До 5 тыс. рублей для граждан и до 20 тыс. рублей для юридических лиц — такие штрафы предлагают ввести в Татарстане за неоплату проезда по платным региональным и муниципальным дорогам. Проект соответствующих поправок в республиканский КоАП появился сегодня. Их автор, депутат Госсовета РТ Марат Бариев, объясняет, что сейчас есть изъян, который позволяет водителям безнаказанно ездить по «платке», если это не федеральная трасса, и уточняет, что штрафы нужны с учетом скорого ввода Вознесенского тракта в Казани и трассы Шали – Бавлы. Если поправки примут, Татарстан станет вторым регионом с собственными штрафами после Москвы, а деньги пойдут в республиканскую казну. Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
Видимо, число недобросовестных водителей не сокращается. Но занялись ими вплотную
Для платных трасс РТ заготовили собственные штрафы
На участках трассы М12 в Татарстане и Чувашии неплательщиков за проезд больше, чем на других, не хватает культуры, не так давно жаловался в интервью председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко. В начале ноября госкомпания даже устроила специальное мероприятие для прессы, на котором показывала, как ловит зайцев, скрывающих госномера от камер. Видимо, число недобросовестных водителей не сокращается. Но занялись ими вплотную. В октябре за сокрытие номеров автомобиля ввели лишение прав на срок до 1,5 года, а минтранс РФ предложил увеличить штраф за неоплату проезда по платным дорогам сразу в 7 раз и отменить скидку.
И если федеральные платные трассы «защищены», то региональные, как выясняется, недостаточно. В прошлом году на федеральном уровне отменили ответственность за неоплату проезда по нефедеральным дорогам, вопрос передали на уровень регионов, отметил сегодня в беседе с «БИЗНЕС Online» депутат Госсовета РТ, член комитета по законности и правопорядку Марат Бариев. Так он объяснил свой законопроект, вводящий штрафы за неоплаченный проезд по дорогам на территории региона.
Согласно тексту инициативы, которая сегодня появилась на сайте Госсовета РТ, республиканский Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предлагается дополнить новой статьей — 5.9. («Несоблюдение порядка внесения платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам общего пользования, платным участкам автомобильных дорог общего пользования»). Она вводит штрафы за неоплату проезда по платным дорогам, за исключением федеральных.
Если без оплаты проехал легковой автомобиль, штраф для физического лица составит 2 тыс. рублей, для юридического — 10 тысяч. Если водитель управлял грузовым автомобилем или автобусом, штрафы составят 5 тыс. рублей и 20 тыс. рублей соответственно.
Также Бариев предлагает скорректировать действующую ст. 7.6 КоАП РТ и прописать в ней, что рассматривать дела по новой ст. 5.9 будет орган, «осуществляющий контроль в сфере организации пассажирских перевозок и пользования автомобильными дорогами». Судя по всему, речь о министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ.
Госдума приняла закон, позволяющий региональным властям самостоятельно устанавливать штрафы за неоплаченный проезд по региональным платным дорогам, еще в прошлом году
«Пока не консультировался с кабмином республики. Но они поддержат, потому что другого-то варианта нет»
Законопроект подготовлен «в целях более эффективного правового регулирования порядка пользования платным дорогами Республики Татарстан, регионального и местного значения», говорится в пояснительной записке. Внести изменения в республиканский КоАП позволяют вступившие в силу 1 сентября 2024 года поправки в федеральное законодательство. «Вносимые в КоАП РФ изменения предусматривают наказание за неоплату проезда исключительно только по федеральным автодорогам. Другие виды платных автомобильных дорог (региональные, межмуниципальные, местные, частные) с 1 сентября 2024 года к данной статье не относятся, а ответственность за них субъекты Российской Федерации должны установить самостоятельно», — отмечается в тексте.
Законопроект внесен меньше чем за месяц до запуска Вознесенского тракта — первой платной магистрали для города. Если опираться на слова Бариева и текст законопроекта, получается, что по новой магистрали можно будет «безболезненно» проехать зайцем, если законопроект не примут до конца года. Автор законопроекта подтвердил, что подготовил проект с учетом скорого запуска Вознесенского тракта и платной магистрали Шали – Бавлы.
При этом вопрос, введут ли штрафы до конца года, пока открыт. «Я только на днях внес законопроект. Регламентные сроки там, если не будет ускорения, — это несколько месяцев, два-три месяца», — отметил спикер. По словам Бариева, он пока не консультировался с кабинетом министром РТ по поводу инициативы. Впрочем, парламентарий не сомневается, что правительство республики его идею одобрит: «Я думаю, что они поддержат, потому что другого-то варианта нет. Иначе к нашим владельцам транспортных средств, которые будут ездить по платным дорогам и не производить оплату, не будет мер ответственности за неоплату. То есть они будут ездить, не оплачивая».
Кто станет фиксировать нарушения и штрафовать? «Я прописал, что у нас уже сейчас в административном кодексе есть подобные нарушения. И их фиксируют и администрируют сотрудники министерства транспорта. У них есть соответствующие подразделения. Вот они этим, предполагается, и займутся», — указал Бариев.
Почему выбраны такие размеры штрафа? Ведь сейчас штраф за неоплату проезда по федеральной трассе — 1,5 тыс. рублей, а по татарстанской предлагается 2 тысячи. «Исходя из практики и существующих нормативов я посчитал нужным именно такие суммы штрафов установить. Что же касается федеральных штрафов, то их скоро будут поднимать», — указал автор инициативы.
Госдума приняла закон, позволяющий региональным властям самостоятельно устанавливать штрафы за неоплаченный проезд по региональным платным дорогам, еще в прошлом году. Объясняя его необходимость, депутаты указывали, что 100% штрафов за неоплату проезда по платным дорогам всех (федерального, регионального, межмуниципального и местного) значений зачисляются в федеральный бюджет. Из-за появления региональных «платников» было решено распределить штрафные сборы между бюджетами.
Замглавы минтранса Дмитрий Зверев объяснял, что так федеральные власти готовятся к развитию сети региональных «платников». Поправки поддержали в Москве, Московской области, Татарстане и других регионах, писал «Коммерсантъ». Депутаты и автомобилисты высказывали опасения, что санкции, установленные законами субъектов, будут «непропорционально велики», а штрафы для зайцев в Москве окажутся неподъемными для жителей из регионов. Минтранс РФ обещал установить максимальную планку в 1,5 тыс. рублей для легковых авто. Как раз такой штраф ранее применялся на всех платных магистралях. Правда, судя по всему, ведомство этого так и не сделало.
В итоге изменения вступили в силу в сентябре 2024 года. Первой данным правом воспользовалась Москва и установила штрафы от 3 тыс. до 15 тыс. рублей. Чуть более чем за месяц в столице вынесли более 140 тыс. штрафов в отношении автовладельцев, не оплативших проезд по проспекту Багратиона. При этом почти треть постановлений оперативно прекращена в связи с погашением водителями долга в течение 20 дней.
«Чем один автомобилист отличается от другого? Какая разница, для физических лиц или для юридических лиц? Нарушение-то одно»
Автомобильный обозреватель Вячеслав Субботин в разговоре с «БИЗНЕС Online» вспомнил, что несколько лет назад на платной Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД) в Москве ввели безбарьерную систему оплаты проезда, без шлагбаумов. Это сократило издержки на строительство и содержание дорог.
«Но возникает сразу вопрос: а того, кто не заплатит [за проезд], как привлечь к тому, чтобы платил? Только штрафы. Поэтому ввели в Кодекс об административных правонарушениях РФ именно такое положение. И сейчас, естественно, это распространится там, где будут такие дороги c системой free flow, „Свободный поток“ без пунктов пропуска», — прокомментировал Субботин планы в Татарстане. По его словам, введение штрафов оказалось эффективным: «Если едешь по этой дороге, должен заплатить — это понятно. Не платишь — значит, штраф. И это работает».
Но как привлечь водителя, который скрыл номер? «Невозможно никак его проконтролировать в том смысле, что камера его, конечно, не отследит. Пытаются сейчас сделать на основе искусственного интеллекта, чтобы он переработал миллион вариантов и по цвету, марке автомобиля вычислил все-таки владельца машины, даже с одним или двумя закрытыми цифрами или буквами на номерном знаке. Можно такое сделать, но это большая серьезная работа, и пока еще такая схема не заработала. Но, если водитель скрыл номер, это серьезное нарушение, которое грозит лишением прав. А за повторное нарушение чуть ли не уголовная ответственность наступает. Поэтому вряд ли нормальные автомобилисты массово станут скрывать свои номера. Будут платить», — указал спикер.
По его словам, если есть альтернатива платной дороге, «социальное напряжение в обществе спадает». Что касается предлагаемых размеров штрафов, Субботин увидел в них «социальную несправедливость». «Чем один автомобилист отличается от другого? Какая разница, для физических лиц или для юридических лиц? Нарушение-то одно. И я считаю, что с точки зрения закона все должно быть одинаково, и без разницы, кто находится на дороге. Дорога для всех одинакова», — отметил спикер.
При этом Субботин замечает, что регионам «хочется пополнить бюджет». «Потому что все равно там штрафы будут приходить: кто-то забудет оплатить, кто-то намеренно это будет делать. Хотя как намеренно — все равно платить придется. Поэтому я думаю, что это (предложенные размеры штрафов — прим. ред.) чрезмерное рвение. Тут нужно соотносить все-таки с федеральными дорогами», — добавил эксперт.
Москва отнюдь не пример для остальных регионов, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» автомобильный эксперт, бывший депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. «Москва, например, ввела платный проезд по дублеру Кутузовского проспекта (проспекту Багратиона — прим. ред.). Причем это платный проезд в черте города. Что это значит? Такой практики нет ни в одной стране. Есть платный въезд в центр города в ряде стран, в той же Великобритании. Но проезд по городу по платной трассе — такой практики нет нигде. Москва переплюнула всех, я прямо назову вещи своими именами, своей жадностью», — считает наш собеседник.
«Более того, я заметил, что „Яндекс.Карты“, которые показывают маршрут в случае, если ты построил его в навигаторе, упорно толкают тебя на эту платную трассу, хотя можно проехать совершенно по-другому. Поэтому практику Москвы надо рассматривать критично», — призывает Лысаков. По его словам, власти столицы «максимально коммерциализируют городское пространство».
Что касается ЦКАД, там нет пунктов оплаты, нужно платить самостоятельно по факту пользования дорогой, указывает Лысаков. Он отмечает, что штрафов за неоплату проезда по ЦКАД пока нет, но они готовятся. «Законопослушные люди оплачивают свой проезд, потому что номер машины считывается. Приходит напоминание о том, что человек обязан оплатить проезд, иначе будет штраф», — указал спикер.
«Насколько успешна эта система штрафов? Нет, не успешна. Это больше давление на сознание водителей, а штрафы пока нереализуемы. Во-первых, „Росавтодор“ не может штрафы взыскивать, то есть не может быть правоприменителем. Штрафы взыскивать может только МВД, в частности, Госавтоинспекция. А у минтранса или «Росавтодора» нет таких полномочий. Поэтому сегодня, насколько я знаю, система взимания штрафов за проезд по такого вида платным трассам существует только в теории. А практически пока алгоритм взимания штрафов не отработан, — рассказывает Лысаков. — Нет правоприменительной системы, которая позволила бы принудительно взыскивать штрафы за отказ от оплаты проезда по платной трассе. Если брать наш ЦКАД, за такое правонарушение пока, насколько я знаю, приходят напоминания, письма. Но это больше попытка достучаться до совести водителя. Потому что механизма взыскания штрафа сегодня, насколько я знаю, не существует. Это находится в работе».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.