На главной сессии Московского финансового форума было два главных героя — министр финансов РФ Антон Силуанов и мэр Москвы Сергей Собянин На главной сессии Московского финансового форума было два главных героя — министр финансов РФ Антон Силуанов и мэр Москвы Сергей Собянин Фото: Софья Сандурская/ТАСС

«Ирек Анварович, ну вы-то наша гордость! Человек, на которого регионы смотрят как на бога»

Нынешний Московский финансовый форум (МФФ) отличался довольно усеченным составом. Не приехали на него, например, председатель Банка России Эльвира Набиуллина и глава ВТБ Андрей Костин, хотя изначально были заявлены участниками. Причем оба еще в среду выступали на форуме Finopolis. Но то был форум Центробанка, проходит он в Сочи, а тут другое. Приезжавший в прошлые годы премьер-министр Михаил Мишустин в этот раз записал видеообращение, не участвовал и замглавы администрации президента РФ Максим Орешкин.

Складывалось впечатление, что российское руководство так или иначе уже погружается в повестку предстоящего саммита БРИКС. К слову, пока в одной части центрального выставочного зала «Манеж» открывали пленарку, в другой президент России Владимир Путин выступал на Деловом форуме БРИКС. В итоге у главной сессии МФФ осталось два главных героя — министр финансов РФ Антон Силуанов и мэр Москвы Сергей Собянин. Если бы не пришли и они, было бы совсем странно. Минфин и правительство Москвы — организаторы форума.

Ключевая ставка через неделю, вероятно, вырастет до 20%, рубль падает третий месяц подряд к доллару и евро, в Госдуме рассматривается проект федерального бюджета РФ на 2025–2027 годы со значительно возросшими вопреки планам расходами. Казалось бы, тем для разговора предостаточно, но участники пленарки решили обсудить «суверенную финансовую систему в период трансформации». Силуанов настаивал на том, что система устойчивая, испытание санкциями выдерживает. На том же стоял в своем обращении Мишустин и снова напоминал, что Россия в мировой четверке по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности: «Обогнали все страны Европы, Японию, а теперь уступаем лишь Китаю, США и Индии».

Но удалось ли достичь суверенитета в финансах и какой ценой? Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров напирал на то, что фонд национального благосостояния на минимальных показателях, госдолг растет. «Для людей самое главное — как меняются цены в магазинах, платится ли зарплата вовремя и можно ли карточку вставить в банкомат и получить деньги. Вот это и есть устойчивость финансов», — парировал Силуанов.

Плюс 2,7 триллиона на оборону, минус 1,3 триллиона на социалку, а тарифам ЖКХ «прописан» рост на 11,9%

С внешними вызовами, таким образом, справляемся, но есть же и внутренние. Например, низкий уровень распределения трансфертов регионам в рамках федерального бюджета на следующий год. Его обсуждали на сессии, которая предшествовала пленарке. Ранее на проблему обратила внимание Счетная палата, а ее беспокойство сегодня передал минфину РФ Макаров. Опаздывает кабмин, потому что старые нацпроекты завершаются, новые формируются и министерства определяют свои цели и показатели, пытался оправдаться замминистра финансов РФ Павел Кадочников.

Ирек Файзуллин распределил пять трансфертов, а еще по 27 определится ко второму чтению бюджета в Госдуме. Так что субъектам придется еще подождать Ирек Файзуллин распределил пять трансфертов, а еще по 27 определится ко второму чтению бюджета в Госдуме. Так что субъектам придется еще подождать Фото: © Кирилл Зыков, РИА «Новости»

«Ирек Анварович, ну вы-то наша гордость, — переключился Макаров на министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирека Файзуллина. — Вы человек, на которого регионы смотрят как на бога. ЖКХ, строительство… От вас все зависит. Вы-то что, ни одного трансфера не распределили?»

Файзуллин начал речь с поздравления с Днем памяти войсковой казачьей славы и Международным днем галстука. «Правильно я понимаю, что для финансиста шашка наголо, а если кто-то не согласен, то может повеситься?» — вставил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам. Если серьезно, оказалось, что минстрой РФ распределил пять трансфертов, а еще по 27 определится ко второму чтению бюджета в Госдуме. Так что субъектам придется еще подождать.

Собянин сегодня был в ударе, видимо, «изголодался» по публичным выступлениям Темпы роста экономики за уходящие шесть лет выше в полтора раза, чем за предыдущую шестилетку, искренне радовался Силуанов. Но оказалось, у Собянина все «еще круче», чем у Силуанова. Экономика Москвы растет темпами вдвое выше федеральных. Как удается? Фото: © Евгений Одиноков, РИА «Новости»

«Посмотрите на наших трудяжек и итальянцев. Обед, сиеста, пивка попили…»

Участников пленарки — Силуанова и Собянина — попросили сначала рассказать, что удалось и не удалось сделать за уходящую шестилетку, ведь завершаются нацпроекты. Судить скорее гражданам, увернулся министр финансов, но все-таки подчеркнул, что «изменения видны». С 2018 года страна «перезагрузилась» в том, что касается бюджетных расходов, и теперь «мы знаем, куда идти», рассуждал спикер. Выходило, что до 2018-го не знали.

Теперь есть цели, поставленные президентом, а также инструментарий и деньги для их выполнения. «Изменилось то, что мы знаем, что у нас должно быть через год-два-три. И знаем, с кого спрашивать», — указал министр. 6 лет назад никто и не думал, что страна столкнется с ковидом и «необходимостью победы в специальной военной операции». Тем не менее экономика-то четвертая в мире по паритету покупательной способности, а еще Россия теперь в «клубе» стран с высоким уровнем доходов. Многие граждане, отмечал Силуанов, увидели новые школы, больницы, дороги.

Темпы роста экономики за уходящие шесть лет выше в полтора раза, чем за предыдущую шестилетку, искренне радовался глава минфина. Он попытался найти поддержку у Макарова: «Ну круто же, Андрей Михайлович?» Оказалось, у Собянина все «еще круче» (слова мэра), чем у Силуанова. Экономика Москвы растет темпами вдвое выше федеральных. Как удается?

Забегая вперед, отметим, что московский мэр сегодня был в ударе, видимо, «изголодался» по публичным выступлениям. Вопроса он словно не заметил и в первую очередь предложил порадоваться за российское здравоохранение в условиях пандемии и сравнить с другими странами, где «миллионы людей» не могли дозвониться до врачей и получить лекарства. «Сложно [было], тяжело, но мы справились лучше! Экзамен на прочность мы прошли!» — настаивал мэр.

Вторым, «еще более страшным экзаменом» оказалась специальная военная операция. Запад устроил экономическую блокаду, хотел разрушить экономику и уничтожить суверенитет страны, но получилось наоборот, указал мэр. Экономика растет, а такой поддержки власти в России, как сейчас, «не было за все предыдущие десятилетия», радовался мэр. Он предлагал этим гордиться.

А какие вызовы и выводы? Собянин обратился к теме дефицита кадров и производительности труда. Накануне глава минэкономики РФ Максим Решетников и Орешкин расписывали успехи в том, что касается производительности труда, отчитывались по специальному нацпроекту. Оказалось, Собянин особых достижений не видит. За предыдущие 6 лет производительность труда роста темпами 1,6% в год. И с такими показателями расти в экономике темпами 3,5–4% в год не получится, «арифметика не бьется». Справедливости ради стоит отметить, что такие проценты кабмин пока и не закладывает. По итогам этого года ждем роста ВВП в размере 3,9%, в 2025-м — 2,5%, в 2026-м — 2,6%. Расти такими же темпами, как сейчас, дальше уже не выйдет, признавал Решетников на недавних слушаниях бюджета в Думе, но подчеркивал, что замедления экономики нет, есть стабильный рост.

Низкая производительность труда — это вызов, который еще предстоит осознать, рассуждал Собянин и снова предлагал сравнение с другими странами. Теперь оно было уже не в пользу России. «В Италии производительность труда выше. Посмотрите на наших трудяжек, которые с утра до вечера работают, в субботу, воскресенье и так далее, и итальянцев: обед, сиеста, пивка попили, поспали, в пятницу короткий рабочий день, в субботу и воскресенье никто не работает. Но производительность выше! Думаете, в Германии кто-то перетрудился? Ничего подобного!» — негодовал мэр Москвы.

Роботизация фабрик — это хорошо, но на деле производительность выше там, где выше концентрация населения. «У нас в среднем водитель автобуса перевезет 10 человек, а у них — 30», — на пальцах объяснял Собянин. Он дошел до своих споров с коллегами о том, надо или нет концентрировать население в крупных населенных пунктах. Мэр считает, что надо, а некие его коллеги предлагают жить на селе. Развивать тему не стали.

«Перестаньте делить эту страну на регионы, правительство и центр!»

Вместо этого Силуанов забросил в разговор тезис о том, что «деньги мешают мотивации». Раньше минфин РФ давал Москве трансферты на выполнение «столичных функций» и такого роста экономики не было. Перечисления прекратились — экономика идет вверх.

— Вы считаете, что деньги могли испортить Собянина? — спросил Макаров.

— Расслабить, а не испортить, — поправил депутата мэр Москвы.

Денег Первопрестольной дополнительно давать не надо, но и забирать больше не стоит, привел Собянин солидарную позицию города и минфина. Макаров все же интересовался, удалось ли столице отстоять свой финансовый суверенитет от федерального бюджета.

Такого термина — «финансовый суверенитет Москвы» — не существует, уверял мэр и благодарил президента и правительство за стабильные правила и трансферты. Также градоначальник хвалил Силуанова, который «потихонечку ситуацию прикручивает»: «Например, перечисления из Москвы в федеральный бюджет увеличились с 2010 года в 5 раз, а в бюджет Москвы — в 3,5 раза. Ну есть разница».

Что касается других регионов, их дефицит стабильный и уменьшается, подчеркивал Собянин. Да, тревожит некоторое снижение инвестиций, но активная работа идет и «в целом ситуация стабильная». Отталкиваться регионы могут от инфраструктурных проектов и эффективного использования кадров, ресурсов. А если дать много денег на неподготовленную базу, это может привести и к большим убыткам.

Москва примерно половину своих доходов оставляет себе, а другую отдает в федеральный бюджет, подвел Макаров мэра к «простому вопросу». «Жаба не душит?» — поинтересовался депутат. «Кого?» — отреагировал Собянин и отметил, что «счастлив» от такого расклада.

«Это не московские доходы! Мы живем в одной стране, в одной правовой ситуации, бюджетной, налоговой! Это наша общая страна! Перестаньте делить ее на регионы, правительство и центр! Ну нет регионов отдельно от страны, регионы и есть страна! А правительство — наше родное правительство нашей страны! Нельзя их делить!» — просил столичный мэр.

Нет такого в стране, что за счет сильных регионов идет помощь слабым, уверял Силуанов. «Сергей Семенович правильно сказал — мы одно государство. Ну так и делиться надо сильным для того, чтобы помогать слабым, — кажется, уже противоречил министр сам себе. — Ну а как иначе? Слабый регион откуда возьмет деньги для того, чтобы в школе были занятия, зарплату платить, лечить людей. На самом деле у нас было много желаний, чтобы Сергей Семенович (у него же много денег) больше поделился! Но договор дороже денег, да, Сергей Семенович? Мы договаривались — туда (видимо, в доходы Москвыприм. ред.) не залезаем. На самом деле в правительстве были такие…» — раскрыл секрет министр.

«Мы должны концентрироваться на том, чтобы наша страна победила», — после этих слов Собянина Макаров попросил зал поаплодировать Фото: © Кирилл Зыков, РИА «Новости»

«Не должно быть такого количества субъектов в Российской Федерации»

О производительности труда можно говорить в фармацевтике, нефтянке, но в социальной сфере это почему-то табу, вернулся к больной теме Собянин. При этом федеральный бюджет тратит триллионы, а региональные на две трети состоят из финансирования бюджетной сферы. «Но о производительности труда нам запрещено говорить!» — возмущался Собянин. И привел пример: если в одном субъекте на одного работника образования приходится 15 учащихся, а в другом — 7, то качество образования лучше там, где работников образования меньше на количество учащихся.

«В ситуации, когда 60 процентов финансирования в школе идет на административно-хозяйственный аппарат — директоров, завучей и кассиров, вливать туда деньги бессмысленно. Просто раздуете заработную плату директору и его ближнему кругу, а до учителей эти деньги не дойдут. Прежде чем такое делать, надо разобраться с системой», — призвал Собянин.

Поинтересовался Макаров и сверхзадачей этого бюджета. В первую очередь необходимо решить все задачи по обязательствам перед людьми. Второе — победа в СВО. И третье — создавать собственные компетенции, иметь технологический суверенитет, ответил Силуанов. Но он снова предупредил, что бюджетными деньгами все не решишь. Каждый бюджетный рубль должен принести несколько частных.

При растущих социальных обязательствах регионов трансферты из бюджета не менялись примерно последние 10 лет, указал Макаров. Тут Силуанов вспомнил о выдаче и списании льготных кредитов. По мнению же Собянина, помимо прямых трансфертов, надо учитывать и вложения в экономику и социальную сферу. Но главный тезис был дальше.

Мэр Москвы решил немного отступить и призвал не строить иллюзий по поводу федерального бюджета. «Мы постоянно говорим, что у нас денег хватает на все, что бюджет сбалансированный, проблем нет, замечательный. Слушайте, мы же все понимаем, в какой ситуации живем, какие вызовы перед нами, какая структура бюджета. Мы вынуждены на национальную безопасность и оборону увеличивать значительно бюджет, изыскивать ресурсы и не от хорошей жизни повышать налоги, потому что надо сбалансировать эту ситуацию», — кажется, такой искренности о казне до сих пор не было.

Идет разговор об увеличении трансфертов и льгот, но параллельно «идет война». Не надо рассуждать, что «благополучие во всем и мы ни в чем себе не отказываем», даже в мирное время так не бывает, продолжил Собянин. «Мы должны концентрироваться на том, чтобы наша страна победила», — после этих слов мэра Макаров попросил зал поаплодировать.

Но как в этой ситуации выравнивать бюджетную обеспеченность регионов? Ведь такую задачу поставил президент РФ. Тут вопрос настройки, продолжил Собянин. Если Москву разделить на 12 округов, то 8 из них были бы «глубоко дотационными». А вот если взять не одну область, а федеральный округ, то они в целом недотационные.

В каждом областном городе не надо иметь клиники и университеты мирового уровня. Нужно выбирать не только региональные, но и межрегиональные центры и делать упор на их развитие. При этом необходимо помогать регионам и идти по пути выравнивая, но без радикальных мер и не арифметическим путем. Главное, чтобы локомотивы развития «больше доходов приносили в федеральный бюджет».

«Фундаментально это история в административном устройстве. Не должно быть такого количества субъектов в Российской Федерации — в нашей огромной, большой стране», — затронул чувствительную тему Собянин. Он вспомнил свой опыт работы главой Тюменской области, которую объединили («собрали матрешку») с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Сегодня «это регион развития», считает мэр российской столицы.

Объединение регионов с невысоким уровнем экономических возможностей с более мощными даст эффект, согласился министр финансов РФ, но это очень «чувствительный момент», просто надо людям объяснять положительные результаты. При этом одним выравниванием регион не вытащишь, можно «сидеть, дотации получать, ничего не делать — есть такие регионы», потому «нужны активности». Тему объединения регионов обсуждают уже больше 10 лет, а воз и ныне там, подхватил Макаров. Она для Госсовета РФ как раз, перевел Силуанов.