Еще один украинский беспилотник мог залететь сегодня на территорию Татарстана. Его полет начали отслеживать еще над Нижнекамском, а добили над Елабугой Еще один украинский беспилотник мог залететь сегодня на территорию Татарстана. Его полет начали отслеживать еще над Нижнекамском, а добили над Елабугой Фото: соцсети

Хронология: что происходило

Первые сообщения о переводе ряда промышленных объектов Казани на «осадное» положение стали поступать еще в 11:40. Ряд источников «БИЗНЕС Online» утверждали, что сотрудников предприятий начали переводить в безопасные помещения, не объясняя при этом причины. А в 11:30 закрыли небо над международным аэропортом «Казань».

В казанских соцсетях примерно с 12:30 стали появляться сообщения об эвакуации сотрудников казанского «Оргсинтеза», которых вывезли на подземную станцию метро «Авиастроительная». Аналогичные меры безопасности развивались и на нефтеперерабатывающем ТАНЕКО и ТАИФ-НК в Нижнекамске. Очевидцы сообщали о воздушной тревоге и эвакуации сотрудников этиленового комплекса ЭП-600 «Нижнекамскнефтехима». Все эти сообщения стали поступать уже ближе к 13:00 — на тот момент все еще не было окончательно ясно, что же происходит в республике. Добавляло нервозности и то, что сегодня в Нижнекамске намечены большие торжества в честь Дня химика.

Следующий час уже весь мир следил через сервис Flightradar за воздушным пространством Татарстана. Оно было практически пустым, не считая одного планового рейса авиакомпании Nordwind в Казань. Boeing 737 из Якутска почти 20 минут кружил над Набережными Челнами, уйдя потом на запасной аэродром.

На стойках регистрации в аэропорту в это время царил легкий хаос от внезапных задержек вылета На стойках регистрации в аэропорту в это время царил легкий хаос от внезапных задержек вылета Фото: Альбина Фархутдинова

На стойках регистрации в аэропорту в это время царил легкий хаос от внезапных задержек вылета. В сравнении с обстановкой 15 мая, когда закрывали казанскую воздушную гавань в последний раз, людей в аэропорту сегодня, по оценке нашего корреспондента с места, было больше раза в 2–3. Через полчаса наглухо закрыли воздушное пространство и над Нижнекамском.

Первые официальные данные о тревожной ситуации поступили от мэрии Нижнекамска в 13:20. В коротком сообщении говорилось о «возможном возникновении внештатной ситуации на территориях ряда производственных предприятий» района. Подчеркивалось, видимо, для общественного успокоения, что все эвакуационные мероприятия проводятся по отработанным схемам. То же самое ретранслировали и в пресс-службе главы республики.

В сравнении с обстановкой 15 мая, когда закрывали казанскую воздушную гавань в последний раз, людей в аэропорту сегодня, по оценке нашего корреспондента с места, было больше раза в 2-3 В сравнении с обстановкой 15 мая, когда закрывали казанскую воздушную гавань в последний раз, людей в аэропорту сегодня, по оценке нашего корреспондента с места, было больше раза в 2–3 Фото: Альбина Фархутдинова

По данным ряда собеседников нашей газеты, беспилотник все-таки был один. Он пролетел над Нижнекамским районом, там он попал под огонь, был подбит, но влетел в Елабужский район. Там его и добили. Его осколки уже изучают специалисты. Информацию о том, что был сбит один беспилотник, сообщила и пресс-служба министерства обороны России.

На публикуемых в соцсетях кадрах запечатлели даже якобы этот самый беспилотник. Визуально он очень напоминал уже знакомый елабужанам легкомоторный самолет А-22 «Летучая лисица», переделанный под беспилотник.

«Панцирей» на всех не напасешься»: три вопроса об атаке дронов на Татарстан

Сразу после этого аэропорты Казани и Нижнекамска открыли, возобновив прием и отправку воздушных судов. Никакой паники или скандалов в аэропортах не было, несмотря на образовавшиеся в результате многочасовые задержки рейсов. «Мы не боимся ничего, летим в командировку», — прокомментировали нашему корреспонденту в аэропорту двое парней в военной форме, пожелавшие остаться анонимными.


Как Татарстан атакуют беспилотники

Сегодняшняя попытка атаковать территорию Татарстана уже четвертая по счету. Впервые с начала СВО беспилотники долетели до республики 2 апреля. Ранним утром СМИ сообщили о том, что дрон пытался атаковать нефтеперерабатывающий комплекс ТАНЕКО в Нижнекамске. Глава Нижнекамска Рамиль Муллин чуть позднее заявлял, что беспилотник в Нижнекамске был обезврежен системой РЭБ. Обошлось без разрушений и пострадавших.

«Один «Панцирь» мог уничтожить эти дроны»: как Нижнекамск и «Алабугу» атаковали беспилотники

Серьезнее ситуация обстояла на территории «Алабуги». Дроны атаковали особую экономическую зону в этот же день. Первый удар беспилотника произошел в 5:45. Источники «БИЗНЕС Online», близкие к руководству ОЭЗ, рассказывали, что дрон не долетел до промзоны и попал в дерево, затем рухнул в поле.

Сегодняшняя попытка атаковать территории Татарстана — уже четвертая по счету Сегодняшняя попытка атаковать территорию Татарстана уже четвертая по счету Фото: «БИЗНЕС Online»

В первые минуты после несостоявшейся атаки началась эвакуация трех зданий ОЭЗ: административного центра (знаменитой «пирамиды»), ЖК «Южный парк» (там живет персонал «Алабуги») и общежития (в нем преимущественно живут студенты «Алабуга Политеха»). Ровно через полчаса после первого удара прилетел второй беспилотник. Он рухнул рядом со зданиями «Данафлекс-Алабуга» и колледжа «Алабуга Политеха», которые сдали лишь в конце прошлого года. На видео, которое начали публиковать в соцсетях, были видны группы эвакуировавшихся студентов, они находились примерно в 100 м от эпицентра ЧП.

«Вот такой осколок торчит от дрона!»: репортаж из Елабуги, пережившей атаку беспилотников

В результате атаки, по данным минздрава РТ, пострадали 14 человек — это студенты учебного заведения из 9 стран. Собеседники газеты рассказывали, что от самого прилета могли пострадать только трое, остальные же могли получить травмы во время экстренной эвакуации. «Всевышний дает нам знак: „Очнитесь, ребята, никто вас не защитит, кроме себя“. Противоракетная оборона решает собственные задачи, мы должны своими силами решать такие вопросы, каждое предприятие, каждый участок, каждый муниципалитет. На эти вопросы надо обратить сильное внимание», — говорил после этого глава РТ Рустам Минниханов.

Вторая атака случилась 17 апреля. Минобороны РФ отчиталось о том, что над Татарстаном сбит беспилотник. «Около 11:20 мск пресечена попытка киевского режима совершить террористическую атаку c применением БПЛА самолетного типа по объектам на территории Российской Федерации. Дежурными средствами ПВО украинский беспилотный летательный аппарат уничтожен над территорией Республики Татарстан», — говорилось в сообщении ведомства.

«Грохот такой был!»: как Татарстан отражал третью атаку беспилотников

В третий раз Татарстан отражал атаку БПЛА в день старта KazanForum — 15 мая. Российские системы ПВО в то утро, по данным минобороны, работали в небе над Белгородской, Брянской и Курской областями, где было сбито 17 беспилотников. Оказалось, что это не все: дроны полетели дальше, в Поволжье. В 7:30 беспилотник сбили и над Татарстаном — его обломки упали в 25 км от аэропорта «Казань». Воздушная гавань остановила все рейсы буквально за три минуты до этого. Пострадавших от налета благо не было, если не считать того, что самолет делегации «Талибана»* не смог вовремя вылететь из Москвы из-за ограничений, введенных казанским аэропортом.

«Беспилотники с нами навсегда»

По мнению военного эксперта, основателя портала Military Russia Дмитрия Корнева, в условиях увеличения финансирования Украина усилит объем производства беспилотников, долетающих до территории Татарстана. «Если раньше они выпускали БПЛА единично, то сейчас они поняли, что все это работает, и начали вкладываться в это. Надо понимать, что у них производство распределено по территории страны и оно относительно недорогое», — рассказывает он корреспонденту «БИЗНЕС Online».

При этом, по словам эксперта, враг прекрасно знает, что от объектов нефтегазовой сферы зависит боеспособность наших войск, потому частота атак на эти объекты, скорее всего, не снизится.

«Конечно, они будут продолжать такое воздействие. Методы борьбы с этим очень просты и известны. Это выстраивание комплексной системы противовоздушной обороны. Подобные вещи уже обсуждали, когда были первые атаки на Татарстан. Здесь может быть выстраивание каких-то противовоздушных заслонов, потому что дальность действия у таких беспилотников ограничена. Они не могут лететь в Татарстан через, условно, Северный Урал. Они летят по складкам местности, поэтому, может быть, попытаться выстроить на такой местности посты, засады противовоздушной обороны, дополнительные рубежи», — говорит эксперт.

Корнев также считает, что для предотвращения атак необходимо увеличить количество постов обнаружения беспилотников. «Ну, я думаю, здесь, конечно, некоторый реверанс надо сделать в адрес министерства обороны. Предполагаю, что минобороны и само прекрасно это все понимает. Есть хороший, позитивный пример — это Москва. Атаки на нее практически прекратились. То есть беспилотники не доходят, ну или сбиваются на периферии Московской области. На Санкт-Петербург тоже практически прекратились. То есть сейчас появился потенциал ВСУ для атак на Татарстан. Очень хотелось бы надеяться, что предпринятые комплексные меры противодействия приведут к тому, что где-то на периферии РТ или даже за пределами беспилотники также будут сбиваться», — говорит Корнев.

Еще один военный аналитик, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков отмечает, что ВСУ пускают дальние беспилотники в определенную паузу, когда на «ленточке» перегружена система нашего ПВО. «В последнее время они стали пролетать над руслами рек. Их полеты отслеживает спутниковая группировка, но не Starlink, а Starshield, который Илон Маск начал запускать с февраля 2023 года. То есть она отслеживает, как БПЛА перемещается по местности», — объясняет Леонков.

По его словам, сейчас каждый промышленный объект должен быть оборудован системой ПВО и РЭБ плюс работать с системой народного оповещения. «Здесь нужно проводить комплекс мер. Плюс делать такую как бы систему народного оповещения, чтобы следили за небом. Потому что это будет эффективнее, чем когда ПВО уже работает по вспышке, которая состоялась. По-другому никак. А говорить, что беспилотники прекратят полеты, я бы не стал», — отмечает он.

Леонков подчеркивает: обществу надо понимать, что СВО — это не последний конфликт. Нужно брать на вооружение гражданской обороны, что «беспилотники с нами навсегда».