В Мензелинском районном суде прибытие подозреваемого вызвало бурные обсуждения В Мензелинском районном суде прибытие подозреваемого вызвало бурные обсуждения Фото: Олег Спиридонов

На тонированной Priora

Обычно энергичный Энгель Фаттахов выглядел сегодня в суде как сам не свой. И это понятно: сначала вечерние обыски, затем полуночный допрос и очная ставка. После бессонная ночь в челнинском изоляторе. А днем поездка в Мензелинский райсуд на арест. Водоворот криминальных событий, о которых Энгель Навапович еще вчера утром не мог и подумать.

Приставы суда смаковали подробности дела экс-министра, припоминали похожий инцидент с бывшим коллегой Фаттахова — Фаилом Камаевым. «Жадность!» — полушепотом сокрушались на чиновников силовики.


Фаттахова привезли в суд на заниженной серой Priora с тонировкой, это машина оперативников управления экономической безопасности МВД по Татарстану.

Экс-чиновнику 62 года. Родился в селе Чишма Актанышского района. Окончил Казанский сельскохозяйственный институт, начинал карьеру в 1983-м инженером-контролером районного отделения «Сельхозтехника», позже стал главным инженером и руководителем парткома. В 1993-м начал карьеру на муниципальной службе с поста заместителя главы актанышской администрации, затем в аналогичной должности работал в Сармановском районе.

В 1998 году возглавил родной Актанышский район. Им руководил 14 лет, пока в 2012-м не был назначен министром образования и науки Татарстана, а параллельно и вице-премьером республики. Карьера в минобрнауки РТ сорвалась в 2017 году: Фаттахов покинул кресло на фоне языкового скандала, который развернулся в Татарстане. Последние годы Фаттахов возглавлял агрофирму «Чишма».

На расспросы журналистов о позиции по делу и возможной встрече с Камаевым в ИВС Фаттахов отвечал отрицательным мотанием головы. «Нормально!» — единственное слово, которое он произнес до заседания.

Защищает Фаттахова адвокат Ольга Шелковникова, в свое время представлявшая интересы директора медколледжа Светланы Вахитовой и соучредителя челнинской компании «Наследие», которую называют финансовой пирамидой, Розы Хасановой. «Я так понимаю, что следствие станет длиться не один месяц. Я надеюсь, оно пройдет абсолютно объективно, окажутся приняты во внимание все доводы как с нашей стороны, так и с противоположной. И будет принято объективное решение по делу», — сказала до начала заседания журналистам Шелковникова.

Следствие ходатайствовало отправить Фаттахова в СИЗО на два месяца. Причина тому — тяжесть преступления Следствие ходатайствовало отправить Фаттахова в СИЗО на 2 месяца. Причина тому — тяжесть преступления Фото: Олег Спиридонов

В чем подозревают Фаттахова

По озвученной в ходе заседания версии следствия, Фаттахов подозревается в получении взятки (ст. 290 УК РФ) в 2018–2020 годах. Будучи главой Актанышского района, он получил от бенефициара строительной компании «ПСК „Спецстрой“» Алмаза Муртазина взятку виде «иного имущества и иных услуг» в особо крупном размере за покровительство. Детали и сумма не раскрывалась, но, по данным источников нашего издания, получил от представителя строительной фирмы взятку в виде реконструкции своего дома в селе Актаныш стоимостью более 21,8 млн рублей.

ПСК «Спецстрой», по данным базы «Контур.Фокус», была зарегистрирована в апреле 2017 года в Актаныше. Основной вид деятельности фирмы — строительство жилых и нежилых зданий. Его единственный учредитель и директор — Дильбар Муртазина. Однако, по данным источников, бенефициар фирмы — Алмаз Муртазин, который и написал заявление на Фаттахова. На самом Муртазине действующих фирм нет: два ИП с пропиской в Актаныше закрылось несколько лет назад, петербургское ООО «Строймаркет» в 2008 году присоединилось к другой фирме, актанышские ООО «Согласие» исключено из ЕГРЮЛ пять лет назад, а ООО «Стройком» ликвидировано в этом году.

По данным «Контур.Фокуса», ПСК «Спецстрой» с момента образования участвовала в 28 тендерах на общую сумму 174 млн рублей. Самые «дорогие» из них — ценой от 3 млн до 44 млн рублей — как ни странно, закупки от властей Удмуртии на ремонт учреждений культуры и здравоохранения в 2021 году. ПСК «Спецстрой» победила только в одном из конкурсов — на ремонт библиотеки. В том же 2021-м компании достались контракты на ремонт детсадов №5, № 7, новоалимовского детсада в Актаныше, в сумме на 6,8 млн рублей, годом раньше — на ремонт кабинетов ОБЖ и технологии в гуманитарной гимназии-интернате для одаренных детей на 2,7 млн рублей, а также на ремонт спортзала в сельском доме культуры в селе Чалманарат на 1,5 млн рублей. В 2017 году ПСК «Спецстрой» ремонтировала коровник на 100 голов в Актанышском технологическом техникуме. А в 2019-м фирма выиграла контракт на строительно-монтажные работы по благоустройству каскада прудов на улице Нур Баяна в деревне Аняково на 1,5 млн рублей. В том же году фирма ремонтировала спорткомплекс «Иман» на 3,7 млн рублей.

У фирмы имелись проблемы с налогами — в прошлом году УФНС даже подавало в суд на банкротство компании из-за долга в 272 тыс. рублей. Помимо этого, ПСК насчитали 105 тыс. рублей пени и 351 тыс. рублей штрафа за неуплату налогов. Из решения суда известно, что как минимум часть долга фирма погасила. В том же 2023-м с претензиями к ПСК в суд обратилась СРО «Содружество строителей РТ», попросив фирму выплатить долг по членским взносам в 88 тыс. рублей.

Кстати, из судебных решений выходит, что ПСК также была задействована в капремонте МБУ «Молодежный центр „Яшьлек“» в Актаныше. В частности, компания «Бизнес мебель» жаловалась, что поставила, как было прописано в договоре с ПСК, на этот объект товар (наверняка, речь шла о мебели) на 5 млн рублей, а ПСК недоплатила ей 1,1 млн рублей.

ПСК не может похвастаться большими деньгами: по данным сервиса «Контур.Фокус», в 2018–2020 годах она получала прибыль в 150–250 тыс. рублей при выручке в 25–34 млн рублей. По итогам 2021-го в отчетных графах стоят прочерки, данных по более «свежим» годам нет. Но, например, как указано было в иске ФНС, последнюю налоговую отчетность компания представляла в начале 2023 года, за IV квартал 2022-го — тоже с нулевыми показателями. В то же время на тот момент у фирмы были открыты 6 расчетных счетов, у нее имелись три машины, взятые в лизинг.

СКР и УБЭП уверены, что взятка давалась за содействие в заключении подрядных договоров на строительно-ремонтные работы на объектах, расположенных в районе, и их своевременную оплату. В частности, речь шла о капремонте здания молодежного центра «Яшьлек» стоимостью более 28 млн рублей. Дело в отношении Муртазина возбудили еще в прошлом году, а в этом, буквально пару дней назад, он написал явку с повинной и признался — протекцию оказывал Энгель Навапович.

От дачи показаний Фаттахов отказался. Следствие ходатайствовало отправить его в СИЗО на 2 месяца. Причина тому — тяжесть преступления, возможность скрыться, а главное, вероятность воздействия на свидетелей со стороны экс-главы Актанышского района. Для этого подозреваемый может задействовать связи и воспользоваться своим положением, отметил Вильданов.

Молодежный центр «Яшьлек» построен еще в 1983 году, правда, свое современное название получил только в 2018-м — тогда Фаттахов на правах главы исполкома района подписал документ, которым присвоил «Яшьлеку» форму муниципального бюджетного учреждения. Учредитель «Яшьлека» — исполком Актаныша.

В 2021 году на преобразование молодежного центра выделили 40,29 млн рублей по республиканской госпрограмме обновления молодежных центров. Это двухэтажное здание площадью 706 кв. м, там есть многофункциональный зал, коворкинг, компьютерный класс, первая в районе звукозаписывающая студия, арт-резиденция и другие залы. На открытие центра приезжали министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров, глава минмолодежи Ринат Садыков, экскурсию для гостей проводил сам Фаттахов.

«В ходе оперативно-разыскных мероприятий было установлено, что Фаттахов обладает обширными связями среди высокопоставленных руководителей правоохранительных органов, органов судебной и исполнительной власти», — указал Вильданов. Также у следствия есть показания, в которых свидетель Муртазин рассказал, что боится воздействия Фаттахова.

Защита в лице Шелковниковой начала обработку судьи с множественных регалий Энгеля Наваповича Защита в лице Шелковниковой начала обработку судьи с множественных регалий Энгеля Наваповича Фото: Олег Спиридонов

Защита Фаттахова: «Естественно, он хочет доказать свою собственную невиновность»

Свою же вину Фаттахов не признал. «Я взяток не брал и никому не давал. 20 лет отдавал силы для развития района. Для себя ничего не оформлял, не приватизировал. У меня есть один дом, где моя родная деревня. И все», — заявлял суду Энгель Навапович.

Защита же в лице Шелковниковой начала обработку судьи с множественных регалий Энгеля Наваповича. В начале заседания адвокат предусмотрительно ходатайствовала о прикреплении к делу огромной кипы корочек и документов, среди которых следующее:

  • Характеристики с места работы, от главы Актанышского района Ленара Зарипова и депутата районного совета Раухата Салихянова.
  • Копии удостоверений о наличии множества медалей и орденов за заслуги и доблестный труд во благо Татарстана.
  • Информацию о звании «заслуженного работника сельского хозяйства РТ», о признании почетным гражданином Актанышского района.
  • Благодарственное письмо от кабинета министров РТ.

В представленных характеристиках, можно сказать, воспевались оды во славу Фаттахова. Так, в письмах неравнодушных его называли «патриотом своего района», «истинным патриотом своего народа, потратившим немало сил на сохранение национальных традиций района». «Я считаю, что это (награды прим. ред.) характеризует человека. Не каждый имеет столько наград, сколько сейчас у меня лежит удостоверений на столе», — добавила адвокат.

Заявления же следствия Шелковникова посчитала не более чем «домыслами». Она отметила, что ее подзащитный явно не собирается бежать или вставлять палки в колеса правосудию.

Множественные награды не уберегли Фаттахова от заключения Множественные награды не уберегли Фаттахова от заключения Фото: Олег Спиридонов

«Он не просто не будет уничтожать доказательства, он сам искренне заинтересован в том, чтобы следствие велось объективно. Естественно, он хочет доказать свою собственную невиновность. Но его стремление направлено на то, чтобы оказать помощь и содействие следствию, а не на то, чтобы уничтожить какие-либо улики», — убеждала Шелковникова. Она напомнила суду, что Фаттахову 62 года, а в таком возрасте находиться в СИЗО чревато для здоровья. На ее взгляд, самым оптимальным решением будет отправить ее подзащитного на домашний арест, впрочем, они согласны и на залог.

Увы, множественные награды не уберегли Фаттахова от заключения — опальный чиновник отправился до 21 июля в мензелинское СИЗО-4. Разумеется, адвокат уже анонсировала обжалование решения суда, но, поможет ли это вытащить его хотя бы под «домашку», покажет время.

Сразу после заседания Мензелинский суд удовлетворил еще одно ходатайство об аресте — имущества Фаттахова. Речь, по данным наших источников, о двух внедорожниках — Volkswagen Touareg и Toyota Land Cruiser. А еще опечатали дом, который проходит по делу как взятка.