Наступающий 2025 год предполагает неопределенность по трем главным моментам. Первая связана с переходом от одно- к многополярному миру. Украина, Грузия, Молдавия, Румыния, Сирия показывают, что глобалисты будут сопротивляться отчаянно. Вторая — разделение государств по «полюсам». И третья — избранный президент США Дональд Трамп и его стратегия. О том, что означает эта творческая неопределенность мирового процесса, рассуждает философ Александр Дугин.
Александр Дугин
…А запад может разделиться на Северную Америку и Европу
В современным миропорядке есть несколько уровней неопределённости (indetermination).
1) Неопределённость фазового перехода от однополярности к многополярности. Нельзя однозначно сказать, мы уже в многополярном, или всё ещё в однополярном? Хайдеггеровское noch nicht, как философская проблема стоит остро.
Многополярность на взлёте, однополярность в упадке, но её агония может стать фатальной.
Последние отчаянные и кое-где успешные атаки глобалистов против России — Украина, Грузия, Молдова, Румыния, Сирия — показывают, что нельзя сбрасывать однополярность со счетов. Дракон глобализма смертельно ранен, но всё ещё жив.
В Международных Отношениях двуполярность концептуализирована Уолтцем. Он даже после краха СССР видел вторым полюсом Китай. Однополярность — Гилпиным. Многополярность намечена Хантингтоном и Фабио Петито.
2) Вторая неопределённость — туманность в теоретическом описании многополярности. Что такое полюс? Это суверенное государство (как в Вестфальской системе и в классическом реализме)? Или это цивилизация? Но тогда каков политический статус такого культурно-религиозного понятия?
Наилучший ответ дал китайский специалист в МО Чанг Вэйвэй, который ввёл понятие Государство-Цивилизация. Президент Путин и Министр Иностранных Дел РФ Лавров пользуются именно этим понятием. Государство-Цивилизация — это цивилизация (с развитой системой традиционных ценностей и яркой идентичностью), организованная как сверх-государство, куда притягиваются констелляции народов и государств, разделяющие общую цивилизационную парадигму.
Но сегодня под термином «полюс» или «центр» (в случае полицентричности) каждый понимает разное — и просто государства (крупные и независимые), и цивилизации (политически не интегрированные) и собственно Государства-Цивилизации.
Законченных Государств-Цивилизаций пока 4:
— Коллективный Запад (NATO-land),
— Россия,
— Китай,
— Индия.
Цивилизаций больше — к 4-м перечисленным добавляются исламская, африканская и латиноамериканская. Им только предстоит интегрироваться в сверх-государство.
При этом Запад может разделиться на Северную Америку и Европу. Потенциально возможна буддистская цивилизация.
Трампизм — тормоз или ускоритель многополярности?
К этой неопределенности понятий и собственно открытости процесса превращения цивилизаций и государств в Государства-Цивилизации добавляется проблема фронтиров. Это важнейший момент в построении Теории Многополярного Мира. Фронтир — это зона наложения двух или нескольких цивилизаций с наличием или отсутствием суверенных государств небольшого масштаба. Фронтиры входят во вторую неопределённость.
3) Третья неопределённость — Трамп и его стратегия. Трамп едва ли готов принять многополярность, он сторонник американской гегемонии. Но он видит её радикально иначе, чем глобалисты, находившиеся у власти в США несколько последних десятилетий (неважно, демократы или республиканцы). Глобалисты отождествляют военно-политическое господство, экономическое превосходство и либеральную идеологию, основанную на навязывании всем (в том числе и США) антитрадиционных ценностей. Здесь гегемония есть гегемония не страны, а интернациональной идеологической либеральной системы. Трамп же убеждён, что во главе угла должны находиться именно национальные интересы США, причём с опорой на традиционные американские ценности. Иными словами, мы имеем дело с право-консервативной гегемонией, идеологически противоположной лево-либеральной (Клинтон, неокон Буш мл, Обама, Байден). Во что выльется трампизм в Международных Отношениях пока сказать невозможно. Он может объективно способствовать ускорению многополярности, но может и затормозить её.
В 2025 году мы будем иметь дело со всеми тремя неопределённостями одновременно. Таким образом, стоит придать самому термину «неопределённость» статус самостоятельного и многозначного концепта, во многом ключевого для корректного осмысления мировых процессов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.