Народного артиста РТ Раиля Садриева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, якобы он продавал билеты на спектакль «Дервиш» с собственным участием через ИП супруги, получив тем самым незаконно 450 тыс. рублей. Максимальное наказание по данной статье — до 4 лет лишения свободы Народного артиста РТ Раиля Садриева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, якобы он продавал билеты на спектакль «Дервиш» с собственным участием через ИП супруги, получив тем самым незаконно 450 тыс. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Что сделал? Украл, что ли? Я не знаю»

Театральное сообщество Татарстана пребывает в состоянии шока после утренней публикации «БИЗНЕС Online» о задержании правоохранителями руководителя Буинского драматического театра Раиля Садриева. Это событие явно перебило по значимости сегодняшнее 62-летие главного режиссера театра им. Камала, председателя СТД РТ Фарида Бикчантаева.

Напомним, народного артиста РТ Садриева обвиняют по ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»), якобы на гастролях своего театра он продавал билеты на спектакль с собственным участием «Дервиш» через ИП супруги, получив тем самым незаконно 450 тыс. рублей. Максимальное наказание по данной статье — до 4 лет лишения свободы.

За «Дервишем» пришло УБЭП: Татарстан получил свое «театральное дело»?

Вчера вечером начался отсчет 48 часов, на которые худрук-директор Буинской драмы может быть задержан без меры пресечения. Известно, что Садриев на допросе отказался давать показания, сославшись на ст. 51 Конституции РФ, которая позволяет не свидетельствовать против себя. В суд документы по его делу пока не поступали.

При заходе на сайт Буинского театра нас встречает информация о гастролях в Башкортостане с 2 по 6 июня со спектаклем «Кодалар-Кодачалар» («Сваты»), причем особо указано, что это «топовая роль Раиля Садриева». Однако, позвонив в кассу театра, мы выяснили, что гастроли отменяются. «Мало было билетов продано, — так объяснила ситуацию сотрудница учреждения. — Мы хотели потом перенести на ноябрь. Созванивались с руководством, но они сказали, что не смогут принять нас, так как даты уже заняты. И вот мы пока думаем». Однако 7 июня моноспектакль «Дервиш» в Буинске состоится, заверили нас в кассе.


В минкульте РТ, учредителе Буинского драмтеатра, дали следующий комментарий «БИЗНЕС Online». «Уверены, что правоохранительные органы объективно разберутся в данной ситуации. При этом отметим, что практически невозможно в небольшом городе найти человека, который бы вел за собой театр и являлся настоящим подвижником своего дела и лидером, лицом театрального искусства, — сказано в сообщении пресс-службы министерства культуры Татарстана. — Касаемо существа вопроса необходимо подчеркнуть, что это спектакль-монолог („Дервиш“ прим. ред.) и здесь Садриев не только единственный актер, но и один из его создателей. В целом все это требует внимательного изучения, и мы думаем, что в коммуникации с правоохранительными органами найдется решение данного вопроса».

Нияз Игламов: «Раиль Садриев доказал возможность успешного существования национального театра в маленьком городе с выходом на все ведущие фестивали не только страны, но и зарубежья» Нияз Игламов: «Раиль Садриев доказал возможность успешного существования национального театра в маленьком городе с выходом на все ведущие фестивали не только страны, но и зарубежья» Фото: «БИЗНЕС Online»

Своими мыслями с нашим корреспондентом поделился и советник министра культуры РТ, председатель общественного совета при минкульте Нияз Игламов. «Раиль Садриев доказал возможность успешного существования национального театра в маленьком городе с выходом на все ведущие фестивали не только страны, но и зарубежья, — говорит театральный критик, который вместе с ним делал в районном центре фестиваль „Буа: пространство диалога“ и лабораторию „Буинская Талия“. — Он создал действенную модель театра, который справляется с госзаданием и при этом активно гастролирует. То, что Раиль участвовал в проекте Константина Богомолова на ВДНХ, где его играл Александр Семчев, его спектакль „Дервиш“ заявлен на главную премию страны… Если бы этих успехов не было, то не думаю, что кто-то стал бы строить новое здание в городе».

«Шекспир – он же не татарин!»: топ-50 самых влиятельных людей театрального мира РТ

Напомним, что в недавнем рейтинге «БИЗНЕС Online» влиятельности в театральном мире РТ Садриев занял 17-е место. «Вообще, Раиль — одна из известнейших фигур в театральном деле Татарстана, — продолжает Игламов. — Очень хочется надеяться, что, во-первых, ему изменят меру пресечения. Потому что сумма, которая инкриминируется, не такая огромная, чтобы человека держать под замком. Я не думаю, что он куда-то может деться. Во-вторых, мне бы хотелось, чтобы эта ситуация разрешилась. Потому что я не знаю того, кто бы мог сейчас заменить его на посту. Театр захиреет, перестанет быть ньюсмейкером, если не будет Раиля».

Фарид Мухаметшин удивил, сказав, что он не знает Садриева: «Кем ул, белмим мин аны, хулигандыр, белмим мин аны. Нишләгән? Урлаганмыни? Мин белмим» Фарид Мухаметшин удивил, сказав, что он не знает Садриева: «Кем ул, белмим мин аны, хулигандыр, белмим мин аны. Нишләгән? Урлаганмыни? Мин белмим» Фото: gossov.tatarstan.ru

Единственная же пока публичная реакция первых лиц республики — это общение нашего корреспондента с Фаридом Мухаметшином после мероприятия по случаю Дня печати Татарстана. Председатель Госсовета РТ, которого часто можно видеть на театральных премьерах в Казани, удивил, сказав «БИЗНЕС Online», что он не знает Садриева. «Кем ул, белмим мин аны, хулигандыр, белмим мин аны. Нишләгән? Урлаганмыни? Мин белмим» («Кто это? Не знаю я его, хулиган, наверное, не знаю я его. Что сделал? Украл, что ли? Я не знаю»), — ответил Мухаметшин на просьбу прокомментировать задержание народного артиста РТ.

Театр как «градообразующее предприятие»

Удивляются происходящему и известные федеральные театральные критики.

«Эта новость стала для меня шоком. Не говоря уже о грусти и печали. Любой человек опечален, когда сталкивается с правоохранительной системой, — сказал „БИЗНЕС Online“ преподаватель РАТИ-ГИТИС, еще один соратник Садриева по фестивалям и театральным лабораториям в Буинске Александр Вислов. — И уж в случае Раиля Ильдаровича это для меня вдвойне неожиданно и удивительно. В отношении Раиля, с которым я действительно много лет, не побоюсь этого слова, сотрудничаю и дружу, мне было как-то это все странно услышать и прочитать».

По словам Александра Вислова, роль Садриева для театральной жизни сегодняшних Татарстана и России велика По словам Александра Вислова, роль Садриева для театральной жизни сегодняшних Татарстана и России велика Фото: © Евгения Новоженина, РИА «Новости»

По словам нашего собеседника, роль Садриева для театральной жизни сегодняшних Татарстана и России велика. «Потому что, когда один из моих друзей написал: „Мне хочется съездить в Буинск, где маленький город, но очень амбициозный театр“, — я, к стыду своему, не слышал, что есть такой город. Как, собственно, и многие мои коллеги. Многие театральные люди, которые затем узнали Раиля Садриева. Узнали, что есть такой замечательный театр, и своими глазами увидели, каковы сегодня возможности и силы этого театра. Как театр, возглавляемый таким харизматичным лидером, как Садриев, может на наших глазах менять самоощущение людей, живущих в этом городе, культурный ландшафт и в целом город», — продолжает Вислов. По его словам, благодаря усилиям своего худрука театр для Буинска стал таким же градообразующим предприятием, как «сахарный завод и спиртзавод». «По крайней мере, по количеству фестивалей, на которых побывал этот театр, на всех основных театральных сценах России. И не только со спектаклем „Дервиш“, был целый ряд постановок, которые проехали по российским фестивалям и составили хорошую славу об этом городе», — говорит собеседник «БИЗНЕС Online».

Отреагировал Вислов и на обвинения, выдвинутые в адрес Садриева. «Многие театральные директора, с которыми я общаюсь, говорят, что наше законодательство в области театра так устроено, что очень трудно обойтись без нарушений тем директорам, которые действительно работают, что называется, „по-настоящему“. Которые увлечены своим процессом, хотят, чтобы театр был лучше, состоятельнее. И зачастую постоянно возникают необходимости каких-то маленьких хитростей. И, как говорят многие директора, если захотеть, можно к любому придраться», — считает известный театральный критик.

«Я не могу ничего плохого сказать о Раиле Садриеве, могу им только восхищаться, — сказала „БИЗНЕС Online“ театровед из Санкт-Петербурга Жанна Зарецкая. — Как театральным деятелем, как невероятным подвижником, который даже собственное село поднял на невообразимый уровень. Вы знаете, я много езжу по стране, я видела эти села с туалетами на улице, знаю, как живет глубинная Россия. Но когда я приехала в село, где родился Раиль, в 5 километрах от Буинска, и узнала, сколько там сделано руками Раиля, его семьи, родственников Садриевых, которых целый клан там, то была просто потрясена. Потому что село Адав-Тулумбаево тоже стало культурным центром: с футбольным полем, пляжным волейболом, отличной каменной школой и уютным клубом, где артисты Буинского театра играют спектакли и проходят показы лабораторных эскизов!»

Происходящее сегодня, по словам Зарецкой, — это «один из тех перегибов, которые мы видим, увы, нередко». И они вредят репутации страны, уверена наша собеседница. «Почему лично я подружилась с Раилем? Да потому что это человек, который все время спрашивал меня: „Как сделать театр лучше? Кого позвать? Каких режиссеров, каких художников? На какой еще фестиваль отправить заявку? Куда поехать, чтобы посмотреть лучшее, что есть в современном театре?“ То есть для меня это был совершенно сумасшедший в хорошем смысле подвижник и энтузиаст, который жил исключительно театром», — считает Зарецкая.

Милеуша Хабутдинова переживает за судьбу Садриева и его театра Милеуша Хабутдинова переживает за судьбу Садриева и его театра Фото: «БИЗНЕС Online»

Среди тех, кто переживает за судьбу Садриева и его театра, оказалась и доцент КФУ, литературовед Милеуша Хабутдинова. Самый бескомпромиссный критик современного татарского театра называет происходящее «огромной трагедией».

«Не залезаю в кухню всех этих экономических историй, пусть правосудие разберется, но я наблюдала за этим театром со стороны, — сказала Хабутдинова нашему корреспонденту. — Не считаю себя другом Садриева, его соратником, вы знаете, что я эксперт независимый, но я наблюдала, как этот театр рос, и считаю, что произошедшее — трагедия для меня лично. Это аукнется для данного региона негативно. Потому что этот предприимчивый человек превратил провинцию в культурный центр. Как человек, воспитанный в сельской местности, я прекрасно понимаю, какая существует инерция в решении хозяйственных вопросов в провинции. И ему удалось невозможное: убедить районное начальство вкладываться в культуру, строить театральный фестиваль, участниками которого были театры из СНГ».

По словам Хабутдиновой, она помнит, когда Буинский театр «был коллективом на уровне школьной самодеятельности». «Я видела, как обтесывались актеры. Этот процесс был похож на появление Буратино из полена. Только шаг от школьной самодеятельности к профессиональному театральному искусству — и стали появляться крутые театральные постановки, побывав на которых, я себя чувствовала комфортно в присутствии гостей из Москвы, с каких-то там екатеринбургских театральных площадок. Не стыдно было сказать: „Это сделано в Татарстане, это сделано в Буинске“. Не было никакой печати провинциальности, актуально и на содержательном уровне, и по форме», — указывает эксперт газеты.

«Правосудие пусть разберется в этих хитросплетениях юридических, но, если в результате таких действий звезда директора театра погаснет даже ненадолго, это для буинской земли будет чревато большими последствиями, необратимыми. Потому что замены нет», — уверена Хабутдинова.