Ильсур Хадиуллин — министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин министр образования и науки РТ
— Экспертное сообщество, мне кажется, должно рассматривать, обсуждать этот вопрос. И только после этого что-то можно говорить. В Советском Союзе мы заканчивали 10-летнее образование, а начальная школа у нас всегда была трехлетняя. Но тогда другие времена были. Нужно сказать, что и учебники мы сами покупали, а не так, как сейчас.

Я думаю, пока преждевременно что-то говорить. Но считаю, что если такой вопрос поднимается, значит, созревает необходимость пересмотреть в целом содержание предметов и общее образование.

Нужно ли убирать обществознание как предмет? Обществознание же полностью не убирается. Просто часы, отведенные на обществознание, передаются на историю. А на уроке истории те вопросы, которые изучались и которые как бы из класса в класс переходили в части содержания, мне кажется, сохранятся. Но учебный процесс все равно претерпевает изменения. Как раз для 5–9-х классов новые учебники появились. Мы их ждем, они сейчас проходят апробацию.

Если говорить о конкретных примерах естественно-научного или физико-математического направления, тут тоже внимание уделяется. Но мы должны все предметы ставить на первый план — и музыку, и труд, и математику, и физику, и русский язык. Наверное, какие-то параграфы будут убраны, какие-то новые появятся.

Время подсказывает, что необходимо знать свою историю, жить у себя в стране. И свой, российский менталитет должен быть подкреплен очень хорошими знаниями и навыками, компетенциями. Но не только нужно знания получать, но и применять их на практике. И поэтому мы говорим сегодня о функциональной грамотности учащихся. Практико-ориентированное обучение сегодня приобретает более значимый характер.

Хотел бы я добавить какой-то предмет в школьную программу? Знаете, у нас и так достаточно большое количество. У нас каждое направление, каждая отрасль предлагает какие-то пособия. Мы не против: и финансовая грамотность должна быть, и налоговая грамотность, и безопасность. Все должно быть, но все это дети должны проходить на уроках. Невозможно по каждому обозначенному направлению создавать предметы. Главное у нас — математика, физика, русский язык, химия, биология, родные языки. Вот в рамках данных предметов спокойно можно интегрировать другие вопросы, которые сегодня являются очень важными для нас.
Алексей Созинов — ректор Казанского государственного медицинского университета, депутат Госсовета РТ Алексей Созинов ректор Казанского государственного медицинского университета, депутат Госсовета РТ
— К предложению «спрессовать» школьное и вузовское образование отношусь очень осторожно, поскольку образовательный объем растет, информационный поток очень велик. Кроме того, есть воспитательный план в любой школе, от начальной до высшей. И так называемый нормативный срок обучения — это вопрос, который нужно очень всесторонне обсудить.

Я не буду говорить: «Да», «Нет», «Возможно». В конце концов я выпускник 10-летней школы, и многие учились 10 лет. Это возможно вполне. Но нужно, как и в любом деле, особенно в образовании, очень взвешенное решение, которое должно принять сообщество.

Что нужно сейчас изменить в образовании, какие предметы убрать или добавить? Этот процесс идет постоянно, и вряд ли здесь есть режим чего-то революционного. Если говорить об образовании, есть полная уверенность у меня, как у человека, работающего в высшем профессиональном образовании, что все же это вопрос эволюции. Все нужно менять постепенно, пробными шагами, видя, какой эффект — в плюс [изменение] или в минус. Только после этого уже принимать какие-то решения.
Ильшат Аминов — депутат Госсовета РТ, член комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, гендиректор ТНВ Ильшат Аминов депутат Госсовета РТ, член комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, гендиректор ТНВ
— Невозможно сейчас уменьшить количество образовательных часов. Мы в комитете достаточно подробно всегда обсуждаем эти вопросы, и, к сожалению, часов не хватает для очень многих предметов. А еще хотят и в субботу не учиться. Я не понимаю, как дети будут осваивать эту огромную программу. Абсолютно не понимаю. Поэтому я считаю, что не зря было сделано 11 лет [обучения в школе]. Родители уже жалуются, что по 7 уроков, что дети делают до ночи домашние задания. Но смотря кого мы хотим получить в результате. Мединский кого хочет получить? Образованных людей, способных двигать прогресс, или непонятно кого? Вот это для меня очень важный вопрос.

Уже и теория Дарвина не отвечает современным предметам, и обществознание. Это печально. Мы должны вырастить людей талантливых, критически мыслящих, способных все подвергать сомнению и искать новые идеи. А не людей, которые пытаются, что называется, улучшить старое. Это мой принципиальный подход. Мы должны давать людям новые знания, а для этого нужна и новая система образования. И для этого нужно очень много учиться сейчас.

Я не совсем понимаю подходы Мединского. Из того, что я прочел, я его не понял. Кого мы станем готовить? Или только будет образование элитное для избранных, и немножко знаний, точнее говоря, навыков для других? Мы это все проходили уже, не хотелось бы возвращаться.
Карен Шахназаров — кинорежиссер, гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров кинорежиссер, гендиректор «Мосфильма»
— В принципе, я понимаю мысль Владимира Ростиславовича [Мединского]. 11 лет, мне кажется, как-то многовато. Мы учились 10 лет. И, в общем, советское образование было неплохим. У нас, например, каникулы были гораздо меньше, судя по тому, что я вижу сейчас. Я наблюдаю это по количеству экскурсантов на «Мосфильме». Очень много детей со всей страны, и мы видим всплеск посещений прежде всего на каникулах. Поэтому мы более или менее имеем представление об этом. В советское время каникулы были более, скажем так, лаконичными.

Кстати, мои дети, по-моему, учились еще 10 лет. Вот напротив меня — мой заместитель, молодой специалист. Он уже заместитель мой. Он говорит, что учился 10 лет. А закончил школу в 2002 году и говорит, что и каникул было меньше, то есть подтверждает мои слова. Так что это не помешало ему хорошее образование получить.

Я давно уже говорю, что необходимо кино ввести в школьное образование. Классический кинематограф, советский. И он должен быть обязательным, а не факультативным. Сейчас мне скажут, что это увеличит школьную программу. А я-то помню, что, когда мои дети учились, там было много вещей, которые я бы выкинул из школьной программы легко. А вот кино, на мой взгляд, необходимо. Оно развивает, во-первых, историческую традицию, а во-вторых, хорошо усваивается детьми. На мой взгляд, это совершенно не представляет сложности: просто показывать им кино раз в неделю, а потом обсуждать его с каким-нибудь педагогом хорошим. И необязательно к этому критиков подключать. Кино развивает людей, позволяет им формулировать мысли. Сегодняшняя молодежь очень плохо разговаривает, не умеет формулировать мысли. Я это заметил. Вот это же важно. Ребята мало читают и в основном в телефонах сидят. У них даже между собой, я смотрю, общение стало ограниченным.

Также я считаю, что изучение литературы должно быть реальным. Мне недавно мой приятель сказал, что на внеклассное чтение шестикласснику задали Гомера. Надо быть совсем ничего не понимающим, чтобы задать его читать в этом возрасте. Гомер — это, конечно, великий автор, но он для филологов. Гораздо больше надо в школе изучать русскую классику. Пушкина вообще можно изучать с первого класса. У него же сказки есть. С другой стороны, у меня есть такое ощущение, что не имеет смысла такие крупные произведения, как «Война и мир» и «Анна Каренина», в школе изучать. Зато включить можно больше маленьких у Льва Толстого — например, те же «Казаки», «Хаджи Мурат», «Севастопольские рассказы». Если их изучать, много мыслей возникает.
Рашит Низамов — ректор КГАСУ Рашит Низамов ректор КГАСУ
— У меня есть хорошая шкала сравнений — я все время сравниваю, как это было в Советском Союзе. И там все было правильно. Все пропорции, которые там были, наверное, более правильные. Про школу не скажу, а вот по вузам у нас сегодня обучение в среднем пять лет получается. По-разному программы строятся, но я думаю, что в вузах все-таки нет смысла сокращать время обучения. Потому что и так уже у нас очень все спрессовано и, наверное, оптимально. Поэтому я не согласился бы с Мединским, что в высших учебных заведениях нужно сокращать срок обучения.

По школам я не специалист, но у нас была военная подготовка в школе. И я думаю, что военная подготовка сегодня, в современных реалиях, наверное, очень важна. А более глубоко у меня, к сожалению, нет возможности анализировать.
Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации Михаил Делягин директор Института проблем глобализации
— Мединский, я думаю, здесь путает два вопроса: время обучения и собственно образование. Дети не имеют возможности усвоить материал, поскольку у них школьный год уходит на зубрение и натаскивание к ЕГЭ. Совершенно бессмысленное и разрушающее психику. Так что в этом отношении, конечно, сокращение сроков обучения — это вещь правильная и необходимая. Однако это формальная сторона вопроса. Реальной стороной вопроса является содержание образования, которое, судя по всему, у товарища Мединского не вызывает значимых вопросов. Хотя и надеюсь, что я ошибаюсь. Потому что, в частности, он говорит о том, чтобы сократить время для профподготовки.

То, что образование среднее и высшее — это и есть профподготовка, судя по всему, никому уже не известно. Потому что человек с высшим образованием должен иметь возможность работать инженером или по другой специальности после минимальной адаптации к производству или к офису. Точно так же выпускник колледжа, который должен называться ПТУ или техникумом, должен просто приходить на рабочее место и, опять-таки, после минимальной адаптации работать. Собственно, это и есть профессиональное образование — среднее профессиональное и высшее. Об этом, судя по всему, все уже забыли, и никто об этом даже не хочет вспоминать.

Наконец, содержание образования. Советское школьное образование давало широкий кругозор и тренировало мозг. Тренировало людей на способность к обучению, к самостоятельному мышлению. Почему оно было лучшим в мире? Именно поэтому. Дети учили ботанику не потому, что предполагалось, что они будут изучать пестики и тычинки. Дети учили ботанику для тренировки познавательных навыков в первую очередь и для кругозора. И когда сейчас говорят, что детей нужно на каких-то особых уроках учить морали и патриотизму, то это просто проявление одичания. Потому что дети учатся морали и патриотизму на уроках литературы и истории. И чуть-чуть географии. И чуть-чуть на всех остальных предметах, когда рассказывают про великих физиков, химиков, изобретателей, математиков и так далее. И это само собой очевидно для всех, кроме дичающих на глазах от безнаказанности эффективных менеджеров и молодых технократов. Это я, естественно, не про Мединского, он уже немолод.

Поэтому вопрос содержания образования — это главный вопрос. Сколько учиться — это менее важно, чем-то, чему учить. Когда из школы убрали астрономию, я понимаю, конечно, что религиозные мракобесы всех мастей визжат от восторга и кричат, что, дескать, давайте уберем все остальное. Но это некоторый нонсенс.

Я добавил бы в число школьных предметов логику. Я обязательно вернул бы астрономию. Я убрал бы основы безопасности и перевел бы это в часы начальной военной подготовки. Потому что все необходимое про безопасность там было. Я адаптировал бы к современности уроки труда. Я ввел бы обязательно в 10-м выпускном классе, не в 11-летку, а в 10-летку, основы психологии семейной жизни. Но, самое главное, школа должна воспитывать способность самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи и заниматься тем, что называется критическим мышлением. Сейчас ЕГЭ значительно сложнее, чем советские выпускные экзамены. Уровень сложности безумный. Но при этом детей не учат мыслить. Вообще. То есть их просто натаскивают. В результате, не имея навыка критического мышления, дети очень легко становятся жертвами любых мошенников. Потому что у них в школе полностью разрушаются способности мышления. Я понимаю, что мошенники, которые сидят в стройных рядах государственной бюрократии, сознательно дебилизируют детей, молодежь, чтобы было легче их обманывать. Но тем самым они делают молодежь жертвами и всех остальных мошенников. Что не очень хорошо.
Данис Шакиров — председатель исполкома всемирного конгресса татар, депутат Госсовета РТ Данис Шакиров председатель исполкома всемирного конгресса татар, депутат Госсовета РТ
— Профориентационная работа на сегодняшний день ведется. И по показателям в аналитических материалах можно понять, сколько детей у нас уходит после 9-го класса, например, на технические специальности. Отрадно, что на технические специальности молодежь также ориентирована. Но в первую очередь речь идет о том, что каждый ребенок на сегодняшний день имеет право на полное общее образование, 11 классов. Нужно понимать, что вся учебная школьная программа также рассчитана именно на 11 классов. Поэтому данный вопрос требует изучения аналитических материалов.
Яков Геллер — генеральный директор агентства по государственному заказу РТ Яков Геллер генеральный директор агентства по государственному заказу РТ
— По-разному отношусь к этому. С одной стороны, школа и вуз перегружены ненужной информацией. Мы все это знаем по себе: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Все это ненужное досталось нам из советской школы, когда не было интернета, искусственного интеллекта. Ведь сейчас каждый человек может открыть Google, «Яндекс» и найти больше, чем учитель скажет. Даже в «Википедии».

С другой стороны, моя мама, которая была всю жизнь именно учителем, говорила: «Производительность труда прямо пропорциональна образованию». Отсюда мой вопрос: нужное образование за сколько времени можно в современных условиях получить? Наверное, Мединский имеет это в виду. Может быть, действительно лучше не инфузорию-туфельку изучать (я ее строение в «Яндексе» прочитаю), а учить детей использовать информационные ресурсы, тот самый пресловутый искусственный интеллект, общаться с источниками знаний. Фокус же в том, что преподаватель сейчас не единственный источник знаний. А разница между преподавателем и учителем огромна.

Это длинный разговор — вы тронули мои размышления. Образование — это то, что остается, когда все выученное уже сдано и забыто. У меня много в подчинении сотрудников, которые имеют высшее образование, но у них очень мало образования. Сравнивая с нашим поколением, у нас есть в составе люди, которым уже за 70 лет. Они прошли советские институты и школы. Они гораздо образованнее. Они научились пользоваться информационными источниками. Им не нужны преподаватели, а учителя нужны. Поймите разницу.

Я не отвергаю того, что сказал Мединский. Он сам-то где только ни учился — и в аспирантуре, и докторантуре. А наших, мол, детей хочет оставить необразованными. Это неправда, он не такого хочет.

Это очень большая проблема, которую я делю на информационные источники, на то, что преподаватель и учитель не одно и то же, и на тот временной промежуток, за который можно дать образование человеку. Но образование — на новых принципах. Еще важно, чтобы человек как личность успел сформироваться.
Ильгиз Зайниев — художественный руководитель театра кукол «Экият», депутат Госсовета РТ Ильгиз Зайниев художественный руководитель театра кукол «Экият», депутат Госсовета РТ
— У меня сейчас дети учатся в школе. Дочка пошла в пятый класс. Месяц всего учатся, а она по математике заканчивает вторую тетрадку. Как я помню, нам как минимум на полгода тетради хватало. Мне кажется, это непростой вопрос. Здесь надо 2 раза подумать и только потом решать. Потому что у них может быть много лишнего в образовании.

Какие предметы хотел бы убрать или добавить в школьное образование? Ну сейчас впопыхах я на это не отвечу. Вот я смотрю на нынешнее образование по своим детям и сравниваю с тем, что у нас было. Мне, конечно, импонирует больше то, что у нас было. Может, нужно какие-то предметы из царских времен еще добавить — логику, элементарное умение обращаться с деньгами, финансовую грамотность. Вот этого, мне кажется, в школе не хватает. А что касается профориентации, человек же может из 9-го класса уйти и спокойно работать. Но, мне кажется, когда-то мы пошли не туда.
Шамиль Агеев — председатель ТПП РТ Шамиль Агеев председатель ТПП РТ
— Сокращать [сроки обучения] ни в коем случае нельзя. Потому что ученикам нужно больше знаний давать, чтобы они из школы выходили с новыми навыками. Молодежь сейчас более инфантильная, а чтобы получить специальность, школьных знаний недостаточно. Школа сейчас мало дает знаний. По крайней мере, наше поколение получало их больше и больше навыков получало.

Я бы добавил часов на уроки математики и физики. Сейчас их преподавание достаточно слабое. И каким-то навыкам по оказанию медицинской помощи я бы тоже предложил обучать. Сейчас ведь для этого и так многие пользуются интернетом. А врачебная помощь требуется очень часто. Предложил бы давать ученикам информацию об их юридических правах и обязанностях, чтобы они не становились жертвами мошенников. 116 миллиардов рублей мошенники забрали только в этом году у населения. О какой-то психологической устойчивости учеников надо подумать. В общем, школа должна готовить наших детей серьезней.
Нэлла Прусс — президент Университета управления «ТИСБИ» Нэлла Прусс президент Университета управления «ТИСБИ»
— Я читала про это предложение Мединского и с ним категорически не согласна. Потому что тот срок, который мы определили для своих детей, оптимальный. Потому что в 16 лет, когда они заканчивают школу, у них только-только идет процесс созревания. И самое страшное, с чем мы сталкиваемся сегодня, — это то, что, окончив 10–11 классов, они еще не знают, кем они будут. Если мы еще больше сократим время обучения в школе, это приведет нас к нехорошим последствиям. Потому что с тем, как сегодня мы растим, воспитываем, обучаем школьников, по-моему, все нормально. А говорить о том, что было 10 классов… Но ведь сейчас программа изменилась, она стала шире, наука идет вперед. И все это нужно дать детям, чтобы подготовить их к серьезной жизни.

Я не могу сейчас сказать, что я бы убрала из предметов. Потому что школьная программа нормально заполнена. И я вспоминаю наше обучение. Я и мой муж, ныне покойный, очень многие вещи помнили еще со школьных лет. Поэтому если мы сейчас все это скомкаем и что-то уберем… Как мы можем убрать обществоведение, естествознание, биологию? Человек, окончив школу, должен знать практически все, что ему отведено. И мы хотели бы, чтобы они знали. Потому что человек должен подготовить себя к жизни и что-то знать. Он должен знать физику, химию. Не настолько глубоко, как это будет потом в профессиональном образовании, но настолько, чтобы быть человеком, готовым к последующей жизни.
Радик Абдрахманов — соучредитель «Туган Авылым» Радик Абдрахманов соучредитель «Туган Авылым»
— Базовые знания необходимы. Они помогают ребенку в дальнейшем развитии. Сейчас мир глобально развивается. Просто надо, чтобы дети познавали предметы, которые будут полезны, нужны им в жизни. Детей надо направлять в те профессии, к которым они предрасположены, чтобы они больше делали акцент на тех направлениях, которые бы помогали им в их развитии.

Я думаю, что 11 классов — это оптимально. Я смотрю на своих детей: они сейчас очень перегружены, потому что им дают много уроков. Учиться сейчас сложно. Если начнут сокращать, я даже не знаю, что начнется.
Данис Зарипов — депутат Госсовета РТ, бывший хоккеист «Ак Барса» Данис Зарипов депутат Госсовета РТ, бывший хоккеист «Ак Барса»
— Это нужно долго прорабатывать, чтобы понять, в чем плюс, в чем минус. Нужно ли убрать какие-либо предметы из образовательной программы или, наоборот, добавить? Зачем? Это складывалось веками, и сейчас что-то менять, я считаю, неправильно. Конечно, если углубиться в этот вопрос, что-то можно накопать — что добавить, что убрать. Но сроки обучения менять не стоит.
Роза Гайнутдинова — депутат Госсовета РТ Роза Гайнутдинова депутат Госсовета РТ
— Вообще, я мало что могу сказать по образованию. Но я бы, например, больше подумала про ЕГЭ. Чтобы оно было в первую очередь для учеников, нежели для преподавателей. Было бы хорошо, если бы результаты экзамена были видны только ребенку и у него было несколько шансов, чтобы его сдать. Вот это, я думаю, ключевой вопрос в образовании. Потому что сейчас чем старше класс, тем больше случаев депрессии у детей и вообще все заболевания на нервной почве.

В целом образование нужно пересматривать, нужно что-то менять. Это так. Я бы в школьную программу добавила финансовую грамотность, психологию, какой-то предмет по коммуникации. Чтобы дети больше общались вживую, потому что сейчас социальные сети и гаджеты минимизируют живое общение.