В центре «Эрмитаж-Казань» Казанского кремля скоро откроется выставка знаменитых европейских художников. 175 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа, включая живопись, графику и декоративно-прикладное искусство Фото: «БИЗНЕС Online»

Belle Époque европейского искусства: бульвар Монмартр, культ женской красоты и ар-нуво

Работы Клода Моне, Пабло Пикассо, Поля Гогена, Огюста Ренуара, Анри Матисса, Эдгара Дега и других знаменитых европейских художников жители Казани смогут увидеть собственными глазами. Такая возможность представится на выставке «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков» в рамках масштабного проекта «Дни Эрмитажа – 2024», которая будет проходить 29 и 30 ноября в центре «Эрмитаж-Казань» Казанского кремля.

Экспозиция посвящена Прекрасной эпохе, или Belle Époque, — беззаботным годам в период между Франко-прусской (1871) и Первой мировой (1914) войнами и расцвету европейской культуры как воплощению понятия savoir vivre — искусство наслаждения жизнью. Выставка состоит из 175 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа, включая живопись, графику и декоративно-прикладное искусство. Со слов гендиректора Эрмитажа Михаила Пиотровского, выставка рассказывает о том, насколько художественная жизнь Франции была богаче и разнообразнее, чем существующий шаблон о революции, произведенной импрессионистами.

Михаил Пиотровский: «Выставка показывает, насколько коллекции Эрмитажа многоплановы и многозначны и что эта сложность показа и восприятия находит выражение именно в таких приятных, но тематически заостренных экспозициях»Фото: «БИЗНЕС Online»

Всего на выставке предполагается 7 разделов — от «импрессивных» пейзажей до изображения ночной жизни Парижа. Например, в раздел «Отдых на свежем воздухе» входит работа Матисса «Дама на террасе» (1906), «Общество в Берневале» (1898) Ренуара и «Женщина, сидящая в саду» (1876) Моне. Последний известен не только успехами в живописи, но и садоводческим талантом. В качестве мастерской он использовал сад в деревне Живерни недалеко от Парижа, причем создал его сам.

Еще один представитель французской живописи — Камиль Писсарро, который посвятил множество полотен столице своей родины, показав дух того времени. На выставке можно увидеть его знаменитый «Бульвар Монмартр в Париже» (1897). Кроме него, в разделе «Париж» появятся красочные плакаты Анри де Тулуз-Лотрека (афиша кафе-концерта «Японский диван», 1892–1893), Теофиля Стейнлена, Альфонса Мухи (рекламный плакат папиросной бумаги JOB, 1896) и Пьера Боннара, говорящие об изобилии магазинов и развитии полиграфии. Есть и отдельный раздел «Развлечения», куда вошли работы, передающие атмосферу ночной жизни Парижа. Кабаре, цирки, мюзик-холлы, скачки, рестораны и много других видов досуга оказались в центре внимания мастеров. Например, «Столик в кафе (Бутылка Перно)» Пикассо и «В Лондоне» Шарля Хоффбауера.

Отдельно стоит сказать о полотнах, воспевающих культ женской красоты, так называемых красавиц de Belle Époque, когда мода, парфюмерия, косметика и другие женские штучки выходят на первый план. И художники той эпохи не могли обойти стороной эту часть жизни, изображая на полотнах своих муз. Кроме того, на выставке представлены портреты мэтра парижского салона Александра Кабанеля и «последнего придворного портретиста» Фюлопа Ласло, а также литографии, рекламные плакаты, шпалеры, вазы и фарфоровые изделия в стиле ар-нуво («новое искусство»), отражающие эстетическую революцию Европы.

«Главная идея проекта кроется в его названии, — рассказала „БИЗНЕС Online“ ведущий специалист „Эрмитаж-Казань“ Ильсияр Низамиева. — Выставка посвящена Прекрасной эпохе, это очень важное время в изобразительном искусстве, оно охватывает последние десятилетия XIX и начало ХХ века (до 1914 года). Сам термин появился позже, когда люди по-другому взглянули на время, в котором проживали, осознали его как очень мирное, спокойное, наполненное наслаждениями, хотя таким оно было для узкой прослойки населения. В этот период активно развивались технологии, городская культура, что, конечно, революционно влияло на изобразительное искусство. Первым художественным объединением стали импрессионисты, которые пересмотрели свой взгляд на пейзажную живопись, цветовые сочетания и передачу реальности. Затем появились авангардные течения, менялись эстетические представления людей. Концепция выставки заключается в широком представлении этого времени».

Спикер отметила, что на выставке также будут произведения художников-академистов, которые раскрывают эпоху «с официальной стороны, ее торжественную часть, связанную с императорской семьей». Кроме того, в каждом зале будет свой тематический аромат, связанный с природой или с красавицей Прекрасной эпохи. Будут мультимедийные станции, например маппинг, чтобы зритель смог попасть внутрь картин, ощутить их цветовые и световые решения.

Ильнур Рахимов: «Это уровень серьезного европейского музея! Там нет картин меньше миллиона долларов»Фото: «БИЗНЕС Online»

Страховка свыше $100 млн, а самая дорогая картина доходит до миллиарда рублей

Сколько же стоят эти шедевры? Со слов известного московского галериста и искусствоведа Ильдара Галеева, стоимость работ просто зашкаливает, каждая из них за пределами 7-значных цифр. А страховка обошлась минимум в $100 миллионов. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Ильнур Рахимов отмечал, что проекты «Эрмитаж-Казань» изначально очень дорогие, поскольку Петербургский Эрмитаж возил свои фонды в Европу и многие картины страховались под эти поездки на большую сумму. Поэтому только страховка бюджету Татарстана обойдется в сумму свыше 7 млн рублей, и это не включая расходы на транспортировку и застройку выставки.

«Самая ценная картина — это „Дама на террасе“ Матисса, она может стоить 10 миллионов долларов. „Женщина, сидящая в саду“ Моне и „Fatata te Mouà. У подножия горы“ Гогена, „Дама в черном“ Ренуара могут доходить до 6–8 миллионов долларов, „Бульвар Монмартр в Париже“ Писсарро и „Дама в черной шляпе“ Кеса ван Донгена — 5–6 миллионов долларов, — оценивает галерист. — Анри Море („Порт Манек“) и Анри Руссо („Люксембургский сад. Памятник Шопену“) — редчайшие художники. Про Руссо Пабло Пикассо одни восхваления говорил, собирал его картины. Также будут экспонироваться Эдгар Дега („Сидящая танцовщица, поправляющая туфли“), Писсарро… Это уровень серьезного европейского музея! Там нет картин меньше миллиона долларов, а литография Альфонса Мухи может стоить 200 тысяч долларов, ваза Эдмона Лашеналя — около 100 тысяч долларов».

Если перевести на рубли, то «Дама на террасе» стоит почти 1 миллиард. Но это не самая дорогая картина Матисса. В 2009 году на аукционе Christie’s была продана «Часы с кукушкой и ковер в синих и красных тонах» за рекордные $40,7 млн, по текущему курсу чуть больше 4 млрд рублей. А у Моне в 2019-м «Стога сена» (1890) из знаменитой серии «Стога» ушла с молотка на аукционе Sotheby’s за $110,7 млн, или свыше 11 млрд рублей по нынешним деньгам.

Если оценивать не по стоимости, а по значимости, то основатель и владелец известной московской «Галеев Галереи» выделил для себя «Даму в черной шляпе» нидерландского экспрессиониста Донгена. С его слов, мастер очень точно передал образ женщины начала XX века, чем и приковывает взгляды. К слову, любопытна и связь Донгена с Татарстаном. Дело в том, что казанская художница Надежда Сапожникова (1877–1942) училась в его мастерской в Париже в 1910–1912 годах. А по возвращении на родину она основала собственную студию, бесплатную школу прикладного искусства для девочек, за свой счет обучала детей из малообеспеченных семей в Казанской художественной школе, также финансово поддерживала другого известного казанского художника Николая Фешина, заказывая у него портреты своих близких. «Это редко экспонируемые картины. Так что это действительно жемчужины», — заключил Галеев.

«Отличная выставка, имена первого ряда. Могу сказать, что в Эрмитаже прекрасное собрание искусства рубежа столетий, поэтому здесь неважно, известны эти работы или нет. Некоторое время назад музей начал выставлять трофейные работы из фондов. Это также первоклассные работы, и если они не широко известны, то так даже интереснее познакомиться с чем-то новым, — считает искусствовед Дина Ахметова. — Эта выставка — настоящий подарок зрителям! Будут показаны художники одного поколения, которые обновили язык изобразительного искусства, имена самые топовые. Очень жду, как и многие, наверное».

«Центр-Эрмитаж», очевидно, «любит троицу», поскольку за этот год в Казань приезжает уже третья коллекция экспонатов из государственного музея. В феврале открылась выставка «„Не верь глазам своим“. Иллюзии в искусстве», а в преддверии саммита стран БРИКС в зале казанского Эрмитажа разместилась экспозиция «„Мужи благородства спешат ко двору…“ Пир и охота в странах Востока». Знакомство с эпохой искусства наслаждения жизнью для казанцев будет доступно чуть ли не целый год — коллекция останется столице до 14 сентября 2025-го.