Главные архитекторы Казани и символы современного города

Облик современной Казани заложили в конце 60-х, когда был разработан генеральный план города. Главным архитектором тогда был Георгий Солдатов (1957–1971), и именно в этот период жилая застройка меняет свой образ с довоенных «сталинок» на поздний сталинский ампир. Самый яркий пример находится в Московском районе на пересечении улиц Декабристов и Шамиля Усманова. Для послевоенной Казани 8-этажная высотка смотрелась настоящим небоскребом. Дом строили для работников мебельного комбината. Изюминкой стал богато украшенный фасад с лепниной и советской символикой, балконами, арками, на макушке дома — шпиль.

Солдатов проектировал эту «сталинку» вместе с еще одним ярким архитектором Казани — Павлом Саначиным. Их дуэт насчитывает более 70 проектов. Оба участники Великой Отечественной войны и выпускники Казанского института инженеров коммунального строительства (КИИКС), ныне — КГАСУ. Среди их работ также можно выделить здание кабмина на площади Свободы, больничный городок в Дербышках, комплекс зданий Казанского ветеринарного института на Сибирском тракте и т. д. В 1971 году при «Казгражданпроекте» появляется отдел генеральных планов, который создает Солдатов. Архитекторы совместно работают над генпланами Бугульмы, Лениногорска, Чистополя и Альметьевска.

Центр «Основы» КГАСУ — шестнадцатый и снова один из лучших!

Реклама. 18+. ФГБОУ «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»   erid: 2SDnjdeDSpi

Пост главного архитектора Казани после Солдатова занял Мунир Агишев и проработал на этой должности аж 19 лет, до 1990-го. Агишева называют защитником исторического центра, который не дал застроить Булак. «Ленгипрогор» в рамках своего генплана-1969 выдвинул предложение засыпать протоку и проложить по его руслу широкую транспортную магистраль до Оренбургского тракта. Но Агишев отстоял центр города, а в будущем сформировал и целое поколение думающих архитекторов.

К авторству Агишева относят здание театра им. Камала (соавтор — Георгий Горлышков), Дворец спорта, реконструкцию универмага «Детский мир», концертный зал Казанской консерватории, здание пригородного железнодорожного вокзала на Саид-Галиева и т. д. Проекты Агишева не всегда находили поддержку — Дом татарской кулинарии на Баумана до сих пор вызывает споры.

«Потоки» в КГАСУ

Реклама. 18+. ФГБОУ «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» erid: 2SDnjeb4zFU

Интересна и судьба гостиницы «Татарстан», которая могла появиться не возле современного «Кольца», а на улице Баумана, против чего Агишев возражал категорически, считая, что эта высотка перекроет историческую ось города.

Примечательно, что автором альтернативной идеи по дислокации гостиницы «Татарстан» на улице Баумана был другой известный казанский архитектор — Геннадий Пичуев. К тому времени он стал международной знаменитостью после воплощения в 1967 году его проекта Казанского цирка в форме летающей тарелки. В центре Казани по его проектам также построили новый корпус обкома КПСС ТАССР (ныне — здание Госсовета РТ), учебный корпус КАИ на ул. Карла Маркса и т. д. Пичуев с 1965 по 1987 год занимал должность главного архитектора «Татаргражданпроекта».

Одним из ведущих архитекторов столицы РТ также был признан Виталий Логинов — председатель правления союза архитекторов и проектировщиков РТ. Спроектировал ряд крупных общественных объектов в Казани: мечеть «Булгар», здания духовной семинарии и епархиального управления с церковью Иоанна Кронштадтского (в соавторстве с Евгением Прокофьевым), Большой концертный зал РТ.

Первокурсники КГАСУ: «Проектируем свое будущее!»

Реклама. 18+. ФГБОУ «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» erid: 2SDnjc7GXPx

Более современные здания — административный корпус МВД по РТ, привокзальная площадь Казани с реконструкцией павильона билетных касс, торгово-развлекательный комплекс «Корстон», пенсионный фонд РТ, ТЦ «Тандем», «Баскет-холл». Многие проекты специалиста создавались в группе с Прокофьевым в творческой мастерской под названием ВЕЛП. Прокофьев сейчас занимает должность заведующего кафедрой графического моделирования в КГАСУ.

Иностранцы в Казани

Начало XX века. Яркий след в архитектуре оставил архитектор немецкого происхождения Карл Мюфке. Он приехал в Казань преподавать архитектуру в только что открывшейся художественной школе и спроектировал сразу несколько зданий, которые сегодня являются памятниками. Это дом Ушковой на Кремлевской, художественное училище им. Фешина. Мюфке также поручают произвести существенные перестройки в главном здании Казанского университета.

Еще один немец в Казани — Генрих Якоб Руш. Благодаря архитектору появились здания главного железнодорожного вокзала, Александровского пассажа, дома Кекина на улице Горького, собора Иоанно-Предтеченского монастыря, Чернояровского пассажа. Кроме того, он автор здания Казанского ветеринарного института (сейчас здание завода «Электроприбор») и дома Шамиля. Последний относится к типу городских купеческих особняков: двухэтажное здание главным фасадом выходит на ул. Габдуллы Тукая, внутри сейчас размещается музей писателя. В оформлении дома использованы формы западноевропейской средневековой архитектуры (эркеры с конусовидными крышами и ступенчатыми фронтонами, башня с зубчатым парапетом и башенки с высоким шатровым завершением) и декоративные элементы, характерные для модерна.

Руш проектировал дом Шамиля вместе с московским архитектором Федором Амлонгом. Последний занимал пост казанского городового архитектора и прославился в Казани реконструкцией театра драмы и комедии им. Тинчурина. Амлонгу также приписывают авторство усадьбы Сандецкого на ул. Карла Маркса. Но есть мнение, что особняк проектировал Мюфке.

Посвятил свою жизнь Казани литовский специалист Константин Олешкевич. Его авторству принадлежат доходный дом Киселева на улице Муштари, Шамовская больница, два дома лектора французского языка Адольфа Пора на Гоголя, дом Варвары Дружининой, Дом дворянства (сейчас первый учебный корпус Казанской консерватории им. Жиганова) и т. д. По его проектам в Казани построены также здание промышленного училища (ныне здание КНИТУ-КХТИ на ул. Карла Маркса, 72), дом Чукашева и т. д. Есть в Казани и дом Олешкевича с химерой под эркером, который он сам спроектировал и жил в нем, — на Муштари, 33. Позже здесь жили писатели Галимджан Ибрагимов и Адель Кутуй, а само здание — типичный пример архитектуры модерна в Казани.

Немец по линии отца Андрей Спориус также основную часть жизни посвятил работе в Казани. Работая архитектором в конструкторских бюро, проектировал промышленные здания, жилые дома, бани, детские ясли и др. Так, в стиле советского неоклассицизма возведены промышленные и административные корпуса и жилые дома для работников Казанской фабрики кинопленки. Всего по проектам Спориуса в Казани построено около 85 объектов, часть из них снесена, как Дворец культуры им. 10-летия ТАССР на ул. Халтурина или Летний театр в саду «Эрмитаж». Зато сохранился жилой дом на Тукаевской, по его проекту также реконструировали здание Льнокомбината на Гладилова. Участвовал Спориус и в проектировании Лениногорска, Альметьевска, Азнакаево и Бавлов.

Архитекторы-татары

Исмагила Гайнутдинова называют первым архитектором из татар. Деревенский парень из Атнинского района в 1927 году приезжает покорять Казань в местный индустриальный техникум, но поступить удалось не сразу — из-за национальности. Упорство победило, и уже через 10 лет Гайнутдинов руководит татарской организацией союза архитекторов СССР. По его проектам построены жилые дома, здания Дворца культуры меховщиков, театра оперы и балета им. Мусы Джалиля с памятниками Пушкину и Тукаю, а также главное здание речного вокзала. Прославлял архитектуру Татарстана Гайнутдинов и за пределами республики. В 1939 году архитектор создает павильон Татарской АССР на всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Именем архитектора названа в 2018-м одна из улиц в Советском районе.

А вот с именем Рашада Муртазина связана сама Казань на российских картах. Архитектор делал проект реконструкции дома начала XIX века на ул. Карла Маркса — раньше здесь находилась центральная почтовая контора, куда приходили все письма из разных губерний. Постройка была двухэтажной, затем здесь располагался Казанский юридический институт, а в 1953 году тут начинается глобальная перестройка — угловому зданию добавляют этажей, здесь селится филиал КАИ. В центре Казани под авторством Муртазина также спроектировали несколько жилых домов. Это дом жиркомбината им. Вахитова — зеленая «сталинка» на Право-Булачной и сейчас притягивает к себе внимание. Еще один проект — общежитие строительных рабочих треста №40 на Ершова. У здания переменная этажность: от 5 этажей в жилой части до 7 в башенной. Дом венчает белоснежный бельведер, украшенный красными звездами, серпами и молотами. На фасадах башенной части — лепнина с советской символикой.

Дом «Миру — мир» на Большой Красной также авторства татарского архитектора — Ахмеда Бикчентаева. Здание строили для сотрудников завода «Радиоприбор» и рабочих авиационного завода №22, а сама надпись на крыше появилась в 1950-е, но со временем исчезла. Восстановили ее лишь к Универсиаде. Среди работ Бикчентаева также корупс химфака КФУ на Лобачевского, здание Казанского инженерно-строительного института. Много времени Бикчентаев уделял педагогике. Он первый татарский профессор архитектуры, один из инициаторов открытия в РТ архитектурной специальности и создания профессиональной школы.

В плеяде татар-архитекторов стоит выделить и Махмута Игламова. В его списке работ в основном жилые дома в центре Казани — на Баумана, Чехова, Карла Маркса, Большой Красной. Но есть и знаковые здания, такие как медуниверситет на Бутлерова. Это яркий образец советского неоклассицизма — с большим количеством коринфских колонн. Это одно из последних зданий, построенных Игламовым. Старожилам же известно здание бывшего кинотеатра «Победа», построенного в 1958-м на улице Свердлова (сейчас Петербургская). Это был типовой проект Гипрокино, для которого Игламов разработал фасады. Но как кинотеатр здание прослужило недолго, позже здесь квартировался Дом офицеров, а сейчас — Кариевский театр.

В Челнах — скульптуры Ханова, Лениногорск с высоты украшает ротонда и Шуховская башня в Кукморе

Перенесемся в города Татарстана. Здесь по сравнению с Казанью не так много знаковых объектов, но те, что есть, становятся визитной карточкой города.

Для Набережных Челнов архитектурный код создал художник, скульптор и архитектор Ильдар Ханов. Знаком он казанцам и туристам по Храму всех религий в Аракчино. В Челнах же его скульптуры украшают целый бульвар и улицы города. Самая известная работа — «Родина-мать», появившаяся в 1975 году и посвященная 30-летию Великой Победы. Затем были выполненные из бетона и смальты монументальные композиции «Древо жизни», «Пробуждение», «Эволюция» и «Ангел-хранитель» на бульваре Энтузиастов. Одна из работ Ханова также находится в селе Новый Кырлай Арского района — скульптурная композиция «Древо поэзии», где воплощена национальная тема.

В списке главных достопримечательностей Челнов и здание мэрии — это яркий образец конструктивизма в архитектуре. Творение архитектора Евгения Гришинчука построено в 1987 году. Когда здание только возводили, оно смотрелось довольно громоздко — вокруг только-только появлялись многоэтажки молодого города. Сейчас вокруг площадь Азатлык, которую недавно реконструировали и оживили.

Символ Лениногорска — ротонда, построенная к основанию города нефтяников в 1956 году по проекту архитектора В. Бельского, который представлял институт Ленгипрогор, проектировавший новый город в начале 50-х. Находится скульптура на Зеленой горе, так что место стало смотровой площадкой, с которой город виден как на ладони. А сам павильон-памятник с колоннами посвящен строителям Лениногорска.

Яркий и величественный архитектурный памятник Бугульмы — комплекс зданий купца Хакимова. Построен в начале ХХ века по проекту городского архитектора Ивана Гусарова. Хакимов был предпринимателем и щедрым меценатом, который многое сделал для развития города. Благодаря ему построена первая в Бугульме каменная мечеть, русско-татарская школа, кинотеатр, электростанция. Сам облик здания непривычен для уездного города — оно выдержано в стиле модерн национально-романтического направления: двухэтажная угловая постройка со скошенным углом, над которым возвышается барабан, увенчанный четырехгранным шлемовидным куполом с чешуйчатым металлическим покрытием. Все окна дома утоплены в неглубокие ниши.

Свой вклад в облик городов РТ внес и инженер-конструктор Владимир Шухов. В Кукморском районе находится его известное творение — Шуховская башня, которую местные жители и туристы называют Эйфелевой. Правда, забираться наверх нельзя. Башня находится на территории валяльно-войлочного комбината и до сих пор используется по первоначальному назначению — как водонапорная. Ее высота — 25 метров. Творения автора Шаболовской телебашни известны на всю Россию, одна из башен находится и в Казани на территории Порохового завода. Решается вопрос о переносе ажурной металлической постройки на фабрику Алафузова.

Еще одна яркая конструкторская работа — железнодорожный мост через Волгу между Зеленодольском и поселком Нижние Вязовые. Над внешним обликом работал архитектор Алексей Щусев. Он же автор проекта Казанского вокзала в Москве, Мавзолея Ленина, а в Зеленодолськом районе есть часовня, построенная по проекту Щусева. Строительство моста было начато в 1911 году и сопровождалось трагедиями. Во время ледохода со стройки сорвались десятки рабочих и погибли. Мост, получивший по указанию императора название Романовский, открылся летом 1913-го (в год 300-летия правящей в России династии), а на первом поезде, который проследовал через переправу, находилась казанская знать. Мост входит в реестр объектов культурного наследия как доминанта, участвующая в формировании исторической панорамы правого и левого берега Волги.

Архитектурных памятников в районах Татарстана довольно много. Обилие старинных зданий — в Чистополе, Тетюшах, Заинске, Елабуге и др. Один из немногих городов России, где сегодня сохранилась архитектура и среда патриархального, провинциального, исторического поселения начала XX века, — Елабуга. Красивейший объект — здание епархиального женского училища, где сейчас располагается филиал КФУ. Спроектировал его Иван Чарушин — архитектор строил жилые дома, выполнял заказы Вятской епархии по сооружению церквей, учреждений, предназначенных для обучения. Его фишка — здания из красного кирпича, которые дополнялись белым облицовочным камнем, что позволяло при общей строгости стиля добиться нарядности фасадной части постройки. Высота потолков здесь — 4,5 м, и для своего времени здание строилось с использованием современных технологий — тут появилось электричество и система отопления.

Еще один город, где сплошь и рядом объекты культурного наследия, — Чистополь. Город носит статус исторического поселения федерального значения, а усадьбы в основном строили себе купцы и торговцы. Яркий пример — здания Гостиного двора, перестроенного в 1913–1914 годах по проекту чистопольского архитектора П. Ковалевского. Памятник гражданской архитектуры выполнен в стиле эклектики с элементами классицизма, псевдорусского зодчества и модерна. На верхних этажах здания когда-то заседали члены городской Думы, которая получала доходы от расположенных внизу магазинов. Именно здесь 26 августа 1941 года состоялось заседание совета эвакуированных, где рассматривался вопрос о переезде Марины Цветаевой из Елабуги в Чистополь. Сегодня в здании расположены магазины, банки и городской суд.

Кто строил речной вокзал, Нацбанк РТ и восстанавливал Губернаторский дворец

Вернемся в центр Казани. На улице Кремлевской находится здание Главпочтамта — бывший торговый дом купцов Сапожниковых. Его построили в 1910–1911 годах казанские архитекторы Василий Трифонов и Федор Гаврилов. Трифонов — фигура известная в столице РТ. По его проектам, к примеру, построено здание казанских высших женских курсов на ул. Карла Маркса и Государственный банк Татарстана, который находится на улице Баумана. Все работы Трифонова, как правило, брутальные, крупномасштабные и с классическими элементами декора. Но есть и нестандартные объекты. Например, в 1908-м под его руководством перестраивается Варваринская церковь с колокольней.

Творило в Казани и немало московских архитекторов. Так, Михаил Константинов вместе с Гайнутдиновым проектировал здание речного вокзала. Это сейчас его фасады — бездушная стекляшка, а на момент открытия в 1962 году здание было своего рода новацией: витражные окна, в декоре использованы бетонные и металлические решетки, а также разные техники монументального искусства, мотивы татарского национального орнамента.

На конец XX века пришлась и работа Владимира Белицкого. По его проектам построен ряд административных зданий, в том числе министерство местной промышленности ТАССР, стоявшее на улице Эсперанто (ныне Нурсултана Назарбаева), а также здание железнодорожного вокзала в Зеленодольске. Путь отца в Казани сегодня продолжает его дочь — Жанна Белицкая, главный художник города и начальник отдела городского дизайна управления архитектуры и градостроительства Казани.

У истоков градозащиты столицы РТ стояла Фарида Забирова. До своей смерти в 2021-м она возглавляла татарстанское отделение всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. А свою карьеру Фарида Мухамедовна начала строить в 70-е с Казанского инженерно-строительного института, где получила образование архитектора, и долгое время работала там. Ее отличало трепетное отношение к истории. Она автор проектов консервации архитектурно-археологических объектов: Караван-сарая и Соборной мечети в Билярске, мавзолеев казанских ханов в Казанском кремле. Под ее руководством были разработаны проекты зон охраны памятников истории и культуры Билярского городища, Казани, Болгарского городища, острова-града Свияжск, Чистополя, Елабуги и т. д. Забирова также известна как реставратор: проекты реставрации Губернаторского дворца, комплекса Пушечного двора в Казанском кремле, Александровского пассажа, здания духовной семинарии, дома Кекина, мечети Аль-Марджани, комплекса Адмиралтейской конторы, домов Каменева и т. д.

***

Конечно, список знаковых архитекторов Татарстана XX века неполный, и страницы газеты не могут уместить все известные имена. К тому же мы не включали в него еще живых мастеров, ведь список их творений продолжает пополняться. Некоторые здания в глубинках республики и вовсе без авторства. Мы предлагаем читателям «БИЗНЕС Online» проголосовать за историческое наследие и предложить свои варианты представителей архитектурного сообщества.