Отношения пешеходов, автомобилистов с управляющими средствами индивидуальной мобильности (СИМ) сложились напряженные Отношения пешеходов, автомобилистов с управляющими средствами индивидуальной мобильности (СИМ) сложились напряженные Фото: «БИЗНЕС Online»

«Буду первым автором законопроекта, который запрещает любое передвижение сотрудника логистической компании по пешеходному тротуару!»

Накануне фракция ЛДПР провела в Госдуме круглый стол на тему «Право на город. Конфликт на тротуаре» — название, напоминающее известный и нашумевший сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», действительно подходящее. Отношения пешеходов, автомобилистов с управляющими средствами индивидуальной мобильности (СИМ) сложились напряженные. Еще ярче огонь вражды разгорелся после участившихся случаев ДТП с «водителями» СИМ — то некоторые, решившие проехаться на электросамокате вдвоем, не справлялись с управлением, то велосипеды с установленными моторчиками вылетали на проезжие части. Но, уверяют эксперты, главная проблема кроется даже не в этом, а в массовом использовании СИМ курьерами, которые попросту игнорируют существующие правила дорожного движения. Хотя понятие СИМ внесли в законодательство еще в прошлом году. «У нас одна из ключевых задач — это сделать так, чтобы курьеры соблюдали ПДД, чтобы они не мешали движению транспорта на общественных дорогах и передвижению пешеходов на общественных территориях, в том числе на тротуарах и во дворах», — указал Александр Митюков, президент МАКС — ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний. Частично решить проблему могла бы развитая инфраструктура для СИМ и велотранспорта. На данный момент ей могут похвастаться Москва и Санкт-Петербург, однако подобные проекты необходимы и в других городах. Идеальным сценарием, по словам спикера, стал бы запуск федеральной программы, охватившей все болезненные вопросы, но на нее попросту нет денег.

Пандемия внесла свои коррективы в повседневную жизнь россиян, число пользователей различных доставок увеличивается перманентно. И, конечно, все они хотят получать заказы своевременно. В итоге многие доставщики на электровелосипедах в спешке выезжают на тротуары, сбивая людей. «К нам сейчас подключились обычные люди, которые ходят по тротуарам, для того чтобы услышать: „Ну, в принципе, терпите! Терпите — как ездили, так и будем ездить!“ Никаких особых дополнительных стандартов своей работы повышать не собираемся? Если это так, то я вам гарантирую, что буду первым автором законопроекта, который запрещает любое передвижение сотрудника логистической компании по пешеходному тротуару!» — заявил депутат Госдумы Станислав Наумов.

Пандемия внесла свои коррективы в повседневную жизнь россиян, число пользователей различных доставок увеличивается перманентно. И, конечно, все они хотят получать заказы своевременно. В итоге многие доставщики на электровелосипедах в спешке выезжают на тротуары, сбивая людей Пандемия внесла свои коррективы в повседневную жизнь россиян, число пользователей различных доставок увеличивается перманентно. И, конечно, все они хотят получать заказы своевременно. В итоге многие доставщики на электровелосипедах в спешке выезжают на тротуары, сбивая людей Фото: «БИЗНЕС Online»

«У нас нет запрещающих мер, которые не разрешают сотрудникам курьерских компаний ездить по тротуарам», — напомнил Митюков, обратив внимание на явную лакуну в законодательстве РФ. Он задался логичным вопросом: если полностью запретить курьерам передвижение по тротуарам, то где они тогда в принципе будут ездить? «Давайте тогда дадим возможность передвигаться по правой стороне выделенной полосы дорог», — добавил спикер.

В свою очередь руководитель правового направления развития новых видов мобильности департамента транспорта Москвы Алена Досаева напомнила: в ПДД ясно указано, что люди на велосипедах должны пользоваться в первую очередь дорогой или специально отведенными дорожками и только в отсутствие иных вариантов — выезжать на тротуар. «Недостаток административного права и ответственности за то, что они выезжают на тротуар, хотя должны по приоритетности кататься в первую очередь на велоинфраструктуре и дороге, провоцирует создание таких ситуаций», — уверена эксперт.

При этом сами законы и нормативные акты, регулирующие средства индивидуальной мобильности, прописаны таким образом, что многие интерпретируют их так, как им удобно, подтвердила директор ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. «Мы это видим на примере курьеров. То есть, когда мне удобно, я [пользуюсь] СИМ и еду по пешеходной зоне, когда мне удобно — я мопед, еду по дороге», — возмутилась Эрдман.

«Курьер должен стать работником со всеми вытекающими из этого статуса последствиями» «Курьер должен стать работником со всеми вытекающими из этого статуса последствиями» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Курьер должен стать работником со всеми вытекающими из этого статуса последствиями»

Впрочем, с курьерами есть и другая, не менее острая проблема. А именно — то, что многие из них не оформлены официально. И это часто помогает доставщикам снять с себя ответственность за инциденты, происходящие на дороге по вине курьера. «Должен ли измениться статус курьера? Обязан ли он иметь специальную экипировку, а также какие требования к его возрасту и квалификации, в каких отношениях курьер должен состоять с агрегатором заказа, должен ли он быть устроен по трудовому договору либо работать по гражданско-правовому договору?» — перечислил основные острые вопросы генеральный секретарь союза профсоюзов России Евгений Куликов.

На сегодняшний день в РФ отсутствуют нормы, регулирующие понятие платформенной занятости. А потому агрегаторы стремятся привлекать сотрудников-исполнителей к работе по ГПХ-договорам. И у этого есть очевидные последствия: многие гарантии или ограничения, которые предусмотрены Трудовым кодексом, на тех же курьеров не распространяются, ведь в большинстве случаев они являются самозанятыми гражданами. Куликов уверен, что назрела явная необходимость в законе, отражающем разные варианты трудовых отношений в рамках платформенной занятости. Даже в том случае, если доставщики не захотят перейти на официальное устройство по ТК. «Курьеры не хотят [переходить] на трудовые отношения. Да вы их не заставите! Они хотят работать как самозанятые, в гибком режиме, потому что трудовые отношения — это ответственность и обязанности перед работодателем», — спорил Митюков. Он напомнил, что доставщики предпочитают работать в гибком графике и в качестве самозанятых по той причине, что им хочется зарабатывать больше, а при официальном оформлении они столько уже не получат.

«Курьер должен стать работником со всеми вытекающими из этого статуса последствиями. Это и спецодежда, и финансовая, юридическая ответственность — как самого курьера, так и работодателя. Это и страховая ответственность за жизнь и здоровье курьера, за имущество, а также за жизнь, здоровье, имущество пострадавших в случае ДТП», — резюмировал Куликов. Он уверен, что в этой связи нужно внести в ТК РФ специальную главу об особенностях трудовых отношений в платформенной экономике в зависимости от характера деятельности самой платформы.

Штрафы и ограничения по скорости — как ЛДПР планирует защитить россиян от нарушителей на самокатах и велосипедах

Какие нас могут ждать изменения? Например, депутаты фракции ЛДПР во главе с председателем партии Леонидом Слуцким предложили ввести штраф в размере от 30 тыс. рублей за оставление места ДТП с участием СИМ, если в результате аварии был причинен вред здоровью гражданина или его имуществу. «В Москве не так давно курьер сбил маму с маленьким ребенком и просто уехал. Вот такие ситуации мы должны исключить, введя административную ответственность за оставление места ДТП на электросамокатах, моноколесах или электровелосипедах», — привели слова Слуцкого в пресс-службе ЛДПР.

Кроме того, депутаты предложили ввести штраф в размере 50 тыс. рублей за управление СИМ в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, которое ухудшает реакцию и внимание. Также в ЛДПР выступили за запрет любого движения курьеров на СИМ по тротуарам, а также за ограничение максимальной скорости самокатов на пешеходных улицах на уровне 15 км/ч, а в жилых зонах — до 10 км/ч с обязательным спешиванием вблизи детских площадок и подъездов многоквартирных жилых домов. В противном случае они предложили увеличить штраф за превышение скорости или нарушение нормативных актов до 10 тыс. рублей.

При этом московские сервисы доставки должны ввести специальные знаки и номера на электровелосипеды, дорожные сумки курьеров, которые будут распознаваться городскими камерами, к октябрю 2024 года, напомнила Досаева. Это позволит регулировать недостаток административного права в области ПДД и выявлять нарушителей правил дорожного движения, а также штрафовать их. «К маю 2025 года все курьерские службы обязаны будут передавать треки поездок по своим курьерам», — рассказала эксперт, уточнив, что так пользователи доставки будут точно знать, кого они пускают на порог квартиры.