Как отметил на заседании премьер-министр Михаил Мишустин, документ на ближайшую трехлетку власти верстали на фоне «дисбалансов» в мировой экономике и «колоссального» давления на российскую Как отметил на заседании премьер-министр РФ Михаил Мишустин, документ на ближайшую трехлетку власти верстали на фоне «дисбалансов» в мировой экономике и «колоссального» давления на российскую Фото: © Дмитрий Астахов, РИА «Новости»

Доходы и расходы бюджета вырастут вопреки планам

Главные финансовые документы страны — проект бюджета и прогноз социально-экономического развития на 2025–2027 годы — правительство РФ кратко представило накануне. Ночью 24 сентября в российских информагентствах появились параметры, предоставленные кабмином, а вечером состоялось заседание правительства нашей страны, на котором обсуждали цифры. По закону кабмин должен внести в Госдуму бюджет на трехлетний период до 1 октября, остается меньше недели.

Как отметил на заседании премьер-министр Михаил Мишустин, документ на ближайшую трехлетку власти верстали на фоне «дисбалансов» в мировой экономике и «колоссального» давления на российскую. Пакеты санкций все расширяются, возникают новые вызовы, но государству удается им противодействовать, поддерживать граждан и бизнес и формировать фундамент для дальнейшего роста, подчеркнул председатель правительства. Он заметил, что рост мирового ВВП замедляется, а в странах зоны евро даже есть признаки стагнации. Выступавший дальше министр экономического развития РФ Максим Решетников подчеркнул, что с 2020 по 2023 год валовой внутренний продукт России вырос на 5,5% — это в разы выше, чем во многих развитых государствах. С того, что ВВП растет выше прогнозов, начал вчера свой публичный доклад главе государства Владимиру Путину председатель правления Сбербанка Герман Греф.

Прописанное в бюджете соотношение доходов и расходов Мишустин описал как «оптимальное». Что имеем? По прогнозу кабмина, доходы в 2025 году составят 40,3 трлн рублей, расходы — 41,5 трлн рублей, а дефицит таким образом — 1,2 триллиона, или 0,5% валового внутреннего продукта. Стоит заметить, что объявленные накануне цифры серьезно отличаются от тех, которые были заложены в прогнозе бюджета на 2024–2026 годы. В том документе предполагалось, что доходы в 2025-м составят 33,6 трлн рублей, а расходы — 34,4 трлн рубля. Откуда такой рост? Как замечает «Коммерсантъ», дело не только в налоговой реформе.

Еще год назад министерство финансов РФ полагало, что после серьезного роста доходов и расходов в 2024-м (минимум на 20% и 15% соответственно) в 2025 году бюджетная политика нормализуется, обе части бюджета сократятся, страна начнет «жить по средствам». На деле вышло наоборот. Сократить объем доходов и расходов не вышло, но бюджетные правила (когда на расходы идут только базовые нефтегазовые доходы, а остальные накапливаются в ФНБ) заработают в полную силу, заверил накануне на заседании кабмина министр финансов РФ Антон Силуанов.

Министр финансов также представил три главных приоритета бюджета — социальная поддержка граждан («все необходимые расходы на эти цели учтены в бюджете»), расходы на оборону, безопасность и нужды специальной военной операции, а также технологическое лидерство и расширение инфраструктуры Министр финансов также представил три главных приоритета бюджета: социальная поддержка граждан («Все необходимые расходы на эти цели учтены в бюджете»), расходы на оборону, безопасность и нужды специальной военной операции, а также технологическое лидерство и расширение инфраструктуры Фото: government.ru

Министр финансов также представил три главных приоритета бюджета: социальная поддержка граждан («Все необходимые расходы на эти цели учтены в бюджете»), расходы на оборону, безопасность и нужды специальной военной операции, а также технологическое лидерство и расширение инфраструктуры. Пожалуй, важнейшая строка расходов в нынешних условиях — та, что касается безопасности. «Ресурсы будут предусмотрены (и уже предусмотрены) на оснащение Вооруженных сил необходимым вооружением и военной техникой, выплату денежного довольствия, поддержку предприятий оборонно-промышленного комплекса», — отметил Силуанов, не вдаваясь в детали.

За сутки до заседания кабмина агентство Bloomberg сообщило, что в проекте бюджета на трехлетку правительство предложило увеличить расходы по статье «Национальная оборона» в 2025 году до 13,2 трлн рублей, хотя изначально планировалось сокращение до 8,5 трлн рублей. В 2024-м заложенные в бюджете расходы составляют 10,8 трлн рублей.

В 2025 году кабмин ждет роста ВВП России на 2,5%. Это на 0,2% больше, чем прогнозировалось в апреле. В 2025 году кабмин ждет роста ВВП России на 2,5%. Это на 0,2% больше, чем прогнозировалось в апреле Фото: Мария Дмитриенко / ТАСС

Рост ВВП на 2,5%, инфляция не снизится до цели ЦБ, доллар будет стоить 96,5 рубля

Бюджет сформирован на основе макроэкономического прогноза, подготовленного министерством экономического развития РФ. Суммарно с 2024 по 2027 год валовой внутренний продукт вырастет на 13%. Номинал ВВП в 2024-м составит 196 трлн рублей — это почти в 2 раза больше, чем в 2020 году. К 2027-му номинальный объем валового внутреннего продукта составит почти 250 трлн рублей, сыпал накануне позитивными цифрами Решетников. При этом он оговорился, что минэкономразвития традиционно прогнозирует «умеренно консервативно». Другими словами, ситуация может развиваться еще лучше.

Что по цифрам? В 2025 году кабмин ждет роста ВВП России на 2,5%. Это на 0,2% больше, чем прогнозировалось в апреле. В 2026-м ожидается увеличение на 2,6% (2,3%), в 2027-м — на 2,8% (2,4%). Для сравнения: ожидаемый рост валового внутреннего продукта в этом году составит 3,9% (в апреле ожидалось 2,8%).

Инфляция в 2025-м, по прогнозу министерства экономического развития, составит 4,5%, хотя еще в апреле ожидалось 4%. Напомним, Центробанк РФ в этом году планировал охладить инфляцию до цели в 4%, но этого сделать не удалось. Теперь Банк России намерен выполнить задачу в 2025-м, но из прогноза следует, что даже с учетом жесткой денежно-кредитной политики ЦБ не добьется цели в следующем году. Инфляцию в 4% минэкономразвития обещает только в 2026-м.

Среднегодовой курс доллара в 2024 году прогнозируется на уровне 91,2 рубля. В 2025 году, как считает минэк, он вырастет до 96,5 руб. Среднегодовой курс доллара в 2024 году прогнозируется на уровне 91,2 рубля. В 2025-м, как считает минэкономразвития, он вырастет до 96,5 рубля Фото: «БИЗНЕС Online»

Среднегодовой курс доллара в 2024 году прогнозируется на уровне 91,2 рубля. В 2025-м, как считает минэкономразвития, он вырастет до 96,5 рубля, в 2026-м составит 100 рублей, а в 2027-м достигнет отметки в 103,2 рубля. В базовый сценарий прогноза (а значит, и в бюджет) заложена цена на нефть марки Brent в 2024 году на уровне $83,5 за баррель, в 2025-м — $81,7, в 2026-м — $77, в 2027-м — $74,5. Накануне вечером котировки ноябрьских фьючерсов на сорт Brent на лондонской бирже ICE Futures составляли $74,80 за баррель.

Серьезный оптимизм у министерства экономического развития по динамике промышленного производства и инвестициям в основной капитал. Если в апреле ожидался годовой рост на уровне 2,5%, то теперь — 4%. В 2025-м производство должно вырасти на 2%, в 2026-м — на 2,4%, а в 2027-м — на 2,6%. Так или иначе ждем сокращение по сравнению с «высоким» 2024-м. Похожая ситуация с инвестициями. Прогноз значительно повышен с 2,3 до 7,8% по итогам этого года. В 2025-м прогнозируемый рост — 2,1%, в 2026-м — 3%, в 2027-м — 3,3%. Оборот розничной торговли в следующем году должен вырасти на 7,6%, в 2026-м — на 6,1%, в 2027-м — на 4,1%.

Планы по экспорту не такие амбициозные. В 2024-м ожидается незначительный рост с $424,5 млрд до $427,6 млрд, а вот данные на следующую трехлетку не приводятся. Та же история с импортом: в этом году ожидается снижение с $302,9 млрд до $294,9 миллиарда.

Что касается доходов населения, здесь тоже обещают рост. Рост реальных располагаемых доходов населения в 2024 году ожидается на уровне 7,1% (5,2% в апрельской версии), в 2025-м — 6,1% (хотя в апреле прогнозировали 3,5%), в 2026-м — 4,6% (3%), в 2027-м — 3,4% (2,6%). Рост реальных заработных плат в 2024 году прогнозируется на уровне 9,2% (6,5% в апреле), в 2025-м — 7% (3,6%), в 2026-м — 5,7% (2,8%), в 2027-м — 4,1% (2,5%). Удержать рост зарплат, видимо, поможет и остающаяся на рекордно низком уровне безработица. В ближайшую трехлетку она должна составить 2,6%.

Что касается доходов населения, здесь тоже обещают рост. Рост реальных располагаемых доходов населения в 2024 году ожидается на уровне 7,1% Что касается доходов населения, здесь тоже обещают рост. Рост реальных располагаемых доходов населения в 2024 году ожидается на уровне 7,1% Фото: «БИЗНЕС Online»

«Люди будут больше тратить, а не сберегать»

Сегодня прогноз социально-экономического развития Решетников представил сенаторам на открывающем осеннюю сессию заседании. Российская экономика развивается, несмотря на все вызовы. Рост ВВП существенно выше, чем во многих развитых странах, начал он свой доклад. Какие основные источники? Инвестиции обеспечат почти треть роста экономики. Продолжится и рост потребительского спроса за счет увеличения доходов населения. Уже с конца 2025 года спрос будет поддерживаться стабилизацией нормы сбережений после пикового 2024-го. «То есть люди будут больше тратить, а не сберегать», — уточнил министр. Он добавил: растущий спрос будет удовлетворяться за счет производства отечественных товаров и услуг, развития экономики предложения.

После пика в начале июля инфляция начала замедляться. В следующем году эта тенденция продолжится, а в 2026-м «показатель выйдет на целевой уровень». Прогноз в министерстве считают «реалистичным» — это позволяет сформировать бюджет на три года. Он учитывает расходы на реализацию послания президента, новые нацпроекты, а также «расшивку» дефицита трех ключевых ресурсов: труда, капитала и технологий.

Что касается рынка труда, то тут среди прочего нужно повышать гибкость трудовых отношений — есть несколько законодательных ограничений, их необходимо снять. Например, расширить возможность сверхурочной работы для бизнеса, который готов за это платить, а также снизить излишние ограничения по отдельным профессиям для женщин и молодежи.

Инвестиции должны расти опережающими темпами. Важно создавать стабильные условия для инвесторов, распределять риски между бизнесом и государством, поощрять интерес к технологически сложным проектам. Инструменты для этого есть, все они получат развитие в рамках нового нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» и отраслевых госпрограмм. В нацпроекты заложено и снятие инфраструктурных ограничений — это развитие автодорог, железнодорожного транспорта, аэропортов, внутренних водных путей, международных транспортных коридоров и погранпереходов.

Ведомства завершают сборку нацпроектов. Но их реализация зависит от регионов, от того, насколько активно они станут использовать возможности. За счет механизма списания части задолженности перед федеральным бюджетом регионам окажется доступно 1,1 трлн рублей на поддержку инвестиций и создание инфраструктуры. Существенные средства направят и в рамках продления программы инфраструктурных бюджетных кредитов. Но тут регионам надо направить деньги на проекты, которые будут развивать экономики и станут источником предстоящих налоговых доходов.

Важно законодательно стимулировать структурные изменения в экономике. Решетников остановился на двух темах — развитие платформ (нужно создать честные правила игры для всех участников, повысить социальную защищенность) и обновление стратегии пространственного развития. Все программы важно увязать с пространственными особенностями территорий, синхронизировать планы развития отраслей и регионов, одновременно дать возможность развиваться сильным регионам и поддержать нуждающиеся.

С налоговой реформой меняются параметры по упрощенной системе налогообложения (УСН). Если сумма доходов превышает 60 млн рублей, то компании начинают платить НДС двух типов С налоговой реформой меняются параметры по упрощенной системе налогообложения. Если сумма доходов превышает 60 млн рублей, то компании начинают платить НДС двух типов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Влияет ли на снижение инфляции только процентная ставка? Конечно, нет»

«Вы зря ушли, мы вас сейчас пытать будем. Проходите обратно за трибуну», — остановила спикер Валентина Матвиенко Решетникова, который засобирался уходить.

Сенатор Иван Абрамов напомнил, что вступлением налоговой реформы с 1 января 2025 года вводится понятие «дробление бизнеса». К нему обращается много предпринимателей по данному вопросу, поэтому необходимо ввести механизм «предупреждения о наличии признаков дробления», чтобы люди не перешли в категорию нарушителей и тем более в категорию преступников.

С налоговой реформой меняются параметры по упрощенной системе налогообложения. Если сумма доходов превышает 60 млн рублей, то компании начинают платить НДС двух типов. Эти изменения, считает Решетников, приведут к существенному обелению бизнеса и снижению мотивов для дробления. При этом 96% субъектов МСП имеют доход до 60 млн, потому для них условия не меняются. Попадают под новые правила те, кто работает в сфере операций с недвижимостью и в оптово-розничной торговле. Производство не пострадает. Важный вопрос: что дальше с амнистией? Предложение по поводу «опрозрачивания критериев дробления» — хорошая идея. Ее нужно обсудить с налоговой службой. «Не всегда люди действуют как злоумышленники», — резюмировала Матвиенко, призвав провести широкую разъяснительную кампанию с бизнесом и региональными командами.

Конечно, не обошлось и без вопросов по поводу роста ключевой ставки. Правда, свою оценку Решетников давать не стал. Он напомнил, что вместе с прогнозом социально-экономического развития в Госдуму и Совфед будут представлены и основные направления денежно-кредитной политики. Эти два документа синхронизированы. «Влияет ли на снижение инфляции только процентная ставка? Конечно, нет. Инфляция — это целый комплекс вопросов», — добавил министр. Тут правительство в рамках своих полномочий должно решать две ключевые задачи — формирование экономики предложения, а также работа по субсидируемым программам.

«На сегодняшний момент на федеральном уровне бюджет взял на себя от 17–18 триллионов рублей кредитного портфеля, по которому мы субсидируем процентную ставку. В первую очередь это, конечно, ипотека — почти 10 триллионов. Потому любое изменение процентной ставки для бюджета крайне болезненно», — отметил Решетников. Сейчас ведомство с Центробанком синхронизирует информационный обмен, также стоит задача унифицировать подходы, справедливо распределять риски. «Чем больше мы субсидируем программы кредитования в экономике, тем больше вынужден Центральный банк поднимать ставку для той части, которая не субсидируется», — объяснил Решетников. Позже он добавил, что текущий период высоких процентных ставок и возможности их субсидирования бюджетом жестко ограничены, поэтому пока стоит задача обслужить существующий портфель кредитов.

Один из главных ограничителей в экономике — кадровый дефицит. Рынок труда, конечно, оказался гибче, чем принято считать, — идет рост в условиях крайне низкой безработицы. Но ресурсы здесь не безграничны, поэтому необходимо инициировать структурные изменения в экономике, очень важен и рост производительности труда, а также разумная миграционная политика.

«А почему таргет инфляции у ЦБ 4 процента? Почему не 6 или не 8?»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты оценили проект бюджета и прогноз социально-экономического развития и порассуждали, насколько он близок к реальности.

Александр Виноградов — ведущий экономист автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева „Неокономика“»:

— Исходя из исторического опыта, трехлетняя прикидка бюджета похожа на вождение вилами по воде. Если на ближайший год в целом прогноз можно считать адекватным, то в течение трех лет он серьезно меняется. А чтобы прогнозировать цену на нефть, вообще колдуном надо быть. Она несовместима с экономической деятельностью.

Что касается уровня инфляции, там здесь картина странная. С одной стороны, официальный уровень инфляции — около 8 процентов. Но при этом ключевая ставка более чем вдвое больше. Есть и данные [исследовательского холдинга] «РОМИР»: инфляция по товарам повседневного спроса и изменение индекса цен составляют 21 процент. Как считается эта официальная инфляция? Насколько она отражает действительный рост цен, который касается среднего российского гражданина? Относительно возможного роста ВВП и изменения курса здесь можно сказать следующее: это будет сильно зависеть от динамики валютной выручки. Если цена на нефть снизится, то и выручка просядет.


Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:

— Прогноз минэкономразвития реалистичен. Только инфляция будет выше, за счет этого выше окажутся доходы бюджета. Дай бог, получится собрать все доходы в казну, дай бог, не рухнет нефть из-за мировой рецессии. Потому что в Америке будет кризис, она рухнет. А так — достаточно реалистично. Я бы хотел отметить, что надо посмотреть, какой оборонный бюджет заложили. Bloomberg писал, что 13 триллионов, но вдруг там цифры чуть-чуть другие. Считаю, что предпосылок для достижения заявленных целей по инфляции нет, но это естественно при таких государственных расходах и при сохранении экономического роста. Инфляция будет 6−7 процентов. Вообще я согласен с [председателем правления ПАО «Банк ВТБ» Андреем] Костиным: а почему таргет инфляции у ЦБ 4 процента? Почему не 6 или не 8 процентов? В книжках, по которым я учился, писали, что нормальная инфляция — до 20 процентов, но это очень давно было. Я думаю, что нормальная инфляция — до 10 процентов.

[Ощутимое повышение доходов и расходов в бюджете связано] с экономическим ростом, резким ростом ненефтегазовых доходов, выходом зарплаты из тени, потому что правительство гайки закручивает. Но вообще-то я надеюсь, что «Газпром» станет увеличивать долю в Китае, то есть будет дальнейшая переориентация нашей экономики на Восток.

Почему прогноз по росту реальных доходов вырос до 6,1 процента, хотя в апреле прогнозировали 3,5 процента? Оборонные расходы раскручивают рост зарплаты. Плюс у нас очень низкая безработица. Если раньше, например 30 лет назад, наибольшие зарплаты были у сырьевиков, в нефтегазе и там, где имелись иностранные деньги, — интернет, сотовая связь и фондовый рынок, то сейчас это айтишники и все, что связано с войной. Это не только парни, которые на «ленточке», но и оборонка тоже. Так что структура экономика изменилась, но рост расходов, конечно, мы видим.


Олег Вьюгин — экономист, председатель совета директоров национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР):

— Что-то вы смешали бюджет и прогноз минэкономики. Прогноз данного ведомства никакой. Это просто некое представление о том, что ложится в основание бюджета. А какие реально будут показатели, жизнь покажет. Если же говорить о бюджете, то, конечно, рост расходов и доходов существенный. Там рост ненефтяных доходов получается под 20 с лишним процентов. То есть от НДС, от прибыли и от НДФЛ. Получается, что мы не ожидаем роста экономики на 2,5 процента… Это означает, что мы ожидаем роста… Точнее, он уже состоялся, практически от этого роста цен будут собраны дополнительные доходы в бюджет и расходы. То есть это как бы такой скрытый сигнал, что реально инфляция существенно выше, чем ее называют статистические органы. И мы знаем, что ощущаемая инфляция у населения действительно выше этого зафиксированного опроса.


Михаил Делягин — экономист, директор Института проблем глобализации, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике:

— Прежде всего я не информационное агентство Bloomberg, которое, судя по всему, получает проект федерального бюджета раньше, чем правительство Российской Федерации, поэтому я пока этого не видел. А как только вам говорят, что инфляция в следующем году будет 4 с чем-то процента, дальше уже можно не читать. Это так же неправдоподобно и нелепо, как и все остальные прогнозы минэкономразвития. Причем экономический рост в 2,5–2,8 процента — это в пределах статистической погрешности. То есть тоже всерьез о таком говорить не стоит.

Цена нефти, безусловно, будет снижаться, потому что вне зависимости от того, кто окажется президентом США, они станут давить в этом направлении, причем успешно. Но с какой скоростью? То, что заложено в прогнозе, — это, скорее, оптимистично. Но в любом случае у нас будут дополнительные доходы, связанные с неучтенной инфляцией. Сформулируем это так. То есть данный прогноз носит оптимистичный характер. Но поскольку Росстат, который дает статистику и оценивает качество прогноза, подчинен минэкономразвития, а качество статистики у нас таково, что его никто давно даже не обсуждает, то всерьез это рассматривать я бы даже не стал.


Андрей Кочетков — частный инвестиционный консультант:

— К прогнозам наших ведомств я отношусь с очень большой аккуратностью. Что они подтверждают на протяжении многих лет, так это то, что их прогнозы далеко не всегда сбываются. Что касается роста доходов и расходов, да, у нас действительно сейчас наблюдается расширение ВВП, причем в сложной геополитической ситуации, темпы достаточно высокие. По крайней мере выше, чем, например, в той же пресловутой Германии, поэтому рост доходов и расходов неизбежен. Если завершится этот геополитический кризис, у нас будет достаточно много расходов на восстановление новых областей.

Относительно [прогноза по] инфляции очень сложно говорить. За последнее время состоялось множество дискуссий на данную тему. Центральный Банк принимает активное участие со своей ставкой, но по большому счету у нас единственная проблема с инфляцией — это дефицит, который частично образовался из-за проблем с платежами нашим торговым партнерам. И опять же высокая ставка мешает нашей промышленности активно развиваться и заполнять те ниши, которые заполняет импортная продукция.

Как только будет решена эта проблема и темпы инфляции заметно упадут, нам не нужна будет высокая ставка. И доходы населения окажутся выше, потому что мы станем больше производить внутри России и, соответственно, пополнять доходы граждан, что будет еще больше стимулировать экономический рост в стране.

Что касается реальных доходов населения, они очень сложно считаются, потому что берутся все доходы жителей, отнимается инфляция. Соответственно, вот эта цифра выдается нам в качестве прогнозной. Если, например, в начале года наблюдался рост зарплат в некоторых отраслях, то сейчас мы видим то, что эти темпы роста прекратились, а в некоторых случаях даже пошли на спад. Поэтому арендный фонд жилья сейчас не столь прибыльный, как, например, несколько лет назад. То есть там доходы населения тоже не особо растут. Единственная, наверное, точка роста доходов населения сейчас у нас образовалась в банках за счет высоких ставок по депозитам. В какой-то степени можно говорить об этом, но о точности цифр... увы, у меня нет столько статистики.