- Ирина Витальевна, недавно гендиректор компании "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин заявил в прессе, что «Казань продемонстрировала наиболее системный подход к проведению торгов по "наружке". Согласны ли вы с этой оценкой?

- Не мне судить, хотя все знают, что "ЭСПАР-Аналитик" – это самая авторитетная компания по мониторингу рынка наружной рекламы в России. От себя могу добавить, что новый закон о рекламе на сегодняшний день несовершенен, сама процедура торгов строго не формализована и мы первые в России решились на проведение их в электронной форме.   

Изначально я предполагала, что торги попадут под пристальное внимание органов УФАС, прокуратуры и участников рынка.  Что будут недовольные, желающие так или иначе оспорить торги.  Поэтому все, что мы должны были предусмотреть с точки зрения закона, мы постарались предусмотреть. Причем не в спешке, а заранее. Поэтому остальные города, которым все это предстоит, конечно, к Казани присматриваются. Наш опыт и разработанная нами документация, безусловно, будут интересны коллегам из других городов. Есть уже города, которые по нашему примеру готовятся к проведению  электронных торгов. Коллег привлекает и то, что мы полностью прозрачны, информационно открыты для всех. Далеко не во всех муниципалитетах это так.

- Как была построена работа с участниками рынка? За какой срок они знали, что будут торги?

- О том, что в 2012 году предстоят торги и что они будут проходить в форме аукциона, все знали еще пять лет назад, когда заключались те контракты, по которым сейчас истекают сроки. Примерно год назад мы представили новую схему размещения объектов наружной рекламы, объявив, что сокращаем общее количество носителей примерно на 30 процентов. В частности - убираем все крупные форматы из исторического центра города, все перетяжки над дорогами и так далее. Новую схему мы согласовали не только со всеми заинтересованными ведомствами, но и детально – улица за улицей – проработали с участниками рынка. Всего прошло порядка 30 крупных совещаний  с выездами на территорию.

6.jpg
В Казани вокруг торгов продолжают кипеть нешуточные страсти - по всему городу развешены щиты с цитатами чиновников о поддержке малого бизнеса 

Разработка подобной схемы, кстати, является камнем преткновения для многих городов, так как по идее их должны разрабатывать проектные организации, а на это нужны средства. У нас таких денег тоже не было, поэтому мы делали эту работу сами совместно с бизнесом.  

- Почему была выбрана форма электронного аукциона?   

- Открытый аукцион – это единственный способ, позволяющий обеспечить полную прозрачность, исключить любое субъективное влияние. Как недавно образно выразился мэр Казани Ильсур Метшин, «на аукционе все решает его величество рубль». Это действительно так. Любые конкурсы с запечатанными конвертами – это коррупционные риски и  неэффективное использование муниципальной собственности, на что нам прямо указало УФАС. Все эти годы исполнительный комитет проводил торги исключительно методом аукциона, и никакого недовольства по этому поводу не высказывалось.

Что касается электронной формы – то это казанское ноу-хау. Тут большое спасибо Якову Вениаминовичу (Геллеру -гендиректору агентства по госзаказу РТ, – ред.) и ЭТИСу. Главное преимущество, помимо полной прозрачности, - можно одновременно вести торги по нескольким лотам, а их у нас в сентябре - октябре будет разыграно более 170. На каждый шаг участнику торгов дается 10 минут, поэтому один оператор вполне в состоянии участвовать в торгах, скажем, еще по 5 лотам. В противном случае мы были бы вынуждены стучать молотком несколько месяцев (на это, кстати, некоторые местные рекламные фирмы и рассчитывали). Либо – сильно укрупнять лоты, чего нам делать не хотелось.

5.jpg
Дябилкина говорит, что ей по-человечески искренне жаль местных предпринимателей, но закон есть закон

- Почему, кстати?

- Если честно, я вообще защищала мелкие лоты. Не скрою, внутри исполкома было желание все продать крупными частями.  Нам это сделать было бы намного проще. Но все-таки небольшие лоты дают хоть какую-то возможность торговаться не только крупным, но и небольшим  игрокам. В Москве, например, всё намного жестче – там 8 тысяч афишных конструкций выставляют одним лотом, да еще с условием предоплаты за пять лет вперед.  До этого одним лотом были выставлены  на торги весь городской транспорт и реклама в метрополитене. 

КАК РЕКЛАМА ОЧИСТИТ УЛИЦЫ ОТ СНЕГА

- Торги начались. Как вы можете прокомментировать первые результаты?

- Для городской казны - начало отличное. На первых торгах за 5 еврощитов, 4 пилона и 6 пилларсов мы выручили 3,6 млн. рублей, что в 3,7 раза больше стартовой цены. По щитам рост по сравнению со стартовой ценой – в 5,3 раза.

Пилоны и пилларсы купили в основном компании, которые до этого уже много лет работали на казанском рынке - «Лариса-Сити», «БигБорд». На щиты претендовало девять компаний, но в результате напряженного поединка победителем стала  фирма «Форт Медиа».

- Что за фирма?

- Лично я эту фирму еще не знаю, но могу предположить, что она связана с  группой «Постер» - крупнейшим оператором наружной рекламы в Санкт-Петербурге.

- Каков в целом ваш прогноз по объему продаж на торгах?

- 170 млн. рублей – это минимум, посчитанный исходя из стартовой цены. Что в итоге получится - посмотрим. Но мы надеемся, что эта сумма вырастет. Интерес к торгам со стороны федеральных игроков очень высок еще и потому, что Москва и Санкт-Петербург число рекламных поверхностей сильно сокращают. Поэтому крупные игроки идут в регионы. Однозначно, Казань привлекательна также в связи с предстоящими спортивными мероприятиями.

- Куда пойдут деньги от торгов?

- Жестко какое-либо целевое назначение исполком фиксировать не вправе, все идет в общий котел бюджета. Но, насколько  мне известно, допдоходы, если они будут, планируется потратить на цели, связанные с благоустройством города к Универсиаде, а также на очистку улиц от снега. 

7.jpg
Дябилкина почеркивает, что «поддерживать всех и вся только из-за размеров бизнеса наш и без того тощий городской бюджет не может» 

«МНЕ ТОЖЕ НЕЛЕГКО»

- Главная претензия к проводимым вами торгам – они никак не учитывают интересов малого и среднего бизнеса. Владелец группы «НеонАрт» Алексей Мамаков развернул по этому поводу целую пропагандистскую кампанию…

- Вы знаете, когда я смотрю на ситуацию глазами местных предпринимателей, то по-человечески мне их искренне жаль. Эти щиты, - основа их родного, выстраданного годами бизнеса, который они надеялись передать дальше своим детям и внукам. А тут приходят чиновники, размахивают какими-то нелепыми и несправедливыми, с точки зрения бизнесменов, законами. Законами,  которые, по их мнению, прописаны не в интересах малых фирм.

Поверьте, мне тоже нелегко. Так же, кстати, как и тогда, когда мы убирали щиты с Ленинской дамбы. Все понимаю: есть закон, есть интересы города, но с другой стороны за всем этим стоят  конкретные люди, которых я хорошо знаю, с которыми постоянно общаюсь в ходе работы. Вы видели, что мы не раз и не два встречались с нашими рекламщиками за круглыми столами, в том числе публично. Искренне искали варианты – что можно сделать для них, не нарушая закон. Их обращения рассматривались на самых высоких уровнях и в исполкоме, и в правительстве. Большую роль здесь сыграла ассоциация малых и средних предприятий РТ.

Однако все, кто хоть чуть-чуть погружается в эту тему, убеждаются в том, что сделать ничего нельзя. Хоть ты тресни, но, если делать все по закону, рекламные места достанутся тому, кто предложит больше денег. И дело тут не в управлении наружной рекламы.

- А не прибедняются ли они? Тот же Мамаков – довольно крупный бизнесмен, неужели у него нет шансов на аукционах?

- Понимаете, носитель, выкупленный на честном аукционе, обойдется недешево. Он перестанет быть дойной коровой, которая хлеба не просит, а деньги приносит. Алексей Николаевич (Мамаков, – ред.) ведь и не скрывает, что на деньги, полученные от щитов, он все эти годы развивал другие направления бизнеса. А по идее рынок еврощитов довольно капиталоемкий. Ты пять лет либо копишь деньги на аукцион, либо расплачиваешься по взятым кредитам.

В других городах, например в Сочи, местные предприниматели организуют для участия в торгах консорциумы, входят в альянсы с банками и так далее. Короче, шевелятся, ищут бизнес-решения. Но, конечно, гораздо дешевле заказать юридическую и PR-кампанию с целью сорвать торги и сохранить статус-кво еще на какое-то время. Получится – хорошо, не получится – есть запасные аэродромы.

КОМУ МЫ ДОЛЖНЫ ДАВАТЬ ПРЕФЕРЕНЦИИ?

- И все-таки неужели нельзя было предоставить какие-либо льготы местным? Все равно республика и город заинтересованы в рабочих местах, налогах…

- Еще раз повторюсь – юридически чистых способов нет. Это в любом случае ведет к ограничению конкуренции, Как только исполком  попытается  что-то сделать в этом направлении, к нам придут антимонопольные органы. Если не они, то иногородние компании, защищая свои интересы, оспорят результаты торгов.

Но даже если бы способы были, то кому мы должны давать преференции? Местному малому и среднему бизнесу? Но зарегистрировать в Казани фирму крупному игроку не составит проблем. Получается, единственный способ – это написать черным по белому, что щиты должны достаться Алексею Николаевичу Мамакову и другим старым собственникам. Но это же абсурд! По крайней мере,  в рамках действующего законодательства.  

Второй момент – если мы сегодня исхитримся и нелегально оставим им эти щиты, то на следующий же день они могут быть перепроданы тем же федеральным компаниям втридорога. В конце 90-х как было?  Разрешения на размещение рекламных конструкций оформлялись бесплатно, а потом продавались за деньги. Город ничего не получал, а для кого-то это был отличный бизнес. Мы не можем вернуться к этим схемам.

Что касается социальных последствий, то их практически нет. Рабочие места не пострадают. Некоторые федеральные компании работают по принципу аутсорсинга, нанимая для сервисных услуг местные агентства. Другие открывают свои представительства на территории Казани и набирают туда персонал. Словом, если есть щиты, значит, люди, которые их обслуживают, будут востребованы.

Что касается налогов, то налоги  на доходы физических лиц, имущественные, земельные, транспортные оплачиваются в Казани. Возможно, в будущих периодах будут потери по уплате ЕНВД, но в абсолютном выражении это ничтожные суммы по сравнению с выручкой, которую мы планируем получить  от аукционов уже сейчас.

- Не пострадают ли интересы местных рекламодателей?

- Все федеральные игроки с удовольствием работают с местными агентствами и рекламодателями. Средняя заполняемость щитов не превышает 80 процентов, так что без рекламы наш бизнес не останется. Цены на размещение будут расти, но не резко и до определенного предела, потому что иначе рекламодатели попросту переориентируются на другие виды рекламы.

НА УЛИЧНУЮ МЕБЕЛЬ НИКТО НЕ ЗАРИТСЯ 

- На круглом столе по этой теме, организованном "БИЗНЕС Online", много говорилось о том, что малый бизнес должен пересмотреть свою нишу. Согласны ли вы с этим?

-  Хотим мы или нет, на развитых рынках сетевые форматы – это сегмент, в котором работают крупные компании. Таков мировой опыт. Ниша малого и среднего бизнеса – это, прежде всего, рекламно-информационное оформление объектов потребительского рынка и услуг. Также малому бизнесу стоит повернуть свой взгляд  в сторону  уличной мебели, нестандартной рекламы и т.д. На сегодняшний день цены на торгах на малые форматы - демократичные,  повышение от начальной цены  идет не более чем на 20 процентов. Может, стоит попробовать поучаствовать, тем более что из центра крупный формат уходит?

Могу сказать, что в некоторых городах поступают следующим образом: объединяют в один лот и лакомые щиты и «нагрузку» - допустим, остановки. Любишь кататься – люби и саночки возить. Мы тоже об этом думали, но отказались от этой идеи. Дело в том, что местные фирмы в этом сегменте работать не хотят. Поэтому они сразу обвинили бы город в лоббировании интересов федеральных агентств.

- А что вы все-таки думаете по поводу висящих по городу щитов с цитатами мэра, президента и так далее насчет поддержки малого бизнеса? Как вам этот ход?

- На мой взгляд, для наружной рекламы шрифт мог бы быть и покрупнее. Но раз вы мне задаете этот вопрос, значит, акция подействовала, интерес привлечен. Реклама, PR и креатив – это вообще профессия наших уважаемых оппонентов, в этом они большие специалисты.

Сейчас местные фирмы предпринимают все усилия, чтобы  остановить торги. Они наняли адвокатов, завалили жалобами и УФАС, и прокуратуру, и суды. Большинство таких обращений в силу очевидной абсурдности заворачиваются еще на предварительном этапе, но некоторые доходят до рассмотрения. В одном иске, например, принципиально оспаривается право исполкома определять места, где можно размещать рекламу. В другом речь идет о том, что торги по рекламе должен регулировать не закон о рекламе, а Земельный кодекс. В эти суды привлекаются маститые юристы, так что моим молодым специалистам - выпускницам юрфака - предстоит хорошая практика. Пока юридические зацепки против нас не найдены, поэтому рекламным фирмам приходится давить на эмоции публики.  

Что касается поддержки малого бизнеса, то тут я могу выразить только свою личную позицию. Мне кажется, поддерживать всех и вся только из-за размеров бизнеса наш и без того тощий городской бюджет не может. Есть приоритеты. Например, я знаю, что в этом году в Казани при максимальном содействии городских властей открывается семь частных детсадов. Или другой пример – сеть дворовых спортивных клубов «Спорт-хаус», где люди могут тренироваться в шаговой доступности от дома. Такие начинания государство, на мой взгляд,  просто обязано поддерживать. И не только государство, но и общественные организации.

Но можно ли поставить в этот ряд бизнес по размещению щитов 3х6? Я не уверена.

- Подведем итог. Что будет с рынком наружной рекламы дальше? Когда сядете за бульдозер?

- Торги с небольшими техническими перерывами будут проходить вплоть до 15 октября. Потом новые собственники рекламных мест, скорей всего, проведут переговоры со старыми владельцами рекламных конструкций. Либо они их будут выкупать, либо те должны их снести. 

Что касается конструкций, не вошедших в новую территориальную схему, то собственники должны демонтировать их сами до 1 октября. В противном случае демонтаж исполком осуществит за свой счет. А потом через суд взыщет с владельцев понесенные затраты. Кроме того, за весь период фактического размещения будет взыскиваться сумма неосновательного обогащения. В общем, разгребать это все нам предстоит года два. Не меньше.