Начальник детского ИТ-парка Динара Смага: «Мы учим детей доводить все до конца, защищать проекты и даже запускать собственные стартапы» Начальник детского ИТ-парка Динара Смага: «Мы учим детей доводить все до конца, защищать проекты и даже запускать собственные стартапы»

В Татарстане бум детского IT-образования

Около 700 тыс. специалистов в области IT не хватает России, оценивал в прошлом году глава минцифры РФ Максут Шадаев. В Татарстане есть потребность в 10 тыс. айтишников. Такой высокий спрос, большие зарплаты и возможности карьерного роста делают IT-специальности особенно привлекательными для россиян. Так, большинство казанцев, готовых сменить профессию, хотят уйти в IT, говорят данные исследования «Avito Работа». Современные родители тоже понимают, что будущее за цифровыми специальностями: минпросвещение РФ сообщает, что более 2,8 млн детей в России выбрали секции по техническим направлениям — это рекорд.

«Нет никакого другого направления в детском допобразовании, которое было бы настолько же популярно, как IT. В последнее время набирают популярность еще soft skills, английский для детей всегда был в топе. Но из того, что я вижу сейчас, все-таки IT в широком представлении — это точно номер один в обучении детей как в онлайне, так и в офлайне», — отмечает основатель детской школы программирования «Кодиум» (сейчас является частью проекта Skysmart) Максим Васильев.

По данным 2ГИС, в Казани больше 90 школ программирования для детей. Большинство из них — это частные заведения, которые обучают детей веб-разработке, дизайну, робототехнике, а также готовят школьников к ОГЭ и ЕГЭ по математике и информатике. Стоимость обучения зависит от сложности курса. В среднем цена варьируется от 7 тыс. до 14 тыс. в месяц. Самые дорогие курсы — по обучению языкам программирования, отмечают эксперты.

Есть и крупные государственные проекты. Один из самых известных — федеральная сеть технопарков «Кванториум». Сейчас в Татарстане работают 8 детских технопарков, два последних открылись в этом году на базе казанских школ №64 и 174. Кроме того, в республике созданы четыре центра цифрового образования детей «IT-куб» — в Альметьевске, Елабуге, Набережных Челнах и Казани. Другой путь — отдать ребенка в специализированный лицей с инновационным уклоном и углубленным изучением точных наук. Это, например, IT-лицей Казанского федерального университета, инженерный лицей при КНИТУ-КАИ, лицей «Иннополис».

Почти 2 года назад в новом ИТ-парке им. Башира Рамеева открылась большая площадка для обучения детей цифровым профессиям — детский ИТ-парк. Заниматься здесь могут дети от 5 до 18 лет по 38 разнообразным направлениям — от робототехники до цифровых медиа.

«В Казани детское IT-образование активно развивается: строятся новые ИТ-парки, в некоторых государственных школах запускаются курсы программирования, много частных офлайн-курсов. Мы видим, как минцифры РТ вкладывает очень много сил и ресурсов», — оценивает основатель онлайн-школы программирования Wellkid Радис Гараев. Он напоминает, что в районах республики есть дефицит учителей информатики, а это отрезает детей из деревень и районов от поступления в вузы с IT-направлениями. «Мне кажется, здесь частным образовательным проектам нужно работать в тандеме с государством и вместе решать данную задачу», — говорит он.

В детском ИТ-парке занимаются дети от 5 до 18 лет по 38 разнообразным направлениям В детском ИТ-парке занимаются дети от 5 до 18 лет по 38 разнообразным направлениям

Чего хотят родители?

Насколько эффективными могут быть детские курсы и возможно ли с помощью них вырастить будущего айтишника? В первую очередь все зависит от желания ребенка и запроса родителей, отмечают эксперты «БИЗНЕС Online». Условно можно выделить несколько главных задач, которые родители ставят перед детскими курсами.

Познакомить ребенка с миром IT. С таким запросом приходят родители детей дошкольного и младшего школьного возраста — от 5 до 11 лет. «Многие слышали где-то слово IT и везде видят информацию о том, что это перспективно. На основе этих мыслей родители хотят познакомить своего ребенка с данной сферой, — объясняет Гараев. — Но ребенка в 8 лет не сделать программистом высокого уровня, в этом возрасте стоят другие задачи: важно обеспечить плавное вхождение ребенка в эти образовательные треки и уже к более зрелому возрасту довести до профессиональных языков программирования».

На офлайн- и онлайн-курсах для малышей обычно присутствуют элементы игры, чтобы заниматься было не скучно. «Тот же Scratch (визуальный язык программирования для детей прим. ред.), где нужно соединять блоки между собой, заставляет продумывать архитектуру, логику, а это базовые вещи в программировании. Даже если ребенок приходит просто поиграть, он точно получит знания основ», — отмечает Васильев.

Одним из наиболее популярных кружков для детей младшего школьного возраста стала робототехника. «Дети 5–6 лет могут еще не уметь читать, зато уже собирают роботов из Lego и умеют их программировать», — рассказывает начальник детского ИТ-парка Динара Смага. «Как увидеть в ребенке задатки будущего айтишника? Я бы не ставила целью их сразу увидеть, нужно просто попробовать: отдать на курс и посмотреть, интересно ли это ребенку. Все софт-скилы, необходимые айтишнику, как раз проявляются на практике в творческих задачах», — добавляет она.

Одним из наиболее популярных кружков для детей младшего школьного возраста стала робототехника Одним из наиболее популярных кружков для детей младшего школьного возраста стала робототехника

Научить цифровой грамотности и полезным навыкам. Родители беспокоятся, что дети бесцельно зависают в гаджетах, листая короткие видео. «Можно ругать ребенка, убрать телефон, но мы понимаем, что в современном мире без гаджетов никак. Значит, задача — направить вот эту тягу к гаджетам в правильное русло, научить и показать, как за гаджетами можно проводить время с пользой», — рассказывает Гараев.

Развивать особый тип мышления. «Программирование развивает у детей логическое мышление, учит структурировать задачи, анализировать причинно-следственные связи и следовать логическим последовательностям. Эти навыки помогают не только в программировании, но и в решении проблем и задач в других сферах жизни, неважно, в IT или нет», — объясняет Гараев.

Подготовить будущего айтишника. Как правило, с таким запросом приходят родители, которые сами работают в сфере IT и понимают, насколько она перспективна. Старшеклассники начинают серьезно изучать языки программирования и готовиться к поступлению.

«Подростки приходят уже на более взрослые курсы, такие как программирование, 3D-моделирование, прототипирование, мультипликация, биотех и так далее. Затем дети переходят в ИТ-академию, где профессионально изучают языки и выпускают свои программы. Там они получают документ государственного образца и уже могут найти себе место на рынке востребованных профессий», — рисует образовательный трек начальник детского ИТ-парка Смага.

«Подростки приходят уже на более взрослые курсы, такие как программирование, 3D-моделирование, прототипирование, мультипликация, биотех и так далее» «Подростки приходят уже на более взрослые курсы, такие как программирование, 3D-моделирование, прототипирование, мультипликация, биотех и так далее»

Чему учат детей в казанском ИТ-парке?

Детский ИТ-парк — один из тех всеобъемлющих образовательных проектов, курсы в которых рассчитаны на самый широкий возрастной диапазон и учитывают всевозможные интересы детей. Цифровые компетенции здесь ежегодно приобретают около 3,5 тыс. юных слушателей, причем порядка 45% из них — это дети сотрудников компаний – резидентов ИТ-парка им. Башира Рамеева. «Все знают, что здесь очень классная инфраструктура. В ИТ-парке всегда кипит жизнь, проходят мероприятия, форумы, приезжают иностранные делегации — и мы всегда стараемся вовлекать детей во все активности. Например, во время саммита БРИКС ребята познакомились с министром экономики и послом Малайзии, разговаривали с ними на английском языке», — рассказала Смага.

Диапазон образовательных треков очень широкий. Самые популярные направления для подростков — программирование на языках Java, Python, C#, Unity, а также биотех. У малышей — робототехника, прикладная мультипликация, создание игр Roblox и Minecraft. Полюбились ученикам и новые курсы: искусство голоса, SММ и Science Art. Кроме этого, детей обучают 3D-моделированию, предпринимательству, театральному мастерству, техническому английскому, VR/AR. В ИТ-парке также можно подготовиться и к олимпиаде по математике, есть и совместный интенсив по олимпиадной робототехнике вместе со «Школой 21».

Но хард-скилы — это только полдела. В ИТ-парке дети находят новых друзей, учатся работать в команде, а также презентовать свои наработки, как настоящие IT-предприниматели. В конце года они защищают свои проекты, например приложение или платформу, перед родителями-айтишниками или резидентами ИТ-парка. «Нам кажется очень важным обязательно учить детей питчить и доводить проекты до конца, — рассказывает Смага. — В IT очень много проектов, которые ничем не заканчиваются. Мы стремимся к тому, чтобы этот провал сокращался. Если ребенок в третьем классе придумал умную теплицу, которая сама зажигает свет, нам хочется, чтобы это где-то увидели и применили. Пусть эта технология изобретена давным-давно до него, но важна закольцованность проекта, чтобы ребенок сделал все своими руками и довел до конца. Тогда айтишник, сидящий этажом выше, может зажигать лампу по хлопку и сказать, что вот это сделал Ваня Петров из детского ИТ-парка». А еще есть кейсы, когда ученицы создают на 3D-принтере украшения, дорабатывают их вручную и даже продают.

В детском ИТ-парке планируют запустить курс по искусственному интеллекту после Нового года В детском ИТ-парке планируют запустить курс по искусственному интеллекту после Нового года

Ответственность владельцев образовательного проекта начинается, когда ученик выпустился

Отслеживание результатов выпускников курсов — один из треков развития IT-образования, говорят эксперты. «Ответственность образовательных проектов не должна заканчиваться, когда преподаватель отвел все занятия и списали деньги со счета родителя. Мы должны нести ответственность за то, что будет после выпускного с нашим учеником. Достигли ли мы того результата, который обещали? Здесь мы постоянно тестируем гипотезы и ищем способы, как это отслеживать наиболее качественно», — рассказывает основатель онлайн-школы Wellkid.

Конечно же, IT-образование затронет развитие искусственного интеллекта: детей в IТ-школах начнут учить работать в паре с искусственным интеллектом. Кроме этого, развитие ИИ приведет к усилению индивидуальной траектории развития на детских IТ-курсах и персонализации материалов. «Искусственный интеллект дает больше возможностей создавать контент не просто под группу детей, а под конкретного ребенка, персонализировать в целом работу преподавателя: отслеживание прогресса воспитанника», — отмечает создатель школы «Кодиум» Васильев.

К тому же развитие ИИ не повод не учить классические языки программирования, говорят эксперты. Все-таки IT-специалист должен обладать базовыми знаниями как минимум для того, чтобы контролировать работу ИИ. К слову, в детском ИТ-парке планируют запустить курс по искусственному интеллекту после Нового года.

Выбрать подходящее направление можно, попробовав себя на мастер-классе или пробном занятии. А можно записаться на экскурсию, день открытых дверей или на праздник. Подробности — в телеграм-канале и группе детского ИТ-парка в VK.