Сообщалось что удары будут наноситься только по территории Курской области, где сейчас находятся ВСУ и куда якобы переброшены военнослужащие из Северной Кореи Сообщалось, что удары будут наноситься только по территории Курской области, где сейчас находятся ВСУ и куда якобы переброшены военнослужащие из Северной Кореи Фото: © Belkin Alexey / news.ru / www.globallookpress.com

«Подарок» Киева и Вашингтона ко Дню ракетных войск и артиллерии

«Извините, без лишних деталей. <…> Теперь у нас есть ATACMS, и мы все это будем использовать», — заявил сегодня вечером на пресс-конференции в Киеве Владимир Зеленский. Так президент Украины отреагировал на сообщения о том, что ВСУ ударили по территории Брянской области американскими дальнобойными ракетами ATACMS. Чуть ранее об ударе сообщило министерство обороны РФ. Теперь можно точно говорить о том, что США разрешили Киеву применять ракеты ATACMS для ударов вглубь территории России. Причем не только по Курской области, как писала американская пресса.

Информация о том, что Вашингтон снял запрет на применение ATACMS вглубь территории РФ, появилась вечером 17 ноября. Сами американские власти два дня, что называется, ломали комедию и не подтверждали, что такое решение есть. И вот сегодня днем госдепартамент США официально сообщил, что такое разрешение дано. Киев благодаря ему получит «больше возможностей защищаться», а это в свою очередь может подтолкнуть Россию к переговорам, сказал помощник госсекретаря США по делам Западного полушария Брайан Николс. Прозвучало как вызов Москве и щелчок по носу. Очевидно, Вашингтон понимает, что разрешением на дальние удары только отдаляет перспективы мирных переговоров.

А вот чего США добились, так это, вероятно, очередного повышения градуса эскалации. Первой официальной реакцией России на удар ракетами ATACMS по Брянской области стало сегодняшнее выступление главы МИД РФ Сергея Лаврова. Атака — это сигнал о том, что Запад хочет эскалации, отметил министр. Он также подчеркнул, что без участия американской стороны Киев не смог бы применить ракеты.

Что известно? По официальным данным министерства обороны РФ, противник ночью, в 3:25 мск, ударил по военному объекту в Брянской области 6 ракетами ATACMS. Боевые расчеты зенитно-ракетной системы С-400 и зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь» сбили пять ракет, а еще одну повредили. Фрагменты последней ракеты упали на техническую территорию военного объекта в Брянской области. Это вызвало пожар, который оперативно ликвидировали. Жертв и разрушений в результате удара нет, отметили в ведомстве.

По неподтвержденной информации, целью удара стал 67-й арсенал главного ракетно-артиллерийского управления, расположенный в районе города Карачева в 130 км от границы с Украиной. Известно, что ночью в Курской, Брянской и Орловской областях объявляли ракетную опасность. О «мощном взрыве» в Карачеве и «новых детонациях» писал телеграм-канал «Два майора». Предполагаемые видео с ударами публиковал телеграм-канал «Военный осведомитель». Утром во вторник ВС РФ уничтожили над территорией Брянской области 12 украинских беспилотников самолетного типа, это официальные данные. Стоит сказать, что 19 ноября в России отмечается День ракетных войск и артиллерии.

В документе от 2020 года Россия рассматривала ядерное оружие «исключительно как средство сдерживания, применение которого является крайней и вынужденной мерой» В документе от 2020 года Россия рассматривала ядерное оружие «исключительно как средство сдерживания, применение которого является крайней и вынужденной мерой» Фото: © РИА «Новости»

Через несколько часов после удара — новая ядерная доктрина России. Совпадение?

Сложно сказать, стал ли удар украинской стороны неким катализатором, но спустя несколько часов после атаки на Брянскую область Кремль сообщил, что президент России Владимир Путин утвердил новую редакцию доктрины ядерного сдерживания. Нужно отметить, что изменения в доктрине анонсировались Путиным еще в конце сентября на заседании постоянного совещания совета безопасности по ядерному сдерживанию. Тогда российский лидер заявил, что достоверная информация о старте в сторону РФ средств воздушно-космического нападения (ВКН), а также угроза суверенитету страны обычным оружием повлечет ядерный ответ. Но именно сегодня документ был официально утвержден. Что интересно, уже после удара по Брянской области, так что на него новая доктрина формально не распространяется. Или все же да?

Что изменилось в ядерной доктрине? Уточняется, что Россия осуществляет ядерное сдерживание в отношении «потенциального противника» вместо «государства». Речь идет об отдельных государствах и военных коалициях (блоки, союзы), у которых есть ядерное оружие или «значительный боевой потенциал сил общего назначения», конкретные страны не обозначаются.

«Ястребы» торжествуют: подействует ли ядерная «дубина» от Путина?

В документе от 2020 года Россия рассматривала ядерное оружие «исключительно как средство сдерживания, применение которого является крайней и вынужденной мерой». В новом указе слово «исключительно» опущено.

Россия может прибегнуть к ядерному сдерживанию в отношении государств, которые предоставляют свою территорию, воздушное и (или) морское пространство, а также ресурсы для подготовки и осуществления агрессии против Российской Федерации.

«Соблюдение международных обязательств в области контроля над вооружениями» убрали из принципов ядерного сдерживания. Новый пункт здесь же — «централизация управления применением ядерного оружия, в том числе размещенного за пределами территории Российской Федерации».

Агрессия любого государства из состава военной коалиции против России и ее союзников теперь рассматривается как агрессия этого блока или союза в целом. Кроме того, совместным нападением считается поддержка ядерного государства неядерным в агрессии против РФ и ее союзников.

Расширился список основных военных опасностей, которые в зависимости от изменения обстановки могут перерасти в военные угрозы РФ. Теперь сюда относится также:

  • создание новых или расширение существующих военных коалиций, которые приводят к приближению их военной инфраструктуры к границам России;
  • изоляция противником части территории РФ, в том числе блокирование доступа к жизненно важным транспортным коммуникациям;
  • поражение (разрушение, уничтожение) экологически опасных объектов России, которое может привести к техногенным, экологическим или социальным катастрофам;
  • планирование и проведение потенциальным противником крупномасштабных военных учений вблизи границ Российской Федерации.

Дополнен перечень условий, по которым Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие:

  • критическая угроза суверенитету и территориальной целостности не только себя, но и Беларуси как участника Союзного государства;
  • применение противником ядерного или других видов оружия по территориям РФ, ее союзников, а также воинским формированиям и объектам РФ за пределами страны;
  • массированный старт средств воздушно-космического нападения — самолетов, крылатых ракет, беспилотников — и пересечение ими границы РФ.

«В старой доктрине было сказано, что ядерное сдерживание призвано обеспечить неприкосновенность, суверенитет и территориальную целостность РФ. В части нападения с использованием обычного оружия там было сказано, что, в случае если такая агрессия ставит под угрозу само существование российского государства, ядерное оружие может быть применено. В новом документе слов о существовании российского государства нет. Вместо этого сказано о критической угрозе суверенитету и территориальной целостности», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» академик РАН, доктор исторических наук руководитель центра международной безопасности Алексей Арбатов.

«И то и другое достаточно абстрактные понятия, и их можно интерпретировать в весьма широком диапазоне. И конечно, эту функцию интерпретации будет выполнять российское государственное руководство. То есть в известном смысле можно сказать, что случилось некоторое понижение ядерного порога. Но это лишь интерпретация, и простор для воображения здесь очень широкий. Нападение на Курскую область под это подпадает, но можно ли сказать, что какая-то 10-я часть ее территории является критической угрозой суверенитету и территориальной целостности? Это часть территории, которая сейчас является ареной боевых действий и которая очень скоро, я думаю, будет освобождена. И судя по тому, что пока ядерное оружие в ответ не использовано, все-таки это не считается критической угрозой», — сказал собеседник.

Удары ракетами ATACMS — это «фактическое вступление в войну стран НАТО», но ничего нового не случилось, Россия давно воюет с альянсом, замечает телеграм-канал «МИГ России» Удары ракетами ATACMS — это «фактическое вступление в войну стран НАТО», но ничего нового не случилось, Россия давно воюет с альянсом, замечает телеграм-канал «МИГ России» Фото: © Defense Ministry / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Вот так, даже как-то обыденно, США переступили очередную нашу красную линию…»

Зампред совбеза РФ Дмитрий Медведев, известный своей «ястребиной» риторикой, подчеркнул, что новая ядерная доктрина квалифицирует применение ракет НАТО через Украину как «нападение стран блока на Россию». «В этом случае возникает право нанести ответный удар оружием массового поражения по Киеву и основным объектам НАТО, где бы они ни находились. И это уже WWIII», — пишет зампред совбеза РФ. При этом Лавров сегодня заверил, что Россия строго привержена позиции по недопущению ядерной войны.

Удары ракетами ATACMS — это «фактическое вступление в войну стран НАТО», но ничего нового не случилось, Россия давно воюет с альянсом, замечает телеграм-канал «МИГ России». «И что дальше? Спокойно и методично продолжаем СВО. То есть ничего принципиально нового этой ночью не произошло, работаем дальше. Скорее всего, в официальной повестке ситуация будет представлена именно так. А что вне официальной повестки — это уже наши домыслы», — отметил канал. В сентябре Путин указывал, что применение дальнобойных ракет будет означать «прямое участие» США и стран НАТО в конфликте.

Судя по тексту релиза минобороны РФ, одна из пущенных ракет ATACMS, «к сожалению, прошла», отметил военный блогер Юрий Подоляка. «Вот так, даже как-то обыденно, США переступили очередную нашу красную линию…» — написал Подоляка в своем телеграм-канале. Телеграм-канал WarGonzo в сообщении о ракетном ударе по Брянской области упоминает о том, что Путин сегодня обновил ядерную доктрину и одно из условий для применения ядерного оружия — это пуск баллистических ракет по территории России.

Атака на Брянскую область подтверждает, что США разрешили Украине удары дальнобойными ракетами не только по Курской области, но и по другим регионам, замечает в своем телеграм-канале военный корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц. «А значит, все разговоры о том, что бить будут по мифическим корейцам, в пользу бедных. Бить будут по военным и инфраструктурным объектам в тех областях, куда дотягиваются», — отметил он. Коц также делает вывод, что ракет у Киева может быть много: «Если они 6 штук пускают на один объект». «Экспортные цены на российскую ПВО вырастут. А акции американских производителей ракет загрустят. Не расслабляемся. Не ждем, а готовимся», — отметил журналист.

«Не надо забывать, что новая ядерная доктрина России может начать действовать в любой момент. И на этот момент явно нарываются те, кто к вот этим ударам „вглубь“ Украину подначивает. Разумеется, те, кто за кулисами, недосягаемы, но их миньоны пострадают первыми, — отмечал сегодня днем телеграм-канал Win/Win. — Штабы НАТО, где принимают решения по полетным заданиям и маршрутированию ракет, известны. Они находятся в ФРГ, Турции и Румынии. Ремонтом и дозаправкой украинских бортов занимается Молдавия. Все опорные точки НАТО на этих территориях будут уничтожены».

«ATACMS уже неоднократно применяли до того, как Байден дал это разрешение, так что ничего нового в этом нет. Просто подняли шум по поводу того, разрешать или не разрешать» «ATACMS уже неоднократно применяли до того, как Байден дал это разрешение, так что ничего нового в этом нет. Просто подняли шум по поводу того, разрешать или не разрешать» Фото: © Chris Kleponis — CNP / Consolidated News Photos / www.globallookpress.com

«То, что корреляция между подписанной доктриной и ночным ударом есть, — это несомненно»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали первую атаку Украины дальнобойными ракетами ATACMS и порассуждали, является ли обновление ядерной доктрины ответом на нее и чего еще можно ожидать.

Алексей Арбатов — академик РАН, доктор исторических наук, руководитель центра международной безопасности:

— [Обновление ядерной доктрины России] — это не ответ на удар ракетами ATACMS [в Брянской области]. Изменения доктрины предполагали новые угрозы, как тот удар, который произошел сегодня ночью. Но они еще в сентябре текущего года обсуждались в совете безопасности. Тогда фактически все было сказано президентом в части корректив. Но то, что корреляция между подписанной доктриной и ночным ударом есть, — это несомненно.

Изменений [по сравнению с сентябрьским выступлением Путина, где он анонсировал обновление доктрины] практически никаких нет. Президент очень подробно тогда изложил все, что последует, — это и нашло здесь отражение. Тогда это была устная речь, комментарий, Путин смотрел на записки. Сейчас же это документ, который взвешен, отредактирован и совершенно четко сформулирован.

Одним из условий применения Россией ядерного оружия в доктрине названо нападение с использованием воздушно-космических средств, среди которых и крылатые ракеты, и авиация, и беспилотники, и другие средства такого рода. Но главное, что при поступлении информации о массированном применении таковых средств будет задействовано ядерное сдерживание. Специалисты могут спорить, что такое «массированный», но ясно, что несколько ракет к этому не относится.

Что у ракет ATACMS, что у Storm Shadow глубина проникновения не стратегическая, а оперативно-тактическая. Я хочу напомнить, что по всем прежним договорам оперативно-тактические средства — это те, у которых дальность меньше 500 километров. Но это не значит, что, если они запускаются по российской территории с передовой, Россия не будет на это отвечать достаточно решительным образом. Как могут ответить? Это будут решать в Кремле, в Генштабе [Вооруженных сил РФ]. Но очевидно, что если это не массированное нападение, а единичные групповые нападения, то ответы будет более-менее зеркальными по территории Украины. Производиться они станут через наращивание таких ударов, которые до этого проводились аналогичными системами, такими как «Искандер» (это более-менее аналог ATACMS, только лучше) или «Калибр» морского базирования. Так что этими средствами, по всей видимости, и будут наноситься ответные удары.

Количество иностранных ракет у Украины — это неофициальная информация, экспертные оценки. Число Storm Shadow исчисляется несколькими десятками. Это не сотни, тем более не тысячи.

Влад Шлепченко — военный эксперт:

— Путин еще в сентябре заявил, что нанесение ударов вглубь РФ дальнобойными западными ракетами будет прямым вступлением НАТО в войну. Сейчас же лишь закончили, формализовали процесс. Может быть, и есть связь между сегодняшним документом и ударом [ATACMS], но на самом деле это все ритуальные действия. Вы же не рассчитываете, что, как только подписали доктрину, все тут же побежали нажимать на кнопки, запускать ракету, правильно? Все взрослые люди.

В таких делах всегда стараются придерживаться принципа равноценности. То есть на удар надо отвечать ударом. И вот если, скажем, где-то взорвется газовый терминал во Франции или оборонный завод в Германии, Великобритании, то это будет ответ. А когда вы бумажкой отвечаете на конкретный удар по вашей территории — это не ответ, а, скажем так, не очень удачный ход. Поэтому надо будет посмотреть, что произойдет в ближайшее время.

Тут же у них на Западе два оптоволоконных кабеля в Балтике порвалось буквально на днях. Нужно посмотреть, будет ли эта тенденция продолжаться, будут ли у них дальше кабели рваться. Может быть, что-то произойдет интересное с подводными нефтегазопроводами, которые по дну Северного моря проходят в Великобританию. То есть бумага не отвечает на реальную атаку. Вот в чем дело.

Вообще, я не вижу возможности применения ядерного оружия и не думаю, что на это кто-то решится и пойдет, потому что издержки превышают возможную пользу. Наиболее вероятное в этом случае — это гибридные операции: диверсии, саботаж, может быть, кибероперации, которые приведут к поломке реального железа. Например, в Африке летают же американские военно-транспортные самолеты. Вот если он взлетает или садится, а в него случайно выстрелили из ракетницы. Был похожий случай в 2014 году, когда украинцы решили, что они в осажденный аэропорт под Донецком будут перебрасывать подкрепления на транспортниках. Тогда в один транспортник ракета попала и, по-моему, около 40 десантников погибло. Что-то в этом роде. То есть Россия не пойдет на прямо жесткую конфронтацию сейчас. Тем более что у нас есть большая зависимость от международных рынков. Поэтому РФ в этом плане очень стеснена. У нас очень ограничено собственное производство микроэлектроники, например. И нам не нужно ухудшение ситуации.

Я могу сейчас приврать насчет количества ATACMS, но их порядка 4 тысяч единиц было произведено. И речь здесь может идти о нескольких сотнях, которые они (СШАприм. ред.) передали Украине. На самом деле это немало.

Виктор Литовкин — военный обозреватель, полковник в отставке:

— Связь есть между тем, что Байден дал разрешение на применение ракет в глубину России, и обновленной доктриной. А с тем, что ночью нанесли удар бандеровцы [по территории Брянской области], здесь прямой связи нет. Эти ракеты были благополучно сбиты — пять штук из 6, 6-ю повредили, и она упала. Ничего существенного они не сделали. Поэтому ответ на этот удар будет за нашей стороной. Не знаю, какое решение будет принято президентом, министром обороны, начальником Генерального штаба. Подождем и увидим.

По крайней мере, новая ядерная доктрина дает возможность применять самое разное оружие. Но я не думаю, что Россия будет применять ядерное оружие по Украине. В конце концов, украинский народ, пусть и обманутый, одурманенный, оболваненный, это наш народ, наши братья. И земля украинская — это наша земля, и мы не будем превращать ее в радиационное поле. Поэтому если мы станем применять ядерное оружие, то обязательно по странам НАТО. Но решение будет принимать президент. Вот он единственный, кто имеет на это право.

Кроме того, в доктрине сказано, что если на Россию нападет государство, которое входит в коалицию других государств, то врагом будет считаться не это государство, а вся коалиция. Так что если натовцы посмеют на нас напасть, то мы будем воевать против НАТО и против них вполне можем применить ядерное оружие. Но это последняя ступень, и мы должны подходить к этому вопросу очень ответственно, потому что это оружие не избирательного действия. То есть под удар ядерных сил могут попасть и виноватые, и невинные.

ATACMS уже неоднократно применяли до того, как Байден дал это разрешение, так что ничего нового в этом нет. Просто подняли шум по поводу того, разрешать или не разрешать. Когда поставляют дальнобойные ракеты и не разрешают их применение, это как если бы вам подарили велосипед и сказали: «Вот тебе велосипед, но ездить на нем не смей». Так же не бывает.

Так что еще раз повторюсь, что ответ на это будет. Обязательно мы ответим, но как — это будет решение нашего президента и генералов. И при этом я еще хочу напомнить, что мы, безусловно, отвечаем на всякие украинские удары и провокации. Мы же наносим ежедневно по 40, по 60, по 120 ударов по территории Украины. Поэтому говорить о том, что мы оставляем без ответа подобные нападения на нас, — это несерьезно.