, и что ранее, до кризиса еврозоны, все было сосредоточено вокруг корпоративной отчетности, служению интересам акционеров. Соответственно, лишь в течение последних пяти лет были разработаны стандарты для государственной отчетности, и принимаются другие меры, в частности, обучение.

- Я правильно понимаю, что у России сейчас нет такой госотчетности, о которой говорилось выше в отношении стран Евросоюза? Возможно ли ее появление в связи с вступлением нашей страны в ВТО?

- Для России это вопрос добровольный, а для стран Еврозоны – обязательный: раньше они отчитывались в соответствующий комитет ЕС, который считал, например, отношение долга к бюджету, именно в этой области и вскрылись несовершенства отчетности, поэтому и появилась острая необходимость в ее унификации. Россия пока не брала на себя обязательств по отражению данных показателей. Чтобы их применять, опять-таки, нужны высококвалифицированные специалисты.

«РАСТЕТ ЧИСЛО ЗАПРОСОВ ОТ МСБ»

- Актуально ли в обозримой перспективе применение МСФО для среднего и малого бизнеса?

- Малому и среднему бизнесу нужны заемные средства. В связи со вступлением России в ВТО доступ к иностранным кредитным ресурсам упростился. С каждым годом для МСБ становится все легче вести переговоры с теми же европейскими банками о получении финансирования, условия которого, как правило, не в пример российским, выгоднее. Соответственно, для этого бизнесу необходима международная финансовая отчетность, которая понятна иностранным кредиторам, и на основании которой они могут принимать решения. Для подготовки такой отчетности предприятию придется понести определенные затраты, но это экономически выгодно, так как разница в процентных ставках европейских и российских банков очень ощутима.

- Малое предприятие должно уже вести международную отчетность некоторое время? Либо предприятие, задавшись целью получить кредит в одном из европейских банков, может для этого быстренько заказать себе отчет по МСФО у специалистов?

- Да, можно заказать, но при этом в соответствии с требованиями МСФО три последних отчетных года должны быть трансформированы в отчет по МСФО. Например, число запросов от МСБ в нашу компанию на формирование отчета по МСФО для еврокредитования растет, поскольку, повторюсь, разница в стоимости кредита нашего и европейского банка очень ощутимая.

- Для того чтобы субъект МСБ смог отразить свою деятельность в отчете по МСФО, он должен быть обязательно на общем режиме налогообложения?

- Если предприниматель ведет полноценный учет, для него процесс перехода на МСФО упрощается. Если он ведет учет в упрощенном порядке, то для составления отчетности по МСФО потребуется немного больше времени и затрат. Учет на спецрежиме для налогообложения, как многим кажется, автоматически снижает требования к бухгалтерскому учету, что в результате дает меньше информации для трансформации, чем бухгалтерский учет предприятия, применяющего общую систему налогообложения.

«КОНКРЕТНЫХ ПРАВИЛ В МСФО НЕТ, ПОЭТОМУ ВАЖНО
ПРОФЕСССИОНАЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ»

- В отношении МСФО часто можно услышать, что международная отчетность сложна и проста одновременно. Так ли это и в чем причина?

- Чтобы сделать хорошую отчетность по российским стандартам, нужны знания, начиная от закона о бухгалтерском учете, положения о бухгалтерском учете, а к ним методические рекомендации, разъяснения минфина, позицию ВАС, десятки-сотни писем по тому или иному поводу… Таким образом, если взять полный комплект, то «в руках» окажутся тысячи документов. Мало их просто иметь, надо их знать и уметь пользоваться всем этим массивом!

В то же время нормативная база по МСФО намного меньше. Там буквально порядка 40 стандартов, и к ним небольшое количество методических рекомендаций. Они построены на принципах отражения реальной экономической эффективности деятельности предприятия. Например, по МСФО компания должна оценивать вложения в акции по «справедливой стоимости». Конкретных и жестких правил, как оценивать эту «справедливую» стоимость, нет, и компания должна уже сама обосновать свой подход, соответствующий принципам МСФО.

Вместе с тем в таких условиях, когда нет четких правил, когда многое отдается на суждение бухгалтерии и руководства предприятия, возрастает роль и значение деятельности профессиональных аудиторов. Например, по какому-то вопросу есть мнение компании - аудитор может с ним согласиться, а может и не согласиться, то есть необходим этап подтверждения с целью получения аудиторских доказательств, который при положительном результате призван повышать доверие к компании. Аудиторы для МСФО выступают своеобразным фильтром, когда компания подходит к вопросам учета слишком «творчески». Творчество в МСФО должно быть, но в разумных пределах. Важно, чтобы будущие события подтвердили ту оценку, которую сделала компания.

«ЧТОБЫ ВКЛАДЫВАТЬСЯ В КОМПАНИЮ, НУЖНО ОПЕРИРОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО
ФИНАНСОВЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ»

- Насколько мне известно, существуют также стандарты нефинансовой отчетности… О чем идет речь?

- Еще 30 лет назад предполагалось, что если у компании хорошие производственные и финансовые возможности, в ближайшие пять-десять лет она будет демонстрировать рост. Однако за последние десятилетия ситуация изменилась, и сейчас большее значение имеют нематериальные возможности компании, если она отстает в инновационном развитии, то сразу теряет клиентов. Хороший пример – компания «Кодак». Помните, одно время все в нашей стране ходили с их «мыльницами»? В «Кодак» вовремя не перешли на цифровые стандарты – все, мировой лидер обанкротился, теперь компания существует в другом, очень узком сегменте рынка, у нее уже другие собственники. То же касается других стандартов, например, экологических.

Таким образом, чтобы вкладываться в компанию, прогнозировать ее развитие на будущее, нужно оперировать не только финансовыми показателями. Нужно иметь представление и о том, как у предприятия обстоят дела с инновациями, с персоналом, воздействием на окружающую среду. В стандартной бухгалтерской отчетности этих аспектов не отразишь. Поэтому аналитики тех же фондовых бирж пытаются найти информацию в других источниках, но это им неудобно.

В начале 1990-х годов на Западе появилась организация GRI, призванная систематизировать нефинансовую информацию о компаниях в так называемом отчете об устойчивом развитии по стандартам GRI, который уже набрал популярность на фондовых рынках всего мира. Это имиджевый вопрос, важный для развития крупного бизнеса. В РТ отчет об устойчивом развитии делают КАМАЗ, «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим» и ряд других крупнейших компаний.

Экономическое сообщество готово к следующему шагу – интегрированному отчету. Этот относительно небольшой документ содержит описание взаимосвязанных ключевых показателей, характеризующих систему управления и результаты деятельности компаний во всех измерениях, с объяснением их влияния на развитие компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Крупнейшие компании США, Великобритании, ЮАР - пока еще немногим более 100 компаний - уже считают хорошим тоном включать интегрированный отчет в свою годовую отчетность. А их наиболее продвинутые потребители смогут, зайдя на сайт данных компаний, получить полную информацию о ее корпоративной и социальной ответственности, и сделать свой выбор, поддержав таким образом социально-ответственный бизнес.

«ЗАДАЧА АУДИТОРА – ПРОВЕРИТЬ, А НЕ РАССУЖДАТЬ»

- Насколько существующий формат аудиторского заключения читабелен и полезен для пользователя?

- Понятно желание пользователя увидеть положительное немодифицированное аудиторское заключение и решить, что это гарантия отсутствия ошибок в отчетности, что она правильная и абсолютно достоверная. К сожалению, аудиторы этого обеспечить не могут. Почему? Если мы посмотрим на какую-либо крупную компанию, где штат бухгалтеров в несколько сот человек, работающих круглый год – представляете, сколько нужно аудиторов, чтобы проверить достоверность каждой записи?! Как минимум, столько же. Тогда стоимость аудиторской проверки окажется несоизмерима с той пользой, которую приносит аудит.

Поэтому аудиторы делают выборочную проверку, но таким образом, чтобы минимизировать риск ошибок. Соответственно, в аудиторском заключении появляются дополнительные параграфы о том, что проверка осуществлялась выборочным способом, аудитор сам отчетность не составлял и ответственность за ее достоверность лежит на том, кто ее составлял и тому подобное. Этих дополнительных абзацев к настоящему моменту набралось довольно-таки много. С одной стороны, это плюс, что аудиторское заключение разъясняет работу аудитора, а с другой – минус, потому что когда много информации, самое важное - мнение об отчетности – теряется. Позиция профессионального сообщества на этот счет неоднозначна, поэтому идут долгие споры о том, какая именно информация должна быть отражена в аудиторском заключении.

- Где здесь зона ответственности аудитора, если он дал положительное заключение, а компания все же обанкротилась?

- Задача аудитора - все-таки проверить фактическую информацию, а не рассуждать, рисковое это предприятие или нет, каковы шансы на успех этого бизнеса в далекой перспективе и тому подобное. При этом сами пользователи отчетности, как правило, хотят видеть в аудиторском заключении больше информации, которая касалась бы причин и факторов влияния на эффективность финансового результата. Проще говоря, пользователям отчетности от аудитора нужны данные, отвечающие на вопрос: "Стоит ли вкладывать деньги в эту компанию в ближайшем будущем, или нет?" хотя бы в одном небольшом абзаце. Отношение к роли аудиторского заключения постепенно меняется, однако многие клиенты до сих пор оценивают качество работы аудитора по тому, были ли начислены штрафные санкции по итогам налоговой проверки, либо не были.

Еще один пункт, который планируется включить в аудиторское заключение в связи с банкротством в последние годы крупных международных корпораций, касается указания аудитором установленных им фактов, свидетельствующих о том, что в течение следующего отчетного периода (года прим. авт.) проверенная им компания может оказаться банкротом. Вокруг этих маленьких пунктов идут большие споры, потому что они накладывают дополнительную ответственность на аудитора.

- Такие выводы, наверное, больше работа аналитиков?

- Да, мы проверяем то, что сделано, а не то, чего нет, но не мешало бы сделать компании, чтобы избежать банкротства. Аудит занимается фиксацией исторических данных, а не прогнозированием, но нельзя не отметить и то, что роль аналитиков в аудиторской профессии неуклонно повышается.

Экс-исполнительный директор IFAC Ян Болл рассказывал, что когда разразился финансовый кризис и обанкротилось несколько крупных американских финансовых организаций, его пригласили на радио для интервью. Журналист заявил – мол, как же так, вы разрабатывали стандарты учета для этих компаний, готовили отчетность, по которой они выглядели хорошо, ничего не предвещало их банкротства, вы виноваты! На что Болл, не скрывая сарказма, ответил: «Да, конечно, это я виноват, что заставлял их покупать ценные бумаги, которые ничего не стоят, это я заставлял их полагаться на мнение рейтинговых агентств, которые никем не проверены!» И журналист не смог возразить – проблемы действительно лежат намного глубже.

Вместе с тем в российской практике уже не редкость - составление аудиторских заключений с указанием не только оговорок, но и с приведением важных обстоятельств и прочих сведений, необходимых для пользователей отчетности, т.е. когда мы говорим, что в целом отчетность достоверна, за исключением таких-то аспектов. И пользователь уже сам смотрит, насколько для него эти оговорки, обстоятельства и прочие сведения важны. Если же в нашем распоряжении недостаточно документов или нас ограничивают в объеме аудита, мы можем отказаться от выражения мнения, либо дать заключение, что отчетность недостоверна. Для отчетности по МСФО самым лучшим контролером является время, потому что оно как раз показывает, адекватную оценку активов делало предприятие или нет.

Справка

Айрат Гимадутдинов родился 30 сентября 1968 года в Казани.

В 1990 году закончил КФЭИ.
С 1990 года по февраль 1994 года работал в Государственной налоговой инспекции по РТ.
С марта 1994 года – генеральный директор компании "АУДЭКС".