Без главных звезд, но с Минекаевым

«Елки» в российской киноиндустрии уже имя нарицательное. За 14 лет их успели полюбить за семейную новогоднюю атмосферу, заругать за однообразие и бесхитростную наивность, не один раз проводить и воскресить. Самые ярые поклонники фильма уже путаются в сюжетах новелл и именах режиссеров (создатель кинофраншизы Тимур Бекмамбетов снял первые 7 «Елок», автор сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» Жора Крыжовников снимал фильм в 2017-м). Актерский каст после ухода Ивана Урганта и Сергея Светлакова стремится к бесконечности, но остается культовым. Это показала светская премьера ленты, ажиотаж на которой впечатлил даже бывалых представителей СМИ.

Уже за 1,5 часа до старта фильма в кинотеатр «КАРО 11 Октябрь» стеклась публика, а к красной дорожке, предназначенной для звезд, было не пробиться. Журналисты толкались, пытаясь занять место в первом ряду. Самые отчаянные таранили толпу и наваливались на коллег, а гневные возгласы «Отходим назад!» заглушали слова создателей и актеров. Впрочем, последних это не смущало, они охотно позировали и общались с прессой.

Первой на красной дорожке появилась Маша Раскина. Ее Настя — героиня центральной новеллы, разворачивающейся в Альметьевске. Для студентки Щукинского театрального института это первый крупный проект, но камер она не боится. «Это уже не те „Елки“, — рассказала она журналистам. — В новом фильме другой актерский состав. Истории, на мой взгляд, более интересные, захватывающие. И конечно, сотрудничество с артистом из другой страны — абсолютно новый опыт для нашей индустрии. Но самобытность, русская традиция, семейность в картине сохранились, и это здорово».

Рузиль Минекаев: «Мой персонаж Дамир перед Новым годом едет к своей семье. Это честный, ответственный, добрый и понимающий человек, мы с ним во многом похожи» Рузиль Минекаев: «Мой персонаж Дамир перед Новым годом едет к своей семье. Это честный, ответственный, добрый и понимающий человек, мы с ним во многом похожи» Фото: Анастасия Попова

Оживление присутствующих вызвало появление Рузиля Минекаева. Несмотря на это, звезда «Слова пацана» держался скромно и не забыл о своих корнях. «Мне было приятно приехать в Альметьевск, который находится недалеко от моего родного города Нурлата, встретить людей, ждавших нас за дверьми съемочной площадки. Единственная сложность — было очень жарко: мы снимали новеллу летом в зимних куртках. Мой персонаж Дамир перед Новым годом едет к своей семье. Это честный, ответственный, добрый и понимающий человек, мы с ним во многом похожи».

Разочарованием вечера стало то, что на премьеру Бурак Озчивит (третий слева) не приехал Разочарованием вечера стало то, что на премьеру Бурак Озчивит (третий слева) не приехал Фото: «БИЗНЕС Online»

Также Минекаев рассказал о своей встрече с Бураком Озчивитом. Турецкий коллега звал его в Стамбул, но по душам актерам поговорить не удалось. «У нас было мало времени, мы общались через переводчика. Ну и в целом я волновался и не осмелился задать ему вопросы, которые хотел задать», — прокомментировал уроженец Татарстана.

К слову, разочарованием вечера стало то, что на премьеру турецкий мачо не приехал. А в этот вечер его ждали, гости то и дело спрашивали, когда же приедет актер, полюбившийся им по сериалам «Королек — птичка певчая», «Великолепный век», «Основание Осман» и пр. Вспомнить хотя бы то, какой ажиотаж вызвал его приезд в Татарстан. Летом актер приезжал в республику для съемок «Елок 11». Сперва его встретили в казанском аэропорту в национальных костюмах с татарским баурсаком и русским караваем с солью, а затем он уехал в Альметьевск. Желая увидеть кумира, фанаты оккупировали здание общественного центра «Алмет» с раннего утра. Возможно, повторять этот опыт скромный актер не захотел. И организаторы не нашли ничего лучше, чем принести на премьеру его ростовую фигуру из картона.

Не приехал на премьеру и Дмитрий Нагиев, сыгравший во франшизе. Впрочем, на красной дорожке не появились и другие популярные представители шоу-бизнеса.

В предновогодние дни судьбы людей из разных уголков страны причудливо переплетаются. Каждый из них делает сокровенный выбор, верит в чудо, осуществляет мечты и входит в Новый год с новыми надеждами В предновогодние дни судьбы людей из разных уголков страны причудливо переплетаются. Каждый из них делает сокровенный выбор, верит в чудо, осуществляет мечты и входит в Новый год с новыми надеждами Фото: Анастасия Попова

«Merhaba, дорогой Бурачок» и другие проблемы фильма

«Елки 11» вместе со всей Россией повернулись на Восток. С этим связано, вероятно, приглашение Озчивита, который играет в фильме самого себя, и уроженца Нурлата Минекаева. Да и в целом «татарстанский след» в картине вполне осязаем. В кадре мелькают новостройки Альметьевска, герой Минекаева зовет девушку в Бугульму попробовать татарские блюда, а за кулисами «Новогоднего огонька» стоят артисты в тюбетейках.

В остальном же все разворачивается по знакомой схеме, не зря вся режиссерская команда уже делала «Елки»: Александр Карпиловский снимал 3-ю, 4-ю и 6-ю части, Егор Чичканов создал сценарий для «Елок последних», Сергей Трофимов был оператором почти всех фильмов франшизы, Александр Котт участвовал в пяти сезонах картины. «Елки 11» все так же рассказывают о чудесах, свершающихся в канун главного российского праздника. В предновогодние дни судьбы людей из разных уголков страны причудливо переплетаются. Каждый из них делает сокровенный выбор, верит в чудо, осуществляет мечты и входит в Новый год с новыми надеждами.

Есть в фильме и знакомые герои, например, брутал Нагиев до сих пор охраняет коттедж в элитном поселке и следит за мини-пигом. Из новых лиц — терапевт-трудоголик Катя (Ирина Пегова) с пятью детьми, учительница Валентина Ивановна (Надежда Маркина), карьерист Рома с невестой (Виктор ХоринякАлена Долголенко) и пара из Татарстана — Настя и курьер Дамир (Минекаев). Все новеллы снимали в Москве и Альметьевске, но на экране география гораздо шире: герои живут в Саяногорске, Калининграде, Сибири и других регионах страны.

С «Елками» в кинотеатры пришел аромат Нового года — нарядные улицы, подарки, «музыкальный огонек» с Дедом Морозом, салат оливье и праздничное чудо. Оно накрывает каждого персонажа франшизы: мать-одиночка покоряет сердце капитана дальнего плавания, охранник спасает мини-пига и становится героем сирот из дома ребенка, карьерист понимает ценность семьи и мирится с отцом, а первую учительницу вспоминают ученики по всей стране. В финале Анна Герман напоминает героям, что они «долгое эхо друг друга», а зритель украдкой вытирает слезы в партере.

Находит свое счастье и Золушка из Альметьевска. Настя живет с мачехой, сводными сестрами и между бытовыми заботами грезит об Озчивите. В новогоднюю ночь ее принц прилетает на городской праздник, девушка хочет объясниться в любви, но у родственниц на Бурака свои планы. Только попытка соблазнить турка выглядит как-то нелепо. «Merhaba (с турецкого языка — здравствуйтеприм. ред.), дорогой Бурачок», — обращается героиня Кристины Бабушкиной. Добраться до кумира Насте помогает Дамир, и девушка понимает, кто есть настоящий герой ее сердца. Курьер-фея — вторая большая роль Минекаева и благо другая. «Пацан» вырос и стал романтиком. Он не скупится продать айфон, чтобы купить любимой платье и отвезти к «сопернику» на лимузине. Такой облик актеру с его мобильными переключениями эмоций, безусловно, к лицу. А сказочная атмосфера, которой не хватало в последних «Елках», вновь согревает.

Но со старым антуражем вернулись и старые проблемы. «Елки» все так же грешат дискретностью, плосковатыми образами и наивностью. И дело не в том, что герои по мановению палочки решают нерешаемые проблемы (Настя встречается с Озчивитом, Катя, не выходя из дома, выходит замуж и др.). А в том, что они резко меняют свои принципы «в нужном месте». Дети Кати, невзлюбившие капитана, которого домой из «ВКонтакте» «привела» младшая дочь, вдруг становятся паиньками. Мачеха передумывает окрутить Озчивита с помощью снотворного пирога. Рома отказывается от высокой должности и бежит играть с отцом в хоккей. Все это выглядит нелогично и не убеждает, несмотря на хорошую игру актеров.

Все так же огорчает топорный монтаж эпизодов: они не перетекают друг в друга, а дробятся как фрагменты пазла. Коробят образы-штампы: сельского папы с простецким говорком, завистниц-сестер, горячего мачо. Но, как показала премьера, в этом есть своя прелесть: в развернутом финале слезных платочков становилось все больше, а с началом титров почти никто не ушел.

«„Елки“ так полюбились россиянам, потому что у этого фильма существует определенная планка. В нем есть хороший юмор — ниже пояса мы не опускаемся. „Елки“ — фильм, который можно смотреть всей семьей, с маленькими детьми. Это доброе, сказочное, новогоднее кино», — объяснил актер Андрей Рожков популярность кинофраншизы.