«В IT очень много проектов, которые ничем не заканчиваются. Мы стремимся к тому, чтобы этот провал сокращался: учим детей доводить все до конца, защищать проекты и даже запускать собственные стартапы», — объясняет концепцию начальник детского ИТ-парка Динара Смага. Как привить детям любовь к IT c малого возраста, могут ли курсы стать серьезной базой и как искусственный интеллект изменит детское образование — в материале.
Начальник детского ИТ-парка Динара Смага: «Мы учим детей доводить все до конца, защищать проекты и даже запускать собственные стартапы»
В Татарстане бум детского IT-образования
Около 700 тыс. специалистов в области IT не хватает России, оценивал в прошлом году глава минцифры РФ Максут Шадаев. В Татарстане есть потребность в 10 тыс. айтишников. Такой высокий спрос, большие зарплаты и возможности карьерного роста делают IT-специальности особенно привлекательными для россиян. Так, большинство казанцев, готовых сменить профессию, хотят уйти в IT, говорят данные исследования «Avito Работа». Современные родители тоже понимают, что будущее за цифровыми специальностями: минпросвещение РФ сообщает, что более 2,8 млн детей в России выбрали секции по техническим направлениям — это рекорд.
«Нет никакого другого направления в детском допобразовании, которое было бы настолько же популярно, как IT. В последнее время набирают популярность еще soft skills, английский для детей всегда был в топе. Но из того, что я вижу сейчас, все-таки IT в широком представлении — это точно номер один в обучении детей как в онлайне, так и в офлайне», — отмечает основатель детской школы программирования «Кодиум» (сейчас является частью проекта Skysmart) Максим Васильев.
По данным 2ГИС, в Казани больше 90 школ программирования для детей. Большинство из них — это частные заведения, которые обучают детей веб-разработке, дизайну, робототехнике, а также готовят школьников к ОГЭ и ЕГЭ по математике и информатике. Стоимость обучения зависит от сложности курса. В среднем цена варьируется от 7 тыс. до 14 тыс. в месяц. Самые дорогие курсы — по обучению языкам программирования, отмечают эксперты.
Есть и крупные государственные проекты. Один из самых известных — федеральная сеть технопарков «Кванториум». Сейчас в Татарстане работают 8 детских технопарков, два последних открылись в этом году на базе казанских школ №64 и 174. Кроме того, в республике созданы четыре центра цифрового образования детей «IT-куб» — в Альметьевске, Елабуге, Набережных Челнах и Казани. Другой путь — отдать ребенка в специализированный лицей с инновационным уклоном и углубленным изучением точных наук. Это, например, IT-лицей Казанского федерального университета, инженерный лицей при КНИТУ-КАИ, лицей «Иннополис».
Почти 2 года назад в новом ИТ-парке им. Башира Рамеева открылась большая площадка для обучения детей цифровым профессиям — детский ИТ-парк. Заниматься здесь могут дети от 5 до 18 лет по 38 разнообразным направлениям — от робототехники до цифровых медиа.
«В Казани детское IT-образование активно развивается: строятся новые ИТ-парки, в некоторых государственных школах запускаются курсы программирования, много частных офлайн-курсов. Мы видим, как минцифры РТ вкладывает очень много сил и ресурсов», — оценивает основатель онлайн-школы программирования Wellkid Радис Гараев. Он напоминает, что в районах республики есть дефицит учителей информатики, а это отрезает детей из деревень и районов от поступления в вузы с IT-направлениями. «Мне кажется, здесь частным образовательным проектам нужно работать в тандеме с государством и вместе решать данную задачу», — говорит он.
В детском ИТ-парке занимаются дети от 5 до 18 лет по 38 разнообразным направлениям
Чего хотят родители?
Насколько эффективными могут быть детские курсы и возможно ли с помощью них вырастить будущего айтишника? В первую очередь все зависит от желания ребенка и запроса родителей, отмечают эксперты «БИЗНЕС Online». Условно можно выделить несколько главных задач, которые родители ставят перед детскими курсами.
Познакомить ребенка с миром IT. С таким запросом приходят родители детей дошкольного и младшего школьного возраста — от 5 до 11 лет. «Многие слышали где-то слово IT и везде видят информацию о том, что это перспективно. На основе этих мыслей родители хотят познакомить своего ребенка с данной сферой, — объясняет Гараев. — Но ребенка в 8 лет не сделать программистом высокого уровня, в этом возрасте стоят другие задачи: важно обеспечить плавное вхождение ребенка в эти образовательные треки и уже к более зрелому возрасту довести до профессиональных языков программирования».
На офлайн- и онлайн-курсах для малышей обычно присутствуют элементы игры, чтобы заниматься было не скучно. «Тот же Scratch (визуальный язык программирования для детей — прим. ред.), где нужно соединять блоки между собой, заставляет продумывать архитектуру, логику, а это базовые вещи в программировании. Даже если ребенок приходит просто поиграть, он точно получит знания основ», — отмечает Васильев.
Одним из наиболее популярных кружков для детей младшего школьного возраста стала робототехника. «Дети 5–6 лет могут еще не уметь читать, зато уже собирают роботов из Lego и умеют их программировать», — рассказывает начальник детского ИТ-парка Динара Смага. «Как увидеть в ребенке задатки будущего айтишника? Я бы не ставила целью их сразу увидеть, нужно просто попробовать: отдать на курс и посмотреть, интересно ли это ребенку. Все софт-скилы, необходимые айтишнику, как раз проявляются на практике в творческих задачах», — добавляет она.
Одним из наиболее популярных кружков для детей младшего школьного возраста стала робототехника
Научить цифровой грамотности и полезным навыкам. Родители беспокоятся, что дети бесцельно зависают в гаджетах, листая короткие видео. «Можно ругать ребенка, убрать телефон, но мы понимаем, что в современном мире без гаджетов никак. Значит, задача — направить вот эту тягу к гаджетам в правильное русло, научить и показать, как за гаджетами можно проводить время с пользой», — рассказывает Гараев.
Развивать особый тип мышления. «Программирование развивает у детей логическое мышление, учит структурировать задачи, анализировать причинно-следственные связи и следовать логическим последовательностям. Эти навыки помогают не только в программировании, но и в решении проблем и задач в других сферах жизни, неважно, в IT или нет», — объясняет Гараев.
Подготовить будущего айтишника. Как правило, с таким запросом приходят родители, которые сами работают в сфере IT и понимают, насколько она перспективна. Старшеклассники начинают серьезно изучать языки программирования и готовиться к поступлению.
«Подростки приходят уже на более взрослые курсы, такие как программирование, 3D-моделирование, прототипирование, мультипликация, биотех и так далее. Затем дети переходят в ИТ-академию, где профессионально изучают языки и выпускают свои программы. Там они получают документ государственного образца и уже могут найти себе место на рынке востребованных профессий», — рисует образовательный трек начальник детского ИТ-парка Смага.
«Подростки приходят уже на более взрослые курсы, такие как программирование, 3D-моделирование, прототипирование, мультипликация, биотех и так далее»
Чему учат детей в казанском ИТ-парке?
Детский ИТ-парк — один из тех всеобъемлющих образовательных проектов, курсы в которых рассчитаны на самый широкий возрастной диапазон и учитывают всевозможные интересы детей. Цифровые компетенции здесь ежегодно приобретают около 3,5 тыс. юных слушателей, причем порядка 45% из них — это дети сотрудников компаний – резидентов ИТ-парка им. Башира Рамеева. «Все знают, что здесь очень классная инфраструктура. В ИТ-парке всегда кипит жизнь, проходят мероприятия, форумы, приезжают иностранные делегации — и мы всегда стараемся вовлекать детей во все активности. Например, во время саммита БРИКС ребята познакомились с министром экономики и послом Малайзии, разговаривали с ними на английском языке», — рассказала Смага.
Диапазон образовательных треков очень широкий. Самые популярные направления для подростков — программирование на языках Java, Python, C#, Unity, а также биотех. У малышей — робототехника, прикладная мультипликация, создание игр Roblox и Minecraft. Полюбились ученикам и новые курсы: искусство голоса, SММ и Science Art. Кроме этого, детей обучают 3D-моделированию, предпринимательству, театральному мастерству, техническому английскому, VR/AR. В ИТ-парке также можно подготовиться и к олимпиаде по математике, есть и совместный интенсив по олимпиадной робототехнике вместе со «Школой 21».
Но хард-скилы — это только полдела. В ИТ-парке дети находят новых друзей, учатся работать в команде, а также презентовать свои наработки, как настоящие IT-предприниматели. В конце года они защищают свои проекты, например приложение или платформу, перед родителями-айтишниками или резидентами ИТ-парка. «Нам кажется очень важным обязательно учить детей питчить и доводить проекты до конца, — рассказывает Смага. — В IT очень много проектов, которые ничем не заканчиваются. Мы стремимся к тому, чтобы этот провал сокращался. Если ребенок в третьем классе придумал умную теплицу, которая сама зажигает свет, нам хочется, чтобы это где-то увидели и применили. Пусть эта технология изобретена давным-давно до него, но важна закольцованность проекта, чтобы ребенок сделал все своими руками и довел до конца. Тогда айтишник, сидящий этажом выше, может зажигать лампу по хлопку и сказать, что вот это сделал Ваня Петров из детского ИТ-парка». А еще есть кейсы, когда ученицы создают на 3D-принтере украшения, дорабатывают их вручную и даже продают.
В детском ИТ-парке планируют запустить курс по искусственному интеллекту после Нового года
Ответственность владельцев образовательного проекта начинается, когда ученик выпустился
Отслеживание результатов выпускников курсов — один из треков развития IT-образования, говорят эксперты. «Ответственность образовательных проектов не должна заканчиваться, когда преподаватель отвел все занятия и списали деньги со счета родителя. Мы должны нести ответственность за то, что будет после выпускного с нашим учеником. Достигли ли мы того результата, который обещали? Здесь мы постоянно тестируем гипотезы и ищем способы, как это отслеживать наиболее качественно», — рассказывает основатель онлайн-школы Wellkid.
Конечно же, IT-образование затронет развитие искусственного интеллекта: детей в IТ-школах начнут учить работать в паре с искусственным интеллектом. Кроме этого, развитие ИИ приведет к усилению индивидуальной траектории развития на детских IТ-курсах и персонализации материалов. «Искусственный интеллект дает больше возможностей создавать контент не просто под группу детей, а под конкретного ребенка, персонализировать в целом работу преподавателя: отслеживание прогресса воспитанника», — отмечает создатель школы «Кодиум» Васильев.
К тому же развитие ИИ не повод не учить классические языки программирования, говорят эксперты. Все-таки IT-специалист должен обладать базовыми знаниями как минимум для того, чтобы контролировать работу ИИ. К слову, в детском ИТ-парке планируют запустить курс по искусственному интеллекту после Нового года.
Выбрать подходящее направление можно, попробовав себя на мастер-классе или пробном занятии. А можно записаться на экскурсию, день открытых дверей или на праздник. Подробности — в телеграм-канале и группе детского ИТ-парка в VK.
Soft skills — гибкие навыки
SММ (Social media marketing) — маркетинг в социальных сетях
Science Art — научное искусство
VR (Virtual reality) — виртуальная реальность
AR (Augmented reality) — дополненная реальность
IT (Information Technology) — информационные технологии
Lego — лего
Java — джава
Python — питон
Unity — юнити
Roblox — роблокс
Minecraft — майнкрафт
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.