На этот раз в более детальном фокусе рассмотрения налоговая система Казахстана, второй по величине страны в ЕАЭС, союзника по ОДКБ и важного партнера России в деле обхода тех самых санкций, переставших быть на пользу «На этот раз в более детальном фокусе рассмотрения налоговая система Казахстана, второй по величине страны в ЕАЭС, союзника по ОДКБ и важного партнера России в деле обхода тех самых санкций, переставших быть на пользу» Фото: Валентин Федоров / ТАСС

Дань казахская

Две недели назад мы уже кратко касались налоговых систем в разных странах, и реальность такова, что системы эти имеют много сходств и различий. Сходства в целом относятся к видам налогов: везде есть НДС, налог на прибыль и налог на доходы граждан. А различия заключаются в основном в величине применяемых налоговых ставок. Были показаны и курьезы вроде грузинской ставки в 1% для индивидуальных предпринимателей в некоторых отраслях.

На этот раз в более детальном фокусе рассмотрения — налоговая система Казахстана, второй по величине страны в ЕАЭС, союзника по ОДКБ и важного партнера России в деле обхода санкций.

Сразу стоит отметить, что тезис о сходствах и различиях сохраняется и в этом случае. Так, бюджет страны существует на трех уровнях — муниципальном, региональном и республиканском, как и в России. С другой стороны, помимо ставок, в налоговой системе Казахстана есть нюансы, связанные с оплатой агентского НДС. Разумеется, существуют и определенные льготы для некоторых избранных компаний. Но в основе своей обе системы весьма схожи.

Итак, в базовой части налоговая система состоит из подоходных налогов. Это корпоративный подоходный налог, взимаемый с предприятий, он же «налог на прибыль» в российских реалиях, ставка составляет 20%. Ситуация с ним, можно сказать, является стандартной: объектом налогообложения является «выручка минус расходы», также существуют льготные виды деятельности, где применяется ставка 15% и даже 10%.

Далее, это индивидуальный подоходный налог, аналог российского НДФЛ — того самого, который в России со следующего года должен стать прогрессивным (13–22%). При этом ставка его ниже сегодняшних российских 13–15%, она составляет всего лишь 10% для налоговых резидентов Казахстана. Затем на входе связка из социального налога и социальных отчислений, составляющих 9,5% и 3,5% соответственно. Полируется комплект налогов «на человека» еще и обязательным пенсионным взносом, составляющим 10% от дохода, а также взноса в 2% от доходов в систему медицинского страхования в дополнение к 3%, что заплатит предприятие. При этом все эти деньги, как и в России, предприятие выплачивает за своего сотрудника, выступая платежным агентом. Как можно видеть, общая сумма медицинских/пенсионных выплат сравнима с тем, что в России по ставке 30% уходит в соцфонд, будучи направленным на эти же самые цели.

Конечно же, никуда не денется НДС. В Казахстане он составляет 12% (не 20%, как в РФ) и работает таким же штатным образом.

Налог на дивиденды и за эксплуатацию леса

В Казахстане присутствует целая плеяда налогов на собственность, но, опять же, в этом нет ничего нового для жителя России. Есть в стране налог на имущество, имеющий муниципально-региональный характер. Ставка для юрлиц и предпринимателей — 1,5% к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0,05 процента от стоимости.

Земельный налог (поступающий в те же самые локальные бюджеты) весьма вариативен по льготам и ставкам в зависимости от вида деятельности. Наконец, сюда же можно отнести и налог на транспортные средства, с теми же конечными потребителями финансирования и различными ставками в зависимости от объема двигателя, грузоподъемности, мощности и количества посадочных мест. Льгот для электротранспорта, кстати говоря, в данной схеме не нашлось.

Аналогично никуда не деваются акцизы. Алкоголь, табак, топливо с иными нефтепродуктами — все это облагается акцизом. Ставки также различны, их величина зависит от конкретного вида конкретной производимой продукции.

Любопытна история с экспортными платежами. Понятно, как и везде, государство берет пошлины за экспорт и импорт по широкой номенклатуре товаров, ставки варьируются в зависимости от желаний государства и возможности лоббирования с разных сторон, но в Казахстане присутствует еще и рентный налог на экспорт. Он взимается с тех физлиц и юрлиц, что реализуют на экспорт сырую нефть и нефтепродукты сырые (кроме добытых особым образом), а также газовый конденсат и уголь.

Присутствуют в системе и специальные налоги. Это налоги на игорный бизнес и даже на поставку оборудования для него, плата за недро- и водопользование, за эксплуатацию леса, животного мира и особо охраняемых природных территорий.

Отдельно считаются налоги на дивиденды. Наконец, есть и различные однократные сборы за действия, предпринимаемые государством: лицензионный сбор, регистрационные сборы, госпошлины и т. д.

800 рублей — налог для самозанятых, дорогая «упрощенка» и льготный Astana Hub

Существуют и различные льготные режимы для особо избранных участников экономической деятельности страны. Здесь выделяют крестьянские фермерские хозяйства и производителей продовольствия, а также малый бизнес (чаще всего в формате индивидуального предпринимательства), для которого предлагается упрощенный режим налогообложения.

При этом список тех видов деятельности, где для малого бизнеса данный режим недоступен к применению, является довольно обширным — к примеру, это консультационные и маркетинговые услуги, а также аудит, торговля нефтепродуктами и почему-то работа со стеклопосудой. Иными словам, консультант применять в Казахстане «упрощенку» не имеет права, либо же он вынужден маскировать свою деятельность под специально сформированную под клиента образовательную программу. Видимо, кто-то в руководстве страны весьма не любит консультантов.

А оно того стоит: такой ИП платит по 1,5% индивидуального подоходного налога и социального налога, но при этом он также отдает 10% от заработка в качестве обязательного пенсионного взноса, 3,5% уходит на соцвзносы и еще небольшая сумма (порядка 1,2 тыс. рублей в год, если в переводе) уходит в качестве выплат за медицинское страхование. Таким образом, суммарная налоговая нагрузка для варианта «ИП без сотрудников» оказывается в Казахстане примерно вдвое выше российской. И это с учетом того, если не касаться того, что в России есть регионы со сниженной ставкой упрощенной системы налогообложения: так, в Удмуртии она составляет только 1%. В этом случае российский ИП оказывается еще дешевле в смысле уплаты налогов.

Любопытна также и ситуация с самозанятостью. Сам по себе такой режим есть, и налоги в нем ниже российских — платишь 800 рублей (в переводе) в месяц и живешь спокойно. Но список видов деятельности очень ограничен, и, самое главное, продавать товары, сдавать жилье и оказывать услуги самозанятый может только физическим лицам. Есть и иные ограничения, куда более жесткие: так, нельзя продавать товары и оказывать услуги на коммерческой территории, можно это делать только на дому.

Конечно же, существуют и особые территории со своими налоговыми режимами. Самый известный из таких — международный технологический парк Astana Hub, который в некотором смысле является аналогом подмосковного технопарка «Сколково». Льготы похожи — обнуление налога на прибыль, освобождение от НДС на реализуемые товары и услуги, обнуление подоходного налога на сотрудников, частичное избавление от агентского НДС. Но при этом участники, разместившиеся на данной территории, должны платить взносы в парк в размере 1% от своей выручки. Ну и в целом это место для технологических компаний с определенными требованиями по локализации деятельности. Неплохо, но подходит далеко не всем.

***

Что в итоге? Налоги для сотрудников в найме выходят немного пониже, чем в России, для ИП — немного повыше. Сложность систем вполне сравнима, равно как и уровень цифровизации таковых. Отрадно лишь видеть НДС в 12%, но нельзя сказать, что это прямо аргумент за перевод деятельности. В мире есть и куда более выгодные для размещения юрисдикции — вопрос лишь в надлежащем оформлении всего этого. И в уплате положенного — дабы не оказаться в местах, не столь отдаленных.