Минэкономики РФ прогнозирует, что американская валюта на конец 2024 года составит 93,8 рубля, к концу 2025 года — 98,7, а на конец 2026-го — 101 Минэкономики РФ прогнозирует, что американская валюта на конец 2024 года достигнет 93,8 рубля, к концу 2025-го — 98,7, а на конец 2026-го — 101 Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

Курс доллара поднялся до «психологических» 100 рублей

После того как в октябре прошлого года доллар пробил отметку в 100 рублей, власти ввели для крупных экспортеров обязательную продажу валютной выручки. «Для бюджета нам курс нужен чуть-чуть пониже», — говорил тогда Владимир Путин. После этого курс «послушался» президента, и национальная валюта укрепилась. Спустя год ситуация выглядит несколько иначе. С начала осени доллар снова пошел в рост, в октябре национальная валюта обновила годовые минимумы к доллару, евро и китайскому юаню, а кабмин РФ даже ослабил требования для экспортеров. Эксперты в разговоре с «БИЗНЕС Online» предсказывали, что 100 рублей за доллар российский финансовый рынок может увидеть в середине ноября. Так и случилось…

Курс доллара на международном валютном рынке в моменте достигал 100,2 рубля. Это следует из данных Investing.com. Такую отметку американская валюта пробила в 15:15 мск, после чего курс слегка снизился. Это произошло впервые с октября прошлого года. Согласно официальному курсу Банка России на 15 ноября, доллар стоит 99,2 рубля (кстати, тоже впервые с октября 2023-го). Евро и юань по отношению к рублю также дорожают.

Минэкономики РФ прогнозирует, что американская валюта на конец 2024 года составит 93,8 рубля, к концу 2025-го — 98,7, а на конец 2026-го — 101.

«Придем к середине ноября, может, быстрее. Бодро падает!»: когда увидим 100 рублей за доллар?

«Волатильность валют расширилась на фоне резкого подорожания глобального доллара на мировой арене. Рубль не смог сопротивляться внешним тенденциям», — указал эксперт «БКС Экспресс» Михаил Зельцер. Как пишет Reuters, американский доллар продолжает неуклонный рост, торгуясь на уровне годового максимума по отношению к основным валютам и демонстрируя рост пятый день подряд. Этому способствовала победа Дональда Трампа на выборах президента США. Этот же фактор повлиял и на рывок биткоина, курс которого бьет исторические рекорды, превысив уже $90 тысяч.

«Доллар больше 100 рублей. Это из-за ожидания роста в США при Трампе. Потому это естественно, — пишет в своем телеграм-канале политолог Сергей Марков. — Но психологически это беспокоит наш народ. Потому ЦБ РФ будет доллар опускать ниже психологической отметки в 100». Ранее Bloomberg сообщало, что российские власти якобы готовы позволить допустить ослабление рубля, чтобы снизить санкционное давление. По данным издания, правительство позволит российской валюте достичь отметки в 100 рублей за доллар.

Рубль демонстрировал и ослабление к юаню, который установил недельный максимум около 13,73 рубля, также обращает внимание «БКС Экспресс». Ослаблению российской валюты способствует усиление дисбаланса российского валютного рынка. «С одной стороны, предложение иностранной валюты остается относительно низким из-за сохраняющегося давления на экспорт со стороны санкций и подешевевшей нефти. В то же время спрос на валюту может и дальше увеличиваться, в том числе из-за традиционного для конца года роста бюджетных трат всех уровней, что вместе с предпраздничным всплеском потребительской активности подстегивает импорт», — говорится в сообщении.

«Доллар больше 100 рублей. Это из-за ожидания роста в США при Трампе. Поэтому это естественно, — пишет в своем телеграм-канале политолог Сергей Марков «Доллар больше 100 рублей. Это из-за ожидания роста в США при Трампе. Потому это естественно», — пишет в своем телеграм-канале политолог Сергей Марков Фото: © Allison Robbert — Pool via CNP / Consolidated News Photos / www.globallookpress.com

«Курс вызывает недовольство населения, да и у импортеров тоже возникает много вопросов»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали падение рубля и порассуждали, когда российская валюта достигнет минимума и вернется к росту.

Дмитрий Голубовский — аналитик компании «Золотой монетный дом», эксперт по финансовым рынкам:

— Сейчас надо ждать каких-то комментариев финансового блока правительства по поводу этого достижения. Если оно останется без комментариев, то это будет знак, что никто не против. Соответственно, курс к концу года уйдет к аналогичным значениям октября прошлого года. Процентов на 7–8 может подниматься. Кстати говоря, это будет соответствовать примерно справедливой цене рубля при той нефти, которая сейчас наблюдается. Но есть нюанс: нефть тоже дешевеет. Вообще, индекс доллара достаточно сильно растет в последнее время из-за избрания Трампа. Это само по себе плохо для сырья, плюс еще ходят упорные слухи, что ОПЕК не будет продлевать на следующий год добровольное сокращение добычи. Сегодня еще читал по этому поводу аналитические прогнозы: если ОПЕК откажется от этого, нефть может упасть до 40 долларов за баррель в первом полугодии следующего года. Тогда у рубля будет совсем другая история. Он будет [стоить] где-то от 120 до 150 за доллар. А пока ни шатко, ни валко этот процесс будет идти дальше.

Доллар сейчас растет ко всем валютам, евро тоже валится, причем серьезно. С юанем тоже все не очень хорошо, но у нас есть фундаментальные причины для ослабления рубля. Они заключается в том, что у нас просто высокая инфляция. С точки зрения паритета покупательной способности рубль не может иметь стабильный курс. При такой инфляции он должен слабеть. Никакие высокие процентные ставки здесь ситуацию не спасут, потому что высокие процентные ставки — это просто сжатая пружина. Это плотина, которая создает деньги. Кто заплатит вам 20 процентов годовых по вашим депозитам? Экономика? Она не может этого сделать. Вам заплатят экспортеры за счет девальвации рубля. Грубо говоря, вы вкладываете в банк под 20 процентов. Через год у вас на 20 процентов больше рублей и курс 120, все довольны. Можете не делать этого, можете просто валюту где-то купить и хранить. Здесь проблема для людей в том, что сейчас уже валютных депозитов нет и как-то деваться просто некуда. Здесь все в некоторой рублевой ловушке находятся, из которой вылезти непонятно как.


Никита Масленников — руководитель направления «финансы и экономика» Института современного развития:

— В среднесрочной перспективе у доллара есть серьезный потенциальный рост. В основном он связан с ситуацией на мировом валютном рынке в связи с ожиданиями инвесторов и игроков в отношении президентства Трампа. Планы [новой администрации], которые обнародованы, будут толкать доллар вверх. Это касается планов по дополнительным таможенным тарифам в отношении Китая и Европы. Уже сразу возникает эффект дефицита долларов у тех же самых экспортеров США. Плюс ситуация на мировом сырьевом рынке, в первую очередь на нефтяном. Она пока тоже будет подталкивать доллар вверх на основе всех планов, которые заявлены: «Бурите где хотите». На сегодняшний день уже на рынке есть небольшое превышение предложения над спросом на сырую нефть. Небольшое, но уже оно есть. Эти планы могут подтолкнуть к профицитам на балансе спроса и предложения на сырую нефть. Это всегда так работает: если профицит образуется — цены идут вниз. Доллар реагирует на нефтяную цену так: если она снижается, то доллар идет вверх.

Что касается внутренних обстоятельств — пока все-таки это неснижающаяся инфляция. Она, к сожалению, показывает признаки достаточно серьезной устойчивости. Это связано в том числе с непересмотренной политикой льготного кредитования, которая разогревает спрос выше предложения. Международные расчеты тоже дают о себе знать. Хоть у нас нефундаментальные показатели по торговому платежному балансу — устойчивый профицит. Тем не менее профицит за счет текущих операций чуть сократился по сравнению с сентябрем-октябрем. Один из каналов, который дает сокращение профицита, — юани. За 9 месяцев товарооборот с Китаем вырос на 2,8 процента. Это очень низкий темп по сравнению с тем, что было в предыдущий год. Значит, приток одной из крупных валют достаточно сильно снижается. Это всегда влияет на композицию рубль – доллар, потому что юань достаточно жестко привязан к доллару.

По позитивной оценке, до конца года мы останемся в широком коридоре 96−99 рублей за доллар, за сотню не выйдем. Основания так предполагать есть. В будущем году, конечно, будет, очевидно, некоторое ослабление рубля. Когда он перейдет тот психологический рубеж в 100 рублей, сказать трудно. Может, в силу уже внутримакроэкономических факторов курс будет стабилизироваться и все равно окажется где-то в интервале от 98 до 100. Но пока мы видим достаточно высокую волатильность с легкими признаками ослаблений. Повторяюсь, оптимистический сценарий — чтобы рубль удержался к концу года ниже 100 за доллар.

Дальше будем смотреть на реакцию международного валютного рынка на ситуацию в Соединенных Штатах с их торговым противоречием с Европой и Китаем. Но с точки зрения старой памяти о том, что доллар для нас — это ключевой индикатор, здесь его ценность уже достаточно серьезно ослабла. Как индикатор температуры должен волновать курс рубля к юаню, но здесь пока некоторые достаточно сильно волатильные тренды. Но думаю, что выше 13,8−13,9 пока в этом году не поднимется. Пока есть такая тенденция, что колеблется в коридоре 13,4−13,6 рубля за юань. Я думаю, к концу года так и будет происходить, если какие-нибудь черные лебеди неожиданно не прилетят.


Андрей Кочетков — частный инвестиционный консультант:

— Все всегда упирается во время. Если брать в историческом плане, то наш рубль традиционно всегда слабеет и только краткими периодами может существенно укрепиться. На текущий момент мы видим, что после летних около 85−87 [рублей за доллар] мы отыграли практически уже 13−15 рублей и достигли отметки в 100 рублей за доллар. С чем это связано, представить довольно сложно. Потому что у нас сохраняется положительный торговый баланс. Единственный минус — это то, что в конце лета правительство пошло на смягчение условий по обязательной продаже валютной выручки. Соответственно, сейчас наши экспортеры существенно меньше поставляют валюту на внутренний рынок, что, естественно, обуславливает ее некий дефицит. С другой стороны, мы видим, что предоставление ликвидности в юанях стало дешевле практически в 10 раз. Там ставки предоставления от 20 упали до 2,5 процента. То есть все-таки, наверное, дефицит валюты или заканчивается, или скоро закончится. Период ослабления, наверное, все-таки должен подойти к концу, и мы должны вернуться к более разумным 90−95. Потому что текущий курс уже вызывает недовольство населения, да и у импортеров тоже возникает очень много вопросов. Тот товар, который они поставляют из-за границы, и без того стоит дороже, чем должен, из-за сложностей с платежами, растаможкой и так далее. А если еще и курс будет неблагоприятный, то это приведет к сокращению импортных поставок, росту внутренних цен и так далее.


Валентин Катасонов — профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, российский экономист и руководитель Русского экономического общества им. Шарапова:

— Конечно, продолжит [расти], потому что Центральный банк еще в 2013 году отказался от поддержания валютной пользы рубля. А своей ключевой ставкой они только подрывают экономику. Соответственно, подрыв экономики неизбежно приводит к падению покупательной способности рубля как на внутреннем рынке, так и на внешнем. На внутреннем — это инфляция, на внешнем — падение валютного курса. На какой отметке остановится? Если только наведут порядок наверху, например, заставят Центральный банк исполнять Конституцию Российской Федерации. Они же грубейшим образом нарушают ее. Ну и, наверное, предусматривается смена руководства для того, чтобы адекватные люди стояли у руля Центрального банка. Тогда что-то может произойти. А так это что? Они выстраивают долговую пирамиду. Помните Мавроди (Сергей Мавроди, создатель АО «МММ», крупнейшей финансовой пирамиды России по количеству пострадавших,прим. ред.)? Это в таком же ключе. Ключевая ставка повышается, люди бегут класть деньги на депозиты, а процентная ставка по активным операциям коммерческих банков еще выше по кредитам, по инвестициям. За счет этого возникает гигантская прибыль. По итогам этого года прибыль банков будет, наверное, 3 триллиона рублей. Так что они и дальше будут это продолжать до тех пор, пока не произойдет обвал, пока рубль не превратится в труху. Я не знаю, есть ли наверху тот, кто это понимает и готов остановить этот безумный процесс. Так что это еще цветочки — 100 рублей.