Рифат Фаттахов: «Для динамично развивающегося Татарстана и его столицы наличие еще одного такого зала в самом центре города — это давно назревшая проблема» Рифат Фаттахов: «Для динамично развивающегося Татарстана и его столицы наличие еще одного такого зала в самом центре города — это давно назревшая проблема» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В Казани, которая позиционирует себя как современный туристический центр, нет ни одного летнего концертного зала»

С идеей создания Дома татарской музыки в Казани я уже выступал 7 лет тому назад на страницах «БИЗНЕС Online». Сегодня решил еще раз напомнить об этом, т. к. в связи с дискуссиями вокруг старого здания театра им. Камала вопрос актуализировался вновь. Тема дальнейшего использования высвобождаемых в ближайшее время помещений культурного учреждения носит отнюдь не технический характер. Действительно, место для татар особое, намоленное, если хотите, имеющее сакральное значение. Не исключено, что принятое решение будет судьбоносным для дальнейшего развития татарской музыкальной культуры. Поэтому оно, на мой взгляд, должно быть подготовлено осторожно, взвешенно, однозначно не кулуарно, а с учетом мнения широкой общественности, прежде всего профессионального сообщества.

«Возможность татарам посмеяться и поплакать над собой»: кому Минниханов отдаст старый театр им. Камала?

А теперь по порядку. Вопрос создания татарского музыкального театра не только назрел, но и перезрел. Думаю, это должен быть не просто театр в классическом узком его смысле, а более универсальное учреждение. Новый очаг культуры должен заниматься, на мой взгляд, не только вопросами музыкально-драматического репертуара, но и развитием национальной эстрады, профессиональной песенной культуры на государственном уровне.

Было бы целесообразнее на месте нынешнего театра им. Камала открыть многопрофильный, многофункциональный культурный комплекс — Дом татарской музыки. Принципиальное отличие предлагаемого проекта, скажем, от Московского международного Дома музыки (кстати, который является хорошим примером в этом направлении) заключается в том, что основную нагрузку в первом будут нести творческие коллективы, призванные обеспечить производство качественного музыкального продукта.

В идеале Дом татарской музыки мог бы вобрать в себя театр татарской эстрады, музыкально-драматический театр, эстрадно-симфонический оркестр, большой концертный зал, театрально-концертный зал, камерный зал на 150–200 мест, летнюю террасу, саунд-продакшен-студию, музыкальный телеканал и музыкальный радиоканал, музыкальный салон-ресторан, детскую студию и продюсерский центр. О целесообразности каждого из этих объектов расскажу поподробнее.

Театр татарской эстрады призван обеспечить развитие профессиональной национальной эстрады во всех жанровых проявлениях: вокальное, разговорное, инструментальное, танцевальное. Открытие музыкально-драматического театра создаст условия для восстановления любимого татарским народом сценического жанра музыкальной драмы и полнокровного развития таких современных жанров, как мюзикл, рок-опера и др. Также данный театр позволит решить острейшую проблему трудоустройства молодых татарских вокалистов классического направления.

Создание эстрадно-симфонического оркестра вызвано необходимостью музыкально-инструментального сопровождения театра татарской эстрады и муздрамтеатра. Многоцелевые и разноплановые задачи современного музыкального рынка требуют создания целой системы концертных залов, оснащенных новейшей свето- и звукотехникой. В связи с этим в структуре Дома татарской музыки предлагаются большой концертный и театрально-концертный, камерный залы и летняя терраса. Большой концертный зал мог бы стать местом проведения крупных форумов, концертов, презентаций и т. д.

Для динамично развивающегося Татарстана и его столицы наличие еще одного такого зала в самом центре города — это давно назревшая проблема. Театрально-концертный зал мог бы стать площадкой для постановки музыкальных спектаклей, драм, опер, мюзиклов, концертов и т. д. Система трансформации партера и сцены обеспечит многофункциональность зала. Камерный зал на 150–200 мест предназначен для концертов камерной музыки, литературных вечеров, творческих встреч и т. д. Терраса необходима для проведения зрелищных мероприятий в летнее время. Следует отметить, что в Казани, которая позиционирует себя как современный туристический центр, нет ни одного летнего концертного зала.

«Место для татар особое, намоленное, если хотите, имеющее сакральное значение» «Место для татар особое, намоленное, если хотите, имеющее сакральное значение» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В структуре Дома татарской музыки смог бы успешно функционировать и продюсерский центр»

Иные подразделения Дома татарской музыки в рамках данного проекта преследуют цель производства и распространения аудиовизуальной продукции. К ним относятся саунд-продакшен, музыкальный теле- и радиоканал, музыкальный салон и продюсерский центр.

Саунд-продакшен-студия необходима для звукозаписи, сведения, мастеринга и аранжировки музыкальных произведений. Музыкальный теле- и радиоканал мог бы вести круглосуточное вещание татарской музыки, в том числе классической, народной, эстрадной, включая записи национального музыкального наследия. Помимо обслуживания гостей, зрителей Дома татарской музыки, предусматривается проведение различных приемов, юбилеев, корпоративов и т. д. Эту функцию мог бы выполнять музыкальный салон-ресторан.

Без большой парковки, но с театральным садом: как будет выглядеть новый очаг татарской культуры на Кабане

В структуре Дома татарской музыки смог бы успешно функционировать и продюсерский центр, так необходимый сегодня для продвижения нашей талантливой молодежи. Он мог бы стать единым центром для всех структур Дома татарской музыки по продвижению собственного продукта, а также заниматься на коммерческой основе организацией выступлений татарстанских, российских и зарубежных исполнителей на базе своих концертных залов. В дальнейшем можно и нужно сделать это учреждение базовым центром наших ведущих музыкальных вузов — консерватории и института культуры. В Узбекистане, например, недавно открыли государственный Институт национального эстрадного искусства — это просто к слову.

Кстати, Дом татарской музыки (название позволяет) смог бы стать и своеобразным научно-исследовательским центром, ведь у нас, мягко говоря, катастрофически не хватает специалистов в области татарского музыкознания. До сих пор у нас нет «Истории татарской музыки» даже в одном томе. «История татарской литературы» создана в 6 или 7 томах, а вот «История татарской музыки» — увы… Да, в здании потребуется определенная реконструкция, техническое переоснащение, но это уже вопрос техники.

Рифат Фаттахов