Для Миляуши Хайруллиной это первый творческий вечер Для Миляуши Хайруллиной это первый творческий вечер Фото: страница Хайруллиной. m.vk.com/mila_violet

Эльмира Калимуллина, Филюс Кагиров и оперная певица из Швейцарии

Пока за закрытыми дверями зрительного зала ГБКЗ им. Сайдашева шли финальные прогоны, гости оживленно обсуждали предстоящий вечер. Поклонники татарской музыки собирались целыми семьями и подходили друг к другу с приветственными восклицаниями и теплыми объятиями. «Надеюсь, гости будут слушать нас добрыми ушами и смотреть добрыми глазами», — выразила чаяния главная героиня музыкального вечера Миляуша Хайруллина от концерта, который прошел в минувшую пятницу.

Если зрители были просто настроены хорошо провести вечер и ближе познакомиться с ее творчеством, то за кулисами, помимо волнения и предконцертной суматохи, царила атмосфера безусловной взаимоподдержки. «В концерте принимают участие ее друзья — люди, которые любят Миляушу, ее музыку и творчество. Миляуша делала концерт сама, и мне кажется, это наша обязанность (не побоюсь этого слова) — помочь состояться этому концерту, чтобы его увидело множество людей и оценило по достоинству», — поделился с «БИЗНЕС Online» артист ТЮЗа им. Кариева Булат Гатауллин. Он не только выступал с номером из спектакля «Кәҗүл читек» («Необыкновенные ичиги»), но и помогал с организацией вечера.

Заслуженная артистка РТ Илюса Хузина тоже с теплом отозвалась о героине концерта и рассказала о том, как появилась на свет композиция «Мин Казанда калам» («Я остаюсь в Казани»), добавленная в программу выступления. Поэтесса Эльмира Жалилова написала стихотворение, основанное на личной истории певицы, и важно было найти композитора, кому можно было доверить написание музыки.

«Миляуша в тот же вечер прислала [сообщение], напевая своим голосом эту песню. И я слушаю и плачу, потому что это было точное попадание слов и музыки! — с улыбкой вспоминала Хузина. — Миляуша не только талантливый музыкант, она очень чувствительный, эмпатичный и глубокий человек. И я очень надеюсь, что ее творческий путь будет очень красивым, усыпанным аплодисментами и новыми проектами. И очень надеюсь, что наша творческая дружба будет длиться долгие-долгие годы».

Скрасила вечер народная артистка РТ Эльмира Калимуллина Скрасила вечер народная артистка РТ Эльмира Калимуллина Фото: m.vk.com/mila_violet

Хайруллина открыла вечер соло на рояле, а затем произнесла короткую приветственную речь. «Это первый творческий шаг именно в плане концерта. Я решила наполнить свой вечер лирикой, песнями, романсами. Мне кажется, всем нам не хватает любви и тепла», — заметила исполнительница. Она кропотливо выбирала произведения, в основном в программу вошли композиции 4–5 последних лет. Помогли познакомить зрителей с песнями и романсами известные в республике исполнители, такие как народные артисты РТ Эльмира Калимуллина (когда она вышла на сцену в бархатном красном платье, из зала послышалось восторженное «Красавица!»), Филюс Кагиров, заслуженные артисты РТ Артур Исламов, Илюса Хузина и др. Оперная певица Алина Замалиева родом из Зеленодольска впервые представила песню «Сиңа килермен». Для этого она прилетела из Швейцарии, а на родине стала известна после успешного участия в прошлом году в немецком «Голосе». «Не в этом ли настоящая сила притяжения музыки?» — говорили на вечере.

Алина Замалиева приехала из Швейцарии Алина Замалиева приехала из Швейцарии Фото: m.vk.com/mila_violet

История каждой композиции транслировалась на экранах по бокам зала. К примеру, во время выступления Сюмбель Киямовой и заслуженного артиста РТ Айрата Ганиева зрители узнали, что для своего первого танца их песню «Гаиләм» выбрали 45 пар молодоженов. «Когда с моей музыкой случаются такие удивительные вещи, понимаю, что я на правильном пути», — передавал экран слова Хайруллиной.

Оркестр центра современной музыки Софии Губайдулиной под управлением Дмитрия Железнова сопровождал игру Хайруллиной мастерским выступлением — было видно, что все музыканты вкладывают максимум усилий, чтобы сделать этот вечер запоминающимся не только для зрителей, но и для автора. Железнов жил, что называется, на сцене — струнные и духовые инструменты под его умелым взмахом руки то затихали до полушепота, то выдавали ударное крещендо.

Театральный блок еще больше оживил зал — он с восторгом встретил «Песню Лисы» и «Песню Волка», которые исполняют в театре кукол «Экият». Помимо оркестрового исполнения, зрители смогли насладиться мини-выступлениями артистов и приглашенных гостей. Например, танцем к спектаклю «Муса. Моабит» публику очаровала артистка ТЮЗа им. Кариева Альбина Нугманова. Под пение Ильгиза Мухутдинова тень танцовщицы плавно двигалась на стенах концертного зала, а красный свет в конце номера и осторожная поступь нот, сливающаяся с тихим голосом певца, заставили зрителей затаить дыхание и не отрываясь наблюдать за хрупкой Нугмановой.

Эльза Заяри-Исламов стала музой альбома «Любовь и жизнь женщины» Эльза Заяри-Исламова стала музой альбома «Любовь и жизнь женщины» Фото: m.vk.com/mila_violet

«Любовь и жизнь женщины»: песня о «доченьках», папе и нелегком пути женщины

Финальный блок открыла презентация нового альбома «Любовь и жизнь женщины», созданного композитором совместно с Эльзой Заяри-Исламовой. В него вошло 6 песен, последняя была дописана накануне концерта.

«Это невероятный цикл, в котором рассказывается о нелегком пути женщины. Все те чувства, которые она проживает за всю свою жизнь», — поделилась с «БИЗНЕС Online» Исламова. Все истории из цикла связаны с ее личными историями, и это чувствовалось в выступлении. После песни «Папа» певице понадобилось несколько минут, чтобы вытереть навернувшиеся слезы и настроиться на другую композицию. «Нас с Миляушой объединяет то, что мы очень рано потеряли своих отцов. Вырастили нас мамы, — призналась она. — „Папа“ — одна из самых трогательных песен этого цикла, вначале нам было очень тяжело ее исполнять, репетировать. Сегодня на репетиции я не смогла ее спеть, потому что очень много эмоций, но на самом концерте собралась».

Помимо этой чувственной композиции, прозвучало нежное обращение к дочерям через песню «Доченьки». Певица рассказала, что она мама двух разных по характеру девочек — «как Солнце и Луна». Также Заяри-Исламова спела о любви, ностальгии и женской судьбе. Хайруллина напомнила, что в XIX столетии немецкий композитор Роберт Шуман написал цикл «Любовь и жизнь женщины». Перед двумя исполнительницами стояла задача «перекинуть эту арку» в современной аранжировке и воспеть красоту, хрупкость и силу женщины.

«Мое искреннее вдохновение от Эльзы как от человека и артиста сложилось в желание создать такую совместную работу, где я выступаю автором и слов, и музыки. <…> Это была дорогая моему сердцу задумка», — рассказала композитор.

А. Исламов и Ф. Кагиров Артур Исламов и Филюс Кагиров Фото: m.vk.com/mila_violet

«Я бы назвала ее нашим современным Рахманиновым»

Несмотря на плеяду известных артистов, звезду вечера затмить было сложно. А Исламова сравнила Хайруллину с великим композитором и пианистом Сергеем Рахманиновым. «Я бы назвала ее нашим современным Рахманиновым, по симфонизму, наверное, ближе. Она прекрасная пианистка, концертмейстер. Ее техника игры на фортепиано — одна из лучших сейчас. Так как у нас очень сильная школа пианистов Казанской консерватории, Миляуша получила оттуда все самое лучшее и показывает блестящие результаты», — рассказала певица.

Напомним, что Хайруллина — лауреат престижных исполнительских и композиторских конкуров. Ее опера «Кави – Сарвар» в 2022 году победила во всероссийском конкурсе молодых композиторов «Партитура». Неудивительно, что казанская публика с восторгом отнеслась к первому авторскому концерту перспективного автора на музыкальном поприще. В разговоре с корреспондентом нашего издания Исламова отметила, что если в Казани вопрос с музыкальным театром решится положительно, то татарская опера «Кави – Сарвар» (где наша собеседница исполняет главную женскую партию) однозначно должна оказаться в его репертуаре. «Говорю это как музыкант, который имеет право так говорить со стороны, глядя на это произведение», — уверена заслуженная артистка РТ.

«После апрельских показов у всех один из первых вопросов — какая дата показа у „Кави – Сарвар“ в этом концертном сезоне? Очень много незнакомых людей пишут в соцсетях: „Мы были [на опере] в том году, сейчас хотим привезти всех своих друзей. Когда появятся в продаже билеты?“ — делится уже композитор. — Люди прямо-таки беспокоятся, что не смогут купить билет. Это меня поражает и так трогает! Мне кажется, это огромное доказательство „ненасыщенности“ у публики этим произведением, раз она так активно его требует, и люди уверены, что в этом концертном сезоне уже есть определенная дата. Я все-таки рассчитываю на то, что скоро должны произойти какие-то тектонические сдвиги в нашей культуре, и, надеюсь, они положительным образом повлияют на положение дела в области музыки и искусства в республике».

«Она войдет в историю»: «Кави – Сарвар» – новая татарская музыка

О своих дальнейших планах татарский Рахманинов не любит распространяться. Говорит, что работает над новыми проектами. Напомним, в 2022 году министр культуры Ирада Аюпова заявляла о том, что Хайруллина напишет для театра им. Джалиля оперу о жизни и творчестве поэта Дэрдменда, однако позже стало известно, что за это произведение взялась народная артистка РТ Резеда Ахиярова. Причина, по которой Хайруллина отстранилась от проекта, по данным «БИЗНЕС Online», лежит в двух плоскостях. Первая — загруженность композитора, которая параллельно учится в Московской консерватории. Вторая — непубличная кампания против ее оперы «Кави – Сарвар» со стороны некоторых деятелей культуры.

Хайруллина пока не знает, переедет ли окончательно в Москву или останется в Казани. По ее словам, мир сейчас очень гибкий и работа с артистами из других городов и стран возможна, а потому неважно, где при этом находиться.

А концерт закончился двумя знаковыми народными песнями — «Казан» и «Татарстан» в исполнении супружеской пары Исламовых. На экран передавались слова Хайруллиной: «Я считаю себя амбассадором Татарстана. Горжусь родной республикой. Хочу и стараюсь внести свой вклад в ее прекрасное настоящее и будущее. Процветай, любимый Татарстан!» Композитор не забыла и о всех великих безвременно ушедших артистах. Песня «Бəхетле булсыннар жырларым» — посвящение Альфие Авзаловой, Ильгаму Шакирову, Хайдару Бигичеву и др. Музыка на стихи также уже ушедшего из жизни Разиля Валеева в тандеме с голосом Исламовой тронул публику до глубины души. Жаль только, что поводом для этого исполнения стала другая недавняя грустная новость — смерть Зули Камаловой.