С 83 млрд до 29 млрд рублей снижается в 2025 году финансирование дорожно-строительных работ в Татарстане. И это неудивительно: в декабре открываются крупнейшие трассы, которые полностью меняют картину автомобильных потоков. Тем временем «Волго-Вятскуправтодор» завершает расширение трассы М7 у Иннополиса и торопит стройку обхода в Сокурах. Расшить пробку тут мечтают уже в 2025 году. Сколько станет стоить проезд по Вознесенскому тракту, почем будет доехать от Алексеевского до Альметьевска — пока неизвестно. Но для Казани берут курс на платные трассы. О том, когда откроют движение по самым ожидаемым дорожным объектам РТ и чем 2024-й уникален для отрасли, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Фарит Ханифов отметил, что по дорожным работам в 2024 году объем финансирования составил 83 млрд рублей, в том числе 9 млрд федеральных средств
Дорожный бюджет Татарстана в 2025 году снижается с 83 млрд до 29 млрд рублей
С основных дорожных объектов, к которым приковано внимание республики, начал свое выступление министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. «По капиталоемким — это, конечно, М12. В этом году ждем освоения примерно 11 миллиардов, завершаются работы на крупнейшем объекте — обходе Нижнекамска. Также завершаем в текущем году и участок Алексеевск – Альметьевск, почти 145 километров», — заявил он на брифинге в кабмине Татарстана.
Кроме этого, среди затратных отмечены работы на Вознесенском тракте, реконструкция почти 11 км Горьковского шоссе. «И конечно же, новая дорога Ш1 — „Большой Зеленодольск“, она впервые построена в четырехполосном исполнении до крупного узла жилищного строительства. Ожидается, что там будет более 5,7 миллиона квадратных метров жилья, а дорога уже окажется готова», — добавил министр.
Всего же, как напомнил Ханифов, в рамках программ по дорожным работам в 2024 году объем финансирования составил 83 млрд рублей, в том числе 9 млрд федеральных средств. На 2025-й объем финансирования падает почти втрое: бюджет республики по дорогам принят на 29 млрд рублей.
Что касается региональных дорог, то с большой долей вероятности работы по ним удастся завершить в срок. Программа по строительству и реконструкции выполнена более чем на 98%. То же самое и с самой капиталоемкой программой капремонта: из 99 объектов работы завершены на 90% (98%). Ее планируется завершить в ноябре. В этом же месяце должны быть закончены работы по ремонту улично-дорожной сети. «Программа „Миллиард по асфальту“, как мы ее называем», — поделился докладчик закулисьем финансово-дорожных обсуждений. В рамках этих работ было обустроено 110 км дорог.
Среди затратных были отмечены работы на проспекте Победы, реконструкция почти 11 км Горьковского шоссе
Также закончено обустройство подъездов к 23 фермерским объектам на 280 млн рублей, к 12 садовническим обществам на 300 млн и пяти подъездов к детским лагерям и учреждениям отдыха. Велась работа и в рамках проекта «Безопасные качественные дороги». Как отметил Ханифов, здесь планируемые показатели достигнуты: 106 км дорог приведено в нормативное состояние. Это 51,6% региональных дорог, 85% дорог городских агломераций и 85% дорог, входящих в опорную сеть РФ.
Зачем Ханифов просит тишины?
В завершение выступления министр обратился к журналистам с необычной просьбой: дать дорожникам «две-три недели информационной тишины».
«У нас этот год уникальный, мы завершаем и вводим в эксплуатацию очень много крупных, капиталоемких объектов. Если вы помните, в 2023-м было почти на 245 миллиардов рублей, а в текущем году, возможно, если мы хорошо себя спозиционируем, будет близко к 200 миллиардам рублей, — подводил итог министр. — Если хотите, республика практически идет на уникальный рекорд сдачи объектов. Это может быть более 200 километров четырехполосных дорог. Потому глубочайшая к вам просьба: в информационном поле соблюдать тишину. Это как перед тем, как взять большой вес и пойти на рекорд, стадион замер. Нам сегодня всем надо сосредоточиться на том, чтобы завершить эту работу».
Позже, объясняя свою просьбу, Ханифов пояснил ее не суеверием и интригами, а принципом финансирования регионов федеральным центром.
«Секретов нет, конечно: бюджет Татарстана по дорогам принят на 29 миллиардов рублей, федеральных денег ожидаем около 8 миллиардов. Но я не зря в самом начале сказал: давайте мы объявим тишину, это не просто для красного словца. Сегодня идет формирование бюджета шестилетки в РФ, подход там очень простой: если у вас хорошо, то вам поменьше, если плохо, то вам побольше. Поэтому здесь надо выдержать паузу. Все будет нормально», — отметил министр.
На обходе Нижнекамска и Набережных Челнов менее чем за два года построено 81 км дороги, 10 мостов, 5 развязок, 11 путепроводов, выемка грунта составила больше 11 млн кубометров
Объезд Челнов и Нижнекамска готов на 90%, зимнее обслуживание дорог уже «в полную силу»
Руководитель ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдар Мингазов в минувшие выходные сопровождал раиса РТ Рустама Минниханова на втором за месяц осмотре обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. «Это государственная задача, не шутка», — говорит глава республики на одном из эпизодов официального видео. Так что Мингазов начал доклад с данного проекта.
Менее чем за два года построено 81 км дороги, 10 мостов, 5 развязок, 11 путепроводов, выемка грунта составила больше 11 млн кубометров, перечислял докладчик. На данный момент готовность дороги — 90%, притом что сдать ее нужно в рамках нацпроекта до конца года.
В целом такого объема дорожных работ, как в 2024-м, в истории компании еще не было, признался спикер. Также на декабрь намечено открытие после реконструкции участка дороги М7 «Волга» около Иннополиса. «Это долгожданный объект», — описал Мингазов.
Пока не так близок к запуску участок трассы Р239 Казань – Оренбург с 20-го по 41-й километр, включающий обход села Сокуры. Здесь работы выполнены на 17%, это «очень необходимый объект». По плану завершение реконструкции намечено на 2026-й, но «Волго-Вятскуправтодор» ориентируется на запуск обновленной дороги с опережением — в следующем году.
Параллельно идет капремонт с расширением до четырех полос подъездов от М7 к Перми и Ижевску, еще двух — к дороге Р-239. По графику завершение в 2025–2026-х, но «если будет необходимое финансирование», то в следующем году объекты будут готовы. На 9 участках М7 ремонтировали изношенные участки. «Всего в 2024-м был уложен 1 миллион 830 тысяч тонн асфальтобетонных смесей на площади 5 миллионов 400 тысяч квадратных метров. Вы понимаете, это такие огромные цифры для управления, дорожников!» — кажется, сам не верил в показатели руководитель «Волго-Вятскуправтодора». Если сравнивать, это все равно что заасфальтировать четверть главных дорог Казани (общая площадь дорог I категории — 22 млн «квадратов»).
Пока не так близок к запуску участок трассы Р239 Казань – Оренбург с 20-го по 41-й километр, включающий обход села Сокуры. Здесь работы выполнены на 17%
Что касается обслуживания дорог республики зимой, им занимаются 7 подрядчиков: «Волгадорстрой», «Татавтодор», «Стройинжиниринг», «Алексеевскдорстрой», «Татнефтедор», МДСУ-1 и «Автодоринжиниринг». Заготовлено 122 тыс. т песка и 37 тыс. т соли. 4,5 тыс. противогололедного материала использовано, дорожники уже работают в полную силу, заверил спикер. Зимнее содержание дорог идет по долгосрочным контрактам с подрядчиками до 2026 года, уточнил в своем докладе директор ГКУ «Главтатдортранс» Эдуард Данилов. Техники у всех компаний достаточно, всего на региональных дорогах задействовано порядка 1,1 тыс. единиц. Сообщить о проблеме с содержанием можно по номеру горячей линии минтранса РТ (843) 291-91-91.
Казань в этом году получила на дорожную сеть и дворы финансирование на сумму более 31,2 млрд рублей, порадовался зампред комитета внешнего благоустройства столицы Татарстана Марсель Ахметзянов. Из них 17,1 млрд рублей пошло на строительство и реконструкцию дорог, 10 млрд — на городскую улично-дорожную сеть, еще 3,7 млрд рублей — на программу «Наш двор». 2,4 млн кв. м — общий объем ремонта и строительства дорог. Самые крупные проекты — реконструкция Горьковского шоссе и строительство Вознесенского тракта, ремонт моста «Миллениум». К саммиту БРИКС в Казани отремонтировали 20 участков дорог и обустроили освещение на 22 улицах.
Дорожные службы Казани перешли на зимний режим с 15 октября. При этом контракты с четырьмя подрядчиками заключены до конца 2024-го. Исполнители на следующий год будут определены по результатам конкурсов в декабре, уточнил Ахметзянов. Городской парк уборочной техники составляет 562 единицы.
«Вознесенский тракт — первая подобная трасса для нашей столицы. Платная, вылетная магистраль. Мы уповаем на то, что у нас в столице будет много таких дорог»
Платные дороги: чтобы первый блин не оказался комом, власти тщательно считают тариф
Отвечая на вопросы журналистов в конце мероприятия, глава министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана подробнее остановился на главных дорожных объектах, которые должны быть сданы в этом году. В частности, он затронул тему планируемых тарифов на Вознесенском тракте и участке Алексеевское – Альметьевск.
«Вознесенский тракт — первая подобная трасса для нашей столицы. Платная, вылетная магистраль. Мы уповаем на то, что у нас в столице будет много таких дорог, по которым можно заезжать и выезжать из столицы в течение 10−15 минут, может, даже и меньше… Максимально станут учитываться балансы между интенсивностью, сбором денег», — заявил Ханифов.
Для нашей столицы есть четыре критических выезда — по ним, может быть, тоже попробуем пойти по такому же (платному — прим. ред.) пути.
«Для того чтобы первый блин не оказался комом, мы очень тщательно рассчитываем, — продолжает министр. — Уверяю вас, что движение окажется комфортным, населению Вознесенский тракт понравится, обременительным он не будет».
Что касается трассы М12, которая скоро отметит год с момента своего запуска, то здесь продолжается обустройство зон отдыха для водителей
Фарит Мударисович объяснил, что стоимость проезда рассчитывается по нормативно-правовым актам. В них учитываются сроки возврата кредитов, которые берет концессионер, рассчитывается комфортная интенсивность. Такой же принцип расчета происходит сейчас и по участку Алексеевское – Альметьевск. В настоящее время его готовность составляет более 98%, рабочие устанавливают знаки, наносят разметку и монтируют сетку от животных на протяжении всех 140 километров.
«В 5–10-х числах декабря работы эти завершаются полностью», — подчеркнул глава ведомства.
Что касается трассы М12, которая скоро отметит год с момента своего запуска, здесь продолжается обустройство зон отдыха для водителей. Впрочем, как отметил министр, такая работа ведется на всех трассах республики. «На нашей дороге М7, обходе Нижнекамска и Челнов, недавно смотрели заправку, которую „Татнефть“ построила. Очень хорошая — кофе попили, уже готова. На Шали – Бавлы такой комплекс есть, там тоже, так скажем, кофе попили», — поделился он.
Кроме того, в этом году будет учтен опыт предыдущей зимы, к содержанию трассы в данный период подойдут более ответственно. «Не секрет, что доходило до того, что привлекалась дополнительная техника с дороги М11 Москва – Питер. В этом году были сделаны соответствующие выводы, подрядная организация укомплектована техникой и кадрами», — добавил Ханифов.
Прозвучал и вопрос о развитии истории вокруг установки защитных экранов возле «Миллениума». По результатам проверки УФАС по РТ оказалось, что эти экраны были установлены досрочно — еще до заключения контракта. После их установки административно — штрафом в 50 тыс. рублей — наказали должностное лицо «Главтатдортранса». «Вопрос ожидали. Он понятен. Рассматривается руководством города и республики. Когда будет принято решение, вы о нем, конечно, узнаете», — отметил ведущий брифинг представитель пресс-службы кабмина Татарстана.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.