Александр Шохин: «Длинная шкала с достаточно высокой предельной ставкой будет способствовать усложнению администрирования и уходу граждан с высокими доходами в серую зону, что приведет к размытию налоговой базы» Александр Шохин: «Длинная шкала с достаточно высокой предельной ставкой будет способствовать усложнению администрирования и уходу граждан с высокими доходами в серую зону, что приведет к размытию налоговой базы» Фото: «БИЗНЕС Online»

Число ставок НДФЛ надо сократить, порог — повысить, а «прогрессия» для ЦФА не нужна

Предложенные минфином РФ пять ставок по налогу на доходы физических лиц — это «слишком много», а необходимость делать такую длинную шкалу «неочевидна». Такое мнение в разговоре с РБК высказал глава российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

Напомним, предложенная налоговая реформа предусматривает введение «прогрессии» в НДФЛ. Ставка повышается, если доход человека превышает 200 тыс. рублей в месяц, или 2,4 млн рублей в год. По подсчетам кабмина, изменения коснутся около 2 млн граждан и только в 2025-м в бюджет дополнительно поступит 533 млрд рублей. Заметим, что средства от повышения налога пойдут в федеральную казну, а не регионам, как и в случае с увеличением налога на прибыль.

Появится пять налоговых ставок в зависимости от дохода физических лиц:

  • для доходов до 2,4 млн рублей в год — 13%;
  • для доходов от 2,4 млн до 5 млн рублей — 15%;
  • для доходов от 5 млн до 20 млн рублей — 18%;
  • для доходов от 20 млн до 50 млн рублей — 20%;
  • для доходов свыше 50 млн рублей — 22%.

Важная деталь — повышенные ставки налога будут применяться не ко всему доходу, а к сумме превышения. Так, человек, зарабатывающий 250 тыс. рублей в месяц, заплатит 1 тыс. рублей дополнительно (или на 12 тыс. рублей больше за год с годового дохода в 3 млн рублей). В рамках реформы будет предусмотрен возврат для бедных, у которых среднедушевой доход на каждого члена семьи не превышает величину 1,5-кратного прожиточного минимума (а это 15 453 рубля на душу населения в 2024 году). В этом случае вернут 7 из 13% уплаченного НДФЛ. Повышение НДФЛ не затронет участников СВО.

Шохин предложил правительству «разумный компромисс» — сохранить действующую ставку в 13% для граждан с доходом до 5 млн рублей в год и ввести три ступени прогрессии: 13%, 15% и 18%. «Оставить действующий порог 5 миллионов рублей для применения ставки 13 процентов, ставку 15 процентов применять для доходов от 5 миллионов до 50 миллионов рублей, а 18 процентов — свыше этого. Такая шкала ставок может являться разумным компромиссом для граждан, бизнеса и государства и обеспечит выполнение запроса на социальную справедливость», — предложил глава РСПП.

«Такая шкала ставок может являться разумным компромиссом для граждан, бизнеса и государства и обеспечит выполнение запроса на социальную справедливость» «Такая шкала ставок может являться разумным компромиссом для граждан, бизнеса и государства и обеспечит выполнение запроса на социальную справедливость» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Такая длинная шкала с достаточно высокой предельной ставкой будет способствовать усложнению администрирования и уходу граждан с высокими доходами в серую зону, что приведет к размытию налоговой базы», — предупредил собеседник агентства. К тому же стартовый порог повышения в размере 2,4 млн рублей затронет высококвалифицированных рабочих, инженеров и другие массовые категории занятых, что «не вполне соответствует задаче повысить справедливость налогообложения», считает Шохин.

Доход выше 60 миллионов рублей – плати еще и НДС: с какими налогами будем жить теперь?

Глава РСПП также сделал акцент на том, что нужно обеспечить целевой характер расходования дополнительных средств от НДФЛ. Также Шохин привел три новации в рамках НДФЛ в отношении нетрудовых доходов (не связанных с личным трудом, к примеру дивидендов), вызвавшие вопросы у бизнеса.

  • Отмена льготы по НДФЛ при реализации ценных бумаг со сроком владения более пяти лет для наиболее высоких доходов. Если суммарный доход от продажи акций или долей в бизнесе за год превысит 50 млн рублей, необходимо будет заплатить налог на общих основаниях, даже если срок владения превысил пять лет, т. е. 13% с 2,4 млн рублей и 15% с суммы превышения. Сейчас подоходным налогом облагается прибыль, полученная в результате продажи акций дороже, чем они были куплены. По словам Шохина, бизнес категорически не согласен с такой идеей, потому что логика нынешнего освобождения «строится на долгосрочном владении соответствующими активами и универсальна для налогоплательщика с любыми доходами». Глава РСПП предлагает снизить срок владения ценными бумагами (долями в капитале) с пяти до трех лет в целях применения освобождения от налога на прибыль и НДФЛ доходов от их реализации, а также снизить с 50 до 25% порог участия для применения освобождения от налога на дивиденды для организаций.
  • Изменение налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). Сейчас один владелец вне зависимости от количества контролируемых им иностранных компаний уплачивает фиксированный НДФЛ в размере 5 млн рублей (его также называют «паушальный взнос», на такой режим можно перейти по выбору налогоплательщика). Начиная с налогового периода 2025 года правительство предлагает перейти на уплату 5 млн рублей за каждую КИК. Это сделает применение режима невыгодным, считают в РСПП. «Можно ожидать массового возвращения к уплате налога с реальной прибыли КИК и, как следствие, падения поступлений в бюджет, так как у большинства КИК реальной прибыли к уплате нет. Кроме того, режим становится неконкурентным для лиц с большим количеством КИК. На 10 КИК налог превысит 50 миллионов рублей, что кратно выше по сравнению с паушальными системами налогообложения других стран», — предупредил глава РСПП.
  • Введение «прогрессии» для доходов от цифровых финансовых активов (ЦФА). Цифровые финансовые активы (ЦФА) — это признаваемые российским законодательством записи (токены) в системе блокчейн, которые предполагают наличие у их держателей цифровых прав. В текущем виде законопроект предусматривает сохранение действующих ставок НДФЛ — 13 и 15% — при налогообложении доходов от дивидендов и депозитов, а также от реализации ценных бумаг (13% для дохода в пределах 2,4 млн рублей). ЦФА же относят к «налогообложению по повышенным ставкам», отметил Шохин. По его словам, такое решение «откатывает всю нашу работу по ЦФА серьезно назад»: ударит по привлекательности инструмента и поставит его в неравное положение с налогообложением с ценными бумагами

Шохин отметил, что для предпринимателей «стандартные системные решения лучше, чем даже согласованный с бизнесом точечный креатив» Шохин отметил, что для предпринимателей «стандартные системные решения лучше, чем даже согласованный с бизнесом точечный креатив» Фото: ru.freepik.com

Налог на прибыль ожидаем, а изменение НДПИ с бизнесом не обсуждали

Увеличение налога на прибыль с 20 до 25% было ожидаемым, бизнес обсуждал эту инициативу с правительством, поделился Шохин. По его словам, важно, чтобы существенная часть этого повышения «вернулась в экономику в виде мер налогового стимулирования инвестиций для максимально широкого круга налогоплательщиков». Ранее в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» в пресс-службе министерства финансов РФ сообщили, что в налоге на прибыль повышается только федеральная часть ставки, а поступления в регион не изменятся. Таким образом, планируется, что в бюджеты субъектов РФ будет зачисляться 17% налога, а в федеральную казну — уже не 3%, а 8%.

«Бюджет Татарстана проиграет»: дополнительные 5% налога на прибыль заберет Москва?

Говоря о принципах налоговой системы, Шохин заметил, что для предпринимателей «стандартные системные решения лучше, чем даже согласованный с бизнесом точечный креатив». Он сформулировал несколько тезисов по изменениям. Так, «облагать финансовый результат эффективнее, чем оборот». В этом плане бизнес «позитивно воспринял» решение об уходе от привязанной к курсу рубля экспортной пошлины в пользу повышения налога на прибыль. Это увеличение, напоминает РБК, позволит отказаться от оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины.

Кроме того, по мнению Шохина, «лучше применять системные решения, чем вводить новые фискальные сущности», а также переходить от «точечных решений» к «формульным принципам». «Формульный подход, когда при наступлении определенных событий вступает в силу заранее согласованная и принятая норма, эффективнее, чем непредсказуемость», — объяснил глава РСПП. «Мантру» о необходимости стабильности и предсказуемости налоговой системы, стоит отметить, Шохин озвучивал и на съезде РСПП в апреле с участием Владимира Путина, и в ходе обсуждений налоговой реформы в Госдуме.

РСПП, как отметил Шохин, выступает против «избирательных узкоотраслевых» налогов или фискальных сборов с отдельных отраслей экономики, которые «диспропорционально затрагивают» всего несколько секторов. Однако в налоговом законопроекте предусмотрено «очередное» повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Напомним, оно коснется тех отраслей, где минфин, как утверждает, выявил повышенный уровень рентабельности. Для добычи железной руды предусматривается увеличение налога в 1,15 раза, для отрасли производства калийных удобрений — в 2,3 раза, фосфорных удобрений — в 2 раза. Для производителей азотных удобрений предлагается ввести акциз на приобретение газа для выпуска аммиака в размере 1,2 тыс. рублей за 1 тыс. куб. метров.

«Затронуты производители калийных солей, апатитового сырья и железной руды. Это уже третье повышение рентных налогов за последние несколько лет. Помимо этого, предлагается ввести акциз на природный газ для производства аммиака, — напомнил Шохин. — Эти предложения с бизнесом не обсуждались и требуют всесторонней оценки влияния предложенных дополнительных фискальных изъятий на экономику этих трех отраслей».

РСПП и минфин разошлись в оценке максимального размера инвестиционного вычета РСПП и минфин разошлись в оценке максимального размера инвестиционного вычета Фото: «БИЗНЕС Online»

«Противостояние» РСПП и минфина за инвествычет

Еще в конце мая, во время обсуждения концепции и подходов налоговой реформы в Госдуме, Шохин аккуратно продвигал тезис — кто больше инвестирует, тот и должен получать больше преференций, налоговых вычетов. Сохраняя существующие льготные механизмы (СЗПК, СПИК, региональные вычеты), надо думать и об «очень серьезном федеральном вычете» для компаний, которые активно инвестируют, намекал он, словно предчувствуя будущие сложности.

Так и случилось — РСПП и минфин разошлись в оценке максимального размера инвестиционного вычета, пишут «Ведомости». Так, крупный бизнес предлагает оставить возможность снижать налог на прибыль вычетами. При этом, по их мнению, следует ограничить его максимальный размер — возвращать не более 4 п. п. (процентных пунктов) из 25% налога. Сейчас в федеральный бюджет направляется 3 п. п. из 20%, а после принятия поправок будет 8 процентных пунктов. При этом льготой, по словам Шохина, должны пользоваться те компании, которые регулярно производят капвложения. Как раз сейчас РСПП вырабатывает критерии такой «активно инвестирующей компании» (этот тезис Шохин также озвучивал во время обсуждений в Госдуме). Кроме того, вычет должен производиться только из средств федерального бюджета, а действующий механизм можно назвать «региональным».

Для РСПП важно, отметил Шохин, чтобы инвествычеты не были ограничены какой-то суммой для всех, а его получение проходило в заявительном порядке. «Важно предусмотреть заявительный порядок применения ФИНВ (федеральный инвестиционный налоговый вычетприм. ред.) по принципу „осуществил инвестиции — применил вычет“, без заключения каких-либо инвестиционных соглашений или включения в какие-либо государственные перечни (реестры) инвестиционных проектов», — приводит слова Шохина РБК. В числе других пожеланий — прописать весь порядок получения вычета (категории и признаки налогоплательщиков и групп компаний) в Налоговом кодексе.

У минфина же другое видение. Предложенным законопроектом устанавливается, что федеральную часть налога на прибыль можно будет уменьшить на сумму в размере до 50% от величины инвестиций. Также там предусмотрена возможность применения механизма в группах компаний и переноса вычета на будущее. При этом категорию и признаки налогоплательщиков, которые смогут претендовать на вычет, должно установить правительство. Переговоры по этим критериям будут вестись до осени, рассказал собеседник «Ведомостей». Кроме того, по его словам, министерство хочет ограничить вычеты именно фиксированной суммой на все компании — 300 млрд рублей в год. А предложенный союзом механизм в ведомстве считают «сложно администрируемым».