Марат Хуснуллин: «На один бюджетный рубль один внебюджетный» Марат Хуснуллин: «На один бюджетный рубль один внебюджетный» Фото: Сергей Елагин

«Половина денег внебюджетные»: как профинансируют реновацию сетей в России и Татарстане?

Расходы на программу модернизации коммунальной инфраструктуры до 2030 года составят 4,5 трлн рублей, из которых половину привлекут из внебюджетных источников. Об этом на Петербургском международном экономическом форуме в минувшую пятницу заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

«Никогда не делали таких масштабных программ, из которых половина денег внебюджетные. Должны создать условия, когда на один бюджетный рубль один внебюджетный. Это и возможность, и надежность для дальнейшего развития», — сказал вице-премьер РФ на сессии, посвященной развитию инфраструктуры.

Уточнять «внебюджетные источники» Хуснуллин не стал. Но к таковым относятся деньги банков, государственных компаний, пенсионных фондов — и, конечно, тарифы для бизнеса и жителей.

«Государство никогда не справится с этой задачей, если в тарифе не будет инвестсоставляющей», — говорил глава РТ Рустам Минниханов в начале года на коллегии минстроя РТ. Напомним, инвестиционную составляющую из тарифа убрали 10 лет назад, а теперь на обновление коммунальной инфраструктуры надо 200–300 млрд рублей.

За порогом коммунальной разрухи: города Татарстана рискуют остаться с удобствами на улице

Республика уже готовит комплексный план модернизации ЖКХ. В Москве и регионах пытаются найти баланс между ремонтом старых и строительством новых сетей, которые нужны для ввода новостроек, — к 2030 году в России намерены ежегодно возводить по 120 млн кв. м жилья. В порядок надо приводить и старые сети с источниками.

«Чтобы не сели с новым строительством, сети должны быть соответствующими», — признался в конце февраля министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин на выступлении в Совете Федерации. «Не станем вкладывать, не доведем до 4 процентов снижение износа сетей — тогда проблемы будут нарастать», — говорил он сенаторам о планах в 10 раз, с 40% до 4%, снизить долю ржавых труб по России.

Главным будет жилье, т. к. на его долю приходится свыше половины всей недвижимости в стране Главным будет жилье, т. к. на его долю приходится свыше половины всей недвижимости в стране Фото: Олег Спиридонов

Жилью отдадут главную роль в новом нацпроекте

Программа модернизации ЖКХ станет частью нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».

«Я горячий сторонник этого проекта, потому что зачем нам деньги на счетах? Нужно вкладывать в инфраструктуру», — заявил Хуснуллин.

Национальный проект объединит развитие:

  • жилой;
  • транспортной;
  • коммунальной;
  • социальной инфраструктуры.

Главным будет жилье, т. к. на его долю приходится свыше половины всей недвижимости в стране. И вообще, по мнению вице-премьера, сегодня многое зависит от того, где, как и в каких условиях живут и работают люди.

В жилье сегодня главный инвестор — население, — сказал Хуснуллин, назвав сумму в 7,8 трлн рублей. — Если вкладываем такие деньги населения, то должны подтягивать дороги, строить общественный транспорт.
Марат Хуснуллин Вице-премьер правительства России
Марат Хуснуллин вице-премьер правительства России

«Мы должны по коммуналке дать надежную инфраструктуру. Инфраструктура делится на два блока — восстановление и строительство новой. Деньги под это нужно максимально запускать в оборот», — сказал Хуснуллин.

Капитальные вложения дают синергетический эффект, страна начинает быстрее развиваться.

«Строительство дает большой синергетический эффект — на одно рабочее место приходится до 9 в смежных отраслях, — напомнил Хуснуллин и привел в пример Китай, который определил строительство жилья приоритетом экономики. — У них 28 процентов ВВП страны дает стройка со смежными отраслями. Что придумывать? Жизнь показала, что, куда бы ни построили инфраструктуру, там начинается бурное развитие. Надо вкладывать в инфраструктуру, изыскивать все возможные деньги».

Капиталоемкость инфраструктурных проектов до 2030 года составляет 70 трлн рублей Капиталоемкость инфраструктурных проектов до 2030 года составляет 70 трлн рублей Фото: Олег Спиридонов

Банкирам пока интереснее транспорт, а не замена дырявых труб

Бюджетных денег будет недостаточно не только для коммунальной, но и для другой инфраструктуры. Капиталоемкость инфраструктурных проектов до 2030 года составляет 70 трлн рублей. Из них 42%, или 30 трлн рублей, пойдут на транспорт, заявил первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин. И если удастся воплотить даже половину из задуманного, это увеличит ВВП страны на ощутимый 1%.

«Есть ли такие деньги у государства? Марат Шакирзянович, как вы считаете?» — обратился Ведяхин к Хуснуллину. Тот в ответ сказал, что «надо изыскивать».

Доля расходов на инфраструктурные проекты сокращается, продолжал Ведяхин. Например в 2019-м на это тратили 1,9% ВВП страны, в 2023-м — уже 1,7%. По регионам Сбер сегодня видит снижение на 22% в сравнении с прошлым годом. «ГЧП является разумным выходом из этой ситуации, — считает Ведяхин. — Частная сторона приносит компетенции, кредитные институты — деньги, а государство закрывает риски и дает проект».

«Бюджетные средства должны быть стартером», — заявил следом Хуснуллин и согласился с важностью привлечения внебюджетных средств.

Формат государственно-частного партнерства подойдет не для всех проектов. «Если там нет хорошего денежного потока — около 40–50 процентов от вложений государства либо от внебюджета, то лучше делать за счет госбюджета и не переплачивать банкам проценты. Это лишено смысла по экономическим соображениям», — говорит Ведяхин.

Хороший денежный поток есть в транспортной сфере. Это связано с изменением логистических маршрутов Запад –
Восток, развитием восточного транспортного полигона, маршрута Север – Юг. «Будем просить государство о гораздо больших подходах по ГЧП», — сказал Ведяхин, говоря о транспорте.

«Экономика, экспортный потенциал мощный, а при развороте на Восток возникли пробки, — согласился с привлекательностью транспортной сферы глава Альфа-Банка Владимир Верхошинский. — В прошлой жизни развивали европейскую часть логистики, и сейчас нужны инфраструктурные вложения именно в развитие транспортной магистрали на Восток».

А как же вложения в программу модернизации ЖКХ? Банкиры о таких планах на ПМЭФ не говорили. Но в правительстве настроены оптимистично. «Стоит задача в каждом проекте найти соотношение доли бюджета и внебюджета», — заявил в завершение дискуссии Хуснуллин.