10 главных событий в авиастроительной, авиационной и беспилотной сферах республики. Голосуем!
2024-й был необычайно насыщен авиационными (в широком смысле слова) событиями. Причем важно, что многие из них — с очевидным потенциалом перерастания в нечто несоизмеримо большее. Подвергся основательной перетряске «экипаж» авиапрома. КВЗ выбрали местом строительства нового для России типа вертолета. Безусловная веха — открытие центра для подготовки рабочих. Возвращение в отрасль фирмы «МВЕН» показало — есть справедливость на свете, хотя и цена спасения оказалась немалой. Эстетов порадовало архитектурное будущее аэропорта «Казань»… Предлагаем читателям «БИЗНЕС Online» выбрать наиболее важное событие.
Небывалые кадровые изменения на вершине авиапрома
По отрасли буквально промчался вихрь. 17 января пост управляющего директора «Туполева» покинул Вадим Королев. Его сменил казанец Константин Тимофеев. До этого он был связан в основном с банковской и строительной сферами. Да, в его послужном списке наблюдались и авиастроительные позиции (старшего вице-президента по операционной деятельности «Гражданских самолетов Сухого», а в ноябре 2023-го его назначили первым замгендиректора ОАК), но скорее они лишь подчеркивали своеобразие карьеры Константина Петровича, а не указывали на логичность его назначения главой «Ту».
6 ноября после 10 лет гендиректорства в ОАК ушел Юрий Слюсарь. Вместо него пришел Вадим Бадеха. 25 ноября отставка настигла замгендиректора ОАК по гражданскому авиастроению, гендиректора «Яковлева» Андрея Богинского. В этот же день за ним последовал Тимофеев: его заменили Александром Бобрышевым, который уже руководил «Туполевым» в 2009–2014 годах. 26 ноября убралиНиколая Савицких — он 11 лет возглавлял Казанский авиазавод – филиал «Туполева» (КАЗ). Теперь на этом месте Зуфар Миргалимов, который в 2022-м покинул КАЗ в должности директора по производству. Общественность надеется, что это не просто очередные перестановки, но следствие глубинных перемен в авиапроме. (Фотоколлаж: АУЦ «Академия 033»/«БИЗНЕС Online»)
КВЗ выбран местом производства «российского Robinson»
На заседании совета директоров «Вертолетов России» (ВР), которое прошло 22 июня в Казани, приняли решение о выпуске на КВЗ Ми-34. Вертолетов такого класса в России до сих пор массово не строили. На машину претендовали и другие предприятия, но раис Татарстана, член совета директоров ВР Рустам Минниханов привел веские доводы в пользу КВЗ. Главным стало то, что у него, единственного из серийных вертолетостроительных заводов, есть ОКБ.
Потенциально рынок для Ми-34 огромен — в России вертолет должен заменить прежде всего сверхпопулярное в стране семейство сверхлегких Robinson. Программа Ми-34 и формулируется как «Инвестиционный проект создания легкого вертолета с целью замещения иностранной вертолетной техники на отечественном рынке и увеличения доли продаж гражданской продукции в холдинге».
Полет Путина на «стратеге» и присвоение первому серийному Ту-160М имени Минтимера Шаймиева
ВизитВладимира Путина на КАЗ стал настоящей находкой для любителей авиации. Во-первых, впервые показали изнутри новый цех окончательной сборки, где предстоит собирать Ту-214. Во-вторых, хоть и в частично заблюренном виде, но продемонстрировали кабину Ту-160М: надо же было показать президента России в командирском кресле. 19 лет назад он уже летал на «классическом» Ту-160, а теперь захотел сделать то же самое на модернизированном «стратеге». В-третьих, из материалов мероприятия выяснилось, что на сегодня готовы 6 Ту-160М: четыре — доведенные до этого стандарта строевые машины; еще один — опытный самолет и один — первый серийный.
Ярким эпизодом визита стала тема первого президента РТ Минтимера Шаймиева. Путин приказал назвать его именем первый серийный Ту-160М. Одно из обоснований — за то, что сумел сохранить КАЗ. (Фото: www.kremlin.ru)
Татарстан добился права на продвинутый центр беспилотия
19 декабря минпромторг РФ присвоил статус НПЦ испытаний и компетенций в области развития технологий беспилотных авиационных систем (БАС) казанскому ООО «Унипарк», т. е., по сути, Академии наук Татарстана. НПЦ создадут на базе одной из площадок КНИТУ-КАИ.
Идея о создании НПЦ возникла почти сразу после того, как в 2023 году был подготовлен нацпроект развития БАС. Его основа — формирование сети из 48 региональных центров. 12 из них должны обеспечивать полный цикл — от разработки до испытаний, сертификации и серийного производства. Они появятся в самых продвинутых по беспилотию городах и регионах. Казанский — один из них.
Спустя три года после своего резонансного ухода из отрасли МВЕН вернулся. Между тем такой вариант развития событий представлялся нереальным. Казалось, фирма потеряла все. В финале были судебные тяжбы, долги по налогам, сдача в аренду другой компании производственных площадей, уход 100 из 150 работников, отъем по суду венца многолетней работы — первых серийных самолетов МВ-500 и, наконец, введение процедуры наблюдения. Но в мае таинственный добродетель погасил все долги МВЕН — 154,5 млн рублей. Спасителем выступило АО «М1», похоже, и учрежденное для этой задачи. Бенефициары компании неизвестны.
Скорее всего, цена спасения была высокой: основатели фирмы «МВЕН» Виктор Ермоленко и Михаил Невельский выбыли из числа ее учредителей. Но, судя по всему, оба остаются в процессе, а главное — спасено дело, которым они фанатично занимались с 1990 года. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Создание центра подготовки синих воротничков авиапрома
23 июня презентовали производственно-учебный центр КВЗ (ПУЦ). Если все получится, как задумано, то перед нами — начало перестройки татарстанской системы подготовки работников для авиапрома.
Мечту о таком учебном заведении в Казани лелеяли давно. Решающим стал визит Минниханова в аналогичный центр, созданный на базе «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение». Раис тогда заявил, что это «мировой уровень».
Казанский центр будет готовить по 8 направлениям и 38 профессиям. Один учащийся сможет получить от 1 до 6 профессий. Пропускная способность ПУЦ — 3,5 тыс. человек в год. Все отучившиеся направляются на КВЗ (и обязаны отработать на заводе минимум три года), но в планах — подготовка работников и для других татарстанских заводов «Ростеха», например авиационного. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Аэропорт «Казань» решили сделать оригинальным по архитектуре
1 февраля обнародовали эскизы нового терминала международного аэропорта «Казань» (МАК). Концепт представили на коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. Формой комплекс будет напоминать открытую книгу — это указание на то, что аэропорт носит имя Габдуллы Тукая. Т. е. давний спор о том, что делать — стандартную коробку или нечто эдакое, скорее всего, решен в пользу последнего. Авторы идеи — специалисты Казанского Гипронииавиапрома.
Между тем, увы, КазГАП, который, как говорят в отрасли, «последние 30 лет делал в аэропорту все», будет только субподрядчиком в проектировании терминала. Одновременно институт «отлучили» и от создания новых объектов на КАЗе, а ведь завод и КазГАП были неразлучны 82 года. Таков итог общеизвестных событий, происходивших в институте последние 7–8 лет. Впрочем, мало кто сомневается, что КазГАП выживет. (Фото предоставлено АО «Казанский Гипронииавиапром имени Б.И. Тихомирова»)
Отказ «Аэрофлота» от Ту-214
В июне авиастроительную общественность взорвали слова генерального директора «Аэрофлота» Сергея Александровского о том, что постоянный сдвиг авиастроительных программ побуждает его компанию отказаться от приобретения Superjet и Ту-214 и переориентироваться на МС-21. Между тем власти обязали национального перевозчика стать первым крупным заказчиком Ту-214: контракт предполагал строительство до 2025 года 11 лайнеров для «Аэрофлота» (и еще 29 — до 2030-го).
При этом нельзя сказать, что в Казани «демарш» перевозчика восприняли как катастрофу, ведь изначально складывалось ощущение, что АФЛ пытается любыми способами уклониться от приобретения Ту-214. А при таком отношении главного партнера освоение производства лайнера (и без того, мягко говоря, не беспроблемное) грозило превратиться в сущую муку. К тому же скоро на горизонте появился новый крупный (и более конструктивно настроенный) заказчик — S7: авиакомпания планирует приобрести сотню Ту-214. Впрочем, эти намерения еще не переведены в твердый контракт. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Выходец из Татарстана возглавил программу строительства самолетов местной авиации
В июне стало известно, что выходец из Татарстана, генеральный директор холдинга «Технодинамика» Игорь Насенков будет отвечать за выполнение программы российского авиастроения в части местной авиации. Это порядка 400 самолетов трех типов до 2030 года. Их проектирование и строительство — за Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА, Екатеринбург). Как выяснилось, это ранее самостоятельное предприятие теперь входит в «Технодинамику».
В отрасли полагают, что данное изменение отразится и на промышленном ландшафте Татарстана. Дело в том, что, хоть у УЗГА солидное представительство во многих регионах России, к РТ у него явно особенное отношение: судя по открытым данным, три из 12 обособленных подразделений компании находятся в Казани. Между тем сегодня УЗГА, как и весь авиапром, попал в режим цейтнота, и есть мнение, что Насенкову предстоит радикально пересмотреть ряд проектов, а по некоторым — и перенести центр тяжести из Екатеринбурга в регионы. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Катастрофа Cessna в Камском Устье как отражение глобальных проблем малой авиации России
10 июля в Камском Устье разбилась Cessna. После этого транспортная прокуратура остановила деятельность двух предприятий, предлагавших полеты в небе над Татарстаном. В обоих случаях главная претензия — у компаний не было сертификатов на коммерческие перевозки. Сами авиаторы, формально отрицая выполнение коммерческих полетов, фактически их признают, но подчеркивают, что это вынужденная маскировка.
По большому счету ситуация вновь показала: авиация общего назначения (а это основа основ любой авиационной деятельности, включая авиапром) в России так и остается в загоне. В РФ у нее, по сути, отсутствует база для существования — АОН в принципе лишена возможности получать какой-либо доход. При этом люди, которые хотят летать, будут всегда. Итог: «подпольные» экскурсии стали единственно возможным источником дохода — на них отбивают хотя бы часть трат на содержание самолетов. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
да натворили демократы за годы правления,гвозди и те начали закупать в китае,с авиастроением просто-беда,теперь заново надо начинать,рабочих не хватает,не идут молодежь работать на завод,курьером больше заработает,такова реальность,обещали к 25 году 10шт.-ту-214 построить,где они,это называется воздух сотрясали обещаниями и лозунгами,а дел нет и вряд ли еще будет.
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования.
войти
регистрация
Ошибка авторизации.
Регистрация выполнена.
Мы отправили вам email с ссылкой для подтверждения, проверьте почту.
Восстановление пароля
Мы отправили вам письмо со ссылкой для сброса пароля.
Восстановление пароля
Что-то пошло не так.
Проверьте правильность email и повторите снова.
Хотите быть в курсе важных новостей?
срочная новость
The New York Times: Россия начала эвакуировать своих дипломатов из Украины
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.