От профессора Императорской академии художеств Ивана Шишкина, чьи пейзажи стали частью российского культурного кода, до современного уличного художника QBic, муралы которого можно встретить по всему миру. Такова палитра ярких представителей изобразительного искусства всех времен, связанных с республикой. «БИЗНЕС Online» знакомит читателей с рейтингом лучших из лучших, включающим в себя художников разных эпох, а также разнообразных стилей и направлений. Традиционно напоминаем, что этот список не «табель о рангах», а возможно, первая попытка собрать воедино то, чем мы можем гордиться в этой области культуры, где любого из топ-55 можно считать победителем. Предлагаем читателям в комментариях выразить отношение к выбору редакции и ее экспертов.
Редакционный список не претендует на истину в последней инстанции, но зато дает благодаря привлеченным «БИЗНЕС Online» авторитетным экспертам подробный срез того, что может представить на суд сегодняшнего зрителя изобразительное искусство РТ разных эпох
Повод для гордости и ориентир для коллекционеров
Ретроспектива всей истории изобразительного искусства Татарстана в одном материале — такова максимально амбициозная задача, которую мы перед собой поставили. И наверняка кого-то из читателей смутит сравнение и распределение по местам художников из XIX и XXI веков или, скажем, столкновение максимально различающихся по жанрам авангардистов и классиков соцреализма. Поэтому сразу заметим, что редакционный список не претендует на истину в последней инстанции, но зато дает благодаря привлеченным «БИЗНЕС Online» авторитетным экспертам подробный срез того, что может представить на суд сегодняшнего зрителя изобразительное искусство РТ разных эпох.
И важный вывод: нам действительно есть чем гордиться! А традиции восходят еще к 1895 году, когда открылась Казанская художественная школа, где училось немало будущих великих живописцев, как традиционалистов, так и новаторов. Кроме того, и до этого, и после столица тогда еще Казанской губернии была местом, куда стекались художники.
Поэтому выбор у редакции, безусловно, имелся. Хотя при этом у наших экспертов почти не было споров о первой десятке самых великих, как минимум о верхней части этого топа. Вместе с тем в рейтинге «БИЗНЕС Online» хоть и есть первое место, но точно нет последнего. Любой художник, попавший в топ-55, оставил (а кто-то продолжает творить) след в истории искусства. Более того, огромное количество достойных имен осталось вне рейтинга (все-таки возможности журналистского материала ограничены) — от одного из первых директоров Казанской художественной школы Григория Медведева, воспитавшего немало ярких учеников, и происходившей из купеческой семьи Надежды Сапожниковой, некогда в своей мастерской открывшей бесплатную студию для художников, до создателя первой книги по татарскому орнаменту Петра Сперанского и авангардиста периода 1990-х Александра Дорофеева.
Отметим и еще один аспект, важный для читателей деловой газеты. Не секрет, что среди представителей политической, экономической и культурной элиты немало коллекционеров, собирающих предметы изобразительного искусства. О самых дорогих картинах, хранящихся в ГМИИ РТ, мы уже писали, но возможно, что и многие другие произведения художников из нашего списка со временем резко вырастут в цене, став не только предметом эстетического выбора читателя, но и примером хорошего вложения средств. А редакционный рейтинг «БИЗНЕС Online» в свою очередь поможет чуть лучше ориентироваться в разнообразном мире изобразительного искусства Татарстана.
Первый татарский художник, автор «Бойни» и великий пейзажист
Стартовая пятерка списка — это без преувеличения сонм великих. А на его вершине — Иван Шишкин, не просто один из самых известных отечественных пейзажистов, а один из немногих художников, ставших важной частью российского культурного кода. Картины профессора Императорской академии художеств «Рожь», «Полдень в окрестностях Москвы», «Корабельная роща» многие знают еще со школьной скамьи, а знаменитое «Утро в сосновом лесу» вовсе не нуждается в презентации. Любовь к природе уроженцу Елабуги привил отец, водивший сына на прогулку, где будущий мастер пейзажа делал первые зарисовки. Шишкин не просто любил лес — он детально изучал растения и деревья, как настоящий ботаник обращая внимание на мельчайшие детали, которые другие художники могли бы проигнорировать.
При жизни его полотна были высоко оценены, хорошо продавались и становились настоящими жемчужинами выставок во многом благодаря именно поддержке отца (купец, торговавший хлебом). В Казани представлено с десяток картин Шишкина, самая дорогая среди них — «Полянка» (1897) — поздняя работа художника, которая в свое время была продемонстрирована на выставке в Казанской художественной школе, где проходила экспозиция русского искусства, и осталась в столице РТ по воле самого автора.
Второе место — это «наше все» от мира изобразительного искусства Николай Фешин. Несмотря на то что сам Николай Иванович добрую половину своей жизни провел в США, где его, к слову, также считают «своим», сформировался как художник он именно на родине — в Казани. Будучи учеником Ильи Репина в Санкт-Петербурге, он отточил свой фирменный стиль — смесь пастозной манеры письма и импрессионистской динамики оживающих на полотне сюжетов, — который трудно спутать. Тогда он создал свои первые произведения «Дама в лиловом» и «Черемисская свадьба», которые были отправлены на выставку в Мюнхен, где получили высокую оценку публики и жюри, а «Дама в лиловом» и вовсе удостоилась малой золотой медали. Однако после окончания академии художеств в культурной столице Фешин не пошел по проторенному пути и неожиданно возвратился в Казань, став единственным членом Академии художеств, проживавшим не в Петербурге. На родине Фешин по-настоящему находит себя как творца, ведь здесь для размеренной работы у него было все: он преподавал в художественной школе и, получив собственную мастерскую, смог, не отвлекаясь, почти беспрерывно писать картины.
Сейчас Фешин значится в топе самых дорогих русских художников, его масштабные «Бойня» (1904) и «Обливание» (1914) размером 3×2,5 м — гордость коллекции ГМИИ РТ, а «Маленький ковбой» в 2010-м стал топ-лотом всей Русской недели в Лондоне, после того как был продан домом Macdougall’s за 6,9 млн фунтов ($10,8 млн). За него боролись два телефонных покупателя, и победителем вышел клиент из России, после чего в декабре 2011 года картину можно было увидеть на выставке клуба коллекционеров Москвы в «Галеев Галерее». В Казани же хранится самая обширная и ценная коллекция Фешина — 189 произведений. Для сравнения: в американском Музее искусств Старка в Техасе хранится более 60 работ, но всего лишь около 10 из них являются выдающимися, а в постоянной экспозиции представлена и вовсе одна.
В тройке ключевых художников республики — основоположник профессионального татарского изобразительного искусства Баки Урманче. Он был не просто разножанровым мастером, который филигранно владел живописью, скульптурой, графикой и каллиграфией, но и педагогом, создавшим образовательную среду, в которой появлялись и развивались «квалифицированные» татарские живописцы.
Урманче сам был одним из первых татар, получивших профессиональное художественное образование. Дело в том, объясняет искусствовед Дина Ахметова, что татары в самом начале XIX века не могли учиться в Казанской художественной школе, т. к. там преподавали закон божий, а «этот барьер они пройти не могли». После революции подобные дисциплины убрали, и Урманче четыре года проучился в казанской «художке». Затем уехал в ВХУТЕМАС в Москву. «Учился он у очень хороших художников, о чем часто забывают. Например, по живописи у него были Александр Шевченко и Сергей Герасимов, а по скульптуре — Борис Королев и педагоги известной мастерской Анны Голубкиной», — подчеркивает спикер.
В 1926 году умирает ректор Казанского художественного училища Федор Гаврилов, институт оказался «обезглавлен», к тому же его понизили до техникума. Тогда появляется Урманче, который становится заведующим учебной частью и даже какое-то время руководит учебным заведением. К этому времени он уже создал одни из самых знаковых работ: «У сепаратора», «Портрет Бикбулатова», «Татарка», «У переправы», «На Волге» — это «целая веха» в истории татарского изобразительного искусства. Урманче много сил отдает воспитанию кадров национальных художников, организует керамическую мастерскую, ведет работу по пропаганде достижений казанских художников, создает секцию изоискусства при Доме татарской культуры. Дальше — больше, но в 1929 году по ложному обвинению в национализме художника сослали в соловецкий лагерь особого назначения. Оттуда он смог вернуться через пять лет, только в Казани не остался жить, а перебрался в Москву, где участвовал в оформлении знаковых выставок «Индустрия социализма» и «Донбасс в живописи», его графические работы были показаны на первой всероссийской выставке молодых художников. Вернуться в Казань Урманче смог только в 1958 году.
Фигура Константина Васильева также знаковая и особая для татарстанской арт-сцены, сходятся во мнении спикеры. Его творческое наследие до сих пор вызывает дискуссии и споры, как и его расположение в нашем топе. Одни считают, что на «художественной карте» РТ отмечать его не стоит, другие уверены, что при прочих составляющих именно Васильев должен быть художником номер один из Татарстана. В начале 1960-х он занялся предметным авангардным искусством, а образованность и эрудированность, подчеркивают эксперты газеты, позволили автору выйти за рамки живописи.
Васильева интересовало сочетание звука и цвета (то, что сейчас мы называем цветомузыкой), и именно он первым поднял эту тему в искусстве. В 1962 году вместе со своими друзьями и соседями по квартире, студентами КАИ Геннадием Прониным и Олегом Шорниковым, он организовал исполнение симфонической «Поэмы огня» («Прометей») Александра Скрябина цветомузыкальным оркестром. Примерно тогда же к сообществу присоединился физик Булат Галеев. Васильев и Галеев даже сдружились, но в какой-то момент художник ушел из сообщества, т. к. потерял интерес к модернистскому искусству и занялся более реалистическим направлением, добавила искусствовед.
Живописец обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, ирландским сагам, «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972–1975). Васильев трагически погиб в 34 года в 1976-м (подробнее о его загадочной смерти можно прочесть в расследовании «БИЗНЕС Online»), и только после смерти пришла всесоюзная известность. Нет сомнений, что в будущем звезда Васильева засияет только ярче — его идеи и тема глубинной России ждут своего часа, своей эпохи и пробуждения «глубинного народа».
Замыкает пятерку легенда социалистического реализма академик Харис Якупов. Он фактически «занял» всю вторую половину ХХ века в истории живописи Татарстана и сделал многое «в самых разных художественных областях», подчеркивают эксперты. Вернувшись с фронта после 1945-го, он стал объединять художников-фронтовиков, начал развивать школу советской татарской живописи, сюжетно-тематическую картину историко-революционного, военно-патриотического, бытового и портретного жанров. С 1951 по 1975 год был председателем правления союза художников Татарской АССР, а после почти до самой смерти руководил творческой мастерской Академии художеств России в Казани. За эти годы при его участии в столице РТ появились Дом художника, Музей изобразительных искусств, выставочный зал, мастерские художников. Как педагог он дал путевку в жизнь многим ведущим мастерам из РТ.
Его полотна тоже составляют историю изобразительного искусства нашей республики. Он был ярким художником, согласились спикеры, у которого много программных (знаковых) работ. Например, в 1970-е годы Якупов обращается к важной теме — строительству в Набережных Челнах завода КАМАЗ, создает эскизы работ «Золото Татарии» и «Челнинские красавицы», масштабные полотна о подвиге своих земляков — Мусы Джалиля и Михаила Девятаева. За картину «Подписание декрета об образовании Татарской АССР» он получил Сталинскую премию в 1951 году. Отдавая дань соцреализму, Якупов вполне органично чувствовал себя и в модернистской стихии. Его многие работы не затерялись бы в любом, например парижском, музее, где представлены импрессионисты и модернисты.
Звезды авангарда, «человек эпохи» и мастер деревенской жизни
На 6-й строчке — мастер русского авангарда первой трети XX века Константин Чеботарев. Живописец, график, плакатист, театральный художник и педагог стал символом «левого» искусства в Казани. В то же время он автор знаменитой «Красной армии», имеет в биографии белое пятно в виде службы офицером особого отдела в армии Колчака. Чеботарев был основателем и лидером нескольких художнических объединений, включая знаменитый казанский художественный союз «Подсолнечник» и «ТатЛЕФ», он стремился создавать искусство, которое не просто висит на стенах, а может быть полезным — для пропаганды, оформления пространства и даже создания мебели.
Хоть Чеботарев и родился в Башкортостане и бо́льшую часть жизни провел в Москве, Казань всегда оставалась его домом, и именно здесь был самый яркий период его творчества. Говорят, когда он переехал в столицу, Владимир Маяковский его даже пожурил: «А вы зря покинули Казань, как же без вас будет татарский ЛЕФ?» Учителем Чеботарева был сам Фешин. Супруга мастера Александра Платонова также была яркой художницей, внесшей вклад в развитие изобразительного искусства, причем не только в столице РТ.
Лидер русского авангарда и основоположник советского дизайна и рекламы, фотограф Александр Родченко — имя, которое однозначно вписано в историю культуры Казани, где мастер с мировым именем получил единственное художественное образование. Родился он в Санкт-Петербурге, а в столице РТ прожил 12 лет. Начинал он как живописец (полотна сохранились), но в 1920-е занялся (если называть направление на современный лад) дизайном, а также пространственным искусством, «посчитав, что живопись умерла» и заниматься этим бессмысленно. В 1924 году начал делать коллажи и одновременно занялся фотографией. «Дело в том, что, когда Родченко увлекся коллажами, нужны были снимки, а их не было. Сначала он заимствовал их, а потом решил, что проще делать свои, и увлекся фотографией», — говорит искусствовед Ахметова.
Эксперты отмечают, что звание основоположника конструктивизма в России закрепилось за Родченко фактически благодаря ему самому. Он писал тексты, «был идеологом, а не просто художником». «Ему хотелось застолбить за собой это направление, как сделали это в свое время Малевич и Кандинский, которые и остались в истории „монументами“, потому что смогли сформулировать свои творческие принципы», — пояснила собеседница газеты.
Кстати, в Казани Родченко познакомился со своей супругой художницей Варварой Степановой. Последняя внесла не менее серьезный вклад в искусство, моду и декор, создавала обложки книг и журналов, причем сама разработала приемы верстки и еще много чего, но в наш рейтинг не попала, в Казани она проучилась всего год.
Ильдару Зарипову в ноябре этого года исполнилось бы 85 лет. Спикеры отмечают, что это уникальная фигура в изобразительном искусстве Татарстана и России и его появление было закономерным. В конце 1960-х годов он окончил Суриковский институт при Российской академии художеств и поступил в мастерскую знаменитого советского мастера Гелия Коржева. Это было время обновления художественного языка, оттепели, в Москве зарождается одна из главных тем в искусстве — деревня, деревенская жизнь. Она отражается в литературе у Василия Шукшина, Валентина Распутина, художников Виктора Попкова, Коржева, Владимира Стожарова. Ее подхватил и Зарипов, пронеся через все свое творчество. Эксперты полагают, что выбор темы неудивителен, ведь семья художника жила в частном доме в районе Ягодной слободы и, даже несмотря на то что это в черте города, быт сохранялся деревенский.
В начале 1970-х живописец отыскал свой индивидуальный язык, свою нишу — его всегда притягивала тема дома и сельских жителей. После этого он быстро выходит на всесоюзный уровень, о нем начинает писать столичная пресса и он оказывается в первых рядах молодых художников. Его отличал яркий, «плоскостный язык», теплая колористическая гамма. С одной стороны, добавляют собеседники, Зарипов оставался в узких рамках своей темы, с другой — создавал массу вариаций, десятки произведений, которые наполнял различными атрибутами. Основная часть его работ хранится в галерее-студии им. Зарипова на ул. Гвардейской. В 2004 году помещение передал художнику в безвозмездное пользование первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Сейчас там проходят занятия для детей с ОВЗ.
Ильдара Ханова (9-я строчка) можно назвать человеком эпохи Возрождения, настолько многогранен он был как художник и как мыслитель. Ханов известен в первую очередь своими монументальными произведениями, но не менее талантлив был как живописец и скульптор. На его ранних работах, таких как «Похороны татарского рабочего» и «Ленин в подполье», отразилось влияние модернистских течений. С 1970-х художник начинает искать свой уникальный стиль, который вбирал в себя элементы как восточного, так и западного искусства. В его работах часто встречаются образы с ярко выраженной экспрессией и деформацией форм — картины «Рождение века», «Зов» и «Апокалипсис». Среди же его скульптур особо выделяется «Древо поэзии» в Арском районе, воплотившее национальную тему. А Набережные Челны стали фактически музеем под открытым небом: в городе стоит целая россыпь его гигантских монументальных авангардистских работ.
Однако проектом его жизни, в котором слились таланты Ханова как художника-монументалиста, архитектора и философа, стал Храм всех религий, выросший на месте его родного дома в Старом Аракчино. Идея подобного места, конечно, может показаться утопической, однако храм (если угодно, гигантский артефакт) стал местом настоящего туристического паломничества, хотя сами казанцы, кажется, еще до конца не осознали особую роль для города этого архитектурного памятника.
Замыкает топовую десятку легенда Казани Евгений Голубцов (одно из последних своих интервью он дал «БИЗНЕС Online»), который ушел из жизни в 2021 году. В памяти не только тех, кто интересовался искусством, но и обычных горожан он запомнился как талантливый дизайнер, оформивший культовое для Казани пространство «Маяковский. Желтая кофта», бар «Бегемот» и Дом татарской кулинарии. Нередко о Голубцове говорят как о том, кто прорубил окно в Европу для своих коллег-художников, когда он, получив приглашение в Голландию, прихватил не только свои работы, но и слайды с картинами современных художников Татарстана.
Большое влияние на его творчество оказала иконопись, что отразилось в его работах, которые можно назвать русским философским лубком. Художник был важной фигурой не только в казанском художественном сообществе, но и участником ежегодных семинаров экспериментальной студии художественного проектирования союза художников СССР «Сенеж» по мастерской М. Коника, работал консультантом студии «Сенеж». Одним из самых ярких произведений художника на ярмарке Cosmoscow называли работу «Ангел», а коллекционер Сергей Лозинский говорил тогда, что самые интересные его работы — это яркие картины большого формата, созданные Голубцовым в 2018 году.
«Творчество Евгения Георгиевича Голубцова — одно из самых значительных явлений изобразительного искусства Казани 1970–2010-х годов. Оно не ограничивается региональной принадлежностью, а входит в контекст российского и европейского искусства», — говорила искусствовед Галина Тулузакова.
Фешин, отмечают эксперты, был «отличным педагогом», который «не ломал» своих учеников, не увлекающихся его реализмом, а сохранял их индивидуальность
Три волны авангарда: «казанский Ван Гог», самопровозглашенный царь татарстанских художников и «отец русского футуризма»
Авангардное направление в изобразительном искусстве РТ развивалось самостоятельно. И вбирает в себя такие имена, как «отец русского футуризма» Давид Бурлюк (18-я строчка), который формировался как художник в Казани — в 1899 году поступил в Казанскую художественную школу и позднее в дневниках называл город «люлькой своего искусства». Бурлюк не раз обращался к «татарским темам», в числе его произведений — «Татаре», «Татарки – мать и дочь», «Татарский двор», «Зеленый минарет» и др.
А в 1920–1930-х годах появилась первая волна авангарда. О Родченко и Чеботареве речь шла выше. Но была и вторая волна в 1950–1980-е. Здесь выделяется Игорь Вулох (13-я строчка). Художник известен не только на родине, но и за рубежом — за его работы в известнейших аукционных домах Sotheby’s и MacDougall’s боролись западные коллекционеры.
Знаковой в этот период была фигура Алексея Аникеенка (17-е место). «Казанскому Ван Гогу» в следующем году исполнится 100 лет со дня рождения. В казанской среде художников в свое время он не был принят: его выставки запрещали (а он хотел сам их проводить) за то, что был нонконформистом, да еще и находился «в контрах» с соцреалистом Якуповым. При этом его творчество поддерживали знаменитейшие академики и ученые страны, далекие от мира искусства. Ему покровительствовали физик Евгений Завойский, который, по словам искусствоведов, под влиянием Аникеенка сам начал рисовать, а нобелевский лауреат Леонид Капица предложил организовать казанскому художнику персональную выставку в Институте физических проблем АН СССР в Москве. Гонимый земляками Аникеенок в 1969 году уехал в Псков, где сейчас хранится самое большое количество его работ, тогда как в Казани их осталось лишь с десяток. В истории татарстанской живописи он остался одним из самых ярких представителей второй волны авангарда.
«Казанскому Ван Гогу» Алексею Аникеенку в следующем году исполнится 100 лет со дня рождения (на фото — картина «Деревня»)
Современный авангард — это 1990–2000-е годы. Здесь мы выделили следующих мастеров. На 20-м месте — Александр Бусыгин, «царь» татарстанских художников, как он сам себя называл. Он всегда мастерски пиарил свое творчество, в том числе благодаря экстравагантной кожаной короне, фирменным бусыгинским клоунам и ценам в 3 333 рубля 33 копейки за картину. Считается одним из самых хорошо продаваемых живописцев из РТ. Работы эпатажного Бусыгина находятся в частных коллекциях в США, Германии, Нидерландах, Турции, Великобритании, Франции и т. д.
Работы «казанского Врубеля» Геннадия Архиреева (22-е место) отличались самобытностью и фиксировали ландшафт Казани: узнаваемые жителями улицы, покосившиеся домики, трамвайные пути. Он не гнался за славой, однако признание получил — о нем даже сняли фильм «Голубка» в 2009 году, а в родном Свияжске воссоздали его мемориальную квартиру.
Произведения одного из лидеров татарского авангарда Зиннура Миннахметова (25-е место) хранятся в музейных и частных собраниях России. Елабужский художник основал в родном городе первую художественную школу, где сам проработал 19 лет. Некоторые искусствоведы называют его «Кафкой в живописи», т. к. работы отображают внутреннюю борьбу маленького человека и давление внешнего мира на него. Миннахметов — член известной и яркой группы «Тамга», которая объединила приверженцев национальных ценностей в искусстве («этнический авангард»). Среди самых известных идеологов и участников «Тамги» такие художники, как Хамза Шарипов, Мадьяр Хазиев — фактически они с Миннахметовым также символически занимают 25-е место в нашем рейтинге.
Графика Александра Артамонова
Графика Александра Артамонова (46-е место) украшает научную библиотеку Эрмитажа, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, а также европейские и американские галереи. Многие его работы в технике офорта вдохновлены Казанью и Свияжском — «Свияжск» (2013), «Свияжский ангел» (2013), серии «Старые казанские аптеки» (2016) и др. — и отражают историю и культуру народа.
Ильгиз Гимранов (35-е место) — один из немногих казанских художников, чьи работы есть в коллекции Русского музея. Пару лет назад на лондонском аукционе Sotheby`s его работа «Капитаны облачных фьордов» была продана в пересчете на рубли почти за 1 миллион.
Ильгиз Гимранов — один из немногих казанских художников, чьи работы есть в коллекции Русского музея
На 41-м месте — создатель и идеолог казанского центра современной культуры «Смена» Ильгизар Хасанов. Работы художника экспонировались в Шотландии и Чехии. Основное направление в творчестве — создание инсталляций, также он работает с живописью, скульптурой и реди-мейдом (течение разных видов авангардного искусства).
На 43-й строчке — Рамин Нафиков, международно признанный художник, который по-прежнему участвует в европейских выставках, что, отмечают эксперты, определенная оценка и признание на иностранном рынке искусств.
Картины Олега Иванова (52-е место) можно узнать по персонажам — «маленьким людям» в их спокойном, размеренном существовании. Он по образованию архитектор, но посвятил жизнь живописи и внес значительный вклад в переосмысление классического авангарда. Его картины экспонировались в Шотландии, Нидерландах, Германии, Нью-Йорке, частных собраниях России, США, Канады, Великобритании, Нидерландов, Германии. Некоторые полотна находятся в собрании ГМИИ РТ. Наконец, еще один современный автор художник-наивист Альфрид Шаймарданов расположился на 54-м месте нашего топа.
Картина Александра Гине
Мастера пейзажей: друг Шишкина и продолжатель дела Куинджи
Среди мастеров пейзажа — друг лидера нашего рейтинга Шишкина Александр Гине (11-я строчка), с которым он вместе учился в казанской гимназии. Был не менее талантливым живописцем, его произведения украшают частные и музейные собрания, в том числе Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Русского музея и пр. Картины Гине «Буря на острове Валааме», «Дождь. Вид из окрестностей Гатчины» и «Ночь. Весенний разлив Волги» принесли художнику звание академика пейзажной живописи.
Насыщенные, яркие композиции заслуженного художника РСФСР Кондрата Максимова (27-я строчка) отсылают к работам Шишкина. Он вдохновлялся среднерусской полосой, вятскими лесами и, конечно же, родными Волгой и Камой. Одними пейзажами творчество художника не ограничивается — как и многие представители изобразительного искусства, создавал и натюрморты, и сказочные сюжеты, и миниатюрные этюды. Стоит отметить не только художественные заслуги Максимова — он занимался изобретательством и усовершенствовал автоматизацию лесосплава, облегчив работу на лесозаготовках. Отметим, что в позднесоветскую эпоху Максимов был особенно востребован, по словам некоторых экспертов, у казанских коллекционеров из интеллигентской среды.
Одним из ведущих пейзажистов Татарстана, творчество которого известно на всероссийском уровне, считается заслуженный художник России и заслуженный деятель искусств РТ Александр Федотов (19-я строчка). Его произведения хранятся в частных коллекциях России, Германии, Норвегии, Великобритании. В своем творчестве художник продолжал традиции мастеров русского пейзажа — Саврасова, Куинджи, Крымова.
Картина Сергея Неустроева
Основатель первого дома художников в России и автор монумента «Сююмбике — последняя царица Казанского ханства»
Последовал примеру своего учителя Фешина и, в отличие от коллег, выбравших авангард, работал в жанре реализма Павел Радимов (14-е место) — последний председатель товарищества художников-передвижников, который прославился сначала как поэт. Уроженец Рязанской губернии в 1906 году поступил в Казанский университет на историко-филологический факультет. В Казани Радимов познакомился с Фешиным, у которого параллельно с учебой в вузе брал уроки живописи. Однако влияние на Радимова оказал и вышеназванный живописец Медведев, преподававший в Казанской художественной школе (а затем возглавивший ее), у которого он снял комнату в доме. В 1917 году в Казани Радимов стал заведовать отделом искусств наркомпроса Татарии. В начале 1920-х в том числе благодаря ему в Москве создан легендарный и первый дом художников в России, из которого разросся целый городок и появилась новая улица — Верхняя Масловка.
Основа этой части списка — представители соцреализма, лидером которого в ТАССР был, безусловно, Якупов. И сразу отметим на 34-й позиции Гайшу Рахманкулову — первую татарскую женщину-художника, ставшую членом союза художников ТАССР в 1942 году. До 1976-го она была единственной представительницей Татарской АССР на всесоюзных выставках акварели.
На 15-м месте — Лотфулла Фаттахов, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, бежавший из немецкого лагеря смерти. Один из ведущих живописцев в послевоенной ТАССР, мастер тематической картины. Его работы о татарской деревне, на историко-революционную тему (например «Сабантуй» или «Революционный комиссар Мулланур Вахитов») стали классикой советского искусства.
На 36-м месте — Николай Кузнецов, крупный живописец советского периода, заслуженный деятель искусств РСФСР, который занимался индустриальным пейзажем, «воспевал» восстановление страны после войны. За цикл таких работ в 1971 году получил Тукаевскую премию. Портретная галерея Виктора Куделькина (50-е место) отображала жизнь тружеников села, культурных деятелей, ученых и рабочих бригад. Участник войны Куделькин также неоднократно обращался к военно-патриотическим сюжетам — «На безымянной высоте», «Портрет медсестры Р. Даггелете», «Портрет Героя Советского Союза Н. Якупова», «Групповой портрет женщин – ветеранов Великой Отечественной войны из Пестречинского района», «Политрук (М. Джалиль)» и др.
Заслуженный художник РФ Шамиль Шайдуллин (31-я строчка рейтинга) прошел творческий путь от изображения татарских деревень, ярких пейзажей и портретов Тукая до историко-революционных сюжетов. Среди самых известных и значимых его работ — монументальный триптих «Сююмбике — последняя царица Казанского ханства», картина «Сабантуй», ряд портретов татарского поэта Тукая, а также более 1,5 тыс. набросков, вдохновленных «Черным квадратом» Малевича.
Заслуженный деятель искусств РТ Сергей Неустроев (38-й) своим творчеством создал энциклопедию российской повседневности 1960–1980-х годов — с его картин задумчиво смотрят рабочие, колхозники, ученые, ветераны войны и труда, хотя у него много и пейзажей, натюрмортов. С особенной любовью изображал природу Среднего Поволжья и Приуралья и оформлял интерьеры казанских общественных сооружений. Кстати, работы Неустроева, как и Максимова, пользовались особой любовью у казанских профессоров и считались лучшим подарком.
Валерий Скобеев (на 40-й строчке), которого не стало в 2022 году, внес большой вклад в развитие сюжетно-тематической картины, создав значительные произведения в историческом, военно-патриотическом и бытовом жанрах. Безусловно, это представитель того самого соцреализма, которого требовала партия и эпоха, но выполнено это было мастерски и с душой. Сейчас в Нацбиблиотеке РТ проходит выставка его работ. Кстати, его сын Виталий Скобеев занимается «метафизической» живописью, выставляется по всей России, в том числе в Рериховском центре, а внук творит под псевдонимом Саша Шардак.
Картина Амира Мазитова
Заслуженный художник РСФСР Амир Мазитов — на 44-м месте рейтинга. Мастер, в чьих работах развернута советская тематика и «сильно звучит» национальная тема. С 1982 по 1991 год он возглавлял союз художников ТАССР. Полотна на исторические и бытовые темы принесли ему широкую известность — за свой тематический цикл «Барабанщик», «Сигнал», «Чайка» Мазитов в 1968 году получил премию Ленинского Комсомола.
Лауреат Госпремии им. Тукая Фиринат Халиков приложил руку к оформлению станций метро «Тукаевская» и «Кремлевская», интерьеров мечети Кул Шариф и многих других знакомых нам объектов
Татарские национальные художники
Урманче был флагманом национального движения в изобразительном искусстве, благодаря которому начали появляться художники-татары. Среди самых ярких представителей, создававших произведения с национальной тематикой, выделяются следующие имена. С 2016 года нижнекамскую набережную украшает здание музея, посвященного народному художнику, амбассадору «мистического творчества» Ахсану Фатхутдинову (16-е место). Он не раз обращался к древнетюркскому и татарскому фольклору, «оживляя» в своих работах образы духов. Благодаря чему занимает особое место на художественной карте тюрко-татарского искусства. Фатхутдинов также приложил руку к художественному оформлению городских зданий и объектов Казани и не только — музыкальному училищу, аэропорту Бегишево, гостинице «Кама», парку аттракционов, кафе «Экият» и множеству детских садов.
Лауреат Госпремии им. Тукая Фиринат Халиков (28-й) приложил руку к оформлению станций метро «Тукаевская» и «Кремлевская», интерьеров мечети Кул Шариф и многих других знакомых нам объектов. Он также известен изображением масштабных исторических событий — художественной летописью ханской Казани. В 2017 году Халикова наградили одной из самых высоких наград для российских художников — золотой медалью графа Шувалова.
Работы Гайши Рахманкуловой
Абрек Абзгильдин (47-е место) расписывал общественные здания городов РТ и создавал монументально-декоративные композиции, например мозаики «Книга — источник знания» в интерьере Казанского института культуры (1971), «Наука и труд», «Искусство и спорт» на фасадах Дома техники в Бугульме (1972, в соавторстве с В.И. Охотиным) и др. А на его портретах запечатлены исторические личности и современники — от Салиха Сайдашева до Шаймиева.
Художники Ирина Антонова и Хамза Шарипов
Звезда Европы, мастер гобеленов и художник Тарковского
О художнике-декораторе Рашите Сафиуллине (23-я строчка) мы рассказывали в нашей статье о главных деятелях кино из Татарстана, он работал с Андреем Тарковским над фильмом «Сталкер» и над другими театральными и кинопроектами. Также он любил живопись, в 1968-м окончил Казанское художественное училище им. Фешина, особенно ему нравилось рисовать Свияжск, которому он посвятил множество работ, став настоящим символом острова-града.
Художников-символистов в нашем рейтинге немного, но все они знаковые. Лауреат премии им. Баки Урманче Ирина Антонова (37-е место) окончила Казанское худучилище и графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, однако в Северной столице не осталась, будучи глубоко привязана к родине. Ее излюбленный мотив в творчестве — «фамильные» антоновские яблоки.
Работы Александра Простова-Покровского (49-я строчка) хранятся в коллекциях музеев в Ирландии, Чехии, Германии, а также в частных собраниях зарубежных коллекционеров. Это единственный российский художник, награжденный Пражской академией искусств им. Масарика дипломом и кубком международного альянса Сальвадора Дали. Кроме того, Простов-Покровский занимался оформлением театральных постановок и разработал свыше сотни рекламных, театральных и киноплакатов. Некоторые эксперты считают, что этот художник — наш Брейгель и Босх в одном лице.
Еще один художник из нашего списка, который питает любовь к Свияжску, известный казанский мастер гобелена Анатолий Егоров — на 51-м месте. Для своего места силы он даже создал четырехметровый гобелен, который ткал пять лет.
На фото — работа первого татарского художника-конструктивиста и одного из ведущих советских графиков того времени Фаика Тагирова
Первопроходцы графического направления в Татарстане и мастер нурани
Среди представителей графического искусства Татарстана особенно выделяются три фамилии художников, внесших серьезный вклад в развитие татарской книжной и журнальной графики в 1920–1930-е годы. Среди них — первый татарский художник-конструктивист и один из ведущих советских графиков того времени Фаик Тагиров (12-е место). Закладывая основы современного художественного оформления татарской книги, он соединил традиции арабской каллиграфии и авангардные методы европейского искусства. С 1938 года Тагиров возглавлял лабораторию шрифта Научно-исследовательского института полиграфической и издательской техники ОГИЗа РСФСР, существует даже «шрифт Тагирова» (как и Родченко, он создал свой). Кроме того, Тагиров был одним из организаторов татарского отделения Левого фронта искусства — ТатЛЕФ и его национального крыла «Сулф». Кстати, любовь к художественному искусству у Тагирова от отца, каллиграфа и религиозного деятеля Шакиржана Тагирова (1858–1918).
На 29-й строчке — супруга Тагирова, его единомышленница Александра Коробкова. Она занималась станковой графикой и живописью, полиграфическим дизайном, работала техническим редактором в издательствах. В 1920-е годы сотрудничала с редакциями казанских изданий «Аул яшьляре», «Азат хатын», «Безнен юл», «Крестьянская газета», «Чаян» и т. д.
Один из ярких учеников Урманче Шакир Мухамеджанов (32-й) первым в республике начал иллюстрировать книги, был среди основателей союза художников Татарстана, занимался полиграфией. Коробкова, Мухамеджанов и Тагиров участвовали в международной выставке декоративных искусств (1925) и международном салоне искусства книги (1931) в Париже.
Один из ярких учеников Баки Урманче Шакир Мухамеджанов первым в республике начал иллюстрировать книги, был среди основателей союза художников Татарстана, занимался полиграфией
На 42-й строчке — набережночелнинский художник Ленар Ахметов, новое поколение группы «Тамга». Представитель современного татарского искусства в своем творчестве объединяет традиции XX – начала XXI века, экспериментируя с разными материалами и техниками. Недавно его работы в старотатарской технике нурани (рисунок на обратной стороне стекла, который подсвечивается фольгированным металлом) были представлены на ярмарке современного искусства |catalog| в Москве на стенде галереи «БИЗОN». Ахметов также занимается организацией республиканских, всероссийских и международных выставок и помогает открывать новые имена в татарском современном искусстве.
Иллюстрировать «Божественную комедию» Данте Алигьери под силу не каждому художнику, однако выходец из татарской интеллигенции Надир Альмеев (45-е место) более 20 лет работал над художественной переработкой культового произведения и в 2006 году представил 101 лист реминисценций. Кроме того, график создавал эскизы декораций к балетам Игоря Стравинского и принимал участие в работе над первым советским светомузыкальным фильмом «Маленький триптих» и многими другими кинокартинами.
Одним из первых профессиональных художников в Татарстане, развивающим жанры и традиции современного исламского изобразительного искусства, был заслуженный деятель искусств ТАССР, ветеран войны Владимир Попов (30-е место). В своих произведениях он сочетал искусство Востока и Запада, особенно примечательны его шамаили и тугры (персональный знак правителя в виде орнаментально украшенной арабской вязи). Выставки работ Попова проходили в Германии, Чехии, Монголии, Корее, Египте, Иране и пр.
Художник-каллиграф, лауреат Тукаевской премии Нажип Наккаш
Художник-каллиграф, лауреат Тукаевской премии Нажип Наккаш (53-я строчка) возродил татарскую каллиграфию, создавая шамаили с цитатами из литературных и религиозных произведений. По его эскизам оформлены мечети в Нижнекамске, Лениногорске, селе Шингальчи Нижнекамского района и новое крыло мечети им. Марджани в Казани.
Татарская художница Магдалина Мавровская (21-е место) не ограничивалась одним жанром, работая над пейзажами, портретами, натюрмортами, акварельными композициями. Однако сердце она отдала графике, особенно жанру офорт, желая сохранить на полотнах облик Казани. Она создала целые серии произведений, посвященные любимому городу: «Горьковские места в Казани», «Башни Казанского кремля», «Казань в недалеком прошлом». Именно благодаря Мавровской в столице Татарстана появилась офортная мастерская при художественном фонде ТАССР.
Картина Виктора Федорова
Художники-монументалисты и известный муралист
Заслуженный художник РФ Рустем Кильдибеков (24) и заслуженный деятель искусств ТАССР Виктор Федоров (39) стояли у истоков монументального искусства в Татарстане. В числе их работ настенные мозаики на знаменитых сооружениях в столице РТ, например, прибывающих на вокзал Казань-1 встречает визитная карточка города — панно «Казань — столица Советской Татарии» с татарской красавицей на фасаде здания. Она выполнена Кильдибековым и Федоровым в соавторстве с монументалистом Сергеем Бубенновым.
Легендарные панно в технике византийской мозаики на станциях казанского метро собраны уроженцем Узбекской АССР Озадом Хабибуллиным (48-е место). Он создавал эскизы, изучая татарские национальные сюжеты, и сумел управиться за три месяца, подарив «Площади Габдуллы Тукая» 22 картины, а «Кремлевской» — 10 больших и 12 маленьких панно.
Определенную часть творческой жизни Павел Беньков (33-я позиция) провел на родине — он не только учился в Казанской художественной школе, но и впоследствии преподавал там мастерство живописи. Кроме того, художник декорировал казанский оперный театр и постановки русского драмтеатра, создавал портреты известных культурных деятелей того времени. В советское время оказался в Узбекистане и фактически стал одним из главных создателей современного узбекского искусства — его именами были названы улицы и художественные училища в Самарканде, а его работы хранятся в лучших музеях Узбекистана и России.
Чтобы воссоздать образ казанского общества 1810–1840-х годов, достаточно обратиться к портретам известных деятелей того времени, детально и колоритно написанных художником Львом Крюковым (26-е место), который внес значительный вклад в популяризацию искусства среди провинциального общества и создание первых художественных собраний.
Замыкает рейтинг художников представитель новейшего направления в изобразительном искусстве — уличный художник Рустам Кубик (QBic) (55-я строчка). Работы автора (настоящее имя которого Рустам Салемгараев) разбросаны практически по всему миру от Европы до Новой Зеландии. Художник-муралист представляет новое направление в искусстве XXI века. В 2020 году в ЖК «Малиновка» появился его 183-метровый мурал, также работы Кубика можно увидеть на стене завода «Сафьян» на ул. Гладилова, напротив центрального рынка, на бульваре «Белые цветы», «Татарская семья» возле мэрии Казани и т. д.
В общем, получилось, что эволюция художников, живших в нашем крае, создала звезд от Шишкина (классика реализма) до Кубика (уличного художника), что вполне в духе 150-летней эволюции мирового развития искусства и вобрало практически все художественные искания мировых школ и течений этого периода. Многие наши эксперты отметили, что художники, вошедшие в наш топ, не потерялись бы в любой коллекции и мировом музее (хотя во многих лучших немалая их часть и так представлена). Т. е. наша земля — это край креативных людей.
P. S. Хотим выразить благодарность нашим экспертам, участвовавшим в подготовке материала: основателю «Галеев-Галереи» Ильдару Галееву (Москва), главному научному сотруднику ГМИИ РТ Дине Ахметовой, генеральному директору дизайн-студии «Айбат» Сергею Насекину, кандидату искусствоведения Ирине Лобашевой, коллекционеру Евгению Жудрову, креативному директору ИД «Парадигма» Наталье Титовой, фотохудожнику Андрею Титову, директору музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артему Силкину, арт-директору галереи современного искусства «БИЗON» Александру Шагулину.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.