В московской типографии Сытина открылся третий сезон молодой ярмарки |catalog| — с 6 декабря в историческом здании на Пятницкой можно будет увидеть стенды 55 галерей и более 200 художников, стоимость работ которых варьируется от 30 тыс. рублей до 4,5 миллиона. Свой стенд на ярмарке представила и казанская галерея современного искусства «БИЗОN». На превью ярмарки побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online» — он узнал, что любит коллекционировать музыкант Рома Зверь, насколько трудно молодому художнику найти своего коллекционера и как этому способствует новая ярмарка.
-
Ярмарка современного искусства |catalog| проходит 2 раза в год, в апреле и в декабре, и этот показ, объединивший 55 ведущих российских галерей, — третий в ее истории. На ней свои работы смогли представить более 200 современных художников. Ярмарка была инициирована ассоциацией галерей в 2023 году, чтобы создать альтернативную комфортную среду на современном арт-рынке, а благодаря демократичным ценам на некоторые из работ дать возможность приобрести искусство не только приглашенным VIP-гостям.
-
Расположился |catalog| в типографии Ивана Сытина — книгоиздателя, основавшего «Первую образцовую типографию» еще в 1876 году. Современный вид комплекс приобрел благодаря проекту архитектора эпохи модерна Адольфа Эрехсона и инженера Владимира Шухова в 1903 году, который, однако, не сохранил свой первоначальный вид полностью. Но, несмотря на это, в здании сохранился исторический отпечаток — сейчас можно увидеть детали производственной архитектуры начала века: декоративные аттики и полукруглые окна.
-
А, говорят, с вешалки начинается только театр…
-
Один из организаторов ярмарки, галерист Александр Шаров, так описал идею |catalog|: «Здесь собраны галереи с действительно очень качественным и хорошим контентом, и условия зимней ярмарки именно в том, что на каждом стенде должен быть минимум один молодой автор, дальше могут быть другие имена, галерея может представить трех, четырех, пятерых, шестерых авторов — нам все равно. Главное, чтобы на каждом стенде присутствовал один молодой художник».
-
По словам Шарова, критерии участия очень простые: наличие своего пространства и официального сайта, выставочная деятельность в течение года и продвижение молодых авторов.
-
Сам Шаров является основателем и владельцем галереи «11.12». На ее стенде можно было увидеть серии работ Васи Слонова, известного своими куклами-неваляшками — они уже не первый год скупаются очень быстро. Цена одной — 150 тыс. рублей.
-
Конечно, отдельным событием для Казани стало участие в ярмарке галереи современного искусства «БИЗON», на стенде которого можно было увидеть работы татарстанского художника Ленара Ахметова, объекты заслуженного художника Башкортостана Рината Миннебаева, серию работ Ивана Симонова, выполненную под впечатлением от путешествия в Казань, полотна представителя финно-угорского этнофутуризма новой волны Максима Агафонова, керамические изделия Насти Мороз.
Первые зрители отметили, наверное, главную особенность стенда казанской галереи — в Москве «БИЗON» представил аутентичное национальное искусство, которое заметно отличается от столичного, во многом заточенного под коммерцию и часто однообразного. При этом первые дни ярмарки показали, что это искусство тоже коммерчески востребовано публикой, поскольку в нем коллекционеры и завсегдатаи ярмарок видят особую искренность.
-
Одним из самых востребованных художников среди покупателей стал лидер татарского авангарда Зиннур Миннахметов. В частности, его работы, выполненные масляной пастелью из серии «Хорошо», разлетелись в первый же день практически полностью.
-
В первые часы работы ярмарки на стенде «БИЗОN'а» разошлись и произведения казанской арт-группы «Замороженная конина» (совместный проект художниц Кати Конюховой и Насти Мороз). Они создали арт-объекты в виде хозяйственного мыла, оставив внутри маленькие керамические изделия — чтобы добраться до них, мыло необходимо использовать по назначению.
-
Пожалуй, самым фотографируемым объектом стенда стали рельефные работы Рината Миннебаева.
-
На стенде галереи можно увидеть и произведения ключевого представителя стрит-арта в России Ивана Симонова (на фото), которые недавно экспонировались в Казани. Среди них — «Шурале», «Узоры», созданные Иваном под впечатлением от татарстанской столицы, и совместная работа с удмуртским молодым автором Агафоновым «Что таится в тебе» в виде корыта. Татарский орнамент на одной из работ Симонова уже пользуется большой популярностью у столичной публики. Сам Иван рассказал, что для себя на ярмарке выделяет Syntax Gallery, pop/off/art, a—s—t—r—a: «Это для меня важные галереи, за которыми я слежу постоянно, из нового для себя — сейчас начал следить еще за Погодиной (Pogodina Gallery)».
-
«Если говорить с визуальной точки зрения, я, конечно, много смотрю на то, как галереи экспонируются. Для меня всегда интересны архитектурные решения: как это сделано, как это все работает», — сказал Симонов, особо отметив галерею Futuro из Нижнего Новгорода. Центральный образ стенда — пещера как пространство перехода, противопоставление человеческому миру по вектору времени. Художниками нижегородской галереи, как стало известно «БИЗНЕС Online», в частности, заинтересовалась Ксения Собчак, приехавшая на ярмарку еще засветло, сильно раньше других гостей, собравшихся в стенах типографии к позднему вечеру.
-
Расположение стендов галерей на ярмарке определялось вслепую, жеребьевкой. Так, соседствовала с «БИЗON» галерея Art&Brut. В основе концепции их стенда — русская сказка, которую представили, например, такие художники, как tasha artzolotoe и Екатерина Пугачева. Этими авторами заинтересовалась подруга Собчак.
-
Долго у красного стенда можно было видеть рок-музыканта Рому Зверя, который, как рассказала куратор Art&Brut Екатерина, коллекционирует совершенно разное искусство и у галереи приобретал работы разных авторов. Сам Роман в разговоре с «БИЗНЕС Online» поделился, что любит собирать русское неофициальное искусство: «Нонконформисты, соответственно, это Яковлев, Зверев, Штейнберг — больших мастеров. Из современных художников могу отметить резидентов галереи 11.12 — это Ренат Волигамси, Дамир Муратов, Володя Семенский <…> У меня большая коллекция, люблю именно живопись. Не графику, не поделочки. Художников, которые занимаются именно живописью, не так много. Из молодых это Даша Мальцева, Илья Гапонов из „Непокоренных“».
-
А вот, собственно, и яркая представительница петербургской арт-группы «Непокоренные 17» — художница Ирина Дрозд, относительно недавно выставлявшаяся, как и ее муж Иван Плющ, в стенах казанской галереи «БИЗON». На |catalog| она прогулялась по стендами столпов российского современного искусства: Triumph Gallery, Anna Nova Gallery, Fine Art Gallery, pop/off/art. «Мне очень нравится, что здесь много молодого недорогого искусства. Интересно посмотреть на это, как на срез», — рассуждала Дрозд о специфике ярмарки, заметив, наверное, неизбежную тенденцию. «Молодые художники, которые появляются друг за другом, часто повторяются. Идет, например, вышивание на тряпочке или керамика — одно и то же, только имена меняются. Я люблю смотреть на художников, которые много лет уже работали, у них есть свой стиль. Молодого художника легко заявить, но потом неизвестно, что с ним будет. Для публики, которая только-только входит в искусство, это прекрасно. С точки зрения искушенного зрителя, который не один десяток лет следит за арт-миром в России, это просто тусовка», — рассуждает Дрозд.
-
«Не все галереи могут участвовать в Cosmoscow, потому решили создать еще одну ярмарку, альтернативу, более демократичную. Конечно, на Cosmoscow тоже не железные засовы стоят, но сюда, конечно, попасть проще», — говорит Ирина. Ее работы на стенде «Непокоренных» не были представлены — в эти дни Дрозд презентовала столичной публике свой совместный проект с художником Дмитрием Шориным в фонде «Екатерина». А на фото — свежий триптих еще одной яркой представительницы «Непокоренных», Наталии Спечинской. К слову, ее работы также были представлены в этом году в «БИЗОN'a» на весенней выставке «Зона свободного плавания».
-
Особую концепцию стенда выстроила галерея pop/off/art. Идея — показать реальное как иллюзорное, сочетая восприятие вещей тем, чем они являются на самом деле. «В итоге получился изысканный рассказ о реальности и иллюзии от разных авторов», — объясняет владелец галереи, искусствовед Сергей Попов. Стенд включает в себя работы Владимира Куприянова — пионера российской экспериментальной фотографии, которые недавно были показаны на его ретроспективе в ММОМА, одна из них уже продалась — произведение «Возвращение времени» стоимостью 16 тыс. евро.
-
Фотографии Куприянова вступают в своеобразный диалог с работами Шамиля Шаева и Андрея Красулина — художника старшего поколения, которому сейчас 90 лет. Он работает с найденными объектами, деревом, металлом, создавая минималистичные скульптуры (справа на фото). Их стоимость — около 25 тыс. евро.
-
«Ярмарки явно конкурируют, и это хорошо. Когда |catalog| не было, мы чувствовали дефицит второй ярмарки в Москве, но теперь он восполнен, — рассуждает Попов. — Нам нравится очень сбалансированный концепт ярмарки, демократичность в плане того, что места распределяются по жеребьевке, очень классный подход к стилю, осознанность, осмысленность стендов. Некоторые галереи вынуждены выбирать, где выставляться, мы можем позволить себе быть на обеих ярмарках».
-
Ярмарка современного искусства — это, конечно, место притяжения всех неравнодушных к ярким высказываниям, как, например, одного из его гостей, своим луком отсылающего к легендарному герою Люка Бессона Леону из одноименного фильма.
-
Куратор Дарья Ярцева представляла галерею Deep List, стенд которой построен как кабинет редкостей: художница Вера Мартынова использует библейские мотивы, а Александра Пацаманюк в своих работах вдохновляется фольклором Поволжья (мордва, эрзя, мокша, шокша), работая при этом в почти утраченной технике гравировки по стеклу при помощи алмазного инструмента. «Это наша первая ярмарка |catalog|, пространство нам понравилось. Мы тестируем рынок и ценовые диапазоны. Ориентируемся на коллекционеров и друзей, работаем в более высоком сегменте искусства. Самая дорогая работа стоит 1,3 миллиона рублей, самые доступные — около 150 тысяч рублей», — поделилась Ярцева.
-
«Казанский след» нашелся в галерее «Триумф», основанной одним из организаторов ярмарки Дмитрием Ханкиным. Фокус стенда — проявление персонажа на карнавале и мистерии, дух праздника и свободы, попытка остаться собой, даже надевая маску. На нем галерея представила молодых художников, выставки которых недавно прошли в «Триумфе».
-
Одна из таких них — молодая казанская художница Зухра Салахова. На фото — ее работа «Гиацинт» стоимостью 50 тыс. рублей.
-
Рядом с Салаховой работы африканской художницы Мишель Окпаре, родившейся между Кот-д’Ивуаром и Нигерией. Ее работы тоже можно было увидеть в Казани в 2023 году на выставке африканских художников в Галерее современного искусства РТ.
-
Одна из самых дорогих работ на стенде и на ярмарке — головы Бриса Эссо стоимостью 1,6 млн рублей. Один из коллекционеров поинтересовался: «Золотые, что ли?» «Нет, латунь», — смущенно ответила куратор, на что коллекционер ответил лишь ироничной улыбкой.
-
А между стендами с «высоким» искусством можно было увидеть, как как «барыжил» легенда арт-перформанса Александр Петрелли — лицо и тело галереи «Пальто», которого можно было увидеть, например, на прошлогодней Cosmoscow и в виде экспоната из серии художника Симонова в казанском «БИЗON'е».
-
А среди непролазной толпы у входа был замечен известный стилист Владислав Лисовец.
-
В рамках спецпроекта Fresh Talents на ярмарке свой стенд представила Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко под кураторством Анны Зайцевой. Здесь выставились еще два казанских автора — Лана Морозова и Гульшат Губайдуллина. Работа Гульшат — это книга, архив пяти поколений ее семьи. Сейчас это издание доступно лишь по предзаказу и ограничено тиражом в 10 экземпляров. С этой книгой Гульшат работала в резиденции в Альметьевске, проект должен был выставиться в Германии.
-
«Книга почти закончена. Например, у Гульшат нет отца, и его фигура в древе представлена пустым местом. Сейчас Гульшат начинает делать проект, связанный с его поиском, тоже работа с архивом. Она нашла в архиве, например, сложенную бумажку, исписанную на татарском, которую передавали жены своим мужьям в войну», — рассказывает ее сокурсник, художник Борис Брагин. Проект Гульшат создавала 1,5 года, и собрать такой материал — действительно титанический труд, рассказывает Брагин, поддержавший ее в проекте.
-
«Многие хотели попасть в галерею, но мест было мало. В этом году школе Родченко дали стенд, и куратор МАММ Зайцева решила включить не только студентов, но и успешных выпускников. Меня пригласили, и я нашел свои старые работы», — рассказывает Егор Федоричев. На стенде представлена одна из его первых работ «Убьете, закопаете, выроусь» — коллаж с текстом и фотографией. Работа иронична, говорит Егор, ведь «это русское бедное» никуда не уйдет: «Даже если это закрасить, перевернуть, забыть — все равно вот это смешное и грустное безумие русское торчит». В то же время работа связана с идеей дерзости и провокации в искусстве, о которой говорил Сергей Братков в школе Родченко, а вдохновением послужили слова Маяковского: «Убьете, закопаете, выроусь» из стихотворения «Ко всему».
-
На фото — работы Никиты Алексеева, одного из центральных московских концептуалистов 1970–1980-х. После смерти Алексеева его картины остались в фондах различных галереей, в том числе в «Гридчинхолле», представившей эту серию на ярмарке. Стоимость каждой из этих картин — 165 тыс. рублей.
-
«Продавалось» искусство не только на стендах, но и в коридорах между ними.
-
Работа Ольги Чернышевой «Дафна» (стоимость 4,2 тыс. евро). Ее работы, будь то фотография, живопись или видео, часто напоминают кадры из фильма, фиксируя сцены повседневности, безымянных людей и смешение частного и общественного, продолжая традицию русского реализма. В прошлом году Иван Ургант интересовался и покупал работы Чернышевой на Cosmoscow, из коллекционеров же художницей интересуется, в частности, Екатерина Лапшина.
-
Если попробовать выделить тематику, которая объединяет российское современное арт-пространство, то это, конечно, русская «сказка-хтонь», до сих пор оставшаяся в моде. На фото — работа Вадима Михайлова, единолично представленного на стенде галереи MYTH — художник из Пермского края, который живет в Петербурге. Он работает с найденными объектами, часто использует старые советские ковры, доски и плащи-палатки. Через свои работы он передает ощущения от частых переездов и рассуждения о том, что такое дом. Для Вадима это не конкретное место, а нечто, что можно взять с собой, как плащ-палатку. Ковры и киоты Вадима быстро нашли покупателей, а работы с плащами и палатками, как рассказывает куратор стенда, публику «пока чуть-чуть пугают»: «В целом Вадим Михайлов — это тот художник, к которому надо чуть-чуть привыкнуть, потому что у него такие образы, сочетающие и хтонь, и русскую сказку».
-
Перекликается в этом плане с Михайловым арт-опушка с инсталляциями от МТС Live и галереи «Триумф», она создана художниками объединения «ХО ГУЙ» из глины, пакли, соломы. Фоном закольцовано звучали сказки о царе Салтане и о рыбаке и рыбке.
-
Ярмарка современного искусства |catalog| в Москве будет работать до 8 декабря.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.