Ученые из Казани (справа налево: А. Ахунов, И. Гумеров) с коллегами из Азербайджана Ученые из Казани (справа налево: А. Ахунов, И. Гумеров) с коллегами из Азербайджана

За новым опытом

В Баку я оказался, как это часто бывает, по научным делам. Вместе с коллегой, заведующим центром письменного наследия ИЯЛИ Ильхамом Гумеровым, мы уже успели посетить с научными целями Узбекистан, Казахстан и Киргизию, причем некоторые из этих стран неоднократно. Теперь настала очередь Баку. Мы прибыли сюда в поисках письменных источников — рукописей и архивных документов, имеющих отношение к татарскому историко-культурному наследию.

Однако дело не только в этом. Необходимо было перенять опыт у азербайджанских специалистов в области исследования, сохранения и реставрации древних рукописей, т. к. подобную лабораторию мы планируем создать и у себя в Казани. В результате все прошло удачно: обнаружили ранее неизвестные письменные источники, приобрели новые навыки. Время было ограничено — всего неделя, поэтому нужно было успеть многое. Однако удалось выкроить немного времени, чтобы познакомиться с Баку и его окрестностями.

В последний раз я посещал Баку девять лет назад, и тоже в первой половине декабря. Тогда, как и сейчас, город готовился к встрече Нового года «В последний раз я посещал Баку 9 лет назад и тоже в первой половине декабря. Тогда, как и сейчас, город готовился к встрече Нового года»

Наземные границы на замке

Любая дальняя поездка в наше время начинается из аэропорта, и для Азербайджана это особенно важно, ведь эта страна, возможно, одна из последних, которая продолжает держать свои наземные границы на замке. Официально это объясняется пандемией COVID-19, но местные жители, которых еще больше напрягает данная ситуация, полагают, что меры предосторожности связаны не с пандемией, а с нестабильной обстановкой вдоль границ. На всякий случай, для подстраховки.

Добраться из Казани в Баку можно как азербайджанскими, так и российскими авиакомпаниями. Существуют прямые рейсы. Нам подошел рейс отечественного перевозчика, а лететь пришлось на Sukhoi Superjet. Это было сразу после инцидентов с подобными самолетами в Анталье и Минеральных Водах. Выбор был ограничен, но в итоге полет прошел гладко: «Сухой» доставил нас из Казани в Баку за рекордные 2 часа 20 минут.

В последний раз я посещал Баку 9 лет назад и тоже в первой половине декабря. Тогда, как и сейчас, город готовился к встрече Нового года. Витрины магазинов украшали изображениями Деда Мороза и Снегурочки, повсюду висели гирлянды и блестящая мишура. Горожане спешили по магазинам, выбирая подарки для своих близких.

Город я узнал сразу же… по запаху. Наш отель находился недалеко от Каспийского моря, совсем рядом с набережной, которую местные жители называют Приморским бульваром. Этот запах ни с чем не спутать. Его сложно описать словами: он одновременно свежий и солоноватый, с едва уловимыми нотами водорослей и морского бриза, но с уникальным оттенком. Этот оттенок придает ему легкий запах нефти, который до боли знаком, — точно такой же, какой ощущаешь, путешествуя на дизельном «Омике» или «Метеоре» по волжским просторам.

В Азербайджане много достопримечательностей, но нам удалось побывать лишь в Атешгяхе — храме огнепоклонников в пригороде Баку, построенном в XVII–XVIII веках «В Азербайджане много достопримечательностей, но нам удалось побывать лишь в Атешгяхе — храме огнепоклонников в пригороде Баку, построенном в XVII–XVIII веках»

«Черт побери!»

Погода была как на заказ. Воздух был влажным, но дождь прошел всего пару раз. Температура держалась около плюс 10–15 градусов, что для декабря весьма неплохо. Отель был занят, но не полностью. Менеджер на стойке регистрации отметил, что основной поток туристов приходится на лето. Люди едут сюда не только ради отдыха, но и для лечения — принимают нафталановые ванны. Купание в самой столице не практикуется, обычно ездят за пределы города.

Говорят, что отдых на Каспийском побережье идеально подходит для семей. Здесь комфортно купаться: неглубоко, отсутствуют медузы и опасные рыбы, а пляжи радуют чистым песком и удобным спуском к воде, которая в сезон прогревается до 28 градусов.

Атешгях представляет собой комплекс с алтарем, кельями и другими постройками, где жили и молились паломники-зороастрийцы «Атешгях представляет собой комплекс с алтарем, кельями и другими постройками, где жили и молились паломники-зороастрийцы»

В Азербайджане много достопримечательностей, но нам удалось побывать лишь в Атешгяхе — храме огнепоклонников в пригороде Баку, построенном в XVII–XVIII веках. Храм расположен над природными выходами природного газа, благодаря чему здесь веками горели «вечные огни». Атешгях представляет собой комплекс с алтарем, кельями и другими постройками, где жили и молились паломники-зороастрийцы. Одновременно этот храм почитается и индусами (поэтому их так много в городе). На территории самого храма от них просто не протолкнуться. Они греют руки над священным огнем, затем растирают лицо и волосы, всем своим видом выражая удовлетворение от этого священного действа.

Конечно, нельзя было не побывать в Старом городе Баку, известном как Ичери-шехер, который был основан в XII веке. Среди основных достопримечательностей — Дворец Ширваншахов (XV век), Девичья башня (XII век), Джума-мечеть и узкие улочки с традиционной азербайджанской архитектурой, включающей резные деревянные балконы, арки и мозаики. На всем постсоветском пространстве этот район известен еще и тем, что здесь проходила часть съемок культового фильма «Бриллиантовая рука». Знаменитая мизансцена «Черт побери!» с участием Андрея Миронова в роли Козодоева была снята прямо на улице Кичик-Гала в Старом городе (Ичери-Шехер).

Девичья башня Девичья башня

Местами по своей архитектуре Баку напоминает Вену или Каир

Сам Баку приятно удивил своей архитектурой. Здесь множество парков, общественных пространств и пешеходных зон. Строительство города началось по единому плану еще в середине XIX века, и для этого привлекались известные архитекторы того времени. Тогда преобладали классические стили, классицизм и барокко, которые нашли свое отражение в зданиях конца XIX – начала XX столетий, когда Баку переживал нефтяной бум. Также заметны модерн и ар-деко, характерные для периода расцвета нефтедобычи, с их плавными линиями, декоративными элементами и использованием стекла и металла. Даже в советское время старались придерживаться единого архитектурного стиля, что придало городу целостность, пышность и величие. Местами по своей архитектуре Баку напоминает Вену или Каир — крупные мировые центры. Даже в нетуристических районах, где пришлось также побывать, власти стараются сохранить единый стиль и внешний лоск.

Пламенные башни Пламенные башни

За последние десятилетия здесь выросли футуристические высотные здания, такие как Пламенные башни, выполненные с использованием стекла и стали. Они уже стали такой же яркой достопримечательностью Баку, как, например, Девичья башня. Подобные здания начали появляться и в других частях города, говорят, что для этого привлекают американских архитекторов, которые знают толк в строительстве небоскребов.

В Азербайджане проблему решает банк ВТБ, карта «Мир» принимается их банкоматами, и они без проблем выдают местные манаты «В Азербайджане проблему решает банк ВТБ, карта «Мир» принимается их банкоматами, и они без проблем выдают местные манаты»

Высокие цены и карта «Мир»

Цены здесь выше, чем в России, порой значительно. Местной продукции не так много, импорт обходится дорого. Вообще, политическую ориентацию страны можно определить по полкам магазина. Российская и турецкая продукция распределены примерно поровну. Но некоторые известные у нас бренды продаются порой в 2–3 дороже. На самой азербайджанской продукции, например на пачке молока, можно увидеть надпись на двух языках — с одной стороны на азербайджанском, на другой — на русском. Здесь не делают из этого проблему.

Что касается оплаты покупок в Азербайджане без использования международных банковских карт, то один из вариантов — обмен долларов или евро на местную валюту. Но лучше приберечь валюту для других случаев. К счастью, такие альтернативы все-таки существуют, и одна из них — карта «Мир». Конечно, сейчас ситуация отличается от той, когда картой «Мир» можно было свободно пользоваться в ряде популярных у российских туристов стран. Тем не менее в Азербайджане проблему решает банк ВТБ, карта «Мир» принимается их банкоматами, и они без проблем выдают местные манаты. Правда, комиссия за снятие неприлично высока.

Эти банкоматы не встречаются повсеместно, однако они доступны — начиная с аэропорта и заканчивая различными точками города. Рекомендуется снимать сразу крупную сумму, поскольку комиссия за услугу, похоже, фиксированная.

У меня также была с собой казахстанская карта Visa, которой я пользовался в случае необходимости. Кроме того, существует возможность перевода средств через систему быстрых платежей (СБП) на азербайджанскую карту, например, в Сбербанке. Я использовал такой способ для пополнения своей казахстанской карты, хотя сам на практике не проверял работу этого метода с азербайджанской.

Скульптура Пушкина на стенах Национальной библиотеки им. Ахундова Скульптура Пушкина на стенах Национальной библиотеки им. Ахундова

Не заметил здесь восточной хитрости

Народ в Баку доброжелательный, гостеприимный и отзывчивый. Я не заметил здесь восточной хитрости — люди искренне стремились помочь, предлагали показать дорогу или даже провожали до нужного места. Однако стоит учесть одну восточную особенность, присущую и Азербайджану: местные жители никогда не признаются, что не знают ответа, опасаясь выглядеть невеждами. Вместо этого они могут долго говорить вокруг да около или дать первый попавшийся ответ, который не всегда будет верным. Поэтому лучше полагаться на навигатор, чем спрашивать дорогу.

С русским языком проблемы нет. Но все население общается между собой исключительно на азербайджанском, включая молодежь. Хотя русский язык все еще используется, встречается на вывесках и в рекламе. В книжных магазинах много литературы от российских издательств на русском языке, она даже преобладает. Если нужно, местные легко переключаются на русский и говорят на нем грамотно и чисто. Были случаи, когда кто-то не мог ответить на русском, но поблизости всегда находился человек, готовый помочь. Иногда кажется, что люди даже получают удовольствие от общения на русском, особенно в интеллигентной среде.

Экономические трудности из-за Карабаха?

Люди здесь не особо политизированы, хотя, возможно, просто не привыкли открыто высказывать свое мнение. Впрочем, критические замечания звучали регулярно, особенно от таксистов, как это бывает в любой стране. Основная жалоба заключается в том, что жизнь стала слишком сложной, цены выросли, а зарплаты остаются низкими. Критикуют власти за то, что они, по мнению людей, больше заботятся о внешнем виде страны, нежели о нуждах простого населения, которое вынуждено бороться за выживание. «Зачем нам эти шикарные небоскребы, — говорил один из таксистов, — если я не могу позволить себе купить кусок мяса, который теперь стал для меня недоступной роскошью?» Другие связывают экономические трудности с необходимостью государства финансировать восстановление Карабаха, куда направляется значительная часть бюджетных средств.

В целом сложилось впечатление, что карабахская проблема является здесь чем-то вроде незакрытого гештальта. Вопрос вроде бы решен, но по инерции продолжает обсуждаться. Повсюду плакаты и транспаранты с лозунгами о победе в этой войне, а книжные полки наполнены книгами, доказывающими, что Карабах принадлежит Азербайджану. На домах и балконах по-прежнему развеваются флаги, поднятые в 2020 году в качестве патриотического порыва.

Основная жалоба заключается в том, что жизнь стала слишком сложной, цены выросли, а зарплаты остаются низкими. Критикуют власти за то, что они, по мнению людей, больше заботятся о внешнем виде страны, нежели о нуждах простого населения «Основная жалоба заключается в том, что жизнь стала слишком сложной, цены выросли, а зарплаты остаются низкими. Критикуют власти за то, что они, по мнению людей, больше заботятся о внешнем виде страны, нежели о нуждах простого населения»

Отношение к России в целом положительное. В интеллигентной среде хорошо осведомлены о Татарстане и его руководителе Рустаме Минниханове, которого уважают в том числе за то, что он стал одним из первых российских политиков, официально посетивших Нагорный Карабах — место, сакральное для азербайджанцев. Татарстан считают богатым регионом, который активно развивается и имеет большой потенциал.

Сейчас здесь все еще уютно и спокойно, что позволяет насладиться городом без лишней суеты «Сейчас здесь все еще уютно и спокойно, что позволяет насладиться городом без лишней суеты»

Баку — это город, который достоин большего в плане туризма. Хотя, может, это, наоборот, к лучшему? Здесь нет таких огромных толп, как, например, в Стамбуле, отсутствует постоянный шум и гул, бесконечный звук клаксонов. Сейчас здесь все еще уютно и спокойно, что позволяет насладиться городом без лишней суеты. Это идеальное место для тех, кто ценит спокойствие и возможность погрузиться в атмосферу исторического наследия.