Егоров замечает, что в Казани обращений по градостроительным вопросам на порядок выше, чем в «отдельных» муниципалитетах. Так, за прошлый год исполком Казани рассмотрел 6905 заявлений по выдаче градостроительных планов земельных участков Егоров замечает, что в Казани обращений по градостроительным вопросам на порядок выше, чем в «отдельных» муниципалитетах. Так, за прошлый год исполком столицы РТ рассмотрел 6 905 заявлений по выдаче градостроительных планов земельных участков Фото: «БИЗНЕС Online»

Погодите, не спешите

Реформу с передачей градостроительных полномочий от муниципалитетов к республике, которая с 1 января 2025 года должна прийти в Казань и Набережные Челны, решили растянуть во времени. Соответствующий законопроект был внесен председателем комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсовета РТ Андреем Егоровым.

Поправки вносятся в закон РТ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан и органами государственной власти Республики Татарстан в области градостроительной деятельности», принятый в декабре 2023 года. Его суть в том, что на уровень министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ отходит целый ряд полномочий, который прежде был за муниципалитетами. В том числе планирование территорий и выдача разрешений на строительство.

Градостроительная диктатура победила: у глав отобрали главный хлеб

Для районов реформа заработала с 1 января 2024-го, а вот для городских округов — Казань и Набережные Челны — прописали «отсрочку» на год. Эти полномочия должны были перейти минстрою с 1 января 2025-го.

Но с принятием сегодняшних поправок срок ввода документа для Набережных Челнов переносится до 2026 года, а для Казани — до 2027-го. «Это позволит планомерно завершить начатые проекты», — аргументировал коллег Егоров, представляя документ на сегодняшней сессии. В итоге проголосовали единогласно.

В Казани за 10 лет подготовлено более 230 проектов планировок территорий, выдано 40 тыс. градостроительных планов — а все это фундамент для выдачи разрешений на строительство В Казани за 10 лет подготовлено более 230 проектов планировок территорий, выдано 40 тыс. градостроительных планов, а все это фундамент для выдачи разрешений на строительство Фото: «БИЗНЕС Online»

Казань обработала больше градостроительных запросов, чем все районы Татарстана

Почему понадобились изменения? Как пояснил Егоров, эти два города обеспечивают примерно половину объемов жилищного строительства в РТ: Казань — 40%, Челны — 10%. И поэтому важно, чтобы строительство шло без срывов.

Судя по пояснительной записке к законопроекту, в той же Казани обращений по градостроительным вопросам на порядок больше, чем в отдельных муниципалитетах.

Например, в столице РТ за 10 лет подготовлено более 230 проектов планировок территорий, выдано 40 тыс. градостроительных планов, а все это фундамент для выдачи разрешений на строительство. Только за прошлый год исполком Казани рассмотрел 6 905 заявлений по выдаче градостроительных планов земельных участков. Власти города рассмотрели 1 375 заявлений по поводу выдачи разрешения на строительство и выдали 188 разрешений. Поступило 549 заявлений на ввод объектов в эксплуатацию, выдано 183 разрешения. Еще 1 909 заявлений — это запросы о предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Ситуацию по Татарстану (за исключением Казани и Челнов) приоткрыли в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» в минстрое РТ. «В текущем году поступило 1 273 заявления на выдачу разрешений на строительство, — говорится в ответе ведомства. — На сегодняшний день рассмотрено 98 процентов этих заявлений».

Отметим, что республиканский план по вводу жилья не просто цифры. К нему подверстываются федеральные программы, по которым финансируется строительство школ, детских садов, дорог и сетей. Меньше метров — меньше денег! Сокращение стройки инфраструктуры сейчас означает новое сокращение строительства жилья. На 2024 год республиканский план ввода жилья — 3 млн 150 тыс. кв. м, и на середину сентября он выполнен на 89% (2 млн 797 тыс. кв. м).

Если говорить о многоквартирном строительстве, то именно Казань обеспечивает максимальные объемы: пожалуй, более половины многоквартирных домов строится в столице РТ. Очевидно, что сбои в системе выдачи разрешений на строительство — прямой риск. А планы и без того в шатком состоянии на фоне падения продаж жилья. Девелоперы отлично видят ситуацию — и, если продажи не улучшатся, они начнут ставить проекты на паузу.

Добавим, что с архитектурно-градостроительной точки зрения Казань сегодня «смотрится» на фоне региональных городов Добавим, что с архитектурно-градостроительной точки зрения Казань сегодня «смотрится» на фоне региональных городов Фото: «БИЗНЕС Online»

Чтобы система заработала, ее надо настраивать уже сейчас, иначе коллапс неминуем

Причины, по которым было предложено отсрочить реформу для городских округов, вполне очевидны. Напомним историю вопроса. Закон о передаче министерству строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана 12 градостроительных полномочий муниципалитетов парламент республики спешно принял в конце декабря 2023 года.

«Перераспределение полномочий позволит в первую очередь синхронизировать жилищное строительство с возведением социальных объектов, объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также размещением производственных площадок, созданием мест приложения труда», — объяснял в ходе принятия документа замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Владимир Кудряшев.

Но переход полномочий к минстрою в других районах республики до сих пор не завершен, и особенно трудно застройщикам было в начале года. Никто не знал, куда бежать: местные власти посылали в Казань, в столице РТ же даже позвонить и спросить было не у кого.

Поскольку закон о передаче полномочий, принятый накануне Нового года, не предусматривал никакого переходного периода и не оставлял возможностей для спокойного формирования новой системы, пошли задержки. Бизнес взвыл — даже коровник построить оказалось невозможно.

«Месяц стоит 1,5–2 миллиона»: сколько платит бизнес за градостроительную реформу в Татарстане?

«Не будешь пробивать лбом — придется полгода сидеть и ждать. Никто о тебе там не вспомнит», — описывали получение разрешения на строительство и другой градостроительной документации в минстрое РТ в середине года.

Понятно, что систему выстраивают, положение дел исправляется.

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Кудряшев в кулуарах международной конференции «Главгосэкспертизы», отладить механизм по выдаче разрешений на строительство и другой градостроительной документации ведомство намерено в октябре. Как уточнили в пресс-службе минстроя, штат департамента ведомства, отвечающий за градостроительную документацию, укомплектован на 92%. В общем, на переход требуется время.

Городским и районным администрациям Татарстана запретили готовить, утверждать, корректировать:

  • генеральный план;
  • единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования;
  • правила землепользования и застройки (ПЗЗ);
  • местные нормативы градостроительного проектирования.

Данные полномочия переданы минстрою республики. И это только часть списка.

С 1 января 2024 года министерству строительства РТ разрешили:

  • отклонять предложения о корректировках ПЗЗ;
  • предоставлять или не предоставлять разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  • готовить, корректировать проекты планировок территорий;
  • выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, а также ввод этих объектов в эксплуатацию на территориях городских округов;
  • готовить, регистрировать и выдавать градостроительные планы земельных участков;
  • принимать и воплощать решения о комплексном развитии территории (КРТ);
  • заключать договоры о КРТ по инициативе правообладателей земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимости;
  • вести государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности РТ и предоставлять оттуда сведения, документы и материалы.

Райадминистрациям позволено только:

  • проводить общественные обсуждения и публичные слушания по проектам перечисленных выше градостроительных документов;
  • организовывать собрания собственников в случае комплексного развития территории, если туда попали многоквартирные дома, которые не признаны аварийными, подлежащими сносу или реконструкции.

Закон также оставил на местах работу с уведомлениями при строительстве, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов.

Отметим, что варианты передачи полномочий были разные. По словам собеседников «БИЗНЕС Online», против изъятия всех полномочий выступал сам Григорьев, который предлагал забрать только главную градостроительную триаду: генплан, ПЗЗ и местные нормативы градостроительного проектирования. Точку поставили прокуратура и минюст РТ — после этого у местных властей забрали почти все. Надзорным ведомствам так проще, потому что контролировать теперь необходимо только минстрой РТ, а не 43 муниципалитета.

Добавим, что с архитектурно-градостроительной точки зрения Казань сегодня «смотрится» на фоне региональных городов. В работе масштабная реновация «Новой портовой» и застройка промзон у Вознесенского тракта и на улице Родины, вот-вот начнутся проекты Серебряного бора и присоединенных территорий «Восточной дуги», интерес к Казани проявляют крупные федеральные девелоперы.

Возможно, кажется, что можно чисто механически перевести из казанского исполкома всех чиновников, отвечающих за исполнение передаваемых полномочий, под крыло минстроя — и закрыть эту тему. Но на самом деле ситуация сложнее. Во-первых, люди заняты не только этими бумажками — есть и другие функции. Во-вторых, в процессе задействованы не только те, кто принимает заявления и выдает разрешения, дающие право копать котлован. Согласования проходят в нескольких подразделениях — это не только управление градостроительных разрешений, но и управление архитектуры, КЗИО, комитет внешнего благоустройства и другие структуры в рамках своей доли ответственности.

Разрыв внутренних связей, различия в документообороте неминуемо вызовут коллапс системы на стыке полномочий. Пример-то перед глазами: достаточно сказать, что по республике минстрой надеется отстроить эту систему за 10 месяцев. А что будет, если бумажный вал увеличится еще раза в 2–3 после того, как в минстрое примут поток челнинских и казанских заявлений? Чтобы схема заработала с 1 января, уже пора набирать новых сотрудников, искать помещения, закупать оборудование и рассаживать чиновников по кабинетам.

Видимо, за год-два с этими проблемами разберутся, если, конечно, и вовсе не отменят градостроительную революцию в городах…