Дресс-код бала Met Gala в этом году — «Сад времени» Дресс-код бала Met Gala в этом году — «Сад времени» Фото: © Photo Image Press / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Спящие красавицы» на балу костюмов

Ежегодный благотворительный бал Met Gala 2024 в этом году приурочили к открытию новой выставки для Института костюмов в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Это одно из главных событий в мире моды. Тема бала — Sleeping Beauties: Reawakening Fashion («Спящие красавицы: пробуждение моды»), которая подчеркивает постоянную эволюцию моды и ее способность вдохновлять и отражать культурные изменения.

Коллекция новой выставки института состоит из исторических и современных нарядов, которые демонстрируют, как мода отражает наши меняющиеся представления о времени, идентичности и красоте. В основу экспозиции вошло более 250 предметов гардероба, в том числе работы первого в мире кутюрье, основателя синдиката высокой моды Чарльза Фредерика Ворта, а также Эльзы Скиапарелли, Кристиана Диора, Ива Сен-Лорана. Множество нарядов различных исторических эпох под действием времени стали настолько хрупкими, что их уже нельзя примерить. Потому эти «спящие красавицы» бережно хранятся в архивах института, а современные дизайнеры переосмысляют их, создавая похожие наряды для ковровых дорожек.

Дресс-код бала Met Gala в этом году — «Сад времени». Он вдохновлен одноименным рассказом британского писателя-фантаста Джеймса Грэма Балларда. В нем показана история главного героя и его жены, которые живут посреди выжженной равнины, в дивной красоты имении, на единственном клочке земли, радующем глаз. Каждый день они наблюдают, как из-за горизонта надвигается унылая бесконечная масса дикарей, которые рано или поздно сметут их виллу, растопчут сад, и цветы времени, которые в нем растут, погибнут. Рассказ небольшой, но явно не все гости его прочли, ибо модных провалов на мероприятии было предостаточно. Например, были герои из «Алисы в Стране чудес». При чем здесь они?.. Дресс-код призывал гостей создать образы, отражающие связь между модой и временем, пробуждением силы природы. Ожидалось, что дизайнеры и знаменитости будут использовать в своих туалетах органические материалы, цветочные мотивы и футуристические элементы, чтобы воплотить в жизнь эту тему.

Фото: © Photo Image Press / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Свадьба тетушки» или «выпускница-1997»

Самое интересное и обсуждаемое во всем этом действе, конечно, образы гостей. Пройтись по ковровой дорожке приглашают прежде всего тех, кто связан с модой. Зачастую знаменитости приходят под руку с дизайнером своего наряда. Задача участников события — показать моду как искусство, не бояться эпатировать безумием и необычностью костюма и, разумеется, соблюдать тематику бала.

Собственно, обсуждением нарядов мы и займемся. Начнем с «головы». Анна Винтур, будучи первым лицом мероприятия, весьма логично построила свой образ от главного экспоната выставки — платья Чарльза Ворта 1889 года из черного шелка, расшитого красными и желтыми тюльпанами. Модный дом Loewe создал для Винтур костюм, состоящий из белого платья и черного пальто с цветочной аппликацией из перьев в аналогичных экспонату цветах. Однако при всей теоретической задумке следует сказать: образ от Джонатана Андерсона, одного из самых иронично-интеллектуальных дизайнеров сегодня, любимца модников по всему миру, не смотрелся гармонично и стильно. Случилось то, что в модной индустрии называют «туловище отдельно, а голова отдельно» (про нафталиновый шик наряда и вовсе промолчу). Винтур не сдала экзамен в своем же институте.

Прийти на Бал Костюма в банальном вечернем платье уровня «свадьба тетушки» или «выпускница-1997» — это явное неуважение к мероприятию Прийти на Бал костюма в банальном вечернем платье уровня «свадьба тетушки» или «выпускница-1997» — это явное неуважение к мероприятию Фото: © Ron Adar / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Продолжая тему двоечников, скажу о гостях, чье отношение к мероприятию (с учетом срока подготовки в несколько месяцев!) не выдерживает никакой критики. Мало того, что стилисты не прочитали трехстраничный рассказ Балларда, так еще и платья надели, что называется, «гляну-ка я в гардероб, там где-то завалялось платье в цветочек, тема-то про сады». Прийти на бал костюма в банальном вечернем платье уровня «свадьба тетушки» или «выпускница-1997» — это явное неуважение к мероприятию. Для узко мыслящих (чувствую, будут комментарии о бюджетах, вкусах и прочем), рассуждающих из своего жизненного опыта, сразу напомню, что речь идет о богатых и знаменитых людях с огромными возможностями — как финансовыми, так и стилистическими.

Итак, выпускницы и домохозяйки (разобраться, ху есть ху, нетрудно).

Королева Пик Деми МурФото: © Photo Image Press / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Троечники и кот Базилио с лисой Алисой

Были и троечники, у которых образ был шикарным, но тему мероприятия они не раскрыли, пришли в «безопасном». В этих нарядах легко можно было бы появиться на «Оскаре» или «Грэмми». Отмечу Николь Кидман в переизданном кутюрном платье Balenciaga, повторяющем работу самого Кристобаля Баленсиага из коллекции 1951-го.

Николь Кидман в переизданном кутюрном платье Balenciaga Николь Кидман в переизданном кутюрном платье Balenciaga Фото: © Photo Image Press / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Но есть и те, кто не так прост, как кажется. Для тех, кто прочел «Сады времени» Балларда, поймет, почему Эмили Ратаковски, Деми Ловато, Эль Фаннинг и Ирина Шейк выбрали такие наряды. Хочется процитировать фразу из произведения: «Цветы достигали высоты около 6 футов, их стройные, как бы отлитые из стекла стебли венчались дюжиной листьев, некогда прозрачные мутовки застыли, пронизанные окаменевшими прожилками. На верхушке каждого стебля распускался цветок времени размером с хрустальный бокал… Бриллиантовое сверкание цветов играло тысячами оттенков, кристаллы, казалось, впитали в себя из воздуха свет и живую подвижность». Эти девочки справились на оценку «хорошо».

Эль Фаннинг и Ирина Шейк справились на оценку «хорошо» Эль Фаннинг и Ирина Шейк справились на оценку «хорошо» Фото: www.globallookpress.com

Тематика мероприятия настолько обширна и разнообразна, так много в ней аспектов, которые можно раскрыть, опираясь на тему выставки, что, конечно, банальные образы или образы «не в тему» вызывают справедливую критику. К примеру, корсеты, кринолин и турнюры — зачем они здесь? Или, например, запутавшиеся в теме вечера гости. Тут и уже упомянутые персонажи «Алисы в Стране чудес», например Королева Пик Деми Мур и пара кроликов, были Кот с Лисой из «Пиноккио».

Шляпа-букет и оленьи рога

Ну и куда без цветочков? Цветочная тема в платье имеет прямую и довольно банальную ассоциацию, однако есть и те, кто подошел к теме сада с иного ракурса. Актриса Тейлор Расселл в корсете под дерево от Loewe — вот где современность и ирония во всей красе! Певица Лана Дель Рей в Alexander McQueen с рогами на голове воплощает строчки рассказа Балларда в жизнь: «Чуть пониже террасы, между рухнувшими балконами и разрушенной стеной, небольшой клочок земли занимали густые заросли крепкого терновника, кусты которого достигали в высоту 6 футов. Листва и колючки образовывали сплошную непроницаемую и непреодолимую стену, и люди старались держаться от нее подальше, боязливо косясь на вплетенные в колючие ветви цветы белладонны». Платье певицы — оммаж творения на наряд Маккуина, переосмысленный новым креативным директором модного дома Alexander McQueen, из коллекции 2006 года.

Актриса Зендея и ее великолепный стилист Лоу Роуч выбрали на дорожку Met Gala кутюрное платье от Maison Margiela Актриса Зендея и ее великолепный стилист Лоу Роуч выбрали на дорожку Met Gala кутюрное платье от Maison Margiela Фото: © Photo Image Press / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Давайте посмотрим на самые роскошные образы с Met Gala 2024. Мой главный фаворит по красоте, идейной составляющей и общему визуальному эффекту (макияж, аксессуары, прическа, стыковка платья с внешностью) — певица Тайла в песочном платье Balmain. На мероприятии присутствовал и автор наряда — креативный директор модного дома Оливье Рустен, составляя гармоничную пару Тайле. Он разработал для ее платья уникальную технику аппликации из микрокристаллов, которые создавали эффект мокрого песка. Это такая аллюзия на ускользающее время. Актриса Зендея и ее великолепный стилист Лоу Роуч выбрали на дорожку Met Gala кутюрное платье от Maison Margiela. По сути, креативный директор Margiela Гальяно переосмыслил собственное же творение времен работы в доме Dior. Но это был не единственный образ Зендеи. Дух историзма она передала в винтажном платье Givenchy из весенней коллекции 1996 года и шляпе-букете из коллекции Маккуина 2007-го.

Были и вовсе уродливые наряды. И это не тот случай, когда так страшно, что даже красиво. Это безобразные, не соответствующие современной модной повестке, безвкусные и непродуманные луки. Стилистический неуд.

Ожидалось, что дизайнеры и знаменитости используются в своих туалетах органические материалы, цветочные мотивы и футуристические элементы Ожидалось, что дизайнеры и знаменитости используют в своих туалетах органические материалы, цветочные мотивы и футуристические элементы Фото: © Ron Adar / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Русская культура на Met Gala

Немного истории. Met Gala, официально известный как Институтский бал костюма, впервые прошел в 1948 году благодаря Элеоноре Ламберт — редактору модного журнала Vogue в то время. Первые балы были небольшими частными мероприятиями с ограниченным числом гостей. Входной билет стоил $50, общие суммы сбора были небольшими. Сегодня балы собирают 8-значные суммы в поддержку музея. Еще бы: стоимость билета начинается от $40 тыс., а выкуп стола — от $270 тысяч. Кстати, в этом году, пишут СМИ, мероприятие собрало $24 миллиона.

Событие быстро стало популярным среди знаменитостей, светских людей и модных дизайнеров и с годами становилось все более экстравагантным и гламурным. В 1970-х Met Gala приобрел репутацию места встречи для знаменитостей. В 1973 году Диана Вриланд, тогда главред Vogue, стала сопредседателем бала и внесла свой вклад в превращение его в более престижное и влиятельное мероприятие.

В 1995-м Анна Винтур, ставшая (и ныне действующая) главным редактором Vogue, взяла на себя обязанности председателя Met Gala. Под ее руководством мероприятие стало максимально эксклюзивным и масштабным. В 2014 году статус Met Gala был официально повышен до благотворительного фонда и приобрел новую функцию — презентацию тематической выставки в Институте костюма. Тематики выставок часто были вдохновлены историческими периодами, известными личностями или культурными движениями. Выставки и сопутствующие мероприятия бала стали важными культурными событиями, которые привлекают широкое внимание общественности. Они также являются источником вдохновения для дизайнеров, художников и любителей моды. Это одно из самых фотографируемых и обсуждаемых мероприятий в мире. Дизайнеры стремятся создавать самые яркие и запоминающиеся образы для своих звездных клиентов, а знаменитости используют мероприятие, чтобы сделать смелые заявления о моде и культуре.

Русская культура тоже оставила след в истории бала. В 1976 году тематика посвящена была «Русской коллекции» Ива Сен-Лорана, а Вриланд пришла на бал в топе со стеклярусом под руку с французским дизайнером. Нужно отметить, что это первое мероприятие, посвященное творчеству дизайнера при его жизни. Следующим станет великий Джон Гальяно. Уже через два года, в 1978-м, бал отдает дань уважения дягилевским балетам и привлекает известных гостей, включая модель, бывшую жену вокалиста легендарной группы The Rolling Stones Мика Джаггера Бьянку Джаггер и саму Джеки Кеннеди-Онассис.

Говоря о дизайнерах, нельзя не вспомнить выставки, посвященные памяти Джанни Версаче после его трагической гибели в 1997 году или гениальному Александру Маккуину, ушедшему из жизни в 2010-м. Тема бала, посвященная ему, называлась «Дикая красота». Эта выставка побила все рекорды посещаемости за все годы: было продано 660 тыс. билетов!

Светлана Сафина