Ильдар Ягафаров (справа): «В Казани, в таком большом светском городе, должен быть еще один светский фестиваль, где могут быть смелые, яркие картины, не ограниченные ни политикой, ни религией» Ильдар Ягафаров (справа): «В Казани, в таком большом светском городе, должен быть еще один светский фестиваль, где могут быть смелые, яркие картины, не ограниченные ни политикой, ни религией»

В Татарстане новый кинофестиваль — за скромный бюджет, но с амбициями

Без красных ковровых дорожек, света софитов, вечерних нарядов, иностранных гостей и помпезных речей скромненько накануне стартовал в Казани I фестиваль регионального кино России «Союз», цель которого — объединить на одной площадке лучшие фильмы из регионов, которые сложно или вовсе невозможно увидеть в широком прокате.

По сравнению с казанским международным кинофестивалем «Алтын минбар», который проводится в столице РТ 20 лет и включает киноленты отечественного и мирового кинематографа, размах у «Союза» слишком уж бюджетный. Если церемонии открытия и закрытия детища директора ГБУК «Татаркино» Миляуши Айтугановой проходят в Казанской ратуше, театре им. Камала или КРК «Пирамида» (в разные годы почетными гостями были Катрин Денев, Эдриан Броуди, Эмир Кустурица, Эльдар Рязанов, Евгений Миронов, Олег Табаков, Владимир Меньшов, Карен Шахназаров и пр.), то новый кинофестиваль получил площадку Казанского института культуры. А среди гостей — актеры программных фильмов, например Игорь Иванов, сыгравший главную роль в криминальной драме «Межсезонье», героиня картины «Семь черных бумаг» Зита Лацоева и пр.

Но главное — бюджет, причем несопоставимый. Более 20 млн рублей бюджетных средств против 2 млн рублей, на которые вряд ли можно разгуляться. Однако финансовые вливания еще не показатель качества — татарстанское кино так и не стало брендом, картины не отбиваются в прокате. Это признавала и сама Айтуганова. Идейный вдохновитель и главный организатор нового кинофестиваля Ильдар Ягафаров, председатель татарстанского отделения союза кинематографистов РФ, решил, что сможет переломить этот негативный тренд. Более того, даже успел сделать дерзкое заявление — «Союз» покажет, каким должно быть кино.

«Я понимал, что в 53 года со своими связями и желаниями могу создать кинофестиваль, который должен быть совершенно независимый от ограничений, куда могут приехать смелые, дерзкие, порой даже слишком, картины. Но без этого кинематографа не бывает. На кино, которое облечено фольклорными историями и простоватыми сюжетами, которые нравятся начальству или какой-то определенной публике, мы далеко не уедем, поэтому в Казани должны быть метки, маркеры того, каким должно быть вообще кино», — отметил режиссер в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Однако есть сомнения. Во-первых, все три дня (до 21 ноября) фильмы будут крутить в актовом зале КазГИКа. И, судя по тому, как прошел первый день, публику составят студенты, которых, возможно, попросят посидеть там вместо пар. Вопрос: на кого ориентирован проект? Не будет ли это опять тусовкой для своих? Во-вторых, показы хоть и бесплатные, но идут в будни с 10:00 до 16:30. Поэтому сложно говорить о широком охвате. «Если бы мы сделали показы вечером и остались с пустыми залами, кто бы на нас обратил внимание?» — объясняет это Ягафаров.

Михаил Калинин: «Наше отечественное кино стало намного лучше, я не могу сказать, что оно конкурентоспособнее американского, но там коммерческое кино, а у нас наше, российское» Михаил Калинин: «Наше отечественное кино стало намного лучше, я не могу сказать, что оно конкурентоспособнее американского, но там коммерческое кино, а у нас наше, российское»

На эти технические моменты для первого раза можно и закрыть глаза, все-таки «Союз» создавался при ограниченном бюджете, а один показ в коммерческом кинотеатре стоит около 50 тыс. рублей, с пересчетом на весь фестиваль на показы у организаторов ушло бы порядка полумиллиона. Ягафаров с досадой заметил, что это еще одно напоминание о том, что в таком крупном городе, как Казань, которому постоянно приписывают «столичность», стыдно не иметь официального Дома кино или госкинотеатра.

Тем не менее «Союз», несмотря на разговоры об энтузиастских началах, заявляет о себе как о единственном в стране проекте, где в одном месте будут собираться самые яркие фильмы, что в перспективе говорит о серьезной заявке исследовать сложную тему феноменов (как феномен якутского кино) того или иного регионального кинематографа. В этом «Союз» в первую очередь поддержал союз кинематографистов РФ во главе с Никитой Михалковым, а жюри возглавил его соратник, ответственный секретарь организации Михаил Калинин.

Александр Осипов: «Такой фильм должен посмотреть каждый самостоятельно без каких-либо вводных и увидеть его своими глазами. Лента действительно тяжелая, непростая. Все кадры абсолютно реальные, никаких постановок там нет» Александр Осипов: «Такой фильм должен посмотреть каждый самостоятельно без каких-либо вводных и увидеть его своими глазами. Лента действительно тяжелая, непростая. Все кадры абсолютно реальные, никаких постановок там нет»

«Вперед, за край бездны, откуда многим не суждено вернуться, но такова цена победы»

Теперь к содержанию. Единственный критерий отбора фильма — его качество. В программу организаторы включили 10 лучших фестивальных картин 2021–2024 годов: «Снегирь» Бориса Хлебникова (Мурманск), «Триумф» Михаила Лукачевского (Якутия), «9 секунд» Олега Шторма (Бурятия), «Межсезонье» Александра Ханта (Екатеринбург, Москва), «Пришелец» Ивана Соснина (Екатеринбург), «У края бездны» Максима Фадеева (Мариуполь), «Год рождения» Михаила Местецкого (Мурманск), «Последняя цена» Наура Гармелиа (Абхазия), «Семь черных бумаг» Анатолия Колиева (Северная Осетия). Татарстанский кинематограф представляет мистическая драма о кряшенах Ильшата Рахимбая «Микулай» с Виктором Сухоруковым в главной роли. Фильмы довольно крепкие, с нетривиальным содержанием, собравшие в прокате минимум 1,8 млн и максимум 71 млн рублей.

Работы будут оценивать по 8 номинациям (лучший сценарий, лучшая режиссерская работа, лучшие мужские и женские роли и пр.), в том числе вручат Гран-при и приз минкультуры РТ. В зависимости от номинации победители получат денежное вознаграждение до 100 тыс. рублей.


Открыла кинофестиваль документальная лента «У края бездны». Сам режиссер и оператор военной хроники Фадеев не приехал в Казань, поскольку презентует фильм на фестивале в Сочи. В картине запечатлен март 2022 года, когда штурмовой батальон «Сомали» брал укрепленный Мариуполь. В течение двух месяцев боев «сомалийцы» вытесняли закрепившиеся подразделения ВСУ к заводу «Азовсталь».

«Мне кажется, такой фильм должен посмотреть каждый самостоятельно без каких-либо вводных и увидеть его своими глазами. Лента действительно тяжелая, непростая. Там рассказывается о всем пути батальона „Сомали“ — от входа в Мариуполь и до его освобождения. Макс Фадеев прошел этот путь с ними, 40 дней он находился рядом с ребятами-„сомалийцами“ фактически на передовой. Все кадры абсолютно реальные, никаких постановок там нет», — представил композитор фильма Александр Осипов.

«У края бездны» стал личным фильмом для Фадеева, который выезжал на передовую более 20 раз. Это фактически хроника от первого лица, но не лишенная художественных достоинств, хотя говорить о драматургии подобного кино сложно, когда его сюжет — это смерть за смертью, трагедия, ставшая повседневностью, неприкрытая, незаблюренная жестокость. «За 8 лет жестокость, открытая на киевском Майдане, разрослась до немыслимых размеров. Все больше человеческих судеб сгорало в ее огне на наших глазах, и сколько еще могло сгореть; только теперь мы начинали осознавать — самое тяжелое нас ждет впереди; чтобы победить, есть только один путь — вперед, за край бездны, откуда многим не суждено вернуться, но такова цена победы», — такими словами заканчивается двухчасовая кинолента, после которой следует черно-белый постскриптум с кадрами военных действий в лицах бойцов, ставших главными героями фильма, с подписями дат их гибели.

После просмотра докфильма, который, к слову, стал первой частью тетралогии Фадеева, можно было задать вопросы, но в зале наступила мертвая тишина, в глазах студентов, явно не ожидающих от мероприятия-обязаловки такого экспириенса, стояли слезы.

Ягафаров, можно сказать, наступает на пятки Миляуши Айтугановой, которая в Татарстане заправляла балом. И не исключено, если его проект зарекомендует себя, то поддержка, в том числе финансовая, может перевалить в его сторону Ягафаров, можно сказать, наступает на пятки Миляуше Айтугановой, которая в Татарстане заправляла балом. И не исключено, что если его проект зарекомендует себя, то поддержка, в том числе финансовая, может перевалить в его сторону

«Такими мыслями выстлана дорога в ад»

Что будет дальше с фестивалем? «Алтын минбар» и «Союз» формально хоть и носят статус международного и регионального кинофестиваля, тем не менее цели преследуют одинаковые — показ творческих достижений кинематографистов, обмен опытом и деловыми контактами. Поэтому Ягафаров, можно сказать, наступает на пятки Айтугановой, которая в Татарстане заправляла балом. И не исключено, что если его проект зарекомендует себя, то поддержка, в том числе финансовая, может перевалить в его сторону.

В то же время глава союза кинематографистов РТ дал четко понять, что на голой идее двигать фестиваль не намерен. «Это все пока на энтузиазме, я не очень люблю так работать, но один раз можно. Нужно понимать, что энтузиазм — продукт очень скоропортящийся», — говорит режиссер. При этом в планах сделать проект ежегодным. «В Казани, в таком большом светском городе, должен быть еще один светский фестиваль, где могут быть смелые, яркие картины, не ограниченные ни политикой, ни религией», — говорит Ильдар Рашитович. И в его словах как будто есть намек на «Алтын минбар», который, к слову, в этом году избавился от приставки «фестиваль мусульманского кино». Он также подчеркнул, что порой идея хорошего фестиваля теряется за «ужасающим количеством музыкальных номеров», которые отвлекают от главной цели — увидеть и оценить хорошее кино.

«Зритель не просто пришел на банкет, главное — он должен посмотреть фильм, а в программе у нас много достойных картин <…> На фестиваль, где куча самодеятельного кино, люди не ходят, а если они заметят, что появилось место, где есть кино, которое они искали и хотят увидеть, они и будут приходить», — уверен собеседник газеты. А на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, не станет ли фестиваль подспорьем в продвижении именно татарстанских режиссеров, он ответил категорично: «Такими мыслями выстлана дорога в ад. Я и детям своим говорю, что все надо пройти самому. Нельзя ребенку оставлять даже шанс на халяву, от этого в первую очередь страдает он. Каждый должен подниматься сам, и нашим молодым режиссерам надо понять, что эти подпорки „давай мы тебе сейчас приз дадим немножко побольше, чем ты заслуживаешь“ — подстава для него самого. Надо играть и выигрывать в высшей лиге, иначе ничего не получится, — уверен глава союза кинематографистов РТ. — Если наши ребята хотят быть в конкурсной программе, то должны понимать, о чем и как снимать. Молодежи всегда говорю, что нужно нарушать правила и ничего не бояться, а самое главное — не унижать людей. Если этим правилам следовать, то творческий мир может преобразиться. Если вы хотите жить в рамках назиданий и исполнять их, жизнь быстро закончится и вы снимете абсолютно тривиальные фильмы».

Юрий Гвоздь считает, что сейчас российское региональное кино представлено отдельными редкими именами и картинами, и в силах Казани объединить их в рамках нового кинофестиваля Юрий Гвоздь считает, что сейчас российское региональное кино представлено отдельными редкими именами и картинами и в силах Казани объединить их в рамках нового кинофестиваля

В разговоре с «БИЗНЕС Online» размышлениями о целях фестиваля поделился кинооператор Юрий Гвоздь. Перед организаторами, по его мнению, стоит сложная и интересная задача: понять вектор движения регионального кинематографа и проблемные темы, о которых говорят в разных уголках страны. «Мне самому любопытно, чем отличаются фильмы из регионов от тех же московских картин. Я помню, было такое понятие, как „грузинские короткометражки“, у них был какой-то свой „аромат“, мы сразу отличали их от всего другого. Латвийские фильмы вроде разные между собой, но все равно отличаются от нашего кинопочерка», — рассуждает спикер. На его взгляд, сейчас российское региональное кино представлено отдельными редкими именами и картинами и в силах Казани объединить их в рамках нового кинофестиваля.

«Для союза кинематографистов РФ есть два приоритетных направления — региональная политика и молодежь. Собственно, здесь (в Казаниприм. ред.) все и сложилось. Кино, которое нам придется оценивать, достаточно сложное и разное. <…> Несколько лет назад тенденция была на то, чтобы количество кинофестивалей в нашей стране сократить. Но, слава богу, фестивали продолжают рождаться. И я считаю, что это абсолютно правильно. Как еще люди увидят такое кино? Наше отечественное кино стало намного лучше, я не могу сказать, что оно конкурентоспособнее американского, но там коммерческое кино, а у нас наше, российское», — заключил председатель жюри Калинин.