«БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СРЕДСТВ МЫ СОБИРАЕМ САМИ»

- Валерий, только что с успехом прошел такой полюбившийся казанцам фестиваль – Kremlin LIVE. Какое количество зрителей вы собрали в этом году?

- В прошлом году у нас побывали 35 тысяч, в этом году за два дня мы собрали 45 тысяч казанцев. В первый день было около 30 тысяч, на другой день шел дождь, и публики было поменьше.

- Каковы финансовые параметры фестиваля?

- Бюджет фестиваля - около 6 миллионов рублей, примерно 10 процентов от этой суммы – помощь министерства культуры РТ. Оставшаяся часть – это средства, собранные продюсерским центром JIVE.

- Получается, что фестиваль в Кремле – это для вас благотворительное мероприятие?

- Как бы это ни показалось кому-то наивным, но мы, задумывая фестиваль, хотели сделать праздник для города в соответствии с нашим видением. В Казани нет такого массового мероприятия, на котором люди могли бы познакомиться с разными видами современного искусства. Есть Шаляпинский и Нуриевский фестивали, есть фестиваль мусульманского кино, но это все монофестивали. А вот фестиваля, где бы присутствовал и джаз, и фанк, и рок, и уличные театры, и вернисажи – такого нет. Это европейский open air.

«ПРООБРАЗ – ФЕСТИВАЛЬ В МОНТРЕ»

- Да, я поняла, это формат фестивалей в Эдинбурге или Авиньоне.

- Из джазовых фестивалей мне наиболее близка концепция фестиваля в Монтре. Там работают шесть площадок, и фестиваль де-факто уже не называется джазовым, потому что там выступают и рокеры, и реперы. Музыка там потеряла строгие стилистические рамки.

- Я понимаю, что получает город – это два великолепных, насыщенных впечатлениями дня. А что получает продюсерский центр JIVE?

- Во-первых, мы получаем творческое удовлетворение от того, что делаем такой праздник. Во-вторых, ну что кривить душой, это еще и наш прекрасный пиар. Наш центр делает много мероприятий, в том числе и коммерческих, и в нашем резюме появляется такой пункт, как фестиваль, это серьезно. И потом, кроме продюсерского центра JIVE, никто больше не имеет права размещать коммерческую рекламу в Кремле, наш логотип висит на сайте Кремля. Мы давние и проверенные партнеры Кремля, и это для нас большая честь. Есть чем гордиться.

«ПРОДЮСЕРСКИЙ ЦЕНТР – ЭТО БИЗНЕС-СТРУКТУРА»

- Продюсерский центр – это все-таки бизнес-структура? Что он собой представляет?

- Да, это бизнес-структура, которая выросла на базе группы JIVE, а это один из старейших джазовых коллективов, он существует с 1992 года. В этом году мы с Инной Городецкой возглавляли все действия по фестивалю. Конечно, по факту мы продюсерский центр, хотя мне больше нравится название «творческое объединение». У нас есть множество проектов, в которых задействовано большое количество площадок и коллективов. Наше творческое объединение занимается организацией масштабных мероприятий. Мы редко беремся за заказы от частных лиц, они менее интересны, потому что забот много, а в результате ничего грандиозного. Физическим лицам важнее не вопрос качества, а вопрос цены, мы же стремимся делать все на высоком уровне, а такая продукция дешевой не бывает. С организациями и предприятиями сотрудничаем с большим удовольствием!

Министерство культуры Татарстана часто обращается к нам, когда нужны интересные исполнители – красивый джаз, музыка, создающая атмосферу. Например, это международные приемы, когда нужно бывает показать, что в республике есть не только национальная музыка, но и современная. Кроме этого, министерство культуры РТ – госструктура, которая оказывает существенную поддержку фестивалю.

- Спонсоры у фестиваля существуют?

- Мы долго вели переговоры со Сбербанком – это крупный и серьезный партнер, надеемся, что это будет долговременное сотрудничество. Кроме этого, у нас есть еще несколько спонсоров, которые нам помогают.

«ХОТЕЛИ ПРОВОДИТЬ ФЕСТИВАЛЬ НА СТРОЙКЕ»

- А был какой-то толчок, когда вдруг родилась идея делать фестиваль в Кремле?

- Авторами идеи стали я, Инна Городецкая, Станислав Калабанов и Владимир Чигарев. Зимой 2009 года мы как-то сидели, разговаривали, и слово за слово родилась идея фестиваля. Поначалу рассматривалось много мест для его проведения. Назывались площадки традиционные, но были и совершенно сумасшедшие идеи. Например, новостройка, хотелось сместить фестиваль в какую-то более молодежную андеграундную плоскость. Не помню точно, но кто-то произнес: «Кремль!» И мы, ничтоже сумняшись, пошли в Кремль. Нашу идею там приняли и полностью поддержали. Это в очередной раз доказывает, что если идея разумная и нужная, то всегда найдутся люди, которые помогут ее воплотить. Да, нужна идея и команда, готовая за нее взяться. Ожидание манны небесной со стороны государства свойственно нашему народу, однако, как показывает практика, наиболее живучими оказываются проекты, которые создаются не абстрактным государством, а конкретными людьми. Государство должно в чем-то помогать? Да ради Бога, находите идею и делайте.

«ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ КЛУБА «ВЕСЕЛЫЙ РОДЖЕР» ПЛОЩАДОК ДЛЯ ДЖАЗА В КАЗАНИ НЕТ»

- Насколько много сейчас работы у группы JIVE?

- Я бы не назвал это работой, мне это слово из-за его корня «раб» не нравится. Это творчество. Мы не выступаем в клубах и ресторанах. С закрытием клуба «Веселый Роджер» в Казани не осталось мест с настоящей джазовой энергетикой. Настоящий джаз – он такой новоорлеанско-чикагский, когда веселье до утра, пляски, дым коромыслом. И «Веселый Роджер» был местом общения интеллигентной публики, потому что, полагаю, не было в Казани продвинутого человека, который бы в этом подвальчике не побывал хотя бы раз. Там постоянно было движение. В этом был секрет успеха этого клуба. Даже по понедельникам собиралось такое количество публики, что владельцы клуба могли выплачивать гонорары музыкантам. Сейчас ни одно заведение в городе не может повторить успех «Веселого Роджера».

- Секрет успеха был в движении?

- Да. Там выступали отличные музыканты, и они это делали не только ради денег, им там просто нравилось. Это была атмосфера свободы, драйва и энергетики. Там не говорили: «Здесь надо играть потише, здесь – поскромнее. Поиграйте два раза по сорок минут и валите отсюда». Там была реальная музыка, не «фоновая». «Веселый Роджер» был настоящим джаз-клубом в американском понимании этого слова. Когда я побывал в Америке, то убедился, что это так.

- Почему же «Веселый Роджер» прекратил существование?

- Потому что лучшее – это враг хорошего. Хозяева решили расширяться и менять идеологию, а размывание идеологии всегда дает отрицательный результат. Это отпугнуло старых посетителей, там преданнейшие люди были, а новых не приобрели. И когда наши расхождения стали кардинальными, группа JIVE ушла.

«ДЖАЗМЕНЫ СЕЙЧАС «РАБОТАЮТ», А НЕ ВЫСТУПАЮТ»

- Группа JIVE принимает участие в фестивале джаза в усадьбе Сандецкого?

- Нет, они как-то нас не приглашают. Если бы пригласили, пошли бы и выступили. Мы любим выступать на разных площадках.

- Что вообще происходит с джазом у нас в городе?

- К сожалению, может быть, я ретроград и консерватор, но, повторюсь, со времен «Веселого Роджера» у нас не появилось ни одного заведения джазового по духу. Сейчас музыканты работают. Если вы возьмете интервью у любого музыканта, он ответит: «Да, мы в пятницу работаем, мы в субботу работаем». Но никто из них не скажет, что они выступают или делают джем-сейшены. Речь все время будет идти о работе, скучной и малооплачиваемой. Тем приятнее видеть исключения из этого грустного правила – когда после фестиваля Kremlin LIVE джазовые музыканты города собрались во вновь открывшемся клубе China Town Café на великолепный джем. К сожалению, многие талантливые музыканты либо покинули Казань, либо перешли в другие музыкальные жанры. Не скажу, что джаз умер, он есть на уровне этой ежедневной работы, этой фоновой музыки. В последние годы (за редким исключением) я не видел казанской команды, которая бы съездила на какой-либо международный фестиваль или даже российский, и заняла бы там какое-то место. Это говорит о том, что наши музыканты не видят перспектив и занимаются этой ежевечерней нудной работой. Сколько угодно можно быть популярным в Казани, но когда популярность не идет дальше твоего города, это плохо.

- А JIVE ездит на фестивали?

- В свое время мы достаточно поездили по российским и международным фестивалям. Из недавних – международные фестивали во Владимире и Ульяновске. Пока не будем раскрывать все тайны, но скажу лишь, что мы готовим новую фестивальную программу. Пока мы занимались тем, что развивали кремлевский фестиваль. Вывести группу на международный и даже российский уровень – это цель не менее амбициозная. А заниматься двумя глобальными задачами – это не заниматься ничем.

«БУТМАН РАТУЕТ ЗА ЛЮБОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ»

- Насколько трудно было уговорить Игоря Бутмана стать президентом фестиваля в Кремле?

- Слово «трудности» и Бутман вообще не сочетаемы! Мы давно знакомы, часто пересекаемся на разного рода джазовых мероприятиях, и я был приятно поражен той легкости, с которой велись наши переговоры. Игорь Бутман – это лучший президент для нашего фестиваля, он ратует за любое движение в области искусства. Насколько он энергичен в музыке, настолько же и в жизни. Игорь Михайлович – открытый человек, и это подкупает с первых минут общения.

- Перед фестивалем была озвучена идея, что он будет путешествовать по городам, где есть Кремли. Насколько это надо фестивалю?

- Мне кажется, это пока преждевременный разговор. Мы в оргкомитете обдумываем перспективы развития фестиваля, среди которых множество глобальных идей, в том числе и эта.