ЭТО НЕ БЮДЖЕТ. ЭТО СЛЕЗЫ

Сравнивая бюджет Набережных Челнов на 2013 год с текущим, некоторые депутаты воспринимают цифру в 5,26 млрд. рублей как увеличение бюджетного объема, другие - наоборот. В абсолютных значениях объем бюджета вырос – на 2012 год закладывалась сумма 4,6 млрд., а прогнозная цифра на 2013 год, озвученная на прошлых публичных слушаниях, предполагала 5,06 млрд. рублей. Народные избранники воспринимают сумму 5,26 млрд. рублей по-разному – как правило, точка зрения зависит от того, успел ли депутат просмотреть проект детально. Владимир Бестолков – гендиректор КБК и депутат от «Единой России», счел комментарии по бюджету преждевременными: «Пока могу сказать лишь одно – радует то, что бюджет больше прошлогоднего». Алексей Кормилицын – депутат от фракции КПРФ, экономическим показателям не радуется:

– Не бюджет – слезы. То, что он на 700 миллионов больше прошлогоднего, – это всего лишь игра цифр. Увеличение идет за счет нормативной индексации зарплат на КАМАЗе и за счет роста субвенций из республики. А если прикинуть инфляцию за год, то мы обнаружим, что бюджет стал дешевле, - отмечает он.

Субвенции из бюджета республики по сравнению с прошлым годом выросли на 359 млн. рублей: в прошлом году они составляли 871 млн., в этом определены в размере 1,23 млрд. рублей. Из них 1,19 млрд. уходят в образовательную отрасль. Образование – не просто основная статья расходов автограда, она оттягивает из общего объема 4,2 млрд. рублей или 79%. Традиционно на публичных слушаниях к этой позиции прикрепляют молодежную политику и культуру, чтобы на фоне внушительной цифры культурные проекты не казались забытыми. Фактически «молодежка» и «культура», вместе взятые, составляют от расходов на образование лишь 4%, имея при этом собственные строки в бюджете, по 55 и 123,7 млн. соответственно. Все эти цифры, по общему мнению опрошенных депутатов, отражают исключительно расходную часть на содержание дошкольных учреждений (1,7 млрд. рублей) и общеобразовательных (2,3 млрд. рублей). На качественное развитие основной финансируемой отрасли, как, впрочем, и всех остальных, не закладывается ничего. На этом симптоме особенно акцентировал внимание Кормилицын:

– Это не экономическая программа, а смета на содержание, я и в прошлом году это говорил. Мы поддерживаем скромное существование, ничего не оставляя на развитие города и отраслей.

В разделе «транспорт» адресная соцподдержка малообеспеченных семей и инвалидов ограничивается 15 млн. рублей, в блоке ЖКХ – 2 млн. рублей. Зарплата бюджетников, по словам единственного беспартийного члена депутатского корпуса Сергея Еретнова, также индексируется по нормативам, которые не отвечают ни реальным потребностям работников, ни интересам пользователей их услуг.

– В проект опять не закладываются прямые обязанности муниципалитета, – считает Еретнов. – В первую очередь это повышение зарплат бюджетников. Это люди, которым зарплату дает город, они прямо зависят от бюджета. А мы, вместо того чтобы заботиться об их интересах, строим памятники. Да, памятники тоже нужны, но есть же вопрос приоритетов. Детсадам запретили брать деньги с родителей, но и город им ничего не дает, кто же пойдет работать? Так-то никакие нормы по кадрам не выдерживаются, да и какой толк от воспитателей, работающих за пять тысяч? Вот мы пирог бюджетников и размазываем по всяким второстепенным проектам. Я считаю, надо допдоходы полностью уводить на повышение зарплат бюджетников. Полностью.

ОБЪЕКТЫ, ПОСТРОЕННЫЕ В ДОЛГ, ПРОЩЕ ОБЪЯСНИТЬ КАЗАНИ

Дополнительные 350 млн. рублей на будущий год автоград уже сегодня планирует взять в кредит. По словам опрошенных газетой «БИЗНЕС Online» депутатов, кредиты для бюджета становятся для исполкома традицией. Доброй или нет – в этом вопросе мнения расходятся. Депутат-единоросс Роман Мугерман не видит в заимствованиях ничего плохого:

– В последнее время город начал практиковать займы. Разумеется, они должны быть экономически оправданы. Если мы берем кредит, значит целевой проект должен быть не только социально значим, но и интересен с точки зрения доходов города. Стоимость проекта с процентами по кредиту должна окупаться его конечным экономическим эффектом. Я не знаю, на что пойдут 350 миллионов кредита, заложенные в бюджет. Думаю, что это общая сумма займов на разные проекты. Бюджет у нас строится по статьям расходов, а движение денежных средств, в том числе кредиты, – это вопрос отдельный. Существует практика, о которой Василь Гаязович (мэр города Шайхразиев - ред.) неоднократно говорил: проще объяснить республике нужность уже готового объекта. Вот мы построили мост – профинансируйте, пожалуйста. Раз такая практика есть и раз она приветствуется в республике – значит, пусть так оно и будет.

При существующем темпе строительства новых объектов в городе – мостов, дорог, скверов, домов культуры в частных секторах – несколько странно видеть в строке «Мероприятия в области строительства, архитектуры и градостроительства» сумму 5 млн. рублей. На годовой бюджет муниципального строительства можно возвести разве что детскую площадку во дворе, как выразился Кормилицын:

– В Челнах вообще ничего не строится на муниципальные деньги. Сначала мы берем долг в банке или у республики, а потом возвращаем. Я этого не одобряю. Город платит проценты по кредитам – это грабеж горожан, на котором жиреют банки. Поэтому в проекте бюджета ничего и не планируется, хотя теперь вот заложили 350 миллионов.

– В целом философия исполкома такова – давайте наберем денег в долг, а потом кто-нибудь их оплатит, – говорит Еретнов. – Мы ведь моногород, республика не обидит. Казань тоже вся в долгах, зато строится, процесс идет. Когда в проект закладывают ничем не обеспеченные расходы, декларируется, что они будут оплачены допдоходами. Но допдоходов не будет – мы еще летом об этом говорили с председателем бюджетной комиссии Маратом Нуруллиным. Просто это недоказуемо, потому что нам доходы горожан преподносят усредненно: есть средняя зарплата в 21 тысячу рублей, и все. Мне, как депутату, эта «средняя температура по больнице» ни о чем не говорит, мы не видим картины в целом. Без конкретной дифференциации доходов: «Столько-то людей получают 10 тысяч, столько-то – 15», – никакого анализа и прогноза сделать нельзя. Но подобной статистики как не было, так и нет. В итоге для города стало сюрпризом то, что налоговая база упала. А чему удивляться? Зарплата не растет, социальный налог вывел предприятия с белого рынка, как и ожидалось, и по бюджету это серьезно ударило. Фактически он тоще прошлогоднего, просто с виду приличный за счет межбюджетных трансфертов. Проще говоря, долгов. По-моему, это ненормально. Я согласен, что дороги, построенные в долг, нужны, но мы же за все это строительство будем серьезные проценты отдавать.

РАСХОДЫ ПО МЕЛОЧИ

Конкретные проекты, как уже объяснили депутаты, в проект челнинского бюджета закладывать не принято. Те скромные замыслы, на которые деньги все же откладываются, в документе не отражаются, на что жалуются и наши респонденты. Если депутат горсовета ориентируется в финансовых планах города относительно своего округа, это уже хорошо. Так, Мугерман знает, что в его подответственном районе бюджетные деньги в следующем году поработают:

– По нашей инициативе в бюджет на будущий год заложили порядка 4 миллионов на дворовые парковки и расширение внутриквартальных дорог. Этого мало – только на мой округ нужно больше 2 миллионов. Однако движение есть, оно удовлетворительно. В бюджет включен и капремонт школы в моем округе. Работа на местах – это и есть работа депутата. На формирование бюджета мы влияем только исходя из предложений исполкома. Будем надеяться на профессионализм чиновников, которые принимают оперативные решения по кредитованию и насыщению бюджетной программы.

Между тем есть хозяйственные потребности, о финансировании которых знают все депутаты, – это проекты, востребованность которых неоднократно доказывалась на депутатских комиссиях в течение года. Так, на обсуждение в рамках сессий горсовета неоднократно выносился вопрос строительства ливневой канализации. Даже депутаты, не державшие проекта бюджета в руках, знают, что ливневки в нем снова нет. В последний раз проблема ее строительства вызвала прения в горсовете в сентябре, когда город решил продать недостроенную ливневку в районе БСИ. Ее можно было бы реконструировать, если бы у города была готова концепция устройства ливневых канализаций. Депутаты настаивали на финансировании хотя бы концепции сооружений из бюджета 2013 года. Того же они требовали и годом ранее. Однако ливневка, когда-то недостроенная как в старой, так и в новой части Челнов, все же не попала в проект бюджета, даже опыт Казани с ее наводнениями не пошел впрок авторам проекта.

– Мы поручали исполкому разработать программу развития города с включением в нее строительства ливневки, – сообщил Кормилицын. – Исполком поручение принял, и на этом все закончилось.

– Все согласны с тем, что ливневка – это первоочередная задача, а в бюджет она не попадает, – говорит Еретнов. – Два года мы слышим один и тот же ответ: «Оплатим из допдоходов». И сейчас опять те же грабли. Ею же можно хотя бы поэтапно заняться, проект стоит недорого. Вот велодорожки, пожалуйста, построили, хотя я не помню, чтобы мы их финансирование обсуждали в горсовете. Что нужнее?

– У города не хватает средств на такое благо цивилизации, как ливневка, – резюмировал депутат от «Единой России» Уел Хусаинов, гендиректор ЗАО «Челныводоканал», профильного предприятия по данному вопросу. – 10 миллионов заложено на обслуживание того недостроя, который мы имеем. На концепцию строительства – ничего. Планирую снова поднять этот вопрос на горсовете.

ПОЧЕМУ ДЕПУТАТЫ НЕ ЧИТАЛИ БЮДЖЕТА?

Высказаться по поводу проекта бюджета смогли далеко не все депутаты. За пять дней до публичных слушаний из 14 опрошенных больше половины просто не получили проект на руки, а некоторые из комментаторов получили его не от управления финансов, а от корреспондента «БИЗНЕС Online». При этом в сентябре на депутатских комиссиях депутаты хором просили начальника управления финансов Альфинур Галиакберову пораньше разослать им проект для своевременного ознакомления. Мэр города Василь Шайхразиев на сентябрьской сессии горсовета отмечал также ежегодную безучастность челнинцев в дни публичных слушаний – людей приходит мало, да и те не готовы высказаться.

Страждущим депутатам Галиакберова обещала проект заранее, отмечая при этом, что он и так будет доступен на сайте города с 1 ноября – для всех горожан, ради которых и устраиваются 12 ноября публичные слушания. Публикация проекта за 10 дней до слушаний – это регламент, обусловленный городскими нормативными актами.

Фактически же найти документ в открытом доступе проблематично и сегодня. Формально проект бюджета-2013 на сайте есть: пользуясь телефоном и пошаговыми инструкциями авторов проекта, корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось отыскать его в глубинах городского портала. Стандартные средства, подобные поиску на сайте, даже при указании точного имени документа результатов не дают. Относить ли такую условность публикации к «интерактивности» челнинского исполкома или к недочетам сайта – вопрос открытый.