«Николай Васильевич сказал, что есть многочисленные обращения во фракцию, в частности Госсовета Татарстана, где сказано, что эта реформа нанесет удар по местному самоуправлению и разрушит систему управляемости, особенно в национальных республиках», — раскрывает собеседник «БИЗНЕС Online» детали вчерашнего вечернего совещания в Госдуме. На нем неожиданно решили отложить рассмотрение нашумевшего законопроекта Андрея Клишаса и Павла Крашенинникова о реформе местного самоуправления. Аргументом стала в том числе позиция республики, которая просит оставить вопрос упразднения сельсоветов на усмотрение субъектов. Решение о переносе «беспрецедентное», но это не значит, что в законопроект в итоге внесут поправки, отмечает эксперт.
Как отметил Вячеслав Володин, члены совета обсудили вопрос о рассмотрении законопроекта о реформе МСУ дополнительно, все «сошлись во мнении, что законопроект требует дополнительного изучения и проработки»
Госдума внезапно «притормозила» ликвидацию сельсоветов
Сегодня Госдума собиралась во втором чтении рассмотреть нашумевший законопроект о реформе местного самоуправления (МСУ). Еще накануне этот вопрос стоял первым в предварительной повестке пленарного заседания 12 декабря. Как правило, в начало сессий выносят главные, важнейшие вопросы. Так, на сессии накануне депутаты в начале сложили полномочия депутата с Александра Хинштейна, ставшего врио губернатора Курской области, и приняли законопроект о запрете на прием в школу детей мигрантов без знания русского языка. Однако из итоговой повестки сегодняшней сессии вопрос о реформе МСУ исключили.
Что случилось? Накануне вечером состоялось заседание совета Госдумы, в котором участвуют председатель Госдумы, его заместители и руководители фракций. У них есть право решающего голоса. Также в работе могут участвовать руководители комитетов и комиссий — у них право совещательного голоса, а также специальные представители Думы. В отличие от пленарных сессий, заседания совета Госдумы проходят без камер.
По итогам вчерашнего заседания совет Госдумы решил перенести рассмотрение законопроекта о реформе МСУ на 2025 год. Как отметил председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин, члены совета обсудили вопрос о рассмотрении законопроекта дополнительно, все «сошлись во мнении, что законопроект требует дополнительного изучения и проработки с учетом поступивших замечаний и предложений». «Поэтому было принято решение о переносе его рассмотрения на следующий год», — сказал Вячеслав Викторович.
В 2020 году поправки в Конституцию закрепили понятие единой системы публичной власти. После этого приняли закон об общих принципах организации публичной власти в субъектах (именно по нему «президента Татарстана» переименовали в «раиса»). А в продолжение в декабре 2021-го депутат ГД Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который и должен был завершить реформу, заложенную конституционными изменениями.
Для всех мэров предложили установить единый срок полномочий — пять лет, а губернаторам дать возможность напрямую участвовать в назначении глав муниципалитетов и отрешать их от должности за «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности» и неисполнение переданных полномочий. Главная же новелла — в упразднении муниципалитетов первого уровня (городские и сельские поселения). Предполагалось, что к 2028 году все они должны быть объединены в более крупные муниципальные или городские округа. Ликвидация низового уровня местного самоуправления позволит прекратить «сражения за деньги и власть» на местах, а действующая система «никуда не годится», объяснял Крашенинников. Для Татарстана новый закон оставлял два вида муниципального образования — городской (Казань и Набережные Челны) и муниципальный округ (43 района).
Хоть и с оговорками, но Госсовет РТ в конце 2021 года поддержал концепцию законопроекта. В первом чтении Госдума оперативно одобрила законопроект 25 января 2022 года. Начался сбор поправок. Оказалось, что в республике почти тысяча муниципальных образований (если точнее, 956), а в результате реформы 911 поселений (872 сельских и 39 городских) должны быть упразднены. Законопроект также предусматривал упразднение депутатского корпуса на поселенческом уровне. А это больше 7,5 тыс. человек! Власти сразу же подготовили более 30 предложений к законопроекту, позже из них выделили 13 самых важных.
Что предлагал Татарстан? «Очень четко» прописать полномочия муниципалитетов, а также сохранить модель, когда избранный глава муниципалитета может возглавлять местную думу и не слагать с себя депутатских полномочий. Проект же закона запрещает совмещать руководство муниципалитетом и пост депутата. Также у Госсовета РТ и экспертов было «очень много вопросов по механизму передачи полномочий от субъекта к городским и муниципальным округам».
Второе чтение законопроекта в Госдуме было запланировано на март 2022 года. Но после начала СВО предоставление поправок несколько раз переносилось и в итоге «зависло». Как позже писали «Ведомости», работающую систему решили не трогать до президентских выборов в марте 2024-го. Также это связывали и с присоединением четырех новых субъектов.
Только в октябре этого года Госдума вернулась к рассмотрению новой редакции закона. Срок подачи поправок ко второму чтению закончился 22 октября, их набралось более 900.
Володин не уточнил, о каких именно замечаниях и предложениях идет речь и в какие сроки теперь планируется проработать инициативу и рассмотреть ее во втором чтении. Но можно было предположить, что речь идет о замечаниях от Татарстана. Напомним, ранее в ответ на критику из республики авторы законопроекта — сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников — решили продлить на 10 лет переходный период, в течение которого регионы могут перейти с нынешней двухуровневой системы местного самоуправления на одноуровневную. Однако Татарстан настаивал на том, чтобы регионам дали право самим решать, ликвидировать им сельсоветы или нет. Понадобилось даже личное обращение раиса РТ Рустама Минниханова в адрес Володина. Казалось, все идет к тому, что позиция республики в итоге не будет учтена, а федеральный законодатель ограничится продлением переходного периода.
Так что вчерашнее решение совета Госдумы о переносе оказалось довольно неожиданным. Один из депутатов Госдумы от республики сначала даже не поверил и предположил, что сообщение о том, что вопрос откладывается, может быть фейком. Но нет.
Клишас и Крашенинников настаивали на том, чтобы рассматривать инициативу сегодня, и упоминали, что для регионов предусмотрен переходный период
Володин задавал много вопросов на эту тему Крашенинникову. Последний утверждал, что все удовлетворены
Что же было на вчерашнем заседании совета? По словам одного из собеседников «БИЗНЕС Online», в рассмотрении вопроса о законопроекте участвовали его авторы — Клишас и Крашенинников. Они настаивали на том, чтобы рассматривать инициативу сегодня, и упоминали, что для регионов предусмотрен переходный период. Дозвониться до Крашенинникова в четверг не удалось, на сообщение он не ответил.
Председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что дискуссия по поводу законопроекта о совершенствовании МСУ была бурной, звучали аргументы о последствиях его принятия.
«Звучали аргументы, что поправки обсуждались давно, проводились в разных округах консультации, совещания, встречи, но напряжение и критика сохранялись. Татарстан активную позицию занял, были письма, выступления. Депутаты регионального парламента высказывались на этот счет. Ранее Крашенинников в своем выступлении подчеркивал, что выстроенная в РТ модель работает эффективно, что и привело к компромиссному решению о переходном 10-летнем периоде. Я тоже как депутат вижу, как выстроена система публичной власти в многонациональном и многоконфессиональном Татарстане — дисциплина и результат», — рассказал Нилов.
В ходе обсуждения на позицию республики и Коммунистической партии Российской Федерации обратил внимание первый замруководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, уточнила в разговоре с «БИЗНЕС Online» председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина. «Николай Васильевич сказал, что есть многочисленные обращения во фракцию, в частности Госсовета Татарстана, где сказано, что эта реформа нанесет удар по местному самоуправлению и разрушит вообще систему управляемости в регионах, особенно в национальных республиках», — указала Останина.
«Геннадий Андреевич (Геннадий Зюганов — лидер КПРФ — прим. ред.) на эту тему беседовал в администрации президента с теми, кто отвечает за местное самоуправление. И похоже, что с ним согласились, с его позицией. Согласились для того, чтобы провести широкие обсуждения по данному законопроекту, перед тем как выносить его на второе чтение», — отметила собеседница. По ее словам, конкретные сроки, когда планируется рассмотрение во втором чтении, не прозвучали.
«Коломейцев показал там же, на совете Думы, обращение Госсовета Татарстана к нам, сославшись [на него]. Полемика развязалась между ним и автором этого законопроекта Крашенинниковым. Кстати, Володин задавал много вопросов на эту тему последнему. Павел Владимирович утверждал, что проведены многочисленные консультации, что все удовлетворены тем, что все это будет до 2035 года в регионах, они самостоятельно станут принимать решения. Позицию Крашенинникова поддержал депутат [Госдумы, первый заместитель руководителя фракции „Единая Россия“ Дмитрий] Вяткин. Но похоже, что обращения регионов оказались убедительнее, чем позиция авторов законопроекта», — добавила Останина.
Решение о переносе рассмотрения законопроекта «беспрецедентное», считает политконсультант, автор телеграм-канала «Эксперт по Госдуме» Павел Склянчук. Он отмечает, что причины публично пока не озвучены. «Скорее всего, сыграли три фактора: письмо Минниханова, критика оппозиционных фракций и замечания государственно-правового управления администрации президента», — рассуждает Склянчук. «Вероятно, инициативу все-таки примут, возможно, до конца года. Дополнительных поправок не будет, а замечания республики учтены через большой переходный период — до 2035-го», — прогнозирует наш собеседник.
Нынешнее решение о переносе выглядит как успех республики, но скорее промежуточный. Да, рассмотрение во втором, ключевом чтении удалось отложить (но надолго ли?) и добиться дополнительной проработки. Но прислушается ли Дума к мнению Татарстана и отдаст ли решение о проведении реформы на уровень регионов? Ведь по итогам дополнительной проработки может быть решено, что поправки не нужны. Этот вопрос все еще открыт. Собеседник «БИЗНЕС Online» в Госсовете РТ отмечает, что в парламенте республики были приятно удивлены вчерашней новости. «Все депутаты рады, что позиция оказалась услышана. Она известна, и парламент готов продолжать совместную работу, настроен на нее», — указал источник. Впрочем, понятно, что радоваться Татарстану пока рано. Сражение может быть и выиграно, но не война.
Оказалось, что после возобновления обсуждения законопроекта Татарстан направил 59 поправок
Как Татарстан боролся против реформы МСУ в ее нынешнем виде
Недовольство реформой МСУ власти Татарстана публично озвучили на заседании ГС РТ 28 ноября. Хотя до этого спикеры Госдумы и Госсовета Володин и Фарид Мухаметшин неоднократно встречались, но, судя по всему, решить тонкий политический вопрос кулуарно не смогли. Кроме того, незадолго до начала сессии в сети появилась копия обращения Минниханова в адрес Володина, в котором он отметил, что двухуровневая модель местного самоуправления за время работы доказала свою эффективность, учитывает местные особенности и традиции регионов, отменять ее было бы неверно.
Оказалось, что после возобновления обсуждения законопроекта Татарстан направил 59 поправок, а всего от регионов поступило их свыше 900. Во время обсуждения реформы достаточно эмоционально выступил и Рустам Нургалиевич. Его главная мысль — дайте регионам самим выбирать между одноуровневой и двухуровневой системой управления. «Решения, которые принимает Госдума, — это же система управления государства. Кто им дал такое право, если не спросить у населения? Вот у нас несколько глав, которые работали [в районах], сейчас представляют [республику] в Госдуме. Их мнение спросили? Те люди, которые в муниципалитете в жизни не были, принимают решения, какая система должна быть там», — говорил он.
Раис тогда отмечал, что во время проведения СВО государство должно быть единым. Именно на местном уровне занимаются вопросами военнослужащих и членов их семей, формируют контрактников. «Нельзя допускать такого спора и ненужных рассуждений. Какое решение будет, мы его выполним, но все решения должны быть во благо государства. Люди, которые пока не понимают, что такое муниципалитет… очень жаль», — подчеркивал он. По итогам обсуждения ГС РТ решил отправить Володину полную стенограмму разговора.
Позже эту мысль Минниханов повторил и 6 декабря в разговоре с «Ведомостями». «Будет федеральный закон. Мы станем его выполнять. У нас есть одна просьба — чтобы обе схемы поработали, а потом уже решили, какая из них лучше», — говорил он.
На критику Татарстана ответил и Крашенинников. Он согласился, что в республике хорошо работает система МСУ, нет нехватки кадров, однако во многих регионах это не так. А после принятия закона повысится эффективность управления «за счет оптимизации и стандартизации органов МСУ, за счет перечня полномочий». С учетом позиции РТ, напомнил он, было принято решение, что переходный период продлится до 2035 года, сам же закон вступит в силу с 1 января 2027-го.
На критику Татарстана ответил и Крашенинников, согласившись, что в республике хорошо работает система МСУ, нет нехватки кадров, однако во многих регионах это не так
После этого обсуждение вновь приобрело кулуарный характер. Так, 3 декабря во время заседания, посвященного работе с соотечественниками, Мухаметшин ушел для разговора с Володиным. «Я обратился к нему, мы стоим на позиции не поддержать эту инициативу», — предупреждал он. И отмечал: «Попытаюсь убедить». Позже, 10 декабря, уже на заседании движения «Татарстан – новый век» спикер ГС республики рассказывал также, что встречался и с Володиным, и с аппаратом президента РФ. «Ликвидировать этот институт депутатской власти, мы считаем, несправедливо. <…> Не знаю, чем вся эта бодяга закончится», — признавался он.
Перед вторым чтением законопроекта не все поправки от РТ вынесли для обсуждения, признавался председатель комитета Госсовета по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин. А дальнейшие шаги региональных властей по отстаиванию своей позиции будут строиться исходя из конечного варианта принятого закона. «Право законодательной инициативы за субъектами Российской Федерации. Оно остается. Однозначно [будем продолжать работу], но пока трудно говорить намного вперед, поскольку нужно вычитывать закон и проецировать его на свою территорию, на нашу республику», — говорил депутат.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.